ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 июля 2011 года N 231
(с изменениями на 5 декабря 2013 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 28 апреля 2014 года на основании
постановления Правительства Ленинградской области
от 21 апреля 2014 года N 136
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Ленинградской области от 17 декабря 2012 года N 404;
постановлением Правительства Ленинградской области от 5 декабря 2013 года N 442 (Официальный сайт Администрации Ленинградской области www.lenobl.ru/authorities/npa_s, 09.12.2013).
____________________________________________________________________
Правительство Ленинградской области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ленинградской области в 2011-2015 годах".
2. Комитету по природным ресурсам Ленинградской области при формировании бюджетной заявки на очередной финансовый год и на плановый период предусматривать ассигнования на реализацию долгосрочной целевой программы "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ленинградской области в 2011-2015 годах".
3. Контроль за исполнением постановления возложить на вице-губернатора Ленинградской области - председателя комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Яхнюка С.В.
Губернатор
Ленинградской области
В.Сердюков
Долгосрочная целевая программа "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ленинградской области в 2011-2015 годах"
(с изменениями на 5 декабря 2013 года)
Полное наименование | Долгосрочная целевая программа "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ленинградской области в 2011-2015 годах" (далее - Программа) |
Цель Программы | Обеспечение потребностей социально-экономического развития Ленинградской области в минерально-сырьевых ресурсах |
Основные задачи Программы | Обеспечение сбалансированного соотношения между уровнем добычи и приростом запасов по наиболее востребованным видам полезных ископаемых; |
Объем финансовых ресурсов, запланированных по Программе, с указанием источников финансирования (в ценах года реализации Программы) | Общий объем финансирования Программы за счет средств областного бюджета - 68327,0 тыс. рублей, в том числе: |
(Позиция в редакции, введенной в действие с 9 декабря 2013 года постановлением Правительства Ленинградской области от 5 декабря 2013 года N 442. - См. предыдущую редакцию) | |
Показатели эффективности Программы | Ожидаемое восполнение промышленных запасов общераспространенных полезных ископаемых: строительного камня - не менее чем на 12,5 млн.куб.м, песка строительного и песчано-гравийного материала - не менее чем на 250,0 млн.куб.м, в том числе по годам: |
Основные индикаторы реализации (целевые задания) Программы | 1. Подключение к функционирующей территориально распределенной автоматизированной системе управления недропользованием ежегодно не менее пяти предприятий-недропользователей. |
Основания для разработки Программы | Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах"; |
Разработчик Программы | Комитет по природным ресурсам Ленинградской области |
Срок разработки Программы | 2011 год |
Стоимость разработки Программы | Не требует финансовых затрат |
Представитель заказчика (координатор) Программы | Комитет по природным ресурсам Ленинградской области |
Участники Программы | Комитет по природным ресурсам Ленинградской области, комитет по строительству Ленинградской области, органы местного самоуправления |
Фамилия, имя, отчество, должность, телефон руководителя Программы | Эглит Алексей Альфредович - председатель комитета по природным ресурсам Ленинградской области, тел. 496-56-36 |
Система управления и контроль за выполнением Программы | Общий контроль за выполнением Программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области, курирующий вопросы агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса. |
В настоящее время в Ленинградской области 70 процентов минерально-сырьевого рынка формируют предприятия, производящие щебень из строительного камня. Рынок нерудных строительных материалов сформирован основными холдингами - вертикально интегрированными структурами ООО "Ленстройреконструкция" (в состав входят ООО "Всеволожское СМП", ЗАО "Гранит - Кузнечное", ООО "Победа-ЛСР", ООО "Цемент"), ЗАО "Ленстройкомплектация" (в состав входят ЗАО "Каменногорское карьероуправление" и ЗАО "Каменногорский комбинат нерудных материалов"), ЗАО "Производственное объединение "Возрождение" (в состав входят ЗАО "Выборгское карьероуправление", ООО "Выборгские граниты", ОАО "Кампес"), ООО "Гепард" (в состав входит ООО "ЦБИ"), ЗАО "Техностром" (в состав входит ЗАО "Семиозерское карьероуправление").
Важной отраслью минерально-сырьевого комплекса является производство флюса из известняка и цемента. Основными предприятиями этой отрасли являются ЗАО "БазелЦемент - Пикалево", ОАО "Цесла", ЗАО "Пикалевский цемент", ООО "Цемент". На долю указанных холдингов приходится до 75 процентов добытого минерального сырья. В 2010 году предприятия не допустили снижения объемов добычи и своевременно выплачивали налог на добычу полезных ископаемых и арендную плату за пользование лесными участками из состава земель лесного фонда.
Поскольку полезные ископаемые в отличие от ряда других природных ресурсов (водные и лесные ресурсы, животный мир и др.) являются невозобновимым ресурсом и после полной отработки месторождения добывающее предприятие подлежит ликвидации или перепрофилированию, своевременное решение проблем развития минерально-сырьевой базы, в частности прироста разведанных запасов полезных ископаемых, востребованных на рынке, имеет не только экономическое, но и важное социальное значение.
Комплекс разведанных твердых полезных ископаемых Ленинградской области, используемых главным образом для производства строительных материалов, включает 26 наименований, из них основными необщераспространенными являются горючие сланцы, формовочные и стекольные пески, карбонатные породы для металлургии и цементного производства, цементные глины, а также 20 видов общераспространенных полезных ископаемых (пески, песчано-гравийный материал, облицовочный камень - гранитоиды, габброиды, кварциты, мрамор, строительный камень - гранитоиды, габброиды, кварциты, карбонатные породы для обжига на известь, кирпично-черепичные глины, минеральные краски, торф, сапропель и др.).
Обеспеченность разведанными запасами полезных ископаемых различается в зависимости от их вида и освоения месторождений. В связи с тем, что имеется острый дефицит разведанных запасов кондиционных песков и песчано-гравийного материала на участках недр вблизи строящихся и проектируемых объектов строительства федерального и областного значения, представляется целесообразным с учетом комплекса экологических, экономических и других факторов использовать морские пески. По большинству других видов полезных ископаемых обеспеченность, по предварительной оценке, могла бы считаться удовлетворительной, но во многих случаях их освоение затрудняется геологическими условиями, градостроительными и экологическими ограничениями, необходимостью больших затрат на создание инфрастуктуры.
Для эффективного использования недр необходимо обеспечить сбалансированность соотношения между уровнем добычи и приростом запасов по наиболее востребованным видам полезных ископаемых.
В рамках долгосрочной целевой программы "Развитие и использование минерально-сырьевой базы" в 2008-2009 годах за счет средств областного бюджета обеспечен прирост запасов песков и песчано-гравийного материала в объеме 110 млн.куб. метров, поставлено на государственный баланс 31 месторождение, в 2010 году - 11 месторождений с балансовыми запасами в объеме 58 млн.куб. метров. Поисковые и оценочные работы были направлены на восполнение ранее выработанных запасов и расширение сырьевой базы действующих производств, на обеспечение минеральным сырьем объектов строительства, в том числе в Приозерском районе (автомобильная дорога Санкт-Петербург - Сортавала) - 15,0 млн.куб. метров, в Тосненском районе (скоростная автомобильная дорога Москва -Санкт-Петербург) - 5,6 млн.куб. метров, в Выборгском районе (КС "Портовая", железнодорожная линия Лосево - Каменногорск) - 23,0 млн.куб. метров, в Бокситогорском, Волховском, Подпорожском районах (ремонт и содержание автомобильных дорог районов) - 14,4 млн.куб. метров.
Ежегодный объем добычи общераспространенных полезных ископаемых в Ленинградской области составляет 25,0-30,0 млн.куб. метров.
По данным Петростата, в сфере добычи полезных ископаемых индекс производства по полному кругу предприятий в 2010 году составил 112 процентов по сравнению с предыдущим годом, что связано с увеличением добычи нерудных строительных материалов.
Сравнительные показатели по видам полезных ископаемых приведены в таблице.
Вид полезного | Объем добычи | Процентное соотношение | |||
ископаемого | 2008 год | 2009 год | 2010 год | 2010 год к 2008 году | 2010 год к 2009 году |
Строительный камень | 12098 тыс.куб.м | 8854 тыс.куб.м | 9634 тыс.куб.м | 80 | 109 |
Пески, песчано-гравийный материал | 18059 тыс.куб.м | 15205 тыс.куб.м | 19400 тыс.куб.м | 107 | 128 |
Облицовочный камень | 115 тыс.куб.м | 113 тыс.куб.м | 119 тыс.куб.м | 103 | 105 |
Глины кирпично-черепичные | 677 тыс.куб.м | 417 тыс.куб.м | 437 тыс.куб.м | 65 | 105 |
Итого | 30949 тыс.куб.м | 24589 тыс.куб.м | 29590 тыс.куб.м | 96 | 120 |
Сырье для цементного производства, тыс. т | 2168 тыс.т | 2124 тыс.т | 3682 тыс.т | 170 | 173 |
Ежегодные объемы добычи полезных ископаемых находятся в прямой зависимости от емкости рынка строительных материалов. В период резкого роста темпов строительства в 2008 году возросло потребление щебня и кирпично-черепичных изделий. Горные предприятия работали с превышением проектных уровней добычи, что сказалось на общих объемах производства. В 2010 году показатели вышли на уровень 2007 года.
Мониторинг финансово-хозяйственной деятельности указанных предприятий осуществляется комитетом по строительству Ленинградской области в соответствии с распоряжением Правительства Ленинградской области от 19 апреля 2010 года N 187-р "О системе мониторинга результатов финансово-экономической деятельности предприятий производственных отраслей, осуществляющих деятельность на территории Ленинградской области".
На территории Ленинградской области по состоянию на 1 января 2011 года действовало 208 лицензий на право пользования недрами с целью освоения месторождений полезных ископаемых, выданных 135 недропользователям, в том числе:
21 лицензия на разведку и добычу необщераспространенных полезных ископаемых (известняков, доломитов и глин, используемых в цементной промышленности, - девять лицензий, известняков для металлургической промышленности - две лицензии, песков формовочных - две лицензии, песков кварцевых для стекольной промышленности - пять лицензий, горючих сланцев, бокситов и фосфоритов - по одной лицензии);
24 лицензии на геологическое изучение, разведку и добычу песков и песчано-гравийного материала (выданы Департаментом по недропользованию по Северо-Западному федеральному округу в 2010 году по результатам проведенных аукционов);
163 лицензии на разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых (песков и песчано-гравийного материала - 87 лицензий, строительного и облицовочного камня - по 26 лицензий, глин для кирпично-черепичного производства - шесть лицензий, торфа - 17 лицензий, сапропеля - одна лицензия).
Комитетом по природным ресурсам Ленинградской области осуществляется мониторинг выполнения лицензионных обязательств по участкам недр, содержащим общераспространенные полезные ископаемые.
К началу 2011 года на территории Ленинградской области к разрабатываемым отнесены 108 месторождений общераспространенных полезных ископаемых, 41 месторождение подготавливается к эксплуатации, на 14 проводятся геологоразведочные работы.
Существенные коррективы вносит переоценка ряда месторождений по критериям рыночной экономики, в ходе которой часть запасов переходит в забалансовые. При освоении месторождений не всегда подтверждается качество утвержденных запасов, например облицовочного камня, песков строительных и др. Часть месторождений, проявлений и перспективных площадей оказались застроенными, поскольку землеотводы предоставлялись без согласования с геологической службой и Ростехнадзором. По указанным причинам фактическое сокращение балансовых запасов полезных ископаемых достигает более 30 процентов.
Значительные площади занимают земли под накопленными отсевами и отходами как добывающих предприятий, так и предприятий других отраслей.
Техногенные факторы связаны с загрязнением среды пылью, воздействием на здания и сооружения сейсмических и воздушных ударных волн при добыче строительного камня.
В 2014 году по результатам выполнения мероприятий Программы (разработка и внедрение типовых проектов организации и проведения мониторинга использования месторождений твердых общераспространенных полезных ископаемых по видам: пески и песчано-гравийный материал (с разделением на карьеры с отработкой сухих запасов песков и карьеры с отработкой обводненных запасов), глины, строительный камень, облицовочный камень, торф; определение потенциала и перспектив вторичного использования и утилизации накопленных в ходе прямой хозяйственной деятельности отходов и попутных продуктов переработки; разработка технологических мероприятий по снижению опасных факторов техногенного воздействия взрывных работ и уменьшению потерь минерального сырья на горнодобывающих предприятиях Ленинградской области) будут решены задачи экологической оценки воздействия недропользования на окружающую среду, экономической и экологической оценки рекультивации земель и обращения с отходами горнодобывающей и перерабатывающей промышленности, в Программу будут внесены дополнения в части предполагаемого экологического эффекта от реализации указанных мероприятий.
Исходя из оценки состояния минерально-сырьевой базы необходимо отметить следующие основные проблемы:
1. Несовершенство правового механизма, регулирующего отношения в сфере недропользования, не обеспечивающего оптимальное изъятие ренты в доход государства при использовании минеральных ресурсов. Отсутствие реальной экономической ответственности недропользователей за причинение государству ущерба при нерациональном использовании участков недр, за нарушение установленных лицензией условий недропользования, проектов отработки месторождений, стандартов и правил ведения добычных работ.
2. Недостаточность государственного контроля за соблюдением условий недропользования, отсутствие необходимого уровня бюджетной и социальной эффективности использования минерального сырья (допускаются случаи безлицензионной добычи песков и песчано-гравийного материала вблизи строящихся федеральных и областных объектов).
3. Загрязнение атмосферы в связи с деятельностью предприятий по добыче строительного камня, негативное воздействие разработки карьеров строительного камня на окружающую природную среду, здания и сооружения, накопление отсевов и отходов.
Целью Программы является обеспечение потребности экономики Ленинградской области в минерально-сырьевых ресурсах.
Реализация Программы обеспечит решение следующих основных задач:
обеспечение сбалансированного соотношения между уровнем добычи и приростом запасов по наиболее востребованным видам полезных ископаемых;
разведка и добыча полезных ископаемых с учетом требований охраны окружающей среды и обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования;
геолого-экологические исследования и внедрение новых технологий при добыче и переработке минерального сырья;
экологическая оценка воздействия недропользования на окружающую среду, обращение с отходами горнодобывающей и перерабатывающей промышленности;
информационное обеспечение управленческих решений, направленных на рациональное использование и охрану минерально-сырьевых ресурсов.
Программа носит самостоятельный характер и одновременно связана с долгосрочной целевой программой "Охрана окружающей среды Ленинградской области" в части, относящейся к геолого-экологическим проблемам, контролю за состоянием и охраной недр и подземных вод.