Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 сентября 2009 года N 299


О проекте областного закона "О признании утратившим силу областного закона "О региональной целевой программе "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ленинградской области в 2006-2010 годах", утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ленинградской области в 2009-2010 годах" и внесении изменения в постановление Правительства Ленинградской области от 31 августа 2007 года N 224

(с изменениями на 3 февраля 2010 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 26 июня 2017 года на основании
постановления Правительства Ленинградской области от 19 июня 2017 года N 228
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Ленинградской области от 3 февраля 2010 года N 17.

____________________________________________________________________



Правительство Ленинградской области

постановляет:

1. Одобрить проект областного закона "О признании утратившим силу областного закона "О региональной целевой программе "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ленинградской области в 2006-2010 годах".

2. Предложить Губернатору Ленинградской области внести на рассмотрение Законодательного собрания Ленинградской области проект областного закона "О признании утратившим силу областного закона "О региональной целевой программе "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ленинградской области в 2006-2010 годах".

3. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ленинградской области в 2009-2010 годах" (пункт вступил в силу со дня вступления в силу областного закона "О признании утратившим силу областного закона "О региональной целевой программе "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ленинградской области в 2006-2010 годах" - 21 ноября 2009 года).

4. Пункт утратил силу - постановление Правительства Ленинградской области от 3 февраля 2010 года N 17. - См. предыдущую редакцию.

5. Комитету финансов Ленинградской области при подготовке изменений в областной закон "Об областном бюджете Ленинградской области на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" предусмотреть прекращение бюджетных обязательств по финансированию региональной целевой программы "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ленинградской области в 2006-2010 годах" и выделение средств на финансирование долгосрочной целевой программы "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ленинградской области в 2009-2010 годах".

6. Настоящее постановление вступает в силу со дня официального опубликования, за исключением пункта 3, который вступает в силу со дня вступления в силу областного закона "О признании утратившим силу областного закона "О региональной целевой программе "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ленинградской области в 2006-2010 годах".

Губернатор
Ленинградской области
В.Сердюков

     

     

Приложение


УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Ленинградской области
от 30 сентября 2009 года N 299

     

Долгосрочная целевая программа "Развитие и
использование минерально-сырьевой базы
Ленинградской области в 2009-2010 годах"


ПАСПОРТ
долгосрочной целевой программы "Развитие и
использование минерально-сырьевой базы
Ленинградской области в 2009-2010 годах"

Полное наименование

Долгосрочная целевая программа "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ленинградской области в 2009-2010 годах" (далее - Программа)

Цель Программы

Обеспечение потребности Ленинградской области в минерально-сырьевых ресурсах

Основные задачи Программы

Обеспечение сбалансированного соотношения между уровнем добычи и приростом запасов по наиболее востребованным видам полезных ископаемых;

разведка и добыча полезных ископаемых на месторождениях с учетом требований охраны окружающей среды и обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования;

геолого-экологические исследования и внедрение новых технологий при добыче и переработке минерального сырья;

экономическая оценка воздействия недропользования на окружающую среду, рекультивация земель и обращение с отходами горнодобывающей и перерабатывающей промышленности;

информационное обеспечение управленческих решений, направленных на рациональное использование и охрану минерально-сырьевых ресурсов

Объем финансовых ресурсов, запланированных по Программе

Средства федерального бюджета - 3000 тыс. рублей, в том числе 2009 год - 3000 тыс. рублей;

средства областного бюджета - 29307 тыс. рублей, в том числе:

2009 год - 15525 тыс. рублей, 2010 год - 13782 тыс. рублей

Показатели экономической, социальной, бюджетной эффективности Программы

За период реализации Программы ожидается:

восполнение промышленных запасов общераспространенных полезных ископаемых:

строительного камня - не менее чем на 5 млн.куб.м,

облицовочного камня - не менее чем на 1 млн.куб.м,

песка строительного и песчано-гравийного материала - не менее чем на 140 млн.куб.м,

торфа - не менее чем на 4 млн. тонн,

в том числе по годам:

2009 год:

строительного камня - не менее чем на 2,5 млн.куб.м,

облицовочного камня - не менее чем на 0,5 млн.куб.м,

песка строительного и песчано-гравийного материала - не менее чем на 70 млн.куб.м,

торфа - не менее чем на 2 млн. тонн;

2010 год:

строительного камня - не менее чем на 2,5 млн.куб.м,

облицовочного камня - не менее чем на 0,5 млн.куб.м,

песка строительного и песчано-гравийного материала - не менее чем на 70 млн.куб.м,

торфа - не менее чем на 2 млн. тонн;

создание не менее 300 новых рабочих мест (по 150 ежегодно);

повышение бюджетной эффективности использования минерально-сырьевых ресурсов за счет дополнительных доходов областного бюджета от вводимых в освоение новых месторождений, в том числе:

дополнительного налога на добычу полезных ископаемых в 2009 году - 3000 тыс. рублей, в 2010 году - 3000 тыс. рублей,

платежей за пользование недрами в 2009 году - 900 тыс. рублей, в 2010 году - 1000 тыс. рублей

Основные индикаторы реализации (целевые задания) Программы

Подключение к функционирующей территориально распределенной автоматизированной системе управления недропользованием ежегодно не менее пяти предприятий-недропользователей;

подготовка ежегодно не менее 30 аналитических справок о состоянии и перспективах развития минерально-сырьевой базы Ленинградской области на основе системы информационно-аналитических материалов, обеспечивающих оперативную деятельность органов управления недропользованием;

ежегодное обновление базы данных автоматизированной информационной системы "Недропользование" (по 26 видам полезных ископаемых);

ежегодная актуализация порайонных карт, характеризующих состояние недропользования в Ленинградской области, в том числе районов, прилегающих к Санкт-Петербургу (17 карт);

оперативное обследование ежегодно около 40 объектов, в том числе:

выявление фактов нарушения лицензионных обязательств недропользователями,

выявление необходимости проведения рекультивации карьеров, приведения их в безопасное состояние,

выявление фактов загрязнения карьеров промышленными и бытовыми отходами,

выявление случаев застройки месторождений полезных ископаемых;

выявление несоответствия данных об учтенных балансом месторождениях нераспределенного фонда (застройка, несоответствие качества сырья современным требованиям промышленности и т.д.), снятие утративших промышленное значение месторождений с балансового учета (30 объектов);

восполнение ежегодно промышленных запасов общераспространенных полезных ископаемых, в том числе:

строительного камня - не менее чем на 2,5 млн.куб.м,

песка строительного и песчано-гравийного материала - не менее чем на 70 млн.куб.м;

определение ежегодно остаточных запасов полезных ископаемых не менее чем на 15 заброшенных карьерах с целью восполнения промышленных запасов общераспространенных полезных ископаемых;

проведение ежегодно не менее 20 походов по геологическим объектам в целях получения необходимых навыков и профессиональной ориентации их участников;

организация и проведение обучающих семинаров с участием преподавателей и учащихся школ в целях профессиональной ориентации молодежи и пропаганды геологических знаний (не менее трех семинаров ежегодно);

организация ежегодно сейсмологического мониторинга путем проведения системных 3-компонентных наблюдений на трех точках с регистрацией сейсмических источников всех типов широкого частотного (0,4-100 Гц) и амплитудного (130-50 децибел) диапазонов на Сосновоборском геодинамическом полигоне

Основания для разработки Программы

Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах",

постановление Правительства Ленинградской области от 26 февраля 2004 года N 31 "Об утверждении Основ государственной политики Ленинградской области в сфере использования минерального сырья и недропользования",

постановление Правительства Ленинградской области от 18 июля 2008 года N 209 "О Порядке разработки, утверждения и контроля за реализацией долгосрочных целевых программ в Ленинградской области",

приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16 июля 2008 года N 151 "Об утверждении Долгосрочной государственной программы изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья"

Разработчик Программы

Комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области

Сроки разработки Программы

2009 год

Стоимость разработки Программы

Не требует финансовых затрат

Представитель заказчика (координатор) Программы

Комитет по природным ресурсам Ленинградской области

Участники Программы

Комитет по природным ресурсам Ленинградской области, органы местного самоуправления Ленинградской области

Фамилия, имя, отчество, должность, телефон руководителя Программы

Степченко Александр Анатольевич - председатель комитета по природным ресурсам Ленинградской области, тел. 496-56-36

Система управления и контроль за ходом выполнения Программы

Общий контроль за выполнением Программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области - председатель комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу.

Комитет по природным ресурсам Ленинградской области осуществляет контроль за выполнением мероприятий Программы и целевым использованием финансовых средств, а также представляет в комитет экономического развития и инвестиционной деятельности Ленинградской области ежеквартально информацию о ходе финансирования и выполнения мероприятий Программы и ежегодно - отчет в Правительство Ленинградской области

     

1. Оценка состояния минерально-сырьевой базы,
обоснование целей и задач Программы


В настоящее время 70 процентов минерально-сырьевого рынка в Ленинградской области формирует холдинг "Ленстройреконструкция", производящий щебень из строительного камня, объединяющий такие крупные предприятия, как ЗАО "Гранит - Кузнечное", ЗАО "Каменногорское карьероуправление" и другие. Важной отраслью минерально-сырьевого комплекса Ленинградской области является производство цемента и флюса из известняка. Основными предприятиями отрасли являются ОАО "Цесла", ЗАО "Пикалевский цемент", ЗАО "БазэлЦемент - Пикалево" и ООО "Цемент". Имеется 55 заводов по производству железобетонных изделий и конструкций, строительных деталей, асфальта и других изделий, а также несколько десятков добывающих и перерабатывающих предприятий, разрабатывающих месторождения нерудного сырья, в основном для строительной индустрии и производства органических удобрений.

В отличие от других природных ресурсов (водные и лесные ресурсы, животный мир) полезные ископаемые являются невозобновимым ресурсом, после полной отработки месторождения добывающее предприятие подлежит ликвидации или перепрофилированию, поэтому своевременное решение проблем развития минерально-сырьевой базы, в частности, прироста разведанных запасов полезных ископаемых, востребованных на рынке, имеет не только экономическое, но и социальное значение.

Комплекс разведанных твердых полезных ископаемых Ленинградской области включает 26 наименований, важнейшими из которых являются горючие сланцы, формовочные и стекольные пески, карбонатные породы для металлургии и цементного производства, цементные глины, а также 20 видов общераспространенных полезных ископаемых, используемых главным образом для производства строительных материалов и органических удобрений.

Обеспеченность разведанными запасами полезных ископаемых различна в зависимости от вида и освоения месторождений. Имеется острый дефицит разведанных запасов светложгущихся керамических огнеупорных глин, а также кондиционных песков и песчано-гравийного материала на участках недр вблизи строящихся и проектируемых федеральных и областных объектов строительства. Представляется целесообразным с учетом экологических, экономических и других факторов использование морских песков. Обеспеченность другими видами полезных ископаемых, по предварительной оценке, могла бы считаться удовлетворительной, но их освоение во многих случаях затрудняется сложными геологическими условиями, градостроительными и экологическими ограничениями, необходимостью больших затрат на создание инфрастуктуры. Существенные коррективы вносит переоценка некоторых месторождений по критериям рыночной экономики, в ходе которой часть запасов переходит в забалансовые. При освоении месторождений не всегда подтверждается качество утвержденных запасов, например, облицовочного камня, песков строительных и др. Часть месторождений, проявлений и перспективных площадей оказались застроенными, поскольку землеотводы предоставлялись без согласования с геологической службой и Ростехнадзором. По указанным причинам фактическое сокращение балансовых запасов полезных ископаемых достигает 30 и более процентов. Техногенные факторы связаны с загрязнением окружающей среды пылью, воздействием на здания и сооружения сейсмических и воздушных ударных волн при добыче строительного камня.

Значительные площади занимают земли под отсевами и отходами как добывающих предприятий, так и предприятий других отраслей.

Исходя из оценки состояния минерально-сырьевой базы следует отметить следующие основные проблемы:

несовершенство действующего законодательства, регулирующего отношения в сфере недропользования, в связи с чем не обеспечивается оптимальное изъятие ренты в доход государства при использовании минеральных ресурсов. Отсутствует реальная экономическая ответственность недропользователей за причинение государству ущерба при нерациональном использовании участков недр, за нарушение установленных лицензией условий недропользования, проектов отработки месторождений, стандартов и правил ведения добычных работ;

недостаточность и несовершенство государственного контроля за соблюдением условий недропользования, в связи с чем не обеспечивается необходимый уровень бюджетной и социальной эффективности использования минерального сырья. Массовый характер имеет безлицензионная добыча песков и песчано-гравийного материала вблизи строящихся федеральных и областных объектов;

низкий уровень применяемых технологий добычи и переработки минерального сырья, что в высокой степени оказывает отрицательное воздействие на окружающую природную среду, накопление отсевов и отходов.

2. Цель и задачи Программы


Цель Программы - обеспечение потребности Ленинградской области в минерально-сырьевых ресурсах.

Основными задачами Программы являются:

обеспечение сбалансированного соотношения между уровнем добычи и приростом запасов по наиболее востребованным видам полезных ископаемых;

разведка и добыча полезных ископаемых на месторождениях с учетом требований охраны окружающей среды и обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования;

геолого-экологические исследования и внедрение новых технологий при добыче и переработке минерального сырья;

экономическая оценка воздействия недропользования на окружающую среду, рекультивация земель и обращение с отходами горнодобывающей и перерабатывающей промышленности;

информационное обеспечение принятия управленческих решений, направленных на рациональное использование и охрану минерально-сырьевых ресурсов.

3. Связь с другими социально-экономическими программами


Программа носит самостоятельный характер и одновременно связана с региональной программой "Охрана окружающей среды Ленинградской области на 2007-2010 годы" (в части, относящейся к геолого-экологическим проблемам, контролю за состоянием и охраной недр и подземных вод) и Долгосрочной государственной программой изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья.

4. Обоснование мероприятий Программы и расчет
необходимого ресурсного обеспечения


Расчет необходимого финансирования по мероприятиям и объектам Программы осуществлен на основе проектно-сметной документации, разработанной по нормативам Министерства природных ресурсов Российской Федерации. Для обоснования объемов средств по новым объектам использованы предварительные сметно-финансовые расчеты. Объемы финансирования по этим объектам могут корректироваться в ходе уточнения геологических заданий и утверждения проектно-сметной документации.

План мероприятий долгосрочной целевой программы "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ленинградской области в 2009-2010 годах" (далее - план мероприятий Программы) представлен в приложении 1 к Программе.

Раздел "Анализ состояния минерально-сырьевой базы и перспектив ее развития" предусматривает финансирование за счет средств областного бюджета Ленинградской области на 2009 год в размере 14,826 млн. рублей, на 2010 год - 13,083 млн. рублей.

В результате реализации в 2001-2008 годах региональных целевых программ в сфере недропользования выдано более 150 лицензий на поиски, оценку, разведку и добычу как традиционных для Ленинградской области полезных ископаемых (песок строительный, песчано-гравийный материал, строительный и облицовочный камень), так и нетрадиционных (алмазы, железо-марганцевые конкреции).

Пунктом "Информационное обеспечение управления недропользованием" предусмотрены мероприятия по разработке и совершенствованию автоматизированной информационной системы "Недропользование" в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 2 апреля 2003 года N 269 "Об Основных положениях Концепции создания Единой информационно-аналитической системы природопользования и охраны окружающей среды", в том числе:

инвентаризация распределенного и нераспределенного фонда недр, в том числе в разрезе муниципальных образований, с подготовкой предложений органам исполнительной власти Ленинградской области и органам местного самоуправления по развитию минерально-сырьевой базы на основе геолого-экономической оценки запасов и применения информационных технологий для принятия управленческих решений (актуализация материалов Концепции развития, рационального использования и охраны недр Ленинградской области);

поэтапная организация и ведение мониторинга использования минерально-сырьевых ресурсов на основе дистанционных методов контроля за состоянием и использованием недр;

обеспечение функционирования автоматизированной информационной системы в муниципальных образованиях Ленинградской области.

Проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2005 года N 69 "О государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, размере и порядке взимания платы за ее проведение". Стоимость экспертизы запасов полезных ископаемых по одному участку недр составляет 40 тыс. рублей. В рамках реализации Программы предполагается проведение государственной экспертизы примерно 22-23 объектов, общая стоимость экспертизы которых составит около 900 тыс. рублей.

Раздел "Геолого-экологические исследования" предусматривает финансирование за счет средств областного бюджета Ленинградской области на 2009 год в размере 0,699 млн. рублей, на 2010 год - в размере 1,37 млн. рублей, за счет средств федерального бюджета на 2009 год - в размере 3 млн. рублей.

Раздел предусматривает следующие мероприятия:

проведение совместно с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации мероприятий, способствующих формированию интереса молодежи к геологии, и осуществление пропаганды геологических знаний путем проведения слета юных геологов, летних геологических экспедиций с учащимися, организации кружков юных геологов в школах Ленинградской области, издания пособий для занятий в кружках юных геологов и т.п.;

изучение природных факторов, определяющих размещение на территории Ленинградской области объектов жилищного и промышленного назначения в зависимости от радоноопасности, метаноопасности и т.п.;

организацию сейсмологического мониторинга на Сосновоборском геодинамическом полигоне в целях оценки влияния сейсмических факторов на Ленинградскую атомную станцию.

Информация о динамике финансирования долгосрочной целевой программы "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ленинградской области в 2009-2010 годах" и информация о территориальной структуре финансирования долгосрочной целевой программы "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ленинградской области в 2009-2010 годах" приведены в приложениях 2 и 3 к Программе.

5. Эффективность реализации мероприятий Программы


Бюджетная эффективность Программы заключается в увеличении налоговых поступлений в консолидированный бюджет Ленинградской области за счет роста объемов производства и налогооблагаемой базы.

За период реализации Программы ожидается восполнение промышленных запасов общераспространенных полезных ископаемых, в том числе строительного камня - не менее чем на 5 млн.куб.м, облицовочного камня - не менее чем на 0,5 млн.куб.м, песка строительного и песчано-гравийного материала - не менее чем на 140 млн.куб.м, торфа - не менее чем на 4 млн. тонн, в том числе в 2009 году: строительного камня - не менее чем на 2,5 млн.куб.м, облицовочного камня - не менее чем на 0,5 млн.куб.м, песка строительного и песчано-гравийного материала - не менее чем на 70 млн.куб.м, торфа - не менее чем на 2 млн. тонн; в 2010 году - строительного камня - не менее чем на 2,5 млн.куб.м, облицовочного камня - не менее чем на 0,5 млн. куб.м, песка строительного и песчано-гравийного материала - не менее чем на 70 млн.куб.м, торфа - не менее чем на 2 млн. тонн.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»