МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ
 И ЭКОЛОГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 16 июля 2008 года N 151

Об утверждении Долгосрочной государственной программы изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья



В целях реализации Основ государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2003 года N 494-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 17, ст.1637), и в соответствии с протокольным решением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2008 года N 12 по рассмотрению мер по воспроизводству минерально-сырьевой базы Российской Федерации

приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Долгосрочную государственную программу изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья (далее именуется - Программа).   

2. Департаменту государственной политики и регулирования в области геологии и недропользования, Федеральному агентству по недропользованию, Департаменту экономики и финансов:

обеспечить реализацию программных мероприятий в рамках ведомственных целевых программ на среднесрочный период;

ежегодно при формировании бюджетных заявок исходить из необходимости выделения средств федерального бюджета на воспроизводство минерально-сырьевой базы в соответствии с показателями, предусмотренными Программой.

3. Приказ МПР России от 15.05.2006 N 112 признать утратившим силу.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа оставляю за собой.

     Министр
     Ю.П.Трутнев

     

УТВЕРЖДЕНА
приказом
Минприроды России
от 16 июля 2008 года N 151

     

Долгосрочная государственная программа изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья
(с изменениями и дополнениями в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2007 года N ВЗ-П9-4722, протоколом заседания Правительства Российской Федерации от 27 марта 2008 года N 12)

     

     

ПАСПОРТ
Долгосрочной государственной программы изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья


Наименование

 - "Долгосрочная государственная программа изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья" (в тексте - Программа)

Дата принятия решения о разработке

 - распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.04.2003 N 494-р "Основы государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования"; поручение Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2007 года N ВЗ-П9-4722 о корректировке Программы

Государственный Заказчик

 - Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральное агентство по недропользованию

Разработчики

 - ФГУП "Центральный научно-исследовательский геологоразведочный институт цветных и благородных металлов" - "ЦНИГРИ" (организация-координатор), ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский институт минерального сырья - "ВИМС", ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский нефтяной институт" - "ВНИГНИ"; ФГУП "Всероссийский нефтяной научно-исследовательский геологоразведочный институт" - "ВНИГРИ"; ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский геологоразведочный институт угольных месторождений" - "ВНИГРИуголь", ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский институт геологии и минеральных ресурсов Мирового океана" - "ВНИИокеангеология", ФГУП "Всероссийский научно-
исследовательский геологический институт им.А.П.Карпинского" - "ВСЕГЕИ", ФГУП "Всероссийский научно-исследовательский институт гидрогеологии и инженерной геологии" - "ВСЕГИНГЕО", ФГУП "Институт минералогии, геохимии и кристаллохимии редких элементов" - "ИМГРЭ", ФГУНПП "Российский федеральный геологический фонд" - "Росгеолфонд", ФГУП "Сибирский научно-исследовательский институт геологии, геофизики и минерального сырья" - "СНИИГГиМС"; ФГУП "Центральный научно-исследовательский институт геологии нерудных полезных ископаемых" - "ЦНИИгеолнеруд"

Цель

 - обеспечение сбалансированного развития и использования минерально-сырьевой базы для удовлетворения потребностей (включая экспортные) экономики страны в минерально-сырьевых ресурсах, а также геополитических интересов Российской Федерации на длительную перспективу

Основные задачи

- воспроизводство минерально-сырьевых ресурсов в объемах, обеспечивающих компенсацию их потребления с учетом интересов нынешних и будущих поколений граждан Российской Федерации; обеспечение геологической изученности территории Российской Федерации и ее континентального шельфа, мониторинга и охраны геологической среды;

- повышение эффективности и рациональности использования минерально-сырьевых ресурсов для удовлетворения текущих и перспективных потребностей базовых отраслей экономики (топливно-энергетического, агропромышленного и строительного комплексов, атомной промышленности, черной и цветной металлургии, химической промышленности).

Сроки реализации

 - 2005-2010 годы и до 2020 года

Исполнители мероприятий

 - организации, отбираемые на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", предприятия-недропользователи

Объем и источники финансирования

 - объем финансирования геологоразведочных работ составляет 4586563 млн.руб., в том числе за счет средств федерального бюджета, предусматриваемых государственному заказчику на текущие расходы по основной деятельности - 526757,4 млн.руб., за счет внебюджетных источников - 4059805,6 млн.руб.; научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств федерального бюджета - 13872 млн.руб.

Ожидаемые конечные результаты реализации

 - комплекты государственных геологических карт и данные для планирования реализации мероприятий по воспроизводству МСБ, решения федеральных и региональных проблем развития экономики, прогноза и предупреждения опасных геологических процессов и явлений;

- минерально-сырьевой база, обеспечивающая компенсацию погашения запасов полезных ископаемых их приростом в соответствии с потребностями развития добывающих мощностей и базовых отраслей экономики - топливно-энергетического, агропромышленного и строительного комплексов, атомной промышленности, черной и цветной металлургии, химической промышленности; ресурсы минерального сырья, в том числе для создания фонда недропользования будущих поколений граждан Российской Федерации

Контроль за реализацией

 - Департамент государственной политики и регулирования в области геологии и недропользования Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, Федеральное агентство по недропользованию

     

     

I. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Программа разработана в соответствии с "Основами государственной политики в области использования минерального сырья и недропользования", утвержденными распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2003 года N 494-р.

Будущее мировое минерально-сырьевое обеспечение находится в зависимости от интенсивности процессов глобализации, которые уже привели к возникновению международного рынка минерально-сырьевых баз с отчетливо выраженными тенденциями монополизации запасов наиболее ликвидных полезных ископаемых. Процессы глобализации и стремление человечества к сбалансированному развитию диктуют необходимость создания и реализации национальных долгосрочных минерально-сырьевых программ, определяющих положение стран в будущем мировом ресурсном обеспечении.

Данная Программа входит в систему национальных стратегий развития и по своей сути представляет один из наиболее значимых стратегических проектов. Проект программы направлен на решение следующих приоритетов социально-экономического развития страны:

обеспечение высоких темпов устойчивого экономического роста страны;

создание потенциала для будущего развития;

повышение уровня национальной безопасности.

Указанные приоритеты изложены в посланиях Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию Российской Федерации, в Программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2008 годы), в проекте Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (2008 год).

Россия обладает крупными минерально-сырьевыми ресурсами и мощным минерально-сырьевым комплексом (МСК), являющимся базой развития экономики, инструментом проведения внутренней и внешней политики, основным источником валютных поступлений в страну. Роль России на мировых минерально-сырьевых рынках во многом определяет ее геополитическое влияние.

Начавшийся экономический подъем Российской Федерации, реализация заданий, определенных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации В.В.Путина, влекут за собой значительный рост спроса на минерально-сырьевые ресурсы внутри страны. Современный этап развития России, когда большая часть добытых минерально-сырьевых ресурсов экспортируется (более 60% нефти и нефтепродуктов, 35% газа, 90% меди, 97% никеля, 99% алюминия из общего объема добытых и произведенных в стране), сменится ростом их внутреннего потребления.

Российская Федерация занимает лидирующее положение в мире по ресурсам, запасам и добыче многих полезных ископаемых, потребляемых в ключевых секторах промышленности и экономики. После спада отечественного производства минерального сырья, начавшегося с 1990 года, к 2000 году российские нефтегазодобывающие и горнодобывающие предприятия стали приближаться к докризисным уровням. В 2007 году вклад минерально-сырьевого комплекса в доходную часть федерального бюджета составил 4101 млрд.руб. (более 50% доходной части федерального бюджета). Поступления от налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) в 2004 году превысили 268 млрд.руб., в 2005 году - 465 млрд.руб., в 2006 году - 1083 млрд.руб., в 2007 году - 1038 млрд.руб.

Дальнейшее поступательное развитие России невозможно без укрепления отечественной минерально-сырьевой базы, в первую очередь без достижения воспроизводства запасов на уровнях, компенсирующих их добычу, темпы которой возрастают из года в год в соответствии с общемировыми тенденциями.

В отличие от многих ведущих стран мира, минерально-сырьевое обеспечение требуется России не только для поддержания и реконструкции имеющейся инфраструктуры, но и для создания новых инфраструктурных систем, обладающих весьма значительной материалоемкостью.

Россия, являясь крупнейшим в мире производителем и экспортером минерального сырья, в то же время по внутреннему потреблению ряда их видов (как по валовому, так и на душу населения) отстает от государств и регионов, вступивших в стадию постиндустриального развития.

Максимумы отечественного производства минерального сырья пришлись на 1985-1990 годы. Спад добычи, начавшийся с 1990-1991 годов, по большинству ведущих полезных ископаемых сменился ростом с начала 1996 года. При этом уровни добычи 1990 года к концу ХХ века практически по всем полезным ископаемым не были достигнуты.

Очевидно, что максимумы отечественного минерально-сырьевого производства близки к имеющимся технологическим мощностям добывающих предприятий и могут рассматриваться как показатели добычного потенциала, доступного для реализации без существенных капиталовложений (по крайней мере в течение ближайших 5-10 лет). Соответственно, оценка возможностей будущего производства может исходить из сроков достижения уровня созданного потенциала и экстраполяции соответствующих темпов роста добычи минерального сырья на дальнейшую перспективу, что естественно потребует роста капвложений для замещения выбывающих производственных мощностей.

Выбор сценариев развития отечественного минерально-сырьевого комплекса, темпов роста добычи каждого из 50 полезных ископаемых, включенных в данную программу, а также объемов погашения их запасов до 2020 года и соответствующих темпов компенсации добычи воспроизводством запасов основывается на индикаторах "Энергетической стратегии России" (2002 год), данных Минпромэнерго России (2004, 2007 годы), разработках бывшего Минпромнауки России (2002 год), ФЦП "Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)" (2001 год), проекта долгосрочного прогноза роста российской экономики (2004 год), а также проекта Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (2008 год).

Показатели ретроспективного анализа и различных вариантов прогноза воспроизводства минерально-сырьевой базы отражены в таблицах 1 и 2.

Долгосрочный прогноз роста российской экономики определил положение данной Программы в системе отечественных стратегий.

Принятие Стратегии развития металлургической промышленности Российской Федерации на период до 2015 года, разработка проекта Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу (сентябрь 2007 года) позволили скорректировать значения индикаторов программных мероприятий.

Развитие нефтегазового комплекса определяется балансом внутреннего потребления и экспорта топливно-энергетических ресурсов. Потребление твердых полезных ископаемых связано с развитием металлургического и агропромышленного комплекса, транспорта, инновационной деятельности, человеческого капитала, жилищно-коммунального комплекса.

Проектом Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации предусматривается три сценария развития экономики России:

инерционный - в его основе лежит отказ от реализации новых долгосрочных проектов и программ;

энерго-сырьевой - предусматривает реализацию (в том числе в рамках частно-государственного партнерства) крупномасштабных проектов, обеспечивающих разработку месторождений полезных ископаемых, в новых районах добычи, что обеспечивает не только наращивание экспорта энергоносителей, сырья и топлива, но и увеличение их внутреннего потребления;

инновационный - предусматривает модернизацию инфраструктурных отраслей экономики при более высоком, чем во втором варианте, повышении эффективности энергосбережения, создание новых региональных центров экономического развития.

Значения индикаторов Программы, в первую очередь темпов погашения запасов твердых полезных ископаемых (собственно горнодобывающая промышленность), решающим образом зависят от темпов роста внутреннего энергопотребления, поскольку металлургические производства обладают высокой энергоемкостью. Рост последнего при снижении энергоемкости отечественного ВВП предусматривается как вторым, так и третьим сценариями.

Таблица 1  

     
Прогнозы среднегодовых темпов воспроизводства минерально-сырьевой базы топливно-энергетического сырья (%)

Источники, сроки, варианты

Нефть

Газ

Уголь

Энергетическая стратегия России, 2000 год

 2002-2010 годы

 вариант 1

2,18

0,84

2,82

 вариант 2

4,88

1,82

5,04

 2011-2020 годы

 вариант 1

0,11

0,71

2,10

 вариант 2

0,61

1,06

3,28

Минпромэнерго России, 2004 год

 2004-2020 годы

 вариант 1

0,09

0,46

2,12

 вариант 2

0,86

0,98

3,36

Долгосрочный прогноз роста российской экономики (проект), 2004 год

 2005-2015 годы

 вариант I

0,35

0,57

 вариант II

0,66

1,30

 вариант III

1,01

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации (проект), 2007 год

 2005-2020 годы

 вариант I

0,4

1,8

 вариант II

1,0

2,7

 вариант III

0,8

2,5

Справочно

Зарубежные страны (без России, СНГ, КНР)

 факт 1950-1995 годов

3,76

4,73

1,56

 прогноз 1995-2025 годов

2,00

3,20

2,32

 расчет 1950-2025 годов

3,05

4,15

1,52

Министерство энергетики США, 2002-2003 годы

 Зарубежные страны, 2001-2025 годы:

 Развитые страны

1,3

2,4

0,6

 Развивающиеся страны

3,3

5,4

3,3

 Восточная Европа и бывший СССР

3,2

2,3

-1,3

Потребление (зарубежные страны) 1999-2020 годы

2,2

3,2

1,8

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»