РБ-083-13
Руководство по безопасности при использовании атомной энергии "Определение причин и условий возникновения нарушений требований к обеспечению безопасности при использовании атомной энергии"
Введено в действие с 15 мая 2013 г.
Руководство по безопасности при использовании атомной энергии "Определение причин и условий возникновения нарушений требований к обеспечению безопасности при использовании атомной энергии" (РБ-083-13) (далее - Руководство) разработано в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" в целях содействия соблюдению требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии "Общие положения обеспечения безопасности атомных станций (ОПБ-88/97)", утвержденные постановлением Госатомнадзора России от 14 ноября 1997 г. N 9; "Общие положения обеспечения безопасности исследовательских ядерных установок" (НП-033-11), утвержденные приказом Ростехнадзора от 30 июня 2011 г. N 348 (зарегистрирован Минюстом России 29 августа 2011 г., регистрационный N 21700); "Общие положения обеспечения безопасности объектов ядерного топливного цикла (ОПБ ОЯТЦ)" (НП-016-05), утвержденные постановлением Ростехнадзора от 2 декабря 2005 г. N 11 (зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2006 г., регистрационный N 7433); "Общие положения обеспечения безопасности ядерных энергетических установок судов" (НП-022-2000), утвержденные постановлением Госатомнадзора России от 27 сентября 2000 г. N 5; "Общие положения обеспечения безопасности радиационных источников" (НП-038-11), утвержденные постановлением Ростехнадзора от 15 марта 2011 г. N 104* (зарегистрирован Минюстом России 25 апреля 2011 г., регистрационный N 20564) и содействия осуществлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору полномочий, установленных в пп.5.3.1.1, 5.3.8, 6.6 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401.
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: постановлением Ростехнадзора от 5 марта 2011 г. N 104, здесь и дале по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.
Настоящее Руководство содержит рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по порядку проведения анализа нарушений требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии к обеспечению безопасности при использовании атомной энергии и условий действия лицензий, выявленных Ростехнадзором и его территориальными органами при осуществлении федерального государственного надзора за организациями, осуществляющими деятельность в области использования атомной энергии.
Настоящее Руководство распространяется на деятельность в отношении объектов использования атомной энергии и применяется межрегиональными территориальными управлениями Ростехнадзора по надзору за ядерной и радиационной безопасностью при осуществлении федерального государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью.
Выпускается впервые
________________
Разработано коллективом авторов в составе: Ю.И.Щербаков, А.С.Бабур (ФБУ "НТЦ ЯРБ").
1. Настоящее руководство по безопасности при использовании атомной энергии "Определение причин и условий возникновения нарушений требований к обеспечению безопасности при использовании атомной энергии" (РБ-083-13) (далее - Руководство по безопасности) разработано в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 21 ноября 1995 г. N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" в целях содействия соблюдению требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии: "Общие положения обеспечения безопасности атомных станций (ОПБ-88/97)", утвержденные постановлением Госатомнадзора России от 14 ноября 1997 г. N 9; "Общие положения обеспечения безопасности исследовательских ядерных установок" (НП-033-11), утвержденные приказом Ростехнадзора от 30 июня 2011 г. N 348 (зарегистрирован Минюстом России 29 августа 2011 года, регистрационный N 21700); "Общие положения обеспечения безопасности объектов ядерного топливного цикла (ОПБ ОЯТЦ)" (НП-016-05), утвержденные постановлением Ростехнадзора от 2 декабря 2005 г. N 11 (зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2006 года, регистрационный N 7433); "Общие положения обеспечения безопасности ядерных энергетических установок судов" (НП-022-2000), утвержденные постановлением Госатомнадзора России от 27 сентября 2000 г. N 5; "Общие положения обеспечения безопасности радиационных источников" (НП-038-11), утвержденные постановлением Ростехнадзора от 15 марта 2011 г.* N 104 (зарегистрирован Минюстом России 25 апреля 2011 г., регистрационный N 20564) и содействия осуществлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору полномочий, установленных в пп.5.3.1.1, 5.3.8, 6.6 Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 401.
2. Настоящее Руководство по безопасности содержит рекомендации Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по порядку проведения анализа нарушений требований федеральных норм и правил в области использования атомной энергии к обеспечению безопасности при использовании атомной энергии и условий действия лицензий, выявленных Ростехнадзором и его территориальными органами при осуществлении федерального государственного надзора за организациями, осуществляющими деятельность в области использования атомной энергии (далее - поднадзорные организации).
3. Действие настоящего Руководства по безопасности распространяется на деятельность в отношении объектов использования атомной энергии.
4. Настоящее Руководство по безопасности применяется межрегиональными территориальными управлениями Ростехнадзора по надзору ядерной и радиационной безопасностью при осуществлении федерального государственного надзора за ядерной и радиационной безопасностью.
5. Требования федеральных норм и правил в области использования атомной энергии могут быть выполнены с использованием иных способов (методов), чем те, которые содержатся в настоящем Руководстве по безопасности при обоснованности выбранных способов (методов) для обеспечения безопасности.
6. Перечень сокращений приведен в приложении N 1, термины и определения - в приложении N 2 к настоящему Руководству.
7. Анализу подлежат нарушения, выявленные при проведении проверки (инспекции) соблюдения юридическим лицом в процессе осуществления деятельности в области использования атомной энергии обязательных требований, условий действия лицензий, необходимых для обеспечения безопасности в области использования атомной энергии, а также соответствие объектов использования атомной энергии, их систем (элементов) указанным требованиям.
8. В настоящем Руководстве по безопасности под определением причин и условий возникновения нарушений понимается установление непосредственных и коренных причин этих нарушений.
9. При определении причин возникновения нарушений рекомендуется использовать классификаторы нарушений, приведенные в таблицах N 1, 2 настоящего Руководства по безопасности и в приложениях N 3-7 к настоящему Руководству по безопасности.
10. Анализ выявленных нарушений на предмет определения непосредственных и коренных причин их возникновения рекомендуется проводить в следующей последовательности:
1) определение событий, приведших к выявленным нарушениям;
2) оценка влияния выявленных нарушений на безопасность объекта использования атомной энергии;
3) определение причин возникновения нарушений, обусловленных ошибками работников (персонала);
4) определение причин возникновения нарушений требований по обеспечению безопасности при проектировании, конструировании, изготовлении, эксплуатации систем (элементов), важных для безопасности;
5) определение иных причин (внешнего воздействия природных и техногенных факторов).
11. Описание событий, приведших к нарушениям, рекомендуется формулировать кратко, точно, не допуская различных толкований.
12. Под влиянием выявленных нарушений на безопасность понимается их влияние на состояние (характеристики):
1) физических барьеров;
2) мер по защите физических барьеров и сохранению их эффективности;
3) систем, элементов объекта использования атомной энергии 1, 2, 3 классов безопасности;
4) загрязнения окружающей среды: сбросы, выбросы, облучение персонала, облучение населения.
13. Оценку влияния нарушений на безопасность рекомендуется проводить на основе проектных материалов, отчетов по обоснованию безопасности (технических обоснований безопасности), эксплуатационной документации, инструкций и руководств, определяющих действия персонала, а также оценки фактического состояния объекта использования атомной энергии.
14. Каждое выявленное нарушение рекомендуется оценивать по фактическому (по фактическим последствиям) и потенциальному (по возможным последствиям) влиянию на безопасность.
15. Оценку влияния выявленных нарушений на безопасность предлагается проводить инспекторскому составу экспертно.
16. Нарушения, последствия которых влияют или могут влиять на безопасность, отбираются инспекторским составом для анализа с целью установления непосредственных и коренных причин их возникновения и определяются в соответствии с классификаторами нарушений объектов инспекций.
17. Нарушения, фактически и потенциально влияющие на безопасность, подразделяются по их принадлежности к организации:
1) производственного процесса согласно приложению N 3 к настоящему Руководству по безопасности;
2) работы с документацией согласно приложению N 4 к настоящему Руководству по безопасности;
3) работы с персоналом согласно приложению N 5 к настоящему Руководству по безопасности;
4) работ при проектировании, конструировании, изготовлении, эксплуатации систем (элементов), важных для безопасности согласно приложению N 6 к настоящему Руководству по безопасности;
5) контроля за состоянием окружающей среды согласно приложению N 7 к настоящему Руководству по безопасности.
18. Место нарушения в классификаторах нарушений (приложения N 3-7 к настоящему Руководству по безопасности) рекомендуется определять принадлежностью события, приведшего к нарушению, к невыполненной рабочей функции, работе той или иной категорией персонала.
19. Классификатор нарушений, ячейки которого после классификации нарушений остались незаполненными, свидетельствует о нормальной организации производственного процесса, работ с документацией, персоналом, важными для безопасности системами (элементами), организации контроля за состоянием окружающей среды.
20. Результаты классификации нарушений рекомендуется использовать при установлении непосредственных и коренных причин их возникновения и при планировании инспекций.
21. Состав классификаторов может быть при необходимости расширен за счет изменения перечня рабочих функций, работ, заданных в классификаторах нарушений, приведенных в приложениях N 3-7 к настоящему Руководству по безопасности.
22. Причины возникновения нарушений, обусловленных ошибками работников (персонала), рекомендуется определять в соответствии с классификатором, приведенным в таблице N 1 настоящего Руководства по безопасности.
Таблица N 1
Классификатор причин возникновения нарушений, обусловленных ошибками работников (персонала)
Непосредственные причины | Коренные причины |
Ресурсная неготовность | |
Не назначен исполнитель | Несовершенство системы административного управления |
Дефицит персонала | Несовершенство системы ресурсного обеспечения работ |
Неготовность исполнителей и контролирующих лиц | |
Незнание должностных функций | Несовершенство системы подготовки персонала |
Медицинская и психофизиологическая неготовность исполнителей и контролирующих лиц | |
Неисполнение должностных функций | Несовершенство системы формирования культуры безопасности. Игнорирование результатов медицинского и психофизиологического обследования |
Ошибочные действия | Личностные качества |
Неготовность процедур выполнения и контроля выполнения работ | |
Отсутствие процедур | Несовершенство системы обращения с документацией |
23. Непосредственные причины возникновения нарушений, обусловленных ошибками работников (персонала), подразделяются на причины внутреннего и внешнего происхождения. Причины внутреннего происхождения отражают физическое, физиологическое и эмоциональное состояния исполнителя работ (наличие медицинских и психофизиологических противопоказаний). Причины внешнего происхождения отражают несовершенство его теоретических знаний, знаний эксплуатационной документации, технологического процесса, личностных качеств.
24. Коренные причины возникновения нарушений указывают на внешние обстоятельства относительно исполнителя работ, обусловленные ошибками в организации работ с документацией и персоналом.
25. Определение причин возникновения нарушений базируется на положении о том, что нарушения, обусловленные ошибками работников (персонала), являются следствием несоблюдения персоналом поднадзорных объектов условий, обеспечивающих выполнение системой организационного обеспечения производственного процесса заданных ей рабочих функций (работ). Такими условиями являются:
1) обеспечение ресурсной готовности выполнения работ;
2) обеспечение технической, медицинской и психофизиологической готовности исполнителей работ и контролирующих лиц;
3) обеспечение готовности процедур выполнения и контроля выполнения работ.
Каждое из условий готовности имеет признаки выполнения.
26. Признаки обеспечения ресурсной готовности выполнения работ:
1) исполнитель работ назначен;
2) контролирующее лицо назначено;
3) работа обеспечена техническими средствами;