Об утверждении Программы проведения административной
реформы в Ленинградской области в 2006-2010 годах*
(с изменениями на 24 марта 2010 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
распоряжения Губернатора Ленинградской области
от 14 марта 2012 года N 108-рг
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением Губернатора Ленинградской области от 24 апреля 2007 года N 165-рг;
распоряжением Губернатора Ленинградской области от 8 июня 2007 года N 260-рг (с учетом изменений, внесенных распоряжением Губернатора Ленинградской области от 24 марта 2010 года N 184-рг);
распоряжением Губернатора Ленинградской области от 31 июля 2008 года N 450-рг;
распоряжением Губернатора Ленинградской области от 24 июня 2009 года N 354-рг;
распоряжением Губернатора Ленинградской области от 24 марта 2010 года N 184-рг.
_____________________________________________________________________
_____________________________________________
* Распоряжением Губернатора Ленинградской области от 31 июля 2008 года N 450-рг в наименовании и по тексту слова "в 2006-2008 годах" заменены словами "в 2006-2010 годах" - см. предыдущую редакцию.
_____________________________________________
В целях создания устойчивых предпосылок и условий для обеспечения проведения мероприятий по административной реформе, предусмотренных Концепцией административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года N 1789-р, и повышения эффективности деятельности Администрации Ленинградской области:
1. Утвердить прилагаемую Программу проведения административной реформы в Ленинградской области в 2006-2010 годах.
2. Аппарату Губернатора и Правительства Ленинградской области включить Программу проведения административной реформы в Ленинградской области в 2006-2010 годах в заявку Ленинградской области на получение средств на проведение административной реформы для участия в отборе, проводимом в 2006 году Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2006 года N 336 "О дополнительных мерах по оказанию поддержки проведения федеральными органами исполнительной власти и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации административной реформы в 2006 году" в целях содействия проведению административной реформы высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
3. Опубликовать основные положения Программы проведения административной реформы в Ленинградской области в 2006-2010 годах в средствах массовой информации.
4. Контроль за исполнением распоряжения оставляю за собой.
Губернатор
Ленинградской области
В.Сердюков
Программа
проведения административной реформы в Ленинградской области
в 2006-2010 годах*
(с изменениями на 24 марта 2010 года)
_____________________________________________
* Распоряжением Губернатора Ленинградской области от 31 июля 2008 года N 450-рг в наименовании и по тексту Программы слова "в 2006-2008 годах" заменены словами "в 2006-2010 годах" - см. предыдущую редакцию.
_____________________________________________
Ленинградская область сегодня - один из самых динамично развивающихся субъектов Российской Федерации. Ее уникальное геополитическое положение на перекрестке сухопутных, водных и воздушных путей, близость к границам ЕЭС определяют экономическое и социально-политическое состояние региона. Ленинградскую область характеризуют разнообразные природные ресурсы, развитая экономика, богатая культура.
Основой экономического потенциала Ленинградской области является промышленность, имеющая многоотраслевой характер. Основные отрасли: топливная, нефтеперерабатывающая, лесная, целлюлозно-бумажная, химическая, машиностроение. Продукция производственно-технического назначения составляет более 85% выпуска промышленной продукции.
В современных условиях одной из важнейших задач социально-экономического развития Ленинградской области является привлечение инвестиций в производственную сферу региональной экономики. Для развития инвестиционного процесса Ленинградская область - один из наиболее перспективных регионов России. Этому способствуют уникальное геополитическое положение, природно-ресурсный, производственный, научно-технический и интеллектуальный потенциал, а также выгодное законодательство, направленное на создание удобных для инвестора правовых и информационных условий ведения бизнеса.
В регионе продолжается приток инвестиций в экономику. Сохраняются тенденции вложения средств отечественными компаниями наравне с западными. Важно, что инвесторы оплачивают модернизацию производства (по статистике 43% вложений использовано на приобретение машин и оборудования). Средства вкладываются как мировыми гигантами индустрии - компаниями "Форд", "Филипп Моррис" и другими, так и отечественными инвесторами, а также государственными монополистами. ОАО "Ленэнерго", в частности, реконструирует линии электропередачи, ОАО "Газпром" активно участвует в газификации области.
Более подробная характеристика Ленинградской области представлена на интернет-сайте www.lenobl.ru.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 года N 1789-р одобрены Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах и план мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах.
Настоящая программа разработана с учетом одобренных положений Концепции и плана мероприятий. Программа административной реформы направлена на повышение эффективности государственного управления путем кардинального улучшения деятельности органов исполнительной власти.
Любая система управления должна повышать свою эффективность в динамике в соответствии с изменениями в окружающем мире. Чем более высокими темпами будет повышаться эффективность управления, тем более конкурентоспособным будет являться субъект управления, и наоборот.
В настоящее время любой субъект Российской Федерации находится в конкурентной среде, которая не ограничена масштабами России, а в условиях глобализации распространяется на весь мир. Соответственно, изменение (реформирование) системы управления субъекта Российской Федерации в целях повышения эффективности деятельности является перманентной задачей этого субъекта, этот процесс не может и не должен быть окончательно завершен ни в какой конкретный момент времени.
Основными активами, за которые конкурирует субъект Российской Федерации, являются финансовый капитал и человеческий капитал, включая его знания, навыки и умения. Более масштабные и качественные инвестиции создают большую добавленную стоимость. То же справедливо относительно человеческого капитала: чем выше его качество, тем большую добавленную стоимость он способен произвести. Как капитал стремится туда, где для него созданы наилучшие условия роста, так и люди стремятся на те территории, где созданы наилучшие условия для их жизни и возможности для приложения их профессиональных качеств. В условиях глобализации возможности миграции финансового и человеческого капитала значительно увеличились и обостряют конкуренцию во всех сферах с каждым годом. Наличие капитала, накопленного предыдущими поколениями, не гарантирует благополучия в будущем социуму, если он не стремится совершенствовать управление своей жизнедеятельностью со скоростью, соответствующей современным вызовам.
В конкуренции стран ориентиром может служить рейтинг конкурентоспособности, ежегодно подготавливаемый Институтом по стратегии и конкурентоспособности Гарвардской школы бизнеса (институт возглавляет Майкл Портер) к Всемирному экономическому форуму в Давосе. В соответствии с этим рейтингом в 2000-2003 годах по рейтингу конкурентоспособности лидирующие позиции занимают такие страны, как Финляндия, США, Швеция, Германия. Россия занимает 70-е место (между Танзанией и Ганой). Характерно, что страны, демонстрирующие высокие показатели конкурентоспособности, имеют и лучшие показатели уровня жизни, при этом динамика этих показателей свидетельствует о том, что уровень жизни растет вслед за конкурентоспособностью (например, в Финляндии).
Позиции государства обеспечиваются в том числе позициями составляющих их субъектов, и чем более конкурентоспособными будут субъекты, тем более конкурентоспособным будет государство в целом. Отдельные территории стран могут иметь рейтинг, отличный от странового. Так, в 2003 году Москва в таком рейтинге соответствует 43-му месту, Пермская область и Нижегородская область - соответственно 55-му и 59-му местам. Различные рейтинги (рейтинги кредитоспособности, инвестиционной привлекательности и т.п. различных агентств, таких, как "Интерфакс", "Эксперт-РА" и т.п.) для сравнения регионов внутри России также активно применяются в последние годы.
Стратегической целью развития Ленинградской области является рост уровня и качества жизни населения, а рейтинг конкурентоспособности в значительной степени связан с уровнем жизни населения. Соответственно цели повышения уровня жизни и конкурентоспособности взаимосвязаны.
В своей деятельности государственные органы власти Ленинградской области руководствуются четырьмя основными взаимосвязанными приоритетами, а именно:
- рост эффективности государственного управления;
- экономический рост;
- рост человеческого капитала;
- рост уровня и качества жизни населения.
Реализация этих приоритетов приводит к росту конкурентоспособности региона.
Схема 1. Иллюстрирует взаимосвязанность различных аспектов целеполагания в деятельности региональной власти.
Схема целеполагания в деятельности региональной власти
Повышение эффективности государственного управления обусловливает рост человеческого капитала и экономики Ленинградской области, а следовательно, рост уровня и качества жизни. Что в результате приводит к росту конкурентоспособности региона. При этом важно формирование стабильных условий для дальнейшего саморазвития после завершения Программы, чтобы положительные результаты реформы были необратимы.
Конкурентоспособность в изменяющемся мире является необходимым условием дальнейшего развития населения. В то же время она связана с другой, более традиционной целью работы органов государственного управления - ростом уровня жизни. В свою очередь, этот рост может быть обеспечен прогрессом в отношении двух основных направлений - роста человеческого капитала региона, происходящего в основном за счет работы бюджетной инфраструктуры (образование, здравоохранение, безопасность и т.п.), и экономического роста, формирующего рост материального благосостояния.
Таким образом, рост человеческого капитала и экономики приводит к росту уровня и качества жизни, что способствует росту доверия к органам власти и управления, создающим условия и обеспечивающим эффективное развитие социума.
Рост доверия, в свою очередь, способствует повышению эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и общества. То есть улучшению качества обратной связи в контуре государственного управления регионом.
Рост уровня и качества жизни способствует повышению конкурентоспособности области, так как для инвесторов создаются более выгодные и комфортные условия роста финансовых вложений, а территория, более комфортная для проживания и деятельности людей, привлекает квалифицированные кадры.
Однако, согласно ряду исследований, проведенных независимыми отечественными и зарубежными экспертами, сфера государственного управления превратилась в ограничивающий фактор для социально-экономического развития страны и повышения ее мировой конкурентоспособности.
Таким образом, первичным среди перечисленных приоритетов является повышение эффективности деятельности исполнительных органов власти Ленинградской области.
Настоящая Программа "Проведения административной реформы в Ленинградской области в 2006-2010 годах" направлена на реализацию важнейшего из четырех указанных приоритетов - повышение эффективности государственного управления.
_____________________________________________
* Наименование в редакции распоряжения Губернатора Ленинградской области от 24 марта 2010 года N 184-рг - см. предыдущую редакцию.
Рост эффективности государственного управления, экономический рост, рост человеческого капитала, рост уровня и качества жизни населения - четыре основных взаимосвязанных приоритета, которыми руководствуются в своей деятельности государственные органы власти Ленинградской области.
Реализация этих приоритетов приводит к росту конкурентоспособности региона. Однако, согласно ряду исследований, проведенных независимыми отечественными и зарубежными экспертами, сфера государственного управления превратилась в ограничивающий фактор для движения в направлении остальных трех приоритетов.
Решение данной проблемы состоит в повышении эффективности государственного управления в Ленинградской области - это является основной целью программы административной реформы в регионе. Данная цель декомпозируется на три подцели:
1) повышение эффективности деятельности органов исполнительной власти Ленинградской области;
2) повышение качества и доступности государственных услуг в Ленинградской области;
3) ограничение вмешательства государства в экономическую деятельность субъектов предпринимательства, в том числе прекращение избыточного государственного регулирования на территории Ленинградской области.
Достижение целей административной реформы оценивается по следующим показателям:
1. Оценка гражданами деятельности органов исполнительной власти по оказанию государственных услуг.
В настоящее время существуют социологические методы определения удовлетворенности граждан качеством и доступностью государственных услуг, которые в значительной мере формируют отношение населения к деятельности органов исполнительной власти на региональном уровне. Основным инструментом для исследования качества и доступности государственных услуг, признанным в мировой практике, является проведение социологических опросов.
Предполагается в результате проведения административной реформы повысить степень удовлетворенности граждан качеством и доступностью государственных услуг к 2008 году до 50 процентов и к 2010 году - не менее чем до 70 процентов.
Абзац одиннадцатый исключен - распоряжение Губернатора Ленинградской области от 24 марта 2010 года N 184-рг. - См. предыдущую редакцию.
2. Уровень издержек бизнеса на преодоление административных барьеров.
Общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства "ОПОРА России" совместно с Всероссийским центром исследования общественного мнения (ВЦИОМ) провела в 2004 году в 80 субъектах Российской Федерации исследование издержек малых предприятий на преодоление административных барьеров. По данным этих исследований, их размер составил в среднем 8,5 процента выручки предприятия.
Целевым показателем реализации мероприятий административной реформы в Ленинградской области является снижение доли издержек бизнеса на преодоление административных барьеров в выручке к 2008 году до 5 процентов, к 2010 году - до 3 процентов.
3. Абзац пятнадцатый исключен - распоряжение Губернатора Ленинградской области от 24 марта 2010 года N 184-рг. - См. предыдущую редакцию.
Абзац шестнадцатый исключен - распоряжение Губернатора Ленинградской области от 24 марта 2010 года N 184-рг. - См. предыдущую редакцию.
Абзац семнадцатый исключен - распоряжение Губернатора Ленинградской области от 24 марта 2010 года N 184-рг. - См. предыдущую редакцию.
Абзац восемнадцатый исключен - распоряжение Губернатора Ленинградской области от 24 марта 2010 года N 184-рг. - См. предыдущую редакцию.
Абзац девятнадцатый исключен - распоряжение Губернатора Ленинградской области от 24 марта 2010 года N 184-рг. - См. предыдущую редакцию.
Абзац двадцатый исключен - распоряжение Губернатора Ленинградской области от 24 марта 2010 года N 184-рг. - См. предыдущую редакцию.