Об упорядочении системы экономических (имущественных) санкций, применяемых к предприятиям, объединениям и организациям
(с изменениями на 31 августа 2006 года)
____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации
с 21 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 3 февраля 2020 года N 80
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 1993 года N 812;
постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 года N 530 (Российская газета, N 194, 01.09.2006 (текст постановления), Российская газета, N 200, 08.09.2006 (текст приложений)) (о порядке вступления в силу см. пункт 10 постановления Правительства Российской Федерации от 31 августа 2006 года N 530).
____________________________________________________________________
Совет Министров СССР отмечает, что реализация выработанных Партией и Правительством мер по коренной перестройке управления экономикой требует дальнейшего упорядочения системы экономической (имущественной) ответственности предприятий, объединений и организаций.
Несмотря на принятые в ходе пересмотра хозяйственного законодательства решения по значительному сокращению административно-командных методов управления, работа по упорядочению системы экономической (имущественной) ответственности еще не завершена. Продолжает действовать немало санкций, применение которых не стимулирует улучшения хозяйственной деятельности предприятий, объединений и организаций, а лишь ложится неоправданным бременем на их экономику. Не во всех случаях проводится принцип равной ответственности сторон за нарушение взаимных обязательств. Министерства и ведомства СССР не завершили полную отмену установленных ими по своей инициативе санкций, нарушающих хозрасчетные интересы и сковывающих самостоятельность предприятий.
Предприятия, объединения и организации слабо используют предоставленную им возможность решения вопросов имущественной ответственности за нарушение обязательств непосредственно в заключаемых договорах. Крайне редко применяется такая предусмотренная действующим законодательством универсальная мера ответственности, как возмещение убытков, в наибольшей степени соответствующая новому хозяйственному механизму.
В целях создания экономических и правовых гарантий, необходимо для обеспечения нормальной работы предприятий, объединений и организаций в условиях полного хозяйственного расчета и самофинансирования, и приведения системы экономической (имущественной) ответственности в соответствии с новыми принципами хозяйствования Совет Министров СССР постановляет:
1. Признать необходимым резко сократить число применяемых к предприятиям, объединениям и организациям экономических (имущественных) санкций, предусмотренных действующим законодательством, сохранив их лишь за наиболее серьезные нарушения государственной плановой ми договорной дисциплины.
Исключать необоснованное вмешательство министерств, ведомств и других органов хозяйственного руководства в деятельность предприятий, объединений и организаций, запретив этим органам предусматривать по своей инициативе в издаваемых ими ведомственных нормативных актах меры экономической (имущественной) ответственности предприятий, объединений и организаций. Экономические (имущественные) санкции, установленные ранее ведомственными нормативными документами, применяются лишь в исключительных случаях, когда это разрешено Советом Министров СССР либо предусмотрено законодательным актом.
2. Предприятиям, объединениям и организациям, руководствуясь Законом СССР о государственном предприятии (объединении) и другими решениями о коренной перестройке управления экономикой, шире использовать предоставленные им права для регулирования вопросов имущественной ответственности за нарушение обязательств непосредственно в заключаемых договорах на поставку продукции, выполнении работ и оказание услуг, с предъявлением в соответствующих случаях на основе действующего законодательства требований о возмещении убытков, причиняемых указанными нарушениями.
Осуществить следующие дополнительные меры по упорядочению, сокращению числа и повышению экономической обоснованности санкций, применяемых к предприятиям, объединениям и организациям.
По поставкам продукции производственно-технического
назначения и товаров народного потребления
3. Ввести равную экономическую ответственность за равнозначные нарушения - установить единый размер неустойки за недопоставку продукции производственно-технического назначения (кроме отдельных видов продукции, определяемых законодательством), отменив применение в повышенном размере санкций за недопоставку продукции отдельным группам потребителей (покупателей).
Снизить размер неустойки за недопоставку товаров народного потребления, имея в виду, чтобы взыскиваемая неустойка в основном возмещала торговым организациям убытки, возникающие у них из-за невыполнения плана товарооборота в связи с неполучением от предприятий-изготовителей предусмотренных договором товаров. Сохранить при этом действующий принцип исчисления санкций исходя из розничных цен за вычетом торговой скидки.
Установить единый размер штрафа за поставку недоброкачественной продукции (товаров) и отменить повышенные санкции, применяемые в случае забракования продукции (товаров), отнесенной к высшей категории качества.
Отказаться от применения штрафов за поставку некомплектной продукции (товаров) и продукции (товаров), имеющей устранимые производственные недостатки, в случаях их устранения (доукомплектования изделий) изготовителем в установленный срок, а также от других экономических санкций, не отвечающих новым условиям хозяйствования и носящих частный характер.
Конкретные виды и размеры экономических (имущественных) санкций установлены Положением о поставках продукции производственно-технического назначения и Положением о поставках товаров народного потребления, утвержденными постановлением Совета Министров от 25 июля 1988 года N 888 (СП СССР, 1988 г., N 24-25, ст.70).
По капитальному строительству
4. Пункт не действует на территории Российской Федерации - постановление Правительства Российской Федерации от 14 августа 1993 года N 812. - См. предыдущую редакцию.
5. Госстрою СССР в 3-месячный срок подготовить с участием Госплана СССР, Министерства финансов СССР и Министерства юстиции СССР и представить в Совет Министров СССР предложения о внесении изменений в действующие Правила о договорах подряда на капитальное строительство и другие решения Правительства СССР, предусматривающее имущественную ответственность предприятий, объединений и организаций за нарушение обязательств в области капитального строительства, с учетом указаний, содержащихся в настоящем постановлении. При подготовке предложений включить в указанные Правила вопросы правового регулирования отношений организаций - генеральных подрядчиков с субподрядными организациями.
6. Признать утратившими силу пункт 4 постановления Совета Министров СССР от 26 декабря 1986 года N 1550 "Об утверждении Правил о договорах подряда на капитальное строительство " (СП СССР, 1987 г., N4, ст.19).
По перевозкам грузов
7. В целях укрепления государственной дисциплины в работе предприятий железнодорожного транспорта, усиления их ответственности за своевременную подачу перевозочных средств и своевременную доставку грузов, а грузоотправителей - за рациональное использование специализированного подвижного состава:
увеличить в два раза размер ответственности железных дорог за несвоевременную подачу рефрижераторов и других специализированных вагонов, а грузоотправителей - за неиспользование выделенных им в установленном порядке указанных вагонов. Перечень специализированного подвижного состава определяется Правилами перевозок грузов, утверждаемыми в установленном порядке;
повысить ответственность предприятий железнодорожного транспорта за просрочку доставки грузов, установив максимальный размер штрафов за это нарушение 90 процентов провозной платы.
8. Отменить предусмотренные Уставом железных дорог Союза ССР, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 6 апреля 1964 года N 270 (СП СССР, 1964 г., N 5, ст.36), штрафы за неправильное указание грузоотправителями наименования грузов, а также за невнесение платежей при сдаче грузов к перевозке железнодорожным транспортом.
9. Министерству путей сообщения СССР, Министерству морского флота СССР, Министерству гражданской авиации СССР и Министерству речного флота СССР подготовить с участием заинтересованных органов предложения по приведению действующих транспортных уставов (кодексов), а также решений Правительства СССР по вопросам ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств по перевозкам грузов в соответствии с новыми условиями хозяйствования. Предусмотреть в указанных предложениях дальнейшее углубление и развитие договорных отношений между предприятиями транспорта и предприятиями, объединениями и организациями грузоотправителями и грузополучателями и совершенствование на этой основе взаимной ответственности сторон за нарушение принятых на себя обязательств. Исходить при этом из необходимости соблюдения принципа равной ответственности транспортных организаций, грузоотправителей и грузополучателей за нарушение взаимных обязательств по перевозке грузов. Представить соответствующие предложения в Совет Министров СССР до 1 декабря 1988 г.
По снабжению электрической и тепловой энергией