По состоянию на 1 января 2010 года в Ленинградской области зарегистрировано 2512 некоммерческих организаций (далее - НКО). Наиболее распространенной формой НКО являются общественные объединения - 1644 организации, в том числе: религиозные организации - 305, некоммерческие партнерства - 298, автономные некоммерческие организации - 128, общественные фонды - 82, юридические лица - 53, национально-культурные автономии - 2.
Статистические данные по состоянию на 1 апреля 2009 года позволяют оценить динамику численности общественных организаций разных форм деятельности с апреля по декабрь 2009 года.
Совокупный прирост числа зарегистрированных НКО за указанный период составил около двух процентов (51 организация), в том числе: общественных объединений - 2,19 процента (36 организаций), общественных фондов - 6,1 процента (5 организаций), некоммерческих партнерств - 5,03 процента (15 организаций), автономных некоммерческих организаций - 4 процента (5 организаций).
При этом количество национально-культурных автономий не изменилось, а количество религиозных организаций уменьшилось на 7,2 процента (22 организации).
Около 400 общественных объединений осуществляют деятельность без регистрации в небольших поселениях в целях организации досуга сельской молодежи, нравственного воспитания детей и молодежи, помощи одиноким престарелым людям.
Несмотря на значительное число НКО, уровень развития институтов гражданского общества в Ленинградской области является недостаточным. В частности, из числа зарегистрированных НКО лишь около 60 процентов - действующие.
Большая часть активно действующих общественных объединений находится в крупных городах (Выборг, Гатчина, Сосновый Бор), в большинстве городских и сельских поселений общественный сектор либо отсутствует либо представлен слабо - исключительно местными религиозными организациями и советами ветеранов.
Между организациями и без того географически разобщенными существует слабая связь, что не способствует объединению усилий НКО в решении общих задач, участию в обсуждении планов социально-экономического развития региона и возможности влияния "третьего сектора" на принятие решений по развитию Ленинградской области.
Работники некоммерческого сектора слабо ориентируются в современном российском законодательстве, в том числе по финансовым вопросам, обеспечивающим основу работы НКО.
НКО имеют слабую финансовую базу и недостаточный опыт поиска источников финансирования.
Благодаря наметившимся в Ленинградской области в последние годы позитивным изменениям во взаимодействии государственной власти и общественного сектора, в том числе образованию консультативных общественных органов - совета по культуре при Губернаторе Ленинградской области, консультативного совета по делам ветеранов войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов при Губернаторе Ленинградской области, молодежного совета при Губернаторе Ленинградской области, совета по межнациональным отношениям при Губернаторе Ленинградской области, общественного экологического совета при Губернаторе Ленинградской области, сотрудничество органов исполнительной власти Ленинградской области и некоммерческих объединений активно развивается. В соответствии с областным законом от 17 марта 2009 года N 20-оз "Об Общественной палате Ленинградской области" сформирован новый общественный орган, призванный обеспечить взаимодействие институтов гражданского общества и органов государственной власти. Дополнительным стимулом для активизации взаимодействия органов государственной власти и общественных объединений, создания условий для эффективного развития гражданского общества, реализации гражданских инициатив и защиты гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека является Концепция содействия развитию институтов гражданского общества и защиты прав человека в Ленинградской области на 2009-2011 годы, одобренная постановлением Правительства Ленинградской области от 16 апреля 2009 года N 105.
В рамках региональной целевой программы "Общество и власть" на 2008-2010 годы" отдельные значимые проекты и программы НКО на конкурсной основе получили финансовую поддержку из областного бюджета Ленинградской области, что способствовало активизации деятельности НКО. С помощью СМИ осуществлялась популяризация деятельности некоммерческого сектора Ленинградской области. Так, в 2009 году в целях реализации национальной политики Российской Федерации и поддержки коренных малочисленных народов, проживающих на территории Ленинградской области, заключено шесть государственных контрактов на общую сумму 1965,74 тыс. рублей. Осуществлялась работа по поддержке деятельности некоммерческого сектора Ленинградской области в рамках сайта областного информационного центра поддержки НКО Ленинградской области (www.lonko.ru) путем публикации нормативных правовых актов, проведения офф-лайн консультаций.
В целях совершенствования поддержки развития институтов гражданского общества в Ленинградской области, создания условий для последовательного решения вопросов, оказывающих влияние на современное состояние гражданского общества и возможности общественных объединений, необходимо применение программно-целевого метода. Программой предусматриваются мероприятия, реализация которых позволит создать условия для повышения экономической и правовой грамотности НКО, их финансовой стабильности.