СОВЕТ МИНИСТРОВ РСФСР
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 31 мая 1973 года N 296
Об усилении охраны природы и улучшении использования
природных ресурсов*
(с изменениями на 13 апреля 1993 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 13 января 2020 года N 7
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1992 года N 119;
постановлением Правительства Российской Федерации от 13 апреля 1993 года N 326.
____________________________________________________________________
Совет Министров РСФСР отмечает, что в соответствии с принятыми Партией и Правительством решениями по вопросам, связанным с рациональным использованием природных ресурсов, в РСФСР получила широкое развитие мелиорация земель, ведется борьба с эрозией почв, построены крупные гидроэлектростанции, проводится регулирование и перераспределение стока рек, принимаются меры к улучшению ведения рыбного и охотничьего хозяйства, возобновлению леса на больших площадях, широко внедряются теплофикация в городах и промышленных центрах и газификация, что существенно уменьшает загрязнение воздушного бассейна, осуществляется строительство на предприятиях и в городах сооружений для очистки сточных вод и промышленных выбросов в атмосферу.
________________
* Приложения не приводятся.
За 1966-1970 годы предприятиями и организациями, расположенными на территории РСФСР, на мероприятия по охране водоемов и атмосферного воздуха от загрязнения неочищенными сточными водами и промышленными выбросами освоено свыше 1,6 млрд.рублей.
За годы восьмой пятилетки в РСФСР созданы полезащитные лесные полосы на площади 198 тыс. гектаров, проведено закрепление, облесение оврагов, балок, песков и других неудобных земель на площади 553 тыс. гектаров, построено гидротехнических противоэрозионных сооружений общей стоимостью 38 млн. рублей.
Проведены лесовосстановительные работы на площади 5467 тыс. гектаров, осушено 600 тыс. гектаров заболоченных лесных угодий, авиахимическая борьба с вредными насекомыми осуществлена на площади 1742 тыс. гектаров и ежегодно обеспечивается авиационная охрана лесов от пожаров на площади 700 млн. гектаров.
Вместе с тем Совет Министров РСФСР отмечает, что в деле охраны природы имеют место серьезные недостатки. Многие министерства, ведомства, предприятия и организации не занимаются должным образом вопросами охраны окружающей природной среды от загрязнения и обеспечения рационального использования природных ресурсов. Строительство очистных сооружений, газопылеулавливающих установок отстает от развития мощностей промышленных предприятий и роста городов.
Министерства и ведомства РСФСР, Советы Министров автономных республик и исполкомы местных Советов депутатов трудящихся неудовлетворительно выполняют решения Партии и Правительства о прекращении загрязнения бассейнов рек Волги, Урала, Оби, Иртыша, озера Байкал, Каспийского моря, не установили должного контроля за строительством и эксплуатацией сооружений для очистки промышленных и хозяйственно-бытовых сточных вод.
На ряде промышленных предприятий недостаточно принимаются меры по разработке и внедрению новых технологических процессов и систем оборотного водоснабжения, слабо организован контроль за эксплуатацией очистных сооружений.
Министерство легкой промышленности РСФСР, Министерство мясной и молочной промышленности РСФСР и Главнефтеснаб РСФСР систематически срывают сроки строительства очистных сооружений на подведомственных им предприятиях и организациях, плохо контролируют освоение средств, выделенных на эти цели.
Многие министерства и ведомства недостаточно принимают долевое участие в развитии водопроводно-канализационных сооружений общего пользования.
Министерства и ведомства РСФСР, Советы Министров автономных республик, исполкомы местных Советов депутатов трудящихся не проявляют должного внимания к вопросам охраны природы, сохранению сельскохозяйственных и лесных угодий, чистоты водного и воздушного бассейнов, сохранению и обогащению флоры и фауны, не предъявляют необходимой требовательности к руководителям предприятий и организаций за проведение природоохранных мероприятий.
Министерство сельского хозяйства РСФСР, Министерство совхозов РСФСР, Советы Министров автономных республик, крайисполкомы и облисполкомы не осуществляют достаточного контроля за соблюдением требований земельного законодательства и правильным использованием сельскохозяйственных угодий, особенно мелиорированных земель. Значительные площади ценных сельскохозяйственных земель отводятся под строительство промышленных предприятий, транспортные коммуникации, отвалы пород. Работы по восстановлению (рекультивации) нарушенных земель ведутся медленно и в небольших объемах, в связи с чем площадь таких земель ежегодно увеличивается.
Ведение лесного хозяйства и воспроизводство лесных ресурсов осуществляется еще не на должном уровне. Лесохозяйственные органы нередко мирятся с фактами нарушения правил лесопользования, недостаточно контролируют работу лесозаготовительных предприятий и не предъявляют к ним надлежащей требовательности.
Министерство мелиорации и водного хозяйства РСФСР, Министерство здравоохранения РСФСР, Министерство лесного хозяйства РСФСР, Главохота РСФСР, Советы Министров автономных республик и исполкомы местных Советов депутатов трудящихся слабо осуществляют контроль за выполнением промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, строительными и другими организациями мер по предотвращению загрязнения водоемов и атмосферного воздуха, бережному отношению к использованию природных ресурсов.
Во исполнение постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 29 декабря 1972 г. N 898 "Об усилении охраны природы и улучшении использования природных ресурсов" Совет Министров РСФСР
постановляет:
1. Министерствам и ведомствам РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам усилить внимание к вопросам охраны природы и обеспечения рационального использования природных ресурсов, установив систематический контроль за проведением работ по борьбе с эрозией почв, за правильным использованием колхозами и совхозами, предприятиями и организациями земель, вод, лесов, недр и других природных богатств, за соблюдением ими действующих правил и норм по рекультивации земель, по предотвращению загрязнения и засоления почв, поверхностных и подземных вод, по сохранению водоохранных и защитных функций лесов, водорегулирующей роли торфяных массивов, по сохранению и воспроизводству животного и растительного мира, по предотвращению загрязнения атмосферного воздуха, по усилению борьбы с производственным и бытовым шумом.
2. Установить, что:
а) подпункт утратил силу - постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1992 года N 119. - См. предыдущую редакцию :
за соблюдением министерствами, ведомствами, государственными, кооперативными, общественными организациями и учреждениями, а также гражданами земельного законодательства и порядка пользования землей;
за проведением министерствами, ведомствами и гражданами мероприятий по борьбе с вредителями и болезнями растений и за соблюдением установленных правил применения ядохимикатов с тем, чтобы не допускать попадания вредных веществ в сельскохозяйственную продукцию и накопления их в почве и водоемах, а также за рекультивацией земель;
б) Министерство сельского хозяйства РСФСР и Министерство совхозов РСФСР:
несут ответственность за организацию охраны и рационального использования земель, находящихся в пользовании колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий и организаций, подведомственных этим министерствам, правильного применения в сельском хозяйстве ядохимикатов, за развитие и широкое применение биологических средств борьбы с болезнями и вредителями сельскохозяйственных культур и насаждений, за организацию экономного использования воды при орошении земель;
организуют выполнение комплекса противоэрозионных мероприятий, включая работы по полезащитному лесоразведению;
в) Министерство мелиорации и водного хозяйства РСФСР:
несет ответственность за организацию рационального использования вод в народном хозяйстве и за охрану их от загрязнения, засорения и истощения, за технический уровень и повышение эффективности мелиоративных систем, за проведение работ по рассолению засолоненных земель;
осуществляет в установленном порядке государственный контроль за рациональным использованием вод, за проведением мероприятий по охране водоемов от загрязнения, засорения и истощения, а также за работой очистных сооружений и сбросом сточных вод (промышленных, дренажных, коммунально-бытовых, сельскохозяйственных, в частности от крупных животноводческих комплексов, и других);
организует в установленном порядке эксплуатацию крупных межотраслевых водохозяйственных объектов и систем;
разрабатывает и представляет в Госплан РСФСР проекты перспективных и годовых планов развития водного хозяйства схем комплексного использования и охраны вод, проекты водохозяйственных балансов, имеющих республиканское значение, а также по согласованию с Министерством мелиорации и водного хозяйства СССР - планов распределения вод между водопользователями по бассейнам рек, имеющих межреспубликанское значение;
организует разработку схем охраны вод малых рек и верховьев горных рек;
утверждает с учетом предложений заинтересованных министерств и ведомств, Советов Министров автономных республик, крайисполкомов и облисполкомов правила комплексного использования водохранилищ и водохозяйственных систем, находящихся на территории РСФСР, за исключением водных объектов, регулирование пользования которыми отнесено к компетенции Союза ССР, для нужд энергетики, водного транспорта, сельского, рыбного, коммунального и других отраслей народного хозяйства;
осуществляет текущее диспетчерское регулирование использования вод;
г) Министерство лесного хозяйства РСФСР:
осуществляет государственный надзор за состоянием лесов и обеспечением рационального использования лесных ресурсов, несет ответственность за воспроизводство и повышение продуктивности лесов, организацию охраны лесов от пожаров и своевременную их ликвидацию, за защиту лесов от вредных насекомых и болезней, за организацию охраны лесов от самовольных порубок и других действий, причиняющих ущерб лесу;
осуществляет контроль за охраной земель государственного лесного фонда и использованием их лесохозяйственными предприятиями и организациями и лесопользователями в соответствии с целевым назначением этих земель и за соблюдением правил лесопользования на территории государственного лесного фонда;
д) Главное управление охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР осуществляет контроль за правильным ведением охотничьего хозяйства и за соблюдением действующего законодательства по сохранению и обогащению полезной флоры и фауны и по заповедному делу; совместно с Министерством внутренних дел СССР осуществляет меры по борьбе с браконьерством и нарушениями правил охоты;
е) Министерство рыбного хозяйства РСФСР обеспечивает воспроизводство рыбных запасов на водоемах, закрепленных за подведомственными ему предприятиями и организациями;
ж) Министерство здравоохранения РСФСР осуществляет государственный контроль за проведением мероприятий, направленных на ликвидацию и предупреждение загрязнения внешней природной среды, в том числе мероприятий по ликвидации и предупреждению загрязнения поверхностных и подземных вод, используемых для удовлетворения питьевых, бытовых, оздоровительных и иных нужд населения;
з) Министерство жилищно-коммунального хозяйства РСФСР:
осуществляет контроль за ходом строительства и эксплуатацией в городах, рабочих поселках и других населенных пунктах коммунальных канализаций и сооружений по очистке сточных вод;
осуществляет силами подведомственных проектных организаций проектирование коммунальных водопроводно-канализационных и очистных сооружений в республиканских (АССР), краевых и областных центрах, крупных промышленных городах и городах-курортах;
и) Министерство геологии РСФСР осуществляет контроль за охраной подземных вод от истощения и загрязнения.
Ответственность за обеспечение проведения мероприятий по охране атмосферного воздуха в городах и других населенных пунктах от загрязнения несут Советы Министров автономных республик, крайисполкомы, облисполкомы и горисполкомы.
Советам Министров автономных республик и исполкомам местных Советов депутатов трудящихся усилить контроль за проведением всеми предприятиями и организациями, независимо от их ведомственной подчиненности, мероприятий по охране природы и улучшению использования природных ресурсов, а также за строгим соблюдением всеми гражданами установленных правил охраны окружающей природной среды.
Обязать Министерство мелиорации и водного хозяйства РСФСР, Министерство сельского хозяйства РСФСР, Министерство совхозов РСФСР, Министерство лесного хозяйства РСФСР, Министерство рыбного хозяйства РСФСР, Министерство здравоохранения РСФСР, Министерство жилищно-коммунального хозяйства РСФСР, Министерство геологии РСФСР, Главное управление охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР, Советы Министров автономных республик, крайисполкомы, облисполкомы, Московский и Ленинградский горисполкомы рассмотреть вопрос об уточнении функций и обязанностей подведомственных им организаций и учреждений, осуществляющих контроль за рациональным использованием и охраной природных ресурсов, и внести необходимые изменения в утвержденные планы, а также в положения об этих организациях и учреждениях.
По вопросам, требующим решения Правительства, внести предложения в Совет Министров РСФСР.
3. Обязать министерства и ведомства РСФСР обеспечить начиная с 1974 года разработку проектов перспективных и годовых планов проведения мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов по подведомственному хозяйству и представление их в Госплан РСФСР одновременно с проектами планов развития народного хозяйства РСФСР.
В указанных проектах планов предусматривать мероприятия по охране природы, подлежащие проведению предприятиями и организациями.
Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам обеспечить начиная с 1974 года разработку проектов сводных перспективных и годовых планов охраны природы на территории автономных республик, краев, областей, крупных промышленных центров, предусматривающих мероприятия по охране природы, подлежащие выполнению как предприятиями и организациями общесоюзных и союзно-республиканских министерств и ведомств СССР, так и предприятиями и организациями, подведомственными министерствам и ведомствам РСФСР, и представлять их в Госплан РСФСР.
Госплану РСФСР обеспечить разработку проектов перспективных и годовых планов проведения мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, проектов сводных перспективных и годовых планов охраны природы в целом по РСФСР и представлять их в установленном порядке в Совет Министров РСФСР и Госплан СССР.
4. Обязать министерства и ведомства РСФСР, Советы Министров автономных республик, крайисполкомы, облисполкомы, Московский и Ленинградский горисполкомы:
предусматривать в проектах строительства подведомственных предприятий специальным разделом мероприятия по охране водоемов, почвы и атмосферного воздуха от загрязнения сточными водами и промышленными выбросами;
принять необходимые меры по ускорению и улучшению работ, связанных с рекультивацией земель, обеспечив своевременную передачу восстановленных земель колхозам, совхозам и другим землепользователям;
обеспечить строгий контроль за проектированием, строительством и эксплуатацией на подведомственных предприятиях сооружений для очистки сточных вод и сооружений по газоочистке и пылеулавливанию;
предусматривать вывод в установленном порядке из городов отдельных предприятий или изменение профиля их производства в случаях, когда невозможно существенно уменьшить наиболее вредные выбросы этих предприятий;
обеспечить разработку и утверждение в 1973 году по подведомственным предприятиям и организациям мероприятий по созданию новых и совершенствованию существующих технологических процессов с целью уменьшения количества сточных вод, вредных выбросов в атмосферу и снижения их загрязненности;
провести до 1 июля 1973 г. обследование состояния канализации и очистки сточных вод по предприятиям, организациям, колхозам и совхозам в целях осуществления необходимого строительства новых или реконструкции существующих очистных сооружений, имея при этом в виду максимальное увеличение оборотного водоснабжения и необходимость ускорения строительства сооружений для очистки сточных вод.
Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам совместно с Министерством мелиорации и водного хозяйства РСФСР, Министерством жилищно-коммунального хозяйства РСФСР, Министерством здравоохранения РСФСР, Министерством рыбного хозяйства РСФСР и другими заинтересованными министерствами и ведомствами разработать мероприятия, обеспечивающие полное прекращение сброса в водоемы неочищенных или недостаточно очищенных и обезвреженных сточных вод, в первую очередь в бассейны рек, где наблюдается большая загрязненность вод или ожидается напряженность водного баланса, и представить до 1 октября 1973 г. соответствующие предложения в Госплан РСФСР.
Госплану РСФСР представить в декабре 1973 г. предложения по этому вопросу в Совет Министров РСФСР.
5. Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Московскому и Ленинградскому горисполкомам совместно с предприятиями министерств и ведомств СССР и РСФСР, расположенными на территории автономных республик, краев, областей, гг.Москвы и Ленинграда, разработать и осуществить в 1973-1977 годах мероприятия по реконструкции и строительству газоочистных и пылеулавливающих установок на действующих предприятиях для ликвидации повышенного загрязнения атмосферного воздуха в городах согласно приложению N 1.
Министерствам и ведомствам РСФСР предусматривать выделение необходимых капитальных вложений на осуществление указанных мероприятий.
6. Возложить на Госплан РСФСР:
рассмотрение вносимых министерствами и ведомствами РСФСР, Советами Министров автономных республик, крайисполкомами, облисполкомами, Московским и Ленинградским горисполкомами предложений по рациональному использованию природных ресурсов и по охране природы;
утверждение схем комплексного использования и охраны вод, а также водохозяйственных балансов, имеющих республиканское значение;
представление в Совет Министров РСФСР согласованных с Советами Министров автономных республик, крайисполкомами, облисполкомами, Московским и Ленинградским горисполкомами предложений об определении водных объектов, регулирование использования которых целесообразно осуществлять органами СССР и РСФСР;
обеспечение разработки в составе генеральных схем развития и размещения производительных сил экономических районов специальных мероприятий по охране природы.