Недействующий

     

ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН


О региональной целевой программе "Охрана окружающей среды
Ленинградской области на 2007-2010 годы"

____________________________________________________________________
Утратил силу с 16 декабря 2009 года
 на основании Закона Ленинградской области
 от 10 декабря 2009 года N 96-оз

____________________________________________________________________


(Принят
Законодательным собранием
Ленинградской области
9 августа 2006 года)

     

Статья 1

Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Охрана окружающей среды Ленинградской области на 2007-2010 годы".

     

Статья 2

Настоящий областной закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор
Ленинградской области
В.Сердюков



Санкт-Петербург

6 сентября 2006 года

N 107-оз

Приложение


УТВЕРЖДЕНА
областным законом
от 06.09.2006 N 107-оз

Региональная целевая программа "Охрана окружающей среды
Ленинградской области на 2007-2010 годы"

Паспорт
региональной целевой программы "Охрана окружающей среды
Ленинградской области на 2007-2010 годы"

Полное наименование Программы

Региональная целевая программа "Охрана окружающей среды Ленинградской области" на 2007-2010 годы (далее - Программа)

Основания для разработки Программы

Федеральный закон от 29 декабря 2004 года N 190-ФЗ "Градостроительный кодекс Российской Федерации";
Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ "Земельный кодекс Российской Федерации";
Федеральный закон от 4 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха";
Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
Федеральный закон от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ "О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации";
Федеральный закон от 19 июля 1998 года N 113-ФЗ "О гидрометеорологической службе";
Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления";
Федеральный закон от 19 июля 1997 года N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами";
Федеральный закон от 9 января 1996 года N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения";
Федеральный закон от 21 ноября 1995 года N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии";
Федеральный закон от 16 ноября 1995 года N 167-ФЗ "Водный кодекс Российской Федерации";
Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций антропогенного и природного характера"

Начало реализации Программы

1 января 2007 года

Окончание реализации Программы

31 декабря 2010 года

Цель Программы

Соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду за счет стабилизации экологической обстановки в Ленинградской области и ее постепенного улучшения на территориях с наиболее высокими уровнями загрязнения

Основные задачи, мероприятия Программы

Предотвращение экологически вредной деятельности по несанкционированному размещению отходов производства и потребления;
организация и проведение широкомасштабных мероприятий по мониторингу окружающей среды, охране природных ресурсов, их рациональному использованию, защите от вредных воздействий, сохранению естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов;
изучение природных особенностей Ленинградской области и их учет при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
содействие участию в деятельности по охране окружающей среды Ленинградской области органам местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц;
повышение уровня знаний населения области о природе, экологической культуре, содействие экологическому воспитанию подрастающего поколения, развитие системы экологического образования, воспитания;
снижение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов;
содействие устойчивому развитию Ленинградской области путем сочетания экологических, экономических и социальных интересов населения;
обеспечение возможности получения достоверной информации о состоянии окружающей среды Ленинградской области

Объем финансовых ресурсов, запланированных по Программе

Областной бюджет - 246267 тысяч рублей, в том числе:
2007 год - 53072 тысячи рублей;
2008 год - 58350 тысяч рублей;
2009 год - 62240 тысяч рублей;
2010 год - 72605 тысяч рублей.
Всего на реализацию Программы - 246267 тысяч рублей, в том числе:
2007 год - 53072 тысячи рублей;
2008 год - 58350 тысяч рублей;
2009 год - 62240 тысяч рублей;
2010 год - 72605 тысяч рублей

Объем финансирования, необходимый для завершения Программы

Областной бюджет - 246267 тысяч рублей, в том числе:
2007 год - 53072 тысячи рублей;
2008 год - 58350 тысяч рублей;
2009 год - 62240 тысяч рублей;
2010 год - 72605 тысяч рублей.
Всего на реализацию Программы - 246267 тысяч рублей, в том числе:
2007 год - 53072 тысячи рублей;
2008 год - 58350 тысяч рублей;
2009 год - 62240 тысяч рублей;
2010 год - 72605 тысяч рублей

Ожидаемые конечные результаты, социальный и экономический эффект, важнейшие целевые показатели Программы

В результате реализации в 2007-2010 годах комплекса программных мероприятий будут достигнуты следующие результаты:
1. Население Бокситогорского, Волховского, Лодейнопольского, Лужского и Тихвинского муниципальных районов Ленинградской области (более 380 тысяч жителей, или около 23 процентов от общей численности населения области) будет обеспечено оборудованными в инженерном плане местами обращения с отходами, соответствующими современным требованиям природоохранного законодательства.
Для двух муниципальных районов (Ломоносовский и Подпорожский) и Сосновоборского городского округа (около 170 тысяч жителей, или более 10 процентов от общего населения области) будут подготовлены полные пакеты правоустанавливающих документов для строительства современных полигонов по обращению с бытовыми и промышленными отходами.
Таким образом, вопрос об отсутствии мест для размещения отходов для населения Ленинградской области в целом будет закрыт.
Количество созданных новых рабочих мест за счет ввода в эксплуатацию оборудованных в инженерном плане полигонов составит 200 единиц.
Площадь сельскохозяйственных угодий, возвращенных в эксплуатацию по целевому назначению на пилотных территориях, составит не менее 170 га.
Нормативная стоимость земель, загрязнение отходами которых будет предотвращено, составит не менее 49,3 млн. рублей.
Сброс загрязненных сточных вод будет уменьшен на 17 тысяч кубических метров в год.
Заболеваемость населения, обусловленная влиянием экологических факторов, на пилотных территориях уменьшится:
от заражения питьевой водой - на 0,8 процента;
от загрязнения воздуха - на 0,5 процента;
вследствие загрязнения продуктов питания - на 1,2 процента;
от загрязнения почв - на 0,8 процента.
Эффект от ввода в эксплуатацию новых полигонов составит не менее 4 млрд. рублей за период их эксплуатации (не менее 202 млн. рублей в год).
2. Будет рекультирован бесхозный участок свалки, примыкающий к федеральной трассе "Скандинавия" на участке "Обход города Выборга".
На данном участке будет исключена возможность возгорания свалочных масс и задымления автомобильной трассы.
Природоохранный эффект от проведенных работ по рекультивации свалки составит 2,3 млрд. рублей.
3. Будут вывезены и утилизированы более одного миллиона люминесцентных ламп, размещенных в здании недостроенной котельной в районе станции Кирпичный Завод. Будет снят риск возникновения чрезвычайных ситуаций от загрязнения территории парами ртути. Улучшится социально-экономическое положение территории промышленной зоны "Русский дизель" (Всеволожский муниципальный район).
4. Все основные реки Ленинградской области будут полностью охвачены контролем за изменением качества воды, в том числе выявлением в режиме реального времени чрезвычайных ситуаций на трансграничных реках, связанных с загрязнением воды. Население 31 города и рабочего поселка (около 650 тысяч жителей), использующее поверхностные водоемы в качестве источников питьевого водоснабжения, будет обеспечено информацией о ее качестве.
Будет обеспечено информационное реагирование на 100 процентов жалоб населения, связанных с уровнем загрязнения поверхностных водоемов.
5. Будут охвачены регулярными наблюдениями за изменением качества атмосферного воздуха 8 городов (Волосово, Волхов, Сясьстрой, Выборг, Кириши, Луга, Сланцы, Кингисепп) и 14 муниципальных районов Ленинградской области (около 411 тысяч жителей).
6. Будут обеспечены полномочия Ленинградской области как органа государственной власти субъекта Российской Федерации по радиационной безопасности населения области (снижение годовой дозовой нагрузки на население на 1 процент).
7. Будет обеспечен регулярный выход теле- и радиопередач экологической направленности, издание материалов в специализированных газетах и журналах.
8. Повысится уровень экологической культуры населения Ленинградской области в целом.
9. Количество школьников - представителей незащищенных слоев молодежи и подростков, вовлеченных в сферу экологического воспитания и образования, составит более 20 тысяч человек, в том числе:
при финансовой и материальной поддержках - 6400 человек;
при консультационной, организационно-методической и информационной поддержках (без финансовой и материальной поддержек) - более 14 тысяч человек

Разработчик Программы

Комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области

Сроки разработки Программы

2005-2006 годы

Заказчик Программы

Правительство Ленинградской области

Представитель заказчика Программы

Комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области

Основные исполнители и соисполнители Программы

Организации, отбираемые на конкурсной основе в порядке, установленном:
Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд";
постановлением Правительства Ленинградской области от 25 января 2006 года N 5 "Об организации размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Ленинградской области";
постановлением Правительства Ленинградской области от 13 марта 2006 года N 59 "О порядке взаимодействия органов исполнительной власти Ленинградской области в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Ленинградской области";
приказом комитета финансов Ленинградской области от 15 марта 2006 года N 01-10-184 "О порядке предоставления участниками размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд Ленинградской области обеспечения заявки на участие в конкурсе (аукционе)"

Фамилия, имя, отчество, должность, номер телефона руководителя Программы

Дедов Михаил Александрович - председатель комитета по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области, тел. 719-62-48

Система организации контроля за выполнением Программы

Подготовка ежеквартальных отчетов о реализации программных мероприятий, а также ежегодного сводного отчета о выполнении мероприятий Программы. Общий контроль за ходом реализации Программы осуществляет вице-губернатор - председатель комитета экономического развития Ленинградской области Двас Григорий Викторович

     

1. Состояние и тенденции изменения окружающей среды
в Ленинградской области

     

1.1. Состояние поверхностных водоемов Ленинградской области

Анализ гидрохимических показателей и комплексного показателя качества вод (индекс загрязненности вод) за последние годы демонстрирует, что поверхностные воды суши Ленинградской области характеризуются в диапазоне от "умеренно загрязненные" до "грязные".

За последние пять лет (в среднем по всем постам наблюдений) качество воды в реках Ленинградской области характеризуется незначительным улучшением. Начиная с 2001 года значение индекса загрязненности вод улучшилось от 3,19 до 2,86.

В то же время в замыкающих створах таких крупных рек, как Тосна и Свирь, качество вод за эти же годы ухудшилось. В реке Тосна - от 2,69 до 4,4, в реке Свирь - от 2,3 до 2,6.

Из гидрохимических показателей, превышающих предельно допустимые концентрации (ПДК) в 1,5-4 раза, следует отметить биологическое и химическое потребление кислорода, что свидетельствует о продолжающемся загрязнении вод органическими и минеральными веществами. В большинстве проб выявлено превышение ПДК в 2,5-10 раз по тяжелым металлам - общему железу, меди, марганцу. В отдельных реках отмечено превышение ПДК по фенолу, нефтепродуктам и свинцу.

1.2. Состояние атмосферного воздуха в Ленинградской области

По результатам мониторинга атмосферного воздуха установлено, что в большинстве населенных пунктов уровень загрязнения воздуха оценивается как низкий.

В то же время во всех городах наблюдаются средние и разовые концентрации взвешенных веществ, превышающие ПДК.

Так, в городе Волосово концентрации диоксида азота и диоксида серы в течение года колеблются в пределах 1-1,4 ПДК для азота и 1,1-1,3 ПДК для диоксида серы.

В городе Волхове максимальная из разовых концентраций загрязненности воздуха фтористым водородом составила 4,5 ПДК; в городе Кириши разовые превышения ПДК для оксида углерода достигали 4,4 раза; в городе Луге средний уровень запыленности составил 1 ПДК; в городе Сланцы средняя за год концентрация фенола составила 1,2 ПДК, максимальные концентрации - до 1,8 ПДК, средняя концентрация взвешенных веществ - 1,1 ПДК, максимальная из разовых - до 3 ПДК.

В черте городов Бокситогорск и Пикалево фиксируются единичные превышения среднесуточных концентраций взвешенных веществ в 1,1-1,3 ПДК.

Маршрутные исследования в муниципальных районах также выявляют однократные превышения концентраций по диоксиду серы, по диоксиду азота и другим веществам в 1,1-4 раза.

1.3. Состояние почв Ленинградской области


По проведенным исследованиям на территории Ленинградской области выявлено 6 крупных районов наибольшего потенциального химического загрязнения почв. Это районы городов Светогорск - Каменногорск, Сланцы - Кингисепп - Усть-Луга, территории, прилегающие к крупным районным центрам, - Кириши, Тихвин и Волхов, а также территория, примыкающая к Санкт-Петербургу и имеющая протяженность вдоль системы автодорог на город Выборг.

В целом по области выявлено 13,6 тысячи квадратных километров загрязненных в различной степени почв (около 16 процентов территории).

1.4. Образование отходов производства и потребления


Постоянное население Ленинградской области производит около 310 тысяч тонн твердых бытовых отходов (ТБО). Количество отходов, образующихся в садоводствах, составляет около 20 процентов от общего количества ТБО.

Наибольшее количество твердых бытовых отходов размещается во Всеволожском, Гатчинском, Ломоносовском, Выборгском, Кировском, Тосненском районах и в Сосновоборском городском округе. Здесь производится около 60 процентов всех твердых бытовых отходов Ленинградской области.

Для размещения отходов потребления, малоопасных промышленных и строительных отходов в Ленинградской области имеются около 200 постоянно эксплуатируемых мест размещения отходов.

Более половины постоянно используемых мест размещения отходов не отвечают природоохранным и санитарным требованиям.

Также на территории Ленинградской области размещаются отходы, образованные в Санкт-Петербурге, что оказывает существенное негативное влияние на состояние окружающей среды пригородных районов.

Постоянный мониторинг за местами размещения отходов показывает, что до 90-98 процентов отходов, размещаемых на полигонах во Всеволожском, Гатчинском и Ломоносовском районах, ввозится из Санкт-Петербурга.

Кроме бытовых отходов на территории Ленинградской области ежегодно образуются около 3,8 миллиона тонн промышленных отходов различных классов опасности, около 19 тысяч тонн медицинских отходов, более одного миллиона тонн отходов агропромышленного комплекса, а также более 50 тысяч тонн (в пересчете на сухое вещество) осадков канализационных очистных сооружений.

Ситуацию со всеми видами отходов в Ленинградской области можно охарактеризовать как напряженную.

1.5. Радиационная обстановка


В Ленинградской области сосредоточены предприятия - источники повышенной ядерной и радиационной опасности. К их числу относятся Ленинградская АЭС, комплекс экспериментальных энергетических реакторов Федерального государственного унитарного предприятия "Научно-исследовательский технологический институт имени А.П.Александрова", опытные и полупромышленные установки, на которых производится радионуклидная продукция, а также объекты, на которых проводятся исследования фундаментального и прикладного характера в области ядерной физики и радиохимии, осуществляется транспортирование и хранение ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов.

На территории области существует ряд потенциально радоноопасных территорий в Выборгском, Ломоносовском, Гатчинском, Волховском и Бокситогорском районах.

Западная часть Ленинградской области, включающая территории Кингисеппского, Волосовского и частично Лужского, Ломоносовского и Гатчинского районов, подверглась загрязнению радиоактивными осадками Чернобыльской АЭС. Общая площадь техногенного постчернобыльского радиоактивного загрязнения почв в Ленинградской области составляет 5711 кв.км.

Радиационная обстановка и состояние обращения с радиоактивными отходами в Ленинградской области продолжают оставаться напряженными.

2. Основные итоги реализации программно-целевого подхода
к формированию государственной политики в сфере охраны
окружающей среды, обеспечения экологической и радиационной
безопасности в Ленинградской области. Обоснование
целесообразности принятия Программы

Программно-целевой подход к формированию и реализации государственной политики в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической и радиационной безопасности в Ленинградской области реализуется начиная с 2003 года. Именно с этого времени из областного бюджета Ленинградской области стали выделяться средства на реализацию комплексов мероприятий, предусматриваемых региональными целевыми программами в сфере охраны окружающей среды, обеспечения экологической и радиационной безопасности.

Региональная целевая программа "Охрана окружающей среды Ленинградской области на 2004-2006 годы" являлась продолжением аналогичной программы на 2003 год.

Основными направлениями деятельности в сфере обращения с отходами явились проектирование и строительство специально оборудованных полигонов для захоронения отходов, ликвидация бесхозных свалок, выбор технологических решений промышленной переработки отходов и, как завершающий этап, разработка проектно-сметной документации мусороперерабатывающего завода, мониторинг негативного воздействия несанкционированных свалок, сбор и утилизация люминесцентных ламп в муниципальных учреждениях Ленинградской области, в здании недостроенной котельной в районе станции Кирпичный Завод, а также оперативная демеркуризация выявленных загрязненных участков.

Объем финансовых средств, предусмотренных на обращение с отходами, составил за указанный период около 123 млн. рублей, или 63,5 процента от общего объема финансирования региональных целевых программ.

За счет данных средств были реализованы следующие наиболее крупные мероприятия:

1. Закончены строительством первые очереди полигонов твердых бытовых отходов в Волосовском, Кингисеппском, Приозерском и Сланцевском районах.

2. Обоснованы и выбраны земельные участки, проведены инженерные изыскания и разработаны проектные решения для строительства полигонов твердых бытовых отходов в Бокситогорском, Волховском, Лодейнопольском и Лужском районах, что позволило заложить основы для реализации новой программы на 2007-2010 годы.

3. Завершены работы по разработке рабочего проекта строительства мусороперерабатывающего комплекса около города Волхова.

4. Комплексный мониторинг негативного воздействия на окружающую среду несанкционированных свалок на территории Ленинградской области позволил оценить воздействие несанкционированных свалок Ленинградской области на состояние окружающей среды и определить на ее основе приоритеты в решении проблемы обращения с отходами в целом. Собраны данные по 600 объектам размещения отходов на территории области.

5. Проведены работы по сбору и утилизации люминесцентных ламп в муниципальных учреждениях Ленинградской области, в здании недостроенной котельной в районе станции Кирпичный Завод, а также оперативной демеркуризации выявленных загрязненных участков.

6. В результате реализации комплекса мероприятий по обращению с отходами 233 тысячам жителей области обеспечены условия для вывоза отходов с соблюдением природоохранного законодательства.

Кроме социального эффекта реализация Программы позволила сократить выбросы загрязняющих веществ (летучие органические соединения и метан), характерных для свалочных масс, на 50-60 процентов от валовых значений, сократить площади земель, занятых несанкционированными свалками, в размерах около 290 гектаров и предотвратить ущерб окружающей среде в размерах около 920 млн. рублей.

Численность школьников Ленинградской области, принявших участие в мероприятиях Программы по экологическому воспитанию, образованию и просвещению, составила более 10 тысяч человек.

Системой экологического образования охвачены дошкольные образовательные учреждения, наиболее эффективно раскрывающие возможности юного человека в детском возрасте, школы, формирующие базовые экологические знания, и учреждения дополнительного образования, являющиеся центрами организации их практической природоохранной и исследовательской деятельности.

Таким образом, есть основания для вывода о том, что использование программно-целевого подхода при формировании и реализации государственной политики по охране окружающей среды, обеспечению экологической и радиационной безопасности оказало существенное влияние на сохранение качества окружающей среды в Ленинградской области в период с 2002 года по 2006 год, что с учетом необходимости устранения отмеченных негативных явлений обуславливает целесообразность принятия Программы.

3. Главная цель, задачи и принципы реализации Программы


Главной целью Программы является соблюдение прав человека на благоприятную окружающую среду за счет стабилизации экологической обстановки в Ленинградской области и ее постепенного улучшения на территориях с наиболее высокими уровнями загрязнения.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»