Недействующий
Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

     

УСТАВ
железных дорог Союза ССР*1)

(в редакции постановлений Совета Министров СССР от 22 июля 1969 года N 571;
от 21 августа 1974 года N 650
; от 11 мая 1976 года N 317; от 26 апреля 1979 года N 380;
от 29 декабря 1989 года N 1172;  от 26 сентября 1990 года N 971; в редакции
постановлений Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года N 41;
от 20 февраля 1995 года N 157)
(с изменениями на 28 апреля 1995 года)
____________________________________________________________________
Не действует на территории Российской Федерации
 с 21 февраля 2020 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации
от 3 февраля 2020 года N 80

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Совета Министров СССР от 30 июля 1988 года N 929;

постановлением Правительства Российской Федерации от 24 января 1993 года N 55 (утратило силу на основании постановления Правительства Российской Федерации от 10 июля 1998 года N 733);

постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 года N 95;

постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1995 года N 433.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Постановлением Совета Министров СССР от 30 июля 1988 года N 929 отменены:

штрафы за неправильное указание грузоотправителями наименования грузов;

штрафы за невнесение платежей при сдаче грузов к перевозке железнодорожным транспортом.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 января 1993 года N 55 повышены в 2,5 раза размеры применяемых на территории Российской Федерации штрафов, ранее увеличенные в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 1992 года N 347, за нарушения, предусмотренные:

     статьями 50, 51, 92, 104, 118, 118_1, 144, 155_1, 156, 156_1, 156_2, 157, 159, 159_1, 161, 163 (первый абзац).

В частичное изменение постановления Правительства Российской Федерации от 26 мая 1992 года N 347 отменено повышение размера штрафа за повреждение железной дорогой подвижного состава и контейнеров, принадлежащих или арендованных предприятиями и организациями, предусмотренного абзацем вторым статьи 163

____________________________________________________________________  

Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 года N 95 повышены в 9,7 раза размеры применяемых на территории Российской Федерации штрафов, ранее увеличенные в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 января 1993 года N 55, за нарушения, предусмотренные: статьями 50, 51, 92, 104, 118, 118_1, 144, 155_1, 156, 156_1, 156_2, 157, 159, 159_1, 161, 163 (первый абзац)

____________________________________________________________________     
     Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 1995 года N 433 повышены в 9,6 раза размеры применяемых на территории Российской Федерации штрафов, ранее увеличенные в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1994 года N 95, за нарушения, предусмотренные: статьями 50, 51, 92, 104, 118, 118_1, 144, 155_1, 156, 156_1, 156_2, 157, 159, 159_1, 161, 163 (первый абзац).

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года N 41 до принятия Устава железных дорог Российской Федерации железные дороги освобождаются от уплаты штрафа, предусмотренного статьей 144 настоящего Устава за невыполнение плана перевозок из-за неподачи под погрузку вагонов и контейнеров в случае невнесения грузоотправителем платежей за предыдущую перевозку грузов, осуществленную железной дорогой.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1995 года N 157 статья 159_1 настоящего Устава признана не действующей на территории Российской Федерации.

____________________________________________________________________

     

Раздел I
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Железнодорожный транспорт Союза ССР, являясь одной из важнейших отраслей народного хозяйства, обеспечивает наряду с другими видами транспорта нормальное производство и обращение в стране продукции промышленности и сельского хозяйства, удовлетворяет потребности населения в перевозках и способствует укреплению оборонной мощи Союза ССР.

2. Устав железных дорог Союза ССР определяет обязанности, права и ответственность железных дорог, а также предприятий, организаций, учреждений и граждан, пользующихся железнодорожным транспортом.

Уставом регламентируются порядок составления и выполнения плана железнодорожных перевозок, основные условия перевозок грузов, пассажиров, багажа и почты, основные положения по эксплуатации железнодорожных подъездных путей, а также взаимоотношения железных дорог с другими видами транспорта.

3. Главными задачами железных дорог являются полное удовлетворение потребностей народного хозяйства и населения в перевозках, выполнение планов перевозок грузов и пассажиров, обеспечение сохранности перевозимых грузов и своевременной доставки их в пункты назначения.

Органы железнодорожного транспорта, а также министерства, ведомства, совнархозы*, предприятия, организации и учреждения грузоотправители и грузополучатели обязаны при перевозках грузов строго соблюдать интересы социалистического государства и обеспечивать полное и ритмичное выполнение плана перевозок грузов как в целом, так и по каждому роду груза, по каждой железной дороге, отделению и станции, рациональное использование подвижного состава, безопасность движения поездов и максимальную экономию транспортных издержек в народном хозяйстве.

4. Действие настоящего Устава распространяется на перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты по железным дорогам, входящим в общую сеть железных дорог СССР и открытым для общего пользования, в том числе на перевозки грузов, погрузка и выгрузка которых производится на железнодорожных подъездных путях.

Перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты по строящимся железным дорогам до сдачи этих дорог в постоянную эксплуатацию производятся по правилам, утверждаемым Государственным производственным комитетом по транспортному строительству СССР* и Министерством путей сообщения по согласованию с ВЦСПС.

5. Перевозки по железным дорогам грузов, пассажиров и багажа в сообщениях с другими странами производятся на основании соглашений о прямых железнодорожных международных сообщениях, заключаемых в установленном порядке.

6. На основании настоящего Устава Министерство путей сообщения утверждает, с последующим опубликованием в Сборнике правил перевозок и тарифов железнодорожного транспорта СССР:

а) по согласованию с Советом народного хозяйства СССР** и Государственным арбитражем при Совете Министров СССР - Правила перевозок грузов (в дальнейшем именуемые Правила), содержащие правила перевозок отдельных видов грузов и выполнения коммерческих операций на станциях и железнодорожных подъездных путях, разрабатываемые с участием Советов Министров союзных республик, заинтересованных министерств и ведомств СССР;

б) Технические условия погрузки крепления грузов (в дальнейшем именуемые Технические условия), разрабатываемые с участием Советов Министров союзных республик, заинтересованных Министерств и ведомств СССР и ВЦСПС;

в) совместно с Министерством морского флота, Министерством внешней торговли и Государственным комитетом Совета Министров СССР по внешним экономическим связям*** - Правила перевозок экспортных и импортных грузов, следующих через морские порты и пограничные станции не в прямом международном сообщении;

г) Правила перевозок пассажиров и багажа.

     

Раздел II
ГРУЗОВОЕ ХОЗЯЙСТВО,
УСТРОЙСТВА ДЛЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПАССАЖИРОВ

7. Железные дороги осуществляют перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты между станциями, открытыми для производства соответствующих операций.

Станции производят операции по приему, погрузке, выгрузке и выдаче грузов повагонными и мелкими отправками, в контейнерах, а также операции, связанные с перевозками пассажиров и багажа. Станции могут открываться для производства всех или некоторых операций.

8. Перевозки грузов, пассажиров, багажа и почты по железным дорогам производятся в вагонах Министерства путей сообщения, а также в вагонах предприятий, организаций и учреждений.

Вагоны, предназначенные для перевозок грузов, пассажиров, багажа и почты по железным дорогам, входящим в общую сеть железных дорог СССР, должны удовлетворять требованиям Правил технической эксплуатации железных дорог Союза ССР.

9. Погрузка и выгрузка грузов производятся как на станционных складах и площадках, находящихся в ведении железной дороги (места общего пользования), так и на прирельсовых складах, площадках и других пунктах, находящихся в ведении предприятий, организаций, учреждений (места необщего пользования).

10. Для осуществления перевозок грузов и выполнения грузовых операций станции должны иметь оборудованные надлежащим образом сооружения и устройства.

Станции со значительным объемом операций по перевозкам отдельных грузов должны иметь специальные устройства, а также машины, приспособления и инвентарь для погрузки и выгрузки этих грузов (специальные платформы и площадки для приема и выдачи навалочных грузов, площадки и машины для погрузки и выгрузки контейнеров, скотопогрузочные платформы или площадки, водопойные пункты, дезинфекционно-промывочные устройства, устройства для снабжения изотермических вагонов и т.п.).

Все сооружения и устройства грузового хозяйства по своей мощности и пропускной способности должны обеспечивать выполнение заданного объема перевозок грузов, полную их сохранность, своевременную обработку подвижного состава, выполнение в установленные сроки операций по погрузке и выгрузке грузов и механизацию погрузочно-разгрузочных работ.

11. На станциях со значительным объемом операций по перевозкам грузов, выполняемых на местах общего пользования, организуются грузовые дворы.

Площади грузовых дворов и подъезды к грузовым дворам должны обеспечивать нормальные условия работы автомобильного транспорта.

Благоустройство подъездов к грузовым дворам возлагается на исполнительные комитеты Советов народных депутатов.

12. Железные дороги в необходимых случаях организуют на станциях специализированные пункты (эстакады, механизированные склады, контейнерные площадки, платформы и др.) для приема, погрузки, выгрузки и выдачи навалочных, тяжеловесных и других грузов, а также по согласованию с Советами Министров союзных республик, не имеющих областного деления, Советами Министров автономных республик или исполнительными комитетами областных (краевых) Советов народных депутатов могут сосредоточивать погрузку и выгрузку грузов на отдельных станциях.

13. Железная дорога может предоставлять предприятиям, организациям и учреждениям во временное пользование свободные участки земли в полосе отвода для складирования грузов, а также для устройства примыкания подъездных путей и других сооружений, с возмещением железной дороге взимаемых с нее налогов, а также расходов по содержанию этих участков (по ставкам, устанавливаемым Министерством путей сообщения).

14. Для взвешивания перевозимых грузов и багажа применяются вагонные, товарные (стационарные и передвижные) и элеваторные весы.

Железные дороги на местах общего пользования, а грузоотправители и грузополучатели на местах необщего пользования должны иметь необходимое количество весов и весовых приборов.

15. Весы и весовые приборы подлежат обязательной государственной поверке и клеймению в установленном порядке.

Поверка и клеймение весов и весовых приборов производятся при первоначальной установке весов, после выхода их из капитального и среднего ремонта и периодически, в сроки, устанавливаемые Государственным комитетом стандартов, мер и измерительных приборов СССР*.

Взвешивание грузов на неисправных весах, а также на весах с просроченными сроками поверки и клеймения не допускается.

Железные дороги могут принимать на техническое обслуживание (технический надзор, ремонт, контрольная проверка) на местах необщего пользования весы грузоотправителей и грузополучателей, предназначенные для взвешивания грузов.

16. Станции, открыты для выполнения операций по перевозкам пассажиров и багажа, должны соответствовать требованиям, обеспечивающим выполнение этих операций.

Вокзалы должны иметь билетные кассы и, в зависимости от размеров перевозок, помещения для приема и выдачи багажа, камеры хранения ручной клади, залы ожидания, комнаты отдыха транзитных пассажиров, залы для пассажиров с детьми, комнаты матери и ребенка, рестораны и буфеты, помещения для культурно-бытового и санитарно-гигиенического обслуживания пассажиров (почта, телеграф, радиоузел, парикмахерские, пункты медицинской помощи, кипятильники и т.д.), справочные бюро, а также служебные помещения для лиц, непосредственно связанных с обслуживанием пассажиров и с движением поездов.

Для безопасной посадки, высадки и перехода пассажиров на станциях у каждого пути приема и отправления пассажирских поездов, а также в необходимых случаях на пассажирских остановочных пунктах, в том числе на пригородных участках, сооружаются платформы с навесами или павильонами, билетными кассами и пешеходными тоннелями или мостами.

Привокзальные площади должны быть благоустроены и должны отвечать требованиям удобного и безопасного передвижения пешеходов и городского транспорта.

Благоустройство привокзальных площадей возлагается на исполнительные комитеты Советов народных депутатов.

17. На вокзале (в пассажирском помещении станции), в пассажирском поезде, в товарной конторе (кассе) должна быть книга жалоб и предложений пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей. Книга жалоб и предложений должна выдаваться по первому требованию.

Заявитель должен быть уведомлен о результатах рассмотрения жалобы или предложения.

Жалобы должны быть рассмотрены в трехдневный срок. В случае несогласия с решением, принятым по жалобе, заявитель вправе обратиться в вышестоящие органы железнодорожного транспорта, которые обязаны проверить жалобу и о принятых мерах уведомить заявителя не позднее месячного срока.

Запись в книге жалоб и предложений не исключает необходимости предъявления в соответствующих случаях претензии (статьи 169 - 174).     

     

     

Раздел III
ПЛАНИРОВАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ

18. Перевозки грузов железнодорожным транспортом осуществляются по годовым планам, с распределением по кварталам, и по квартальным планам, с распределением по месяцам.

Планы перевозок грузов железнодорожным транспортом разрабатываются на основе планов промышленного и сельскохозяйственного производства, капитального строительства, заготовок сельскохозяйственных продуктов, материально-технического снабжения, товарооборота и обосновываются экономическими расчетами.

Предприятия, организации, учреждения, министерства и ведомства-грузоотправители при составлении планов производства, капитального строительства, заготовок сельскохозяйственных продуктов, материально-технического снабжения и товарооборота обязаны учитывать необходимость сокращения дальности перевозок и снижения транспортных издержек.

Порядок и сроки составления планов перевозок грузов железнодорожным транспортом устанавливаются Основными положениями о годовом и квартальном планировании перевозок грузов, утверждаемыми Советом Министров СССР, и издаваемыми в их развитие Правилами планирования перевозок грузов, утверждаемыми Министерством путей сообщения по согласованию с Госпланом СССР.

Предприятия, организации, учреждения, министерства и ведомства-грузоотправители, Министерство путей сообщения и железные дороги обязаны строго соблюдать плановую дисциплину и государственные интересы при составлении и выполнении планов перевозок в целом по сети железных дорог СССР, по каждой железной дороге, отделению дороги, станции и по каждому грузоотправителю.