Управление государственными расходами представляет собой важную часть бюджетной политики и в значительной мере определяется состоянием бюджетного процесса, порядком планирования, утверждения и исполнения бюджета в части расходов, а также контролем его исполнения. Таким образом, совершенствование практики бюджетирования следует рассматривать как важный инструмент повышения эффективности и результативности государственных расходов.
Традиционная бюджетная система не позволяет четко проследить взаимосвязь между выделяемыми бюджетными ресурсами и ожидаемыми результатами их использования, так как зачастую носит сметный характер, основанный не на объемах оказываемых государственных (муниципальных) услуг и не на уровне достижения целей деятельности, а на необходимости содержания существующих мощностей подведомственной бюджетной сети. Бюджетирование, ориентированное на результат, дает возможность соизмерять затраты и результаты, выбирать наиболее эффективные пути расходования бюджетных средств, своевременно оценивать уровень достижения запланированных результатов. В условиях ограниченности бюджетных ресурсов актуальность оптимального расходования средств повышается. Критерием рационального использования ресурсов становится достижение запланированного результата при минимальных затратах, обеспечивающих заданное количество и качество государственных (муниципальных) услуг, определенных стандартом. Эффективное бюджетирование является частью более широкой и общей модели результативного управления и предполагает, что выделение бюджетных ресурсов должно в обязательном порядке подразумевать достижение определенных целей.
В Ленинградской области процессы реформирования бюджетного сектора и повышения качества управления государственными финансами прошли несколько этапов развития. Правительством Ленинградской области реализованы программы бюджетных реформ, в том числе по переходу к практике применения инструментов бюджетирования, ориентированного на результат, в отдельных отраслях бюджетного производства. Результатами реформ стали также расширение горизонта планирования бюджета, создание стимулов роста и рост доходной базы, установление стабильных единых нормативов отчислений от федеральных и региональных налогов в местные бюджеты, совершенствование системы межбюджетных отношений и внедрение более объективных формализованных методик формирования и распределения межбюджетных трансфертов, совершенствование системы государственного заказа, внедрение казначейской системы исполнения бюджета и прочие.
Реализованы Программа реформирования региональных финансов Ленинградской области на 2005-2006 годы, Программа проведения административной реформы в Ленинградской области в 2006-2010 годах.
В целях реализации указанных программ разработаны нормативные правовые акты Ленинградской области:
Реформирование осуществлялось по следующим направлениям:
внедрение механизмов управления по результатам в органах исполнительной власти Ленинградской области;
стандартизация и регламентация (разработка и утверждение приоритетных стандартов государственных услуг, административных регламентов исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг);
предоставление государственных и муниципальных услуг на базе многофункциональных центров;
предоставление информации о государственных услугах в электронной форме;
оптимизация функций органов исполнительной власти Ленинградской области и противодействие коррупции;
повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти Ленинградской области и общества;
модернизация системы информационного обеспечения органов исполнительной власти Ленинградской области.