Недействующий

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 23 марта 1993 года N 130


О мерах по реализации Закона Российской Федерации
"О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР
об административных правонарушениях, Уголовный
кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР"

(с изменениями на 6 марта 2001 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 1 июля 2002 года на основании  
приказа МВД России от 1 августа 2002 года N 720
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:

приказом МВД России от 26 декабря 1994 года N 430 (утратил силу на основании совместного приказа от 30 июня 1997 года МВД России, ГТК России, Госстандарта России NN 399, 388, 195);

     приказом МВД России от 15 апреля 1996 года N 202;
     приказом МВД России от 12 октября 1999 года N 797 (Российская газета, N 233, 24.11.99).
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
     В документе также учтено:
     решение Верховного Суда Российской Федерации от 2 декабря 1999 года;

     определение Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 20 января 2000 года N КАС 00-4;
     решение Верховного Суда Российской Федерации от 31 мая 2000 года N ГКПИ 00-342;
     решение Верховного Суда Российской Федерации от 6 марта 2001 года.
____________________________________________________________________


В связи с принятием Закона Российской Федерации от 24 декабря 1992 года N 4217-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР", Постановлением Верховного Совета Российской Федерации о порядке введения его в действие и Распоряжением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 1 марта 1993 года N 333-р,

приказываю:

1. Утвердить Инструкцию по организации в органах внутренних дел производства по делам об административных нарушениях правил дорожного движения и иных норм, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения (приложение 1).

2. Министрам внутренних дел республик в составе Российской Федерации, начальникам управлений (главных управлений) внутренних дел автономной области, автономных округов, краев, областей, г. Москвы, г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области:

2.1. Довести содержание Закона Российской Федерации "О внесении изменений и дополнений в Кодекс РСФСР об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РСФСР, Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР", Постановления Верховного Совета Российской Федерации о порядке введения его в действие, Инструкции по организации в органах внутренних дел производства по делам об административных нарушениях правил дорожного движения и иных норм, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, до всего личного состава органов внутренних дел, в срок до 1 мая с.г. организовать изучение указанных нормативных актов личным составом Государственной автомобильной инспекции, участковыми инспекторами милиции с принятием от них зачетов.

2.2. Принять меры к возвращению водительских удостоверений лицам, у которых срок лишения права управления транспортными средствами в соответствии с принятым Законом истек.

2.3. Привести делопроизводство по делам об административных нарушениях в соответствие с требованиями Инструкции; обеспечить размещение заказов на изготовление документов, предусмотренных Инструкцией, на полиграфических предприятиях, имеющих выданное в установленном порядке разрешение (лицензию) на изготовление специальной продукции.

2.4. Поручить аппаратам ГАИ осуществить в соответствии с приказом МВД России от 22 мая 1992 года N 174 заключение договоров на изготовление временных разрешений на право управления транспортным средством с концерном "Знак" при Пермской печатной фабрике Гознака Министерства финансов Российской Федерации.

2.5. В срок до 1 мая с.г. подготовить и внести предложения в местные органы исполнительной власти по организации мест хранения задержанных транспортных средств.

2.6. Обеспечить соблюдение законности в правоприменительной деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. По итогам первого полугодия 1993 года проанализировать состояние административной практики, эффективность применения принятого Закона. Предложения по совершенствованию законодательства и Инструкции в срок до 1 июля с.г. направить в ГУГАИ МВД России.

2.7. В месячный срок подготовить и представить в ГУГАИ МВД России обоснованный расчет сил и средств, необходимых для создания региональных автоматизированных систем учета нарушений правил дорожного движения.

2.8. Организовать через средства массовой информации широкое разъяснение участникам дорожного движения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, Инструкции по организации в органах внутренних дел производства по делам об административных нарушениях правил дорожного движения.

3. ГУГАИ МВД России (Федорову В.А.), ФЭУ МВД России (Соколову В.Л.), ГИЦ МВД России (Лежикову Г.Л.), Техническому управлению МВД России (Калимулину Р.А.), ГУМТиВС МВД России (Негодову В.П.) в срок до 20 мая с.г. подготовить предложения по организации и финансированию автоматизированной системы учета нарушений правил дорожного движения.

4. Установить, что приказ МВД СССР от 12 апреля 1989 года N 72 в органах внутренних дел Российской Федерации не применяется.

Министр генерал-полковник
внутренней службы
                                                                                     В.Ерин

    

Зарегистрировано в Министерстве

юстиции Российской Федерации

1 апреля 1993 года

Регистрационный номер 216     

     

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Приложение
к приказу МВД России
от 23 марта 1993 года
 N 130


ИНСТРУКЦИЯ
по организации в органах внутренних дел производства
по делам об административных нарушениях правил
дорожного движения и иных норм, действующих
в сфере обеспечения безопасности дорожного движения

(с изменениями на 6 марта 2001 года)


1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая Инструкция регламентирует деятельность органов внутренних дел по оформлению материалов о нарушении правил дорожного движения и иных норм, действующих в сфере обеспечения безопасности дорожного движения*, рассмотрению дел о таких правонарушениях, обеспечению производства по ним, исполнению административных взысканий, а также контроль за производством по делам о нарушении правил.

____________________

*  Далее - правила

1.2. Порядок производства по делам об административных нарушениях правил определяется Кодексом РСФСР об административных правонарушениях** и иными актами законодательства Российской Федерации.

____________________    

** Далее - Кодекс

1.3. Соблюдение законности, охрана личных прав и законных интересов граждан при применении мер воздействия за нарушение правил обеспечивается контролем вышестоящих органов и должностных лиц, прокурорским надзором, правом обжалования, другими установленными законодательством способами.     

1.4. Должностные лица органов внутренних дел обязаны оказывать содействие в осуществлении прав и законных интересов лиц, привлекаемых к административной ответственности, по требованию этих лиц знакомить их с материалами дела, а также предоставлять иную официальную информацию, послужившую основанием для принятия решения по делу (пункт дополнительно включен приказом МВД России от 15 апреля 1996 года N 202).

1.5. В соответствии с законодательством должностные лица органов внутренних дел, действия или решения которых обжалуются в судебном порядке, обязаны документально доказать в суде законность обжалуемых действий (решений); гражданин освобождается от обязанности доказывать незаконность обжалуемых действий (решений), но обязан доказать факт нарушения своих прав и свобод (пункт дополнительно включен приказом МВД России от 15 апреля 1996 года N 202).

2. ОФОРМЛЕНИЕ МАТЕРИАЛОВ О НАРУШЕНИИ ПРАВИЛ

2.1. Выявленные нарушения правил оформляются документами, предусмотренными настоящей Инструкцией.

2.2. Все документы, предусмотренные настоящей Инструкцией, должны заполняться чернилами (черного, синего или фиолетового цвета) разборчиво, без помарок и исправлений.

При составлении схемы дорожно-транспортного происшествия, в случаях, предусмотренных настоящей Инструкцией, в ней указываются точные результаты измерений расположения транспортных средств после происшествия, производится их привязка к стационарным объектам, дорожным и иным сооружениям, элементам дороги (тротуарам, обочинам, кюветам и т.д.).

2.3. Основным процессуальным документом, фиксирующим данные о нарушении, личности нарушителя, является протокол об административном правонарушении_*** (приложение 1).

____________________    

_***  Далее - административный протокол

Административный протокол по факту выявленного нарушения составляется только в присутствии лица, совершившего правонарушение (абзац в редакции, введенной в действие с 5 декабря 1999 года приказом МВД России от 12 октября 1999 года N 797. - См. предыдущую редакцию).

Если нарушение правил совершено несколькими лицами, административный протокол составляется на каждое лицо, совершившее правонарушение (абзац в редакции, введенной в действие с 5 декабря 1999 года приказом МВД России от 12 октября 1999 года N 797. - См. предыдущую редакцию).

Копия административного протокола немедленно после составления протокола вручается лицу, совершившему правонарушение, а также потерпевшему по его просьбе (абзац дополнительно включен с 5 декабря 1999 года приказом МВД России от 12 октября 1999 года N 797).

2.4. В административном протоколе излагается краткое и точное существо допущенного нарушения правил, отражающее его противоправный характер, указывается статья Кодекса, предусматривающая ответственность за данное нарушение. Не допускаются формулировки общего характера ("Нарушил ПДД", "Превысил скорость" и т.п.).

Сведения о нарушителе (фамилия, имя, отчество), вносимые в административный протокол, должны заполняться печатными буквами, согласно разметки (в каждую графоклетку вписывается одна буква).

В случае использования технических средств для выявления и(или) фиксации нарушения правил в административном протоколе указывается наименование прибора, его номер.

При необходимости изложить дополнительные сведения, уточняющие существо нарушения, и другие факты, которые могут иметь значение для правильного принятия решения по делу, сотрудник милиции составляет рапорт, который прилагается к административному протоколу.

2.5. При составлении административного протокола нарушителю разъясняются его права и обязанности, предусмотренные статьей 247 Кодекса, объявляются время и место рассмотрения дела о нарушении правил.

2.6. Особенности оформления отдельных нарушений правил, совершаемых водителями транспортных средств:

2.6.1. При оформлении материалов по факту нарушения правил, повлекшего причинение материального ущерба, к административному протоколу приобщаются сведения о водителях и транспортных средствах, участвовавших в дорожно-транспортном происшествии (приложение 2), объяснения участников происшествия и свидетелей.

Водителям, участвовавшим в дорожно-транспортном происшествии, должностным лицам Госавтоинспекции, оформляющим или рассматривающим дело о нарушении правил, повлекшем данное происшествие, выдаются справки (приложение 3).

Заинтересованным предприятиям, учреждениям, организациям аналогичные справки выдаются по их письменным запросам.

2.6.2. При оформлении нарушения правил, повлекшего причинение телесных повреждений, составляются протокол осмотра места дорожно-транспортного происшествия (приложение 4), схема происшествия на бланке с миллиметровой сеткой в масштабе (приложение 5), протокол осмотра и проверки технического состояния транспорта (приложение 6), справка по дорожно-транспортному происшествию (приложение 7).

В отношении лица, совершившего нарушение правил, повлекшее указанные последствия, если в его действиях не усматриваются признаки преступления, составляется административный протокол.

2.6.2.1. Сведения о характере причиненных телесных повреждений получаются в медицинском учреждении по запросу (приложение 8), куда доставлялся или где проходил амбулаторное (стационарное) лечение пострадавший.

2.6.2.2. В необходимых случаях для получения доказательств, устанавливающих наличие или отсутствие состава административного правонарушения, в бюро судебно-медицинских экспертиз запрашивается заключение о степени тяжести телесных повреждений (приложение 9).

2.6.2.3. При поступлении заключения о том, что причиненные пострадавшему телесные повреждения относятся к разряду тяжких (менее тяжких), либо получения сведений из лечебного учреждения о совокупной продолжительности лечения пострадавшего в связи с причиненными ему телесными повреждениями более 21 дня сотрудник Госавтоинспекции, осуществляющий подготовку материалов к рассмотрению, докладывает об этом начальнику Госавтоинспекции и готовит материалы для передачи их по подследственности.

2.6.3. При оформлении материалов по дорожно-транспортному происшествию, когда водитель в нарушение правил оставил место дорожно-транспортного происшествия, составляется рапорт.

При установлении личности нарушителя на него составляется административный протокол по факту оставления в нарушение правил места дорожно-транспортного происшествия, в котором указываются обстоятельства, подтверждающие противоправный характер действий нарушителя. К административному протоколу прилагаются рапорта сотрудников милиции с изложением действий по выявлению нарушителя, объяснения нарушителя и очевидцев.

По факту совершения этим лицом нарушения правил, повлекшего причинение материального ущерба или легких телесных повреждений, составляется отдельный административный протокол.

2.6.4. В случае, когда в отношении водителя транспортного средства имеются достаточные основания полагать, что он находится в состоянии опьянения, в установленном порядке проводится его освидетельствование на состояние опьянения с применением индикаторной трубки "Контроль трезвости" или других предназначенных для этих целей технических средств.

Освидетельствование и его результаты оформляются протоколом освидетельствования с использованием индикаторной трубки "Контроль трезвости" или других предназначенных для этих целей технических средств (приложение 10). При этом обязательно присутствие не менее двух свидетелей.

Если водитель не согласен проходить освидетельствование на состояние опьянения с применением индикаторной трубки "Контроль тревости" либо других технических средств, а также в случае несогласия с результатами проведенного с применением указанных средств освидетельствования, он направляется на медицинское освидетельствование.

При подтверждении факта нахождения водителя в состоянии опьянения составляется административный протокол.

2.6.5. В случае уклонения водителя от прохождения освидетельствования на состояние опьянения в административном протоколе указываются имеющиеся у нарушителя признаки опьянения и его действия, характеризующие факт уклонения от освидетельствования. Протокол составляется в присутствии двух свидетелей.

2.6.6. При оформлении материалов по факту невыполнения водителем законного требования сотрудника милиции об остановке транспортного средства составляется административный протокол, в котором указываются обстоятельства, подтверждающие противоправный характер действий нарушителя (игнорирование неоднократных требований об остановке, подаваемых через громкоговорящую установку, с помощью сигналов, жестов; попытки скрыться от преследования).

К административному протоколу приобщаются рапорта сотрудников милиции, чьи требования об остановке не выполнил нарушитель, с указанием подаваемых ими сигналов, жестов, а также причин, вызвавших необходимость остановки транспортного средства. В случае преследования нарушителя к административному протоколу приобщаются рапорта сотрудников, осуществлявших преследование.

2.6.7. В случае, если фактам уклонения водителя от прохождения освидетельствования на состояние опьянения, невыполнения водителем законного требования сотрудника милиции об остановке транспортного средства предшествовали другие нарушения правил, о совершении этих нарушений составляется отдельный протокол.

2.6.8. При оформлении нарушения, связанного с управлением транспортным средством, имеющим неисправности, при наличии которых в соответствии с правилами запрещается их эксплуатация, в обязательном порядке составляется акт технического осмотра транспортного средства (приложение 11), который приобщается к административному протоколу.

2.6.9. При оформлении материалов за нарушение правил перевозки крупногабаритных и тяжеловесных грузов на автомобильном транспорте в административном протоколе указывается наличие или отсутствие разрешений (в установленных случаях) на перевозку таких грузов.

В случае выявления нарушения правил перевозки опасных грузов в административном протоколе указывается наличие или отсутствие согласованного маршрута перевозки, свидетельство о допуске транспортного средства, свидетельство о допуске водителя к перевозке опасных грузов, аварийной карточки системы информации об опасности.

2.6.10. При оформлении нарушения, связанного с невыполнением руководителями предприятий, учреждений, организаций или иными должностными лицами предписаний Госавтоинспекции, необходимо установление факта, что данные лица по своим служебным обязанностям несут ответственность за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств или эксплуатацию дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений и обязаны были выполнять предписания. В административном протоколе должны быть отражены существо невыполненного предписания, срок, отведенный на устранение выявленных ранее нарушений и недостатков.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»