ЗАКОН

РЕСПУБЛИКИ ИНГУШЕТИЯ

от 8 июня 2009 года N 24-РЗ


О муниципальных выборах в Республике Ингушетия

(с изменениями на 2 ноября 2023 года)

(в ред. Законов Республики Ингушетия от 29.09.2009 N 36-РЗ, от 13.02.2010 N 6-РЗ, от 03.06.2010 N 32-РЗ, от 30.10.2010 N 43-РЗ, от 31.05.2011 N 15-РЗ, от 04.07.2011 N 20-РЗ, от 07.09.2011 N 26-РЗ, от 03.10.2011 N 29-РЗ, от 08.02.2013 N 1-РЗ, от 31.10.2014 N 61-РЗ, от 30.03.2015 N 12-РЗ, от 31.03.2015 N 20-РЗ, от 07.05.2015 N 23-РЗ, от 12.12.2015 N 64-РЗ, от 28.12.2016 N 58-РЗ, от 02.10.2017 N 37-РЗ, от 30.10.2017 N 46-РЗ, от 09.03.2019 N 7-РЗ, от 06.09.2019 N 29-РЗ, от 01.06.2021 N 25-РЗ, от 13.07.2022 N 33-РЗ, от 03.03.2023 N 24-РЗ, от 02.11.2023 N 72-РЗ)




Принят
Народным Собранием
Республики Ингушетия
28 мая 2009 года



Закон Республики Ингушетия "О муниципальных выборах в Республике Ингушетия" в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"), другими федеральными законами, Конституцией Республики Ингушетия и законами Республики Ингушетия содержит основные и устанавливает дополнительные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права избирать и быть избранными в органы местного самоуправления Республики Ингушетия.


Настоящий Закон устанавливает механизм осуществления избирательных действий при подготовке и проведении выборов органов и должностных лиц местного самоуправления муниципальных образований Республики Ингушетия.



Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ



Статья 1. Основные принципы проведения муниципальных выборов


1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, Конституцией Республики Ингушетия и законами Республики Ингушетия, уставами муниципальных образований граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом на территории соответствующего муниципального образования в Республике Ингушетия, избирают депутатов представительных органов городских округов, городских и сельских поселений, членов выборного органа местного самоуправления на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.


(в ред. Закона Республики Ингушетия от 07.05.2015 N 23-РЗ)


2. Участие гражданина Российской Федерации в муниципальных выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.


3. Деятельность избирательных комиссий при подготовке и проведении муниципальных выборов, подсчете голосов, установлении итогов голосования и определении результатов выборов осуществляется открыто и гласно.


4. Иностранные граждане, за исключением случая, указанного в части 12 статьи 5 настоящего Закона, лица без гражданства, иностранные организации, международные организации и международные общественные движения, иностранные агенты не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, достижению определенного результата на муниципальных выборах, а также в иных формах участвовать в избирательных кампаниях. Участие в избирательных кампаниях указанных лиц и представителей указанных организаций в качестве иностранных (международных) наблюдателей регулируется в соответствии с федеральным законом.


(часть 4 в ред. Закона Республики Ингушетия от 03.03.2023 N 24-РЗ)


5. Муниципальные выборы организуют и проводят избирательные комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.



Статья 2. Законодательство о муниципальных выборах в Республике Ингушетия


1. Правовую основу муниципальных выборов в Республике Ингушетия составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон, иные федеральные законы и нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституция Республики Ингушетия, настоящий Закон, иные законы Республики Ингушетия.


В случаях, предусмотренных федеральными законами, законами Республики Ингушетия, настоящим Законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления могут издавать иные нормативные правовые акты, направленные на реализацию положений настоящего Закона.


2. Утратил силу. - Закон Республики Ингушетия от 07.05.2015 N 23-РЗ.


3. В случае принятия в период избирательной кампании федерального закона, закона Республики Ингушетия, содержащих положения, которыми определяется порядок подготовки и проведения муниципальных выборов, либо в случае внесения в этот период изменений, касающихся порядка подготовки и проведения муниципальных выборов, указанные закон (законы) и изменения применяются к муниципальным выборам, которые назначены после их вступления в силу.



Статья 3. Основные понятия и термины, используемые в настоящем Законе


(в ред. Закона Республики Ингушетия от 07.05.2015 N 23-РЗ)


Основные понятия и термины, используемые в настоящем Законе, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе и Федеральном законе "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".



Статья 4. Виды избирательных систем и условия их применения при проведении муниципальных выборов


1. Глава муниципального образования Республики Ингушетия, имеющего статус городского округа, муниципального района, избирается представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, и возглавляет местную администрацию.


В соответствии с законодательством Республики Ингушетия и уставом муниципального образования Республики Ингушетия глава муниципального образования Республики Ингушетия, имеющего статус городского, сельского поселения, избирается либо на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.


(часть 1 в ред. Закона Республики Ингушетия от 30.10.2017 N 46-РЗ)


2. Выборы депутатов представительного органа муниципального образования могут проводиться:


1) по мажоритарной системе относительного большинства (если выборы признаны состоявшимися и действительными, избранным считается зарегистрированный кандидат, набравший наибольшее число голосов избирателей по отношению к другому кандидату (кандидатам);


2) по пропорциональной избирательной системе (если выборы признаны состоявшимися и действительными, распределение депутатских мандатов осуществляется между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями по единому избирательному округу, пропорционально полученному числу голосов избирателей);


3) по смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системе (если выборы признаны состоявшимися и действительными, часть депутатов от их установленной численности избирается по мажоритарной системе относительного большинства, остальные депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов по пропорциональной системе).


3. Вид избирательной системы, применяемой при формировании выборного органа местного самоуправления, определяется уставом муниципального образования в соответствии с установленными настоящей статьей видами избирательных систем.


4. Избирательная система, которая применяется при проведении выборов депутатов представительного органа в конкретном муниципальном образовании, определяется уставом муниципального образования в соответствии с установленными настоящим Законом видами избирательных систем.


При проведении выборов депутатов представительного органа городского округа с численностью 20 и более депутатов применяется пропорциональная избирательная система либо смешанная избирательная система. При этом в случае применения смешанной избирательной системы не менее половины депутатских мандатов в таком избираемом представительном органе городского округа распределяются между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов.


(в ред. Закона Республики Ингушетия от 07.05.2015 N 23-РЗ)


Если уставом муниципального образования (за исключением городского округа с численностью депутатов представительного органа муниципального образования 20 и более) не установлен вид избирательной системы, применяемой при выборах депутатов представительного органа муниципального образования, либо устав муниципального образования отсутствует, то выборы депутатов представительного органа такого муниципального образования проводятся по мажоритарной избирательной системе относительного большинства по одномандатным избирательным округам.


(в ред. Закона Республики Ингушетия от 07.05.2015 N 23-РЗ)


Абзац утратил силу. - Закон Республики Ингушетия от 07.05.2015 N 23-РЗ.


Если уставом городского округа с численностью 20 и более депутатов представительного органа муниципального образования не установлен вид избирательной системы, применяемой при выборах депутатов представительного органа муниципального образования, либо установлен вид избирательной системы, не предусмотренный для выборов депутатов представительного органа соответствующего муниципального образования в соответствии с настоящим Законом, либо устав городского округа с численностью 20 и более депутатов представительного органа муниципального образования отсутствует, то выборы депутатов представительного органа такого муниципального образования проводятся по пропорциональной избирательной системе.


(абзац введен Законом Республики Ингушетия от 28.12.2016 N 58-РЗ)


(часть 4 в ред. Закона Республики Ингушетия от 08.02.2013 N 1-РЗ)


5. В случае применения при проведении выборов депутатов представительного органа муниципального образования смешанной (мажоритарно-пропорциональной) избирательной системы количество депутатов представительного органа, избираемых по мажоритарной и по пропорциональной системам, определяется уставом муниципального образования.


6. Выборы депутатов представительных органов поселений с численностью населения менее 3000 человек и в поселениях, где в представительный орган избирается не более 15 депутатов, проводятся по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам.


(часть 6 в ред. Закона Республики Ингушетия от 03.03.2023 N 24-РЗ)


7. В случае, если в избираемом на муниципальных выборах представительном органе муниципального образования часть депутатских мандатов распределяется между списками кандидатов, выдвинутых политическими партиями, их региональными отделениями или иными структурными подразделениями, пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов, распределению между указанными списками кандидатов подлежат не менее 10 депутатских мандатов.


(в ред. Законов Республики Ингушетия от 08.02.2013 N 1-РЗ, от 31.10.2014 N 61-РЗ)



Статья 5. Всеобщее равное и прямое избирательное право


1. Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, вправе избирать депутатов представительного органа и главу муниципального образования, а также членов выборного органа местного самоуправления.


Депутатом представительного органа местного самоуправления может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 18 лет. Выборным должностным лицом местного самоуправления может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года.


(в ред. Закона Республики Ингушетия от 13.02.2010 N 6-РЗ)


2. Гражданин Российской Федерации, который достигнет на день голосования 18 лет, вправе участвовать в предусмотренных настоящим Законом и проводимых законными методами иных избирательных действиях.


3. Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на равных основаниях.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»