Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 16 ноября 2009 года N 344


О проекте областного закона "О признании утратившим силу областного закона "О региональной целевой программе "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Ленинградской области на 2008-2010 годы" и утверждении долгосрочной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Ленинградской области на 2009-2012 годы и на период до 2013 года" *

(с изменениями на 26 декабря 2013 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Ленинградской области
от 8 июля 2014 года N 295

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Ленинградской области от 27 апреля 2011 года N 115 (Вестник Правительства Ленинградской области, N 32, 30.05.2011);

постановлением Правительства Ленинградской области от 23 августа 2011 года N 267;

постановлением Правительства Ленинградской области от 1 декабря 2011 года N 413 (Вестник Правительства Ленинградской области, N 120, 20.12.2011);

постановлением Правительства Ленинградской области от 4 апреля 2012 года N 96 (Вестник Правительства Ленинградской области, N 45, 30.05.2012);

постановлением Правительства Ленинградской области от 16 августа 2012 года N 254 (Вестник Правительства Ленинградской области, N 83, 25.09.2012);

постановлением Правительства Ленинградской области от 28 ноября 2012 года N 372 (Вестник Правительства Ленинградской области, N 116, 13.12.2012);

постановлением Правительства Ленинградской области от 18 апреля 2013 года N 109;

постановлением Правительства Ленинградской области от 24 декабря 2013 года N 495;

постановлением Правительства Ленинградской области от 26 декабря 2013 года N 514.

____________________________________________________________________

_________________

* Наименование в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Ленинградской области от 16 августа 2012 года N 254. - См. предыдущую редакцию.

В целях сохранения и воспроизводства плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Ленинградской области Правительство Ленинградской области

постановляет:

1. Одобрить проект областного закона "О признании утратившим силу областного закона "О региональной целевой программе "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Ленинградской области на 2008-2010 годы".

2. Предложить Губернатору Ленинградской области внести на рассмотрение Законодательного собрания Ленинградской области проект областного закона "О признании утратившим силу областного закона "О региональной целевой программе "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Ленинградской области на 2008-2010 годы".

3. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Ленинградской области на 2009-2012 годы и на период до 2013 года".

(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Ленинградской области от 16 августа 2012 года N 254. - См. предыдущую редакцию)

4. Комитету по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области при формировании бюджетной заявки на очередной финансовый год и на плановый период предусматривать ассигнования на реализацию мероприятий долгосрочной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Ленинградской области на 2009-2012 годы и на период до 2013 года".

(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Ленинградской области от 16 августа 2012 года N 254. - См. предыдущую редакцию)

5. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 3, который вступает в силу с даты вступления в силу областного закона "О признании утратившим силу областного закона "О региональной целевой программе "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Ленинградской области на 2008-2010 годы".

6. Контроль за исполнением постановления возложить на вице-губернатора Ленинградской области - председателя комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Яхнюка С.В.

Губернатор
Ленинградской области
В.Сердюков

     

     

Приложение

УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Ленинградской области
от 16 ноября 2009 года N 344

     
Долгосрочная целевая программа "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Ленинградской области на 2009-2012 годы и на период до 2013 года"

(Наименование в редакции, введенной в действие постановлением
Правительства Ленинградской области от 16 августа 2012 года N 254
. -
См. предыдущую редакцию)
(с изменениями на 26 декабря 2013 года)

     

Паспорт
долгосрочной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Ленинградской области на 2009-2012 годы и на период до 2013 года"

(Наименование в редакции, введенной в действие постановлением
Правительства Ленинградской области от 16 августа 2012 года N 254
. -
См. предыдущую редакцию)


Полное наименование

Долгосрочная целевая программа "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Ленинградской области на 2009-2012 годы и на период до 2013 года" (далее - Программа)

(Позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Ленинградской области от 16 августа 2012 года N 254. - См. предыдущую редакцию)

Цели Программы

Сохранение и постоянное воспроизводство плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения;

сохранение агроландшафтов;

создание условий для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции;

поддержание конкурентоспособности сельскохозяйственного производства;

обеспечение занятости населения;

рациональное использование природного потенциала Ленинградской области

Основные задачи Программы

Мелиоративные мероприятия:

проведение работ капитального характера (реконструкция);

содержание и текущий ремонт мелиоративных систем;

осуществление капитального ремонта мелиоративных систем;

проведение культуртехнических работ;

проведение противопаводковых мероприятий;

осуществление мелиоративных мероприятий на рыбохозяйственных водоемах

Агрохимические мероприятия:

применение агрохимикатов, включая минеральные удобрения, пестициды;

применение торфа;

известкование кислых почв;

агрохимическое обследование почв;

эколого-токсикологическое обследование почв;

проведение фитосанитарного мониторинга;

проведение мониторинга плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения на тестовых полигонах

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы:

проведение работ, направленных на внедрение в сельскохозяйственную практику, прежде всего в земледелие и растениеводство, современных научных разработок

Разделы Программы

Мелиоративные мероприятия

Агрохимические мероприятия

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы

Объем финансовых ресурсов, запланированных по Программе, с указанием источников финансирования (в ценах года реализации Программы)

Общий объем финансирования Программы - 2951349,6 тыс.руб. (2009 год - 495497 тыс.руб., 2010 год - 555800 тыс.руб., 2011 год - 546393 тыс.руб., 2012 год - 712337 тыс.руб., 2013 год - 641322,6 тыс.руб.), в том числе:
федеральный бюджет - 51808 тыс.руб.;
областной бюджет - 822782,6 тыс.руб.,
из них:
2009 год - 118650 тыс.руб.,
2010 год - 120000 тыс.руб.,
2011 год - 188000 тыс.руб.,
2012 год - 187860 тыс.руб.,
2013 год - 208272,6 тыс. рублей;

бюджеты муниципальных образований - 43600 тыс.руб., из них:
2009 год - 6400 тыс.руб.,
2010 год - 7200 тыс.руб.,
2011 год - 8000 тыс.руб.,
2012 год - 9000 тыс.руб.,
2013 год - 13000 тыс.руб.;

прочие источники - 2033159,0 тыс.руб., из них:
2009 год - 339450 тыс.руб.,
2010 год - 428600 тыс.руб.,
2011 год - 335056 тыс.руб.,
2012 год - 510003 тыс.руб.,
2013 год - 420050,0 тыс. рублей.

(Позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Ленинградской области от 28 ноября 2012 года N 372; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Ленинградской области от 24 декабря 2013 года N 495. - См. предыдущую редакцию)

Показатели эффективности Программы

Создание не менее 10 новых рабочих мест ежегодно начиная с 2010 года;

повышение доходов работников отрасли растениеводства на 12 процентов ежегодно начиная с 2010 года;

рост налоговых поступлений в областной бюджет Ленинградской области: 2009 год - 760 млн.руб., 2010 год - 800 млн.руб., 2011 год - 845 млн.руб., 2012 год - 900 млн.руб.; 2013 год - 1035 млн.руб.;


увеличение объемов производства растениеводческой продукции за 2009-2013 годы по сравнению с 2008 годом (зерно: 2008 год - 98,3 тыс. тонн, 2009 год - 106,5 тыс. тонн, 2010 год - 110,0 тыс. тонн, 2011 год - 113,5 тыс. тонн, 2012 год - 118,0 тыс. тонн; 2013 год - 108 тыс. тонн; картофель: 2008 год - 326,1 тыс. тонн, 2009 год - 326,1 тыс. тонн, 2010 год - 330,0 тыс. тонн, 2011 год - 336,5 тыс. тонн, 2012 год - 343,0 тыс. тонн; 2013 год - 332 тыс. тонн; овощи: 2008 год - 261,4 тыс. тонн, 2009 год - 280,5 тыс. тонн, 2010 год - 290,0 тыс. тонн, 2011 год - 303,0 тыс. тонн, 2012 год - 318,0 тыс. тонн; 2013 год - 286,0 тыс. тонн);

увеличение темпов роста валовой продукции растениеводства: 2010 год - 3,4 проц., 2011 год - 3,4 проц., 2012 год - 3,5 проц.; 2013 год - 3,6 проц.;


повышение рентабельности продукции растениеводства: 2010 год - 19,7 проц., 2011 год - 20,0 проц., 2012 год - 20,5 проц.; 2013 год - 20,5 проц.;


увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции во всех категориях хозяйств (зерно - на 2,0 проц. ежегодно, картофель - на 0,4 проц. ежегодно, овощи - на 1,9 проц. ежегодно);

предотвращение от выбытия 40,6 тыс. гектаров земель из сельскохозяйственного оборота;

защита от затопления и подтопления 5,7 тыс. гектаров земель

(Позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Ленинградской области от 16 августа 2012 года N 254. - См. предыдущую редакцию)

Основные индикаторы реализации (целевые задания Программы)

Мелиоративные мероприятия:

содержание и текущий ремонт государственной мелиоративной сети - 271,5 тыс.га, в том числе: 2009 год - 45,7 тыс.га, 2010 год - 51,2 тыс.га, 2011 год - 57,3 тыс.га, 2012 год - 57,3 тыс.га, 2013 год - 60,0 тыс.га;

капитальный ремонт внутрихозяйственной мелиоративной сети - 12478,0 тыс.га, в том числе: 2009 год - 1872,0 тыс.га, 2010 год - 2016,0 тыс.га, 2011 год - 2690,0 тыс.га, 2012 год - 2800,0 тыс.га, 2013 год - 3100,0 тыс.га.

Индикаторы реализации по мелиоративным мероприятиям представлены в Плане мероприятий долгосрочной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Ленинградской области на 2009-2012 годы и на период до 2013 года" и таблице 1.

Агрохимические мероприятия:

агрохимическое обследование - 112,5 тыс.га, в том числе: 2009 год - 22,5 тыс.га, 2010 год - 22,5 тыс.га, 2011 год - 22,5 тыс.га, 2012 год - 22,5 тыс.га, 2013 год - 22.5 тыс.га;

применение агрохимикатов, в том числе минеральных удобрений (в пересчете на действующее вещество) - 53,1 тыс.т, в том числе: 2009 год - 10,5 тыс.т, 2010 год - 11,9 тыс.т., 2011 год - 9,1 тыс.т, 2012 год - 11,6 тыс.т, 2013 год -

10,0 тыс.т.


Индикаторы реализации по агрохимическим мероприятиям представлены в Плане мероприятий долгосрочной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Ленинградской области на 2009-2012 годы и на период до 2013 года" и таблице 2

(Позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Ленинградской области от 16 августа 2012 года N 254; в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Ленинградской области от 24 декабря 2013 года N 495. - См. предыдущую редакцию)

Основания для разработки Программы

Земельный кодекс Российской Федерации;

Федеральный закон от 10 января 1996 года N 4-ФЗ "О мелиорации земель";

Федеральный закон от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ "О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения";

Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";

Федеральный закон от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";

постановление Правительства Российской Федерации от 1 марта 2001 года N 154 "Об утверждении Правил государственного учета показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения";

постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 99 "О федеральной целевой программе "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы и на период до 2012 года";

областной закон от 12 июля 1999 года N 41-оз "О почвенном плодородии земель сельскохозяйственного назначения Ленинградской области";

постановление Правительства Ленинградской области от 3 марта 2006 года N 54 "Об утверждении Методических рекомендаций по оценке эффективности региональных целевых программ в Ленинградской области";

постановление Правительства Ленинградской области от 18 июля 2008 года N 209 "О Порядке разработки, утверждения и контроля за реализацией долгосрочных целевых программ в Ленинградской области";     

постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2010 года N 270 "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 99"

(Позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Ленинградской области от 16 августа 2012 года N 254. - См. предыдущую редакцию)

Разработчик Программы

Комитет по агропромышленному и рыбохозяйственому комплексу Ленинградской области

Срок разработки Программы

2009 год

Стоимость разработки Программы

Без привлечения финансовых затрат

Представитель заказчика (координатор) Программы

Комитет по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области

Участники Программы

Производители сельскохозяйственной продукции, учреждения, организации, предприятия любой организационно-правовой формы

Фамилия, имя, отчество, должность, номер телефона руководителя Программы

Яхнюк Сергей Васильевич - вице-губернатор Ленинградской области - председатель комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу, тел. 579-30-36

Система управления и контроль за ходом выполнения Программы

Общий контроль за выполнением Программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области - председатель комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу.

Комитет по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу Ленинградской области представляет отчет о ходе реализации Программы ежеквартально в комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области и ежегодно - в Правительство Ленинградской области

     

     

1. Анализ ситуации. Цели и задачи Программы


Целями Программы являются сохранение и постоянное воспроизводство плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения, сохранение агроландшафтов, создание условий для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции, поддержание конкурентоспособности сельскохозяйственного производства, обеспечение занятости населения, рациональное использование природного потенциала Ленинградской области.

Основные задачи, которые предполагается решить в рамках Программы, - сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов, создание условий для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции на основе сохранения плодородия почв.

Растениеводство Ленинградской области характеризуется интенсивным типом развития. Применение прогрессивных технологий и современной техники способствует получению высокой урожайности. Однако в связи с прямой зависимостью от погодных условий и неудовлетворительным мелиоративным состоянием полей валовое производство и урожайность нестабильны, что не позволяет применять современные эффективные технологии земледелия.

Сохранение и восстановление плодородия почв является обязательным условием для обеспечения устойчивого поступательного развития растениеводства как базовой отрасли сельского хозяйства в целом. Наряду с мелиоративными мероприятиями и известкованием решающее значение имеет применение органических и минеральных удобрений. Среднегодовое количество вносимых минеральных и органических удобрений на один гектар посева сельскохозяйственных культур в последние годы сохранялось приблизительно на одном уровне и к 2009 году составило: минеральных удобрений - до 52,0 килограмма, органических - до 5,5 тонны на гектар.

Внесение удобрений производится в основном на интенсивно используемых пахотных землях (под посевы зерновых, картофеля, овощей и частично кормовых культур). Такой подход обеспечил получение высоких урожаев с постоянным ростом урожайности основных сельскохозяйственных культур и оказался наиболее эффективным и экономичным по использованию и окупаемости бюджетных средств. Средняя урожайность основных сельскохозяйственных культур за 2006-2008 годы составила: зерновых культур - 28,4 центнера с гектара, картофеля - 189,6 центнера с гектара, овощей - 456,2 центнера с гектара. Таким образом, средняя урожайность основных культур возросла приблизительно на 20 процентов.

Инновация современных технологий в растениеводстве, осуществление большинства агротехнических приемов и выполнение природоохранных мероприятий при выращивании сельскохозяйственных культур невозможны без агрохимического, эколого-токсикологического и фитосанитарного обследований. Для внедрения инновационных технологий, создания современной информационной базы в сфере управления и контроля за плодородием почв требуется также выполнение ряда специальных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.

Исходя из мелиоративного состояния земель и динамики основных показателей плодородия почв на основании мониторинговых обследований (агрохимического, эколого-токсикологического, фитосанитарного) приоритетными задачами по сохранению плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов являются:

мелиоративные мероприятия - работы капитального характера (реконструкция), содержание и текущий ремонт мелиоративных систем, капитальный ремонт мелиоративных систем, культуртехнические работы, противопаводковые мероприятия, мелиоративные мероприятия на рыбохозяйственных водоемах;

агрохимические мероприятия - применение агрохимикатов, включая минеральные удобрения, пестициды и др., применение торфа в качестве составляющей при получении органических удобрений, известкование кислых почв, агрохимическое обследование, эколого-токсикологическое обследование, фитосанитарный мониторинг, мониторинг плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения на тестовых полигонах;

научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы - содействие внедрению в сельскохозяйственную практику, прежде всего в земледелие и растениеводство, современных научных разработок.

Агрохимическое и эколого-токсикологическое обследования, фитосанитарный мониторинг и мониторинг плодородия почв должны проводиться систематически на землях сельскохозяйственного назначения. Полученные данные необходимы для оценки динамики плодородия почв, учета основных показателей плодородия и экологического состояния почв земель сельскохозяйственных угодий, разработки научно обоснованных рекомендаций по осуществлению агрохимических, агротехнических и фитосанитарных мероприятий. Материалы обследований используются для создания, ведения и обновления банка данных о состоянии земель сельскохозяйственного назначения. Результаты обследований позволяют обеспечивать контроль за осуществлением сельхозпроизводителями мероприятий по сохранению и восстановлению плодородия почв согласно федеральному законодательству и областному законодательству, определять меры стимулирования за выполненные мероприятия, а также меры воздействия за невыполнение или ненадлежащее выполнение агрохимических, агротехнических и фитосанитарных мероприятий.

Осуществление научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ обеспечит дальнейший рост продуктивности и эффективности растениеводства, а также создаст основы для перевода агрохимического обслуживания на компьютерные технологии. На основе результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ будут подготовлены региональные нормативно-технические документы по мелиорации земель, правила и порядок эксплуатации мелиоративных систем Ленинградской области, разработаны технические средства и проведены исследовательские испытания рабочих органов машин.

2. Мероприятия Программы


План мероприятий долгосрочной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов Ленинградской области на 2009-2012 годы и на период до 2013 года" представлен в приложении 1 к Программе.

(Абзац в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Ленинградской области от 16 августа 2012 года N 254. - См. предыдущую редакцию)

     

2.1. Мелиоративные мероприятия


Для выполнения неотложных мелиоративных мероприятий, направленных прежде всего на предотвращение повторного заболачивания полей и деградации почв, региональными целевыми программами предыдущих периодов предусматривалось выполнение ремонтных работ на мелиоративной сети с выделением средств из федерального бюджета и областного бюджета. На финансирование мелиоративных работ из различных источников направлено 172,7 млн. рублей, в том числе из средств федерального бюджета - 80,8 млн. рублей (46,8 процента), из областного бюджета - 54,5 млн. рублей (31,6 процента), из бюджетов муниципальных образований и внебюджетных источников - 37,4 млн. рублей (21,6 процента).

Общий объем финансирования мелиоративных работ в 2006-2008 годах не соответствовал реальной потребности, что не позволило существенным образом улучшить состояние мелиоративных систем и использование мелиорированных земель. По сравнению с 2003 годом площадь сельскохозяйственных угодий, нуждающихся в реконструкции и других мерах мелиоративного воздействия, возросла до 165 тыс. гектаров.

Проведенная в 2008 году инвентаризация внутрихозяйственных мелиоративных систем выявила существенные недостатки в использовании мелиорированных земель, учете и списании мелиоративных систем. Так, почти треть ранее мелиорированных земель в настоящее время не используется, собственники многих систем не определены. Списание систем носит технически и экономически не обоснованный характер. В значительной степени это объясняется отсутствием соответствующих обновленных нормативных документов, регламентирующих эксплуатацию мелиоративных систем, их учет и списание.

Значительная часть осушительных систем имеет большой срок эксплуатации, приближающийся к нормативной продолжительности использования, причем наиболее старые системы построены в хозяйствах, ведущих активное производство. Таким образом, возникает реальная опасность дополнительного выхода систем из строя, вторичного заболачивания земель, вывода земель из сельскохозяйственного использования, что означает возврат к активному подзолистому процессу и, соответственно, к резкому падению плодородия почв.

Вместе с тем необходимо отметить, что реализация мероприятий в 2006-2008 годах позволила предотвратить выбытие из сельскохозяйственного оборота 9,0 тыс. гектаров земель сельскохозяйственного назначения, обеспечила защиту от затопления и подтопления 4,0 тыс. гектаров сельскохозяйственных угодий.

С 2008 года успешно внедряется порядок государственной поддержки мелиоративных работ посредством субсидирования большей части расходов из средств областного бюджета, что позволяет существенно расширить мелиоративные работы, а также дает возможность привлечь хозяйства к выполнению самых неотложных мелиоративных работ собственными силами.

В продолжение положительных тенденций региональных целевых программ предыдущих периодов намечен комплекс дополнительных мер, обеспечивающих:

поддержание почвенного плодородия и мелиоративного состояния полей, стабилизацию площадей сельскохозяйственных угодий;

создание благоприятных условий для эффективного применения современных высокоинтенсивных технологий земледелия;

сокращение затрат при производстве продукции растениеводства и, соответственно, повышение уровня конкурентоспособности продукции растениеводства;

устранение посредством улучшения мелиоративного состояния полей негативных тенденций в агропромышленном комплексе и исключение деградации сельской местности.

Мелиоративные мероприятия, предусмотренные Программой, планируются только для улучшения состояния и повышения эффективности использования ранее мелиорированных земель. Запланированные на 2009-2013 годы мелиоративные мероприятия носят поддерживающий характер, инженерные работы по реконструкции планируется выполнять локально, без коренного изменения сложившегося за период использования ранее мелиорированных земель гидрологического режима территорий. Одна из целей мелиоративных мероприятий - повышение уровня экологической безопасности мелиоративных систем.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»