(с изменениями на 3 февраля 2010 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 26 июня 2017 года на основании
постановления Правительства Ленинградской области от 19 июня 2017 года N 228
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Ленинградской области от 3 февраля 2010 года N 17.
____________________________________________________________________
Правительство Ленинградской области
постановляет:
1. Одобрить проект областного закона "О признании утратившим силу областного закона "О региональной целевой программе "Охрана окружающей среды Ленинградской области на 2007-2010 годы".
2. Предложить Губернатору Ленинградской области внести на рассмотрение Законодательного собрания Ленинградской области проект областного закона "О признании утратившим силу областного закона "О региональной целевой программе "Охрана окружающей среды Ленинградской области на 2007-2010 годы".
3. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Охрана окружающей среды Ленинградской области на 2009-2010 годы".
4. Комитету финансов Ленинградской области при подготовке изменений в областной закон "Об областном бюджете Ленинградской области на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" предусмотреть прекращение бюджетных обязательств по финансированию региональной целевой программы "Охрана окружающей среды Ленинградской области на 2007-2010 годы" и выделение средств на финансирование долгосрочной целевой программы "Охрана окружающей среды Ленинградской области на 2009-2010 годы".
5. Пункт утратил силу - постановление Правительства Ленинградской области от 3 февраля 2010 года N 17. - См. предыдущую редакцию.
6. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пунктов 3 и 5, которые вступают в силу со дня вступления в силу областного закона "О признании утратившим силу областного закона "О региональной целевой программе "Охрана окружающей среды Ленинградской области на 2007-2010 годы".
Губернатор
Ленинградской области
В.Сердюков
ДОЛГОСРОЧНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Охрана окружающей среды
Ленинградской области на 2009-2010 годы"
ПАСПОРТ
долгосрочной целевой программы "Охрана окружающей среды
Ленинградской области на 2009-2010 годы"
Полное наименование | Долгосрочная целевая программа "Охрана окружающей среды Ленинградской области на 2009-2010 годы" (далее - Программа) |
Цель Программы | Обеспечение прав жителей Ленинградской области на благоприятную окружающую среду за счет стабилизации экологической обстановки в Ленинградской области и ее постепенного улучшения на территориях с наиболее высокими уровнями загрязнения |
Основные задачи Программы | Предотвращение экологически вредной деятельности по несанкционированному размещению отходов производства и потребления; |
Входящие в состав Программы разделы | Мероприятия Программы объединены в пять разделов: |
Объем финансовых ресурсов, запланированных по Программе | Объем средств, предусмотренных на реализацию мероприятий Программы, составляет 82260 тыс. рублей за счет средств областного бюджета, в том числе: |
Показатели эффективности мероприятий Программы | Бюджетная эффективность |
Основные индикаторы реализации (целевые задания) Программы | Схемы земельных участков для строительства подъездных путей к полигонам твердых бытовых и отдельных видов промышленных отходов в Бокситогорском и Волховском муниципальных районах - 2 комплекта; |
Основания для разработки Программы | Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций антропогенного и природного характера"; |
Разработчик Программы | Комитет по природным ресурсам Ленинградской области |
Сроки разработки Программы | февраль-июнь 2009 года |
Стоимость разработки Программы | Не требует финансовых затрат |
Представитель заказчика (координатор) Программы | Комитет по природным ресурсам Ленинградской области |
Участники Программы | Комитет по природным ресурсам Ленинградской области; |
Фамилия, имя, отчество, должность, телефон руководителя Программы | Степченко Александр Анатольевич - председатель комитета по природным ресурсам Ленинградской области, тел. 496-56-36 |
Система управления и контроль за ходом выполнения Программы | Контроль за ходом выполнения Программы осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Ленинградской области от 18 июля 2008 года N 209 "О Порядке разработки, утверждения и контроля за реализацией долгосрочных целевых программ в Ленинградской области". |
Анализ гидрохимических показателей и комплексного показателя качества вод (относительный комплексный показатель степени загрязненности вод) за последние годы свидетельствует, что поверхностные воды суши в Ленинградской области характеризуются от "слабо загрязненных" (разряд 2) до "грязных" (разряд 4, классы "а" и "б").
Качество вод большинства водоемов остается на прежнем уровне и значительных колебаний в сторону ухудшения или улучшения не отмечается.
Из гидрохимических показателей, превышающих предельно допустимые концентрации (ПДК) в 1,5-4 раза, следует отметить биологическое и химическое потребление кислорода, что свидетельствует о продолжающемся загрязнении вод органическими и минеральными веществами. В большинстве проб выявлено превышение ПДК в 2,5-10 раз по тяжелым металлам - общему железу, меди, марганцу. В отдельных реках отмечено превышение ПДК по фенолу, нефтепродуктам и свинцу.
1.2. Состояние атмосферного воздуха
По результатам мониторинга атмосферного воздуха установлено, что в большинстве населенных пунктов уровень загрязнения воздуха оценивается как низкий.
В то же время в городах наблюдаются средние и разовые концентрации взвешенных веществ, превышающие ПДК. Так, в городе Волосово в течение года концентрации диоксида азота колеблются в пределах 1-1,4 ПДК, диоксида серы - в пределах 1,1-1,3 ПДК. В городе Волхове максимальная разовая концентрация загрязненности воздуха фтористым водородом составила 4,5 ПДК, в городе Кириши разовые превышения ПДК оксида углерода достигали 4,4 раза, в городе Луге средний уровень запыленности составил 1,0 ПДК, в городе Сланцы средняя за год концентрация фенола - 1,2 ПДК, максимальные концентрации - 1,8 ПДК, средняя концентрация взвешенных веществ - 1,1 ПДК, максимальная разовая концентрация - 3 ПДК. В черте городов Бокситогорска и Пикалево фиксируются единичные превышения среднесуточных концентраций взвешенных веществ в 1,1-1,3 ПДК.
Маршрутные исследования в муниципальных районах также выявили однократные превышения концентраций диоксида серы, диоксида азота и других веществ в 1,1-4 раза.
1.3. Состояние почв
В результате исследований на территории Ленинградской области выявлено шесть крупных районов наибольшего потенциального химического загрязнения почв: вблизи городов Светогорска, Каменногорска, Сланцы, Кингисеппа, Усть-Луги, территории, прилегающие к крупным районным центрам (города Кириши, Тихвин и Волхов), а также территория вдоль системы автодорог на город Выборг, примыкающая к Санкт-Петербургу.
В целом по области выявлено 13,6 тыс. квадратных километров загрязненных в различной степени почв (около 16 процентов территории).
1.4. Образование отходов производства и потребления
Ситуацию по всем видам отходов в Ленинградской области можно охарактеризовать как напряженную.
Постоянное население Ленинградской области производит около 310 тыс. тонн твердых бытовых отходов. Количество отходов, образующихся в садоводствах, составляет около 20 процентов от общего количества твердых бытовых отходов.
Наибольшее количество твердых бытовых отходов размещается во Всеволожском, Выборгском, Гатчинском, Кировском, Ломоносовском, Тосненском муниципальных районах и Сосновоборском городском округе, где производится около 60 процентов всех твердых бытовых отходов Ленинградской области.
Для размещения отходов потребления, малоопасных промышленных и строительных отходов в Ленинградской области имеются около 200 постоянно используемых мест размещения отходов, более половины из которых не отвечают природоохранным и санитарным требованиям.
На территории Ленинградской области размещаются также отходы, образованные в Санкт-Петербурге, что оказывает негативное влияние на состояние окружающей среды пригородных районов.
Постоянный мониторинг за местами размещения отходов показывает, что до 90-98 процентов отходов, размещаемых на полигонах во Всеволожском, Гатчинском и Ломоносовском районах, ввозится из Санкт-Петербурга.
Кроме бытовых отходов на территории Ленинградской области ежегодно образуются около 3,8 млн. тонн промышленных отходов различных классов опасности, 19 тыс. тонн медицинских отходов, около двух миллионов тонн отходов агропромышленного комплекса, а также более 50 тыс. тонн (в пересчете на сухое вещество) осадков канализационных очистных сооружений.
1.5. Радиационная обстановка
В Ленинградской области сосредоточены предприятия, являющиеся источниками повышенной ядерной и радиационной опасности, в том числе Ленинградская АЭС, комплекс экспериментальных энергетических реакторов федерального государственного унитарного предприятия "Научно-исследовательский технологический институт имени А.П.Александрова", опытные и полупромышленные установки, на которых производится радионуклидная продукция, объекты, на которых проводятся исследования фундаментального и прикладного характера в области ядерной физики и радиохимии, а также осуществляется транспортирование и хранение ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов.
Существуют потенциально радоноопасные территории в Бокситогорском, Волховском, Выборгском, Гатчинском, Ломоносовском районах.
Западная часть Ленинградской области, включающая территории Кингисеппского, Волосовского и частично Лужского, Ломоносовского и Гатчинского районов, подверглась загрязнению радиоактивными осадками Чернобыльской АЭС. Общая площадь техногенного постчернобыльского радиоактивного загрязнения почв в Ленинградской области составляет 5711 квадратных километров.
Программно-целевой подход к формированию и реализации государственной политики в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической и радиационной безопасности осуществляется в Ленинградской области начиная с 2003 года. Из областного бюджета Ленинградской области выделяются средства на реализацию мероприятий, предусматриваемых целевыми программами в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической и радиационной безопасности.
Основными направлениями деятельности в сфере обращения с отходами определены проектирование и строительство специально оборудованных полигонов для захоронения отходов, мониторинг негативного воздействия несанкционированных свалок, утилизация люминесцентных ламп, размещенных на несанкционированной свалке в здании недостроенной котельной в районе станции Кирпичный завод во Всеволожском районе, а также оперативная демеркуризация выявленных загрязненных участков.
Объем средств, выделенных на обращение с отходами, составил около 199 млн. рублей или 72,1 процента общего объема финансирования природоохранных мероприятий.
Проведены следующие мероприятия в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической и радиационной безопасности:
завершено строительство первой очереди полигонов твердых бытовых отходов в Бокситогорском, Волосовском, Кингисеппском, Приозерском и Сланцевском муниципальных районах;
определены земельные участки, проведены инженерные изыскания и разработаны проектные решения для строительства полигонов твердых бытовых отходов в Лодейнопольском и Лужском муниципальных районах;
определены земельные участков и проводятся инженерные изыскания для строительства полигонов твердых бытовых отходов в Ломоносовском и Подпорожском муниципальных районах;
завершены работы по разработке проекта строительства мусороперерабатывающего комплекса вблизи города Волхова;
в результате комплексного мониторинга негативного воздействия на окружающую среду несанкционированных свалок получены данные о воздействии несанкционированных свалок на состояние окружающей среды по 600 объектам размещения отходов, определены приоритеты в решении проблемы обращения с отходами в целом;
проведены работы по сбору и утилизации люминесцентных ламп в муниципальных учреждениях Ленинградской области;
обеспечены условиями для вывоза отходов с соблюдением природоохранного законодательства более 320 тыс. жителей Ленинградской области;
проведены мероприятия по экологическому воспитанию, образованию и просвещению школьников Ленинградской области, в которых приняли участие более 5 тыс. человек.
Системой экологического образования охвачены дошкольные образовательные учреждения, наиболее эффективно раскрывающие возможности человека в детском возрасте, школы, формирующие базовые экологические знания, и учреждения дополнительного образования, являющиеся центрами организации практической природоохранной и исследовательской деятельности.
Реализация мероприятий по охране окружающей среды позволила сократить характерные для свалочных масс выбросы загрязняющих веществ (летучие органические соединения и метан) на 50-60 процентов от валовых значений, площади занятых несанкционированными свалками земель - до 290 гектаров и предотвратить ущерб окружающей среде в размере около 920 млн. рублей.
Последовательная и стабильная реализация целевых программ в сфере охраны окружающей среды в Ленинградской области содействовала разработке и утверждению пяти муниципальных целевых программ в сфере охраны окружающей среды с объемом финансирования 24,4 млн. рублей и федеральной целевой программы в сфере обеспечения радиационной безопасности с объемом финансирования 1550 млн. рублей.
Таким образом, использование программно-целевого подхода при формировании и реализации государственной политики в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической и радиационной безопасности оказывает существенное влияние на сохранение качества окружающей среды в Ленинградской области.
Главной целью Программы является обеспечение прав жителей Ленинградской области на благоприятную окружающую среду за счет стабилизации экологической обстановки и ее постепенного улучшения на территориях с наиболее высоким уровнем загрязнения.