(с изменениями на 3 февраля 2010 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 26 июня 2017 года на основании
постановления Правительства Ленинградской области от 19 июня 2017 года N 228
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Ленинградской области от 3 февраля 2010 года N 17.
____________________________________________________________________
Правительство Ленинградской области
постановляет:
2. Предложить Губернатору Ленинградской области внести на рассмотрение Законодательного собрания Ленинградской области проект областного закона "О признании утратившим силу областного закона "О региональной целевой программе "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ленинградской области в 2006-2010 годах".
3. Утвердить прилагаемую долгосрочную целевую программу "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ленинградской области в 2009-2010 годах" (пункт вступил в силу со дня вступления в силу областного закона "О признании утратившим силу областного закона "О региональной целевой программе "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ленинградской области в 2006-2010 годах" - 21 ноября 2009 года).
4. Пункт утратил силу - постановление Правительства Ленинградской области от 3 февраля 2010 года N 17. - См. предыдущую редакцию.
5. Комитету финансов Ленинградской области при подготовке изменений в областной закон "Об областном бюджете Ленинградской области на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" предусмотреть прекращение бюджетных обязательств по финансированию региональной целевой программы "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ленинградской области в 2006-2010 годах" и выделение средств на финансирование долгосрочной целевой программы "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ленинградской области в 2009-2010 годах".
6. Настоящее постановление вступает в силу со дня официального опубликования, за исключением пункта 3, который вступает в силу со дня вступления в силу областного закона "О признании утратившим силу областного закона "О региональной целевой программе "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ленинградской области в 2006-2010 годах".
Губернатор
Ленинградской области
В.Сердюков
Долгосрочная целевая программа "Развитие и
использование минерально-сырьевой базы
Ленинградской области в 2009-2010 годах"
ПАСПОРТ
долгосрочной целевой программы "Развитие и
использование минерально-сырьевой базы
Ленинградской области в 2009-2010 годах"
Полное наименование | Долгосрочная целевая программа "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ленинградской области в 2009-2010 годах" (далее - Программа) |
Цель Программы | Обеспечение потребности Ленинградской области в минерально-сырьевых ресурсах |
Основные задачи Программы | Обеспечение сбалансированного соотношения между уровнем добычи и приростом запасов по наиболее востребованным видам полезных ископаемых; |
Объем финансовых ресурсов, запланированных по Программе | Средства федерального бюджета - 3000 тыс. рублей, в том числе 2009 год - 3000 тыс. рублей; |
Показатели экономической, социальной, бюджетной эффективности Программы | За период реализации Программы ожидается: |
Основные индикаторы реализации (целевые задания) Программы | Подключение к функционирующей территориально распределенной автоматизированной системе управления недропользованием ежегодно не менее пяти предприятий-недропользователей; |
Основания для разработки Программы | Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-1 "О недрах", |
Разработчик Программы | Комитет по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области |
Сроки разработки Программы | 2009 год |
Стоимость разработки Программы | Не требует финансовых затрат |
Представитель заказчика (координатор) Программы | Комитет по природным ресурсам Ленинградской области |
Участники Программы | Комитет по природным ресурсам Ленинградской области, органы местного самоуправления Ленинградской области |
Фамилия, имя, отчество, должность, телефон руководителя Программы | Степченко Александр Анатольевич - председатель комитета по природным ресурсам Ленинградской области, тел. 496-56-36 |
Система управления и контроль за ходом выполнения Программы | Общий контроль за выполнением Программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области - председатель комитета по агропромышленному и рыбохозяйственному комплексу. |
В настоящее время 70 процентов минерально-сырьевого рынка в Ленинградской области формирует холдинг "Ленстройреконструкция", производящий щебень из строительного камня, объединяющий такие крупные предприятия, как ЗАО "Гранит - Кузнечное", ЗАО "Каменногорское карьероуправление" и другие. Важной отраслью минерально-сырьевого комплекса Ленинградской области является производство цемента и флюса из известняка. Основными предприятиями отрасли являются ОАО "Цесла", ЗАО "Пикалевский цемент", ЗАО "БазэлЦемент - Пикалево" и ООО "Цемент". Имеется 55 заводов по производству железобетонных изделий и конструкций, строительных деталей, асфальта и других изделий, а также несколько десятков добывающих и перерабатывающих предприятий, разрабатывающих месторождения нерудного сырья, в основном для строительной индустрии и производства органических удобрений.
В отличие от других природных ресурсов (водные и лесные ресурсы, животный мир) полезные ископаемые являются невозобновимым ресурсом, после полной отработки месторождения добывающее предприятие подлежит ликвидации или перепрофилированию, поэтому своевременное решение проблем развития минерально-сырьевой базы, в частности, прироста разведанных запасов полезных ископаемых, востребованных на рынке, имеет не только экономическое, но и социальное значение.
Комплекс разведанных твердых полезных ископаемых Ленинградской области включает 26 наименований, важнейшими из которых являются горючие сланцы, формовочные и стекольные пески, карбонатные породы для металлургии и цементного производства, цементные глины, а также 20 видов общераспространенных полезных ископаемых, используемых главным образом для производства строительных материалов и органических удобрений.
Обеспеченность разведанными запасами полезных ископаемых различна в зависимости от вида и освоения месторождений. Имеется острый дефицит разведанных запасов светложгущихся керамических огнеупорных глин, а также кондиционных песков и песчано-гравийного материала на участках недр вблизи строящихся и проектируемых федеральных и областных объектов строительства. Представляется целесообразным с учетом экологических, экономических и других факторов использование морских песков. Обеспеченность другими видами полезных ископаемых, по предварительной оценке, могла бы считаться удовлетворительной, но их освоение во многих случаях затрудняется сложными геологическими условиями, градостроительными и экологическими ограничениями, необходимостью больших затрат на создание инфрастуктуры. Существенные коррективы вносит переоценка некоторых месторождений по критериям рыночной экономики, в ходе которой часть запасов переходит в забалансовые. При освоении месторождений не всегда подтверждается качество утвержденных запасов, например, облицовочного камня, песков строительных и др. Часть месторождений, проявлений и перспективных площадей оказались застроенными, поскольку землеотводы предоставлялись без согласования с геологической службой и Ростехнадзором. По указанным причинам фактическое сокращение балансовых запасов полезных ископаемых достигает 30 и более процентов. Техногенные факторы связаны с загрязнением окружающей среды пылью, воздействием на здания и сооружения сейсмических и воздушных ударных волн при добыче строительного камня.
Значительные площади занимают земли под отсевами и отходами как добывающих предприятий, так и предприятий других отраслей.
Исходя из оценки состояния минерально-сырьевой базы следует отметить следующие основные проблемы:
несовершенство действующего законодательства, регулирующего отношения в сфере недропользования, в связи с чем не обеспечивается оптимальное изъятие ренты в доход государства при использовании минеральных ресурсов. Отсутствует реальная экономическая ответственность недропользователей за причинение государству ущерба при нерациональном использовании участков недр, за нарушение установленных лицензией условий недропользования, проектов отработки месторождений, стандартов и правил ведения добычных работ;
недостаточность и несовершенство государственного контроля за соблюдением условий недропользования, в связи с чем не обеспечивается необходимый уровень бюджетной и социальной эффективности использования минерального сырья. Массовый характер имеет безлицензионная добыча песков и песчано-гравийного материала вблизи строящихся федеральных и областных объектов;
низкий уровень применяемых технологий добычи и переработки минерального сырья, что в высокой степени оказывает отрицательное воздействие на окружающую природную среду, накопление отсевов и отходов.
Цель Программы - обеспечение потребности Ленинградской области в минерально-сырьевых ресурсах.
Основными задачами Программы являются:
обеспечение сбалансированного соотношения между уровнем добычи и приростом запасов по наиболее востребованным видам полезных ископаемых;
разведка и добыча полезных ископаемых на месторождениях с учетом требований охраны окружающей среды и обеспечения устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования;
геолого-экологические исследования и внедрение новых технологий при добыче и переработке минерального сырья;
экономическая оценка воздействия недропользования на окружающую среду, рекультивация земель и обращение с отходами горнодобывающей и перерабатывающей промышленности;
информационное обеспечение принятия управленческих решений, направленных на рациональное использование и охрану минерально-сырьевых ресурсов.
Программа носит самостоятельный характер и одновременно связана с региональной программой "Охрана окружающей среды Ленинградской области на 2007-2010 годы" (в части, относящейся к геолого-экологическим проблемам, контролю за состоянием и охраной недр и подземных вод) и Долгосрочной государственной программой изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья.
Расчет необходимого финансирования по мероприятиям и объектам Программы осуществлен на основе проектно-сметной документации, разработанной по нормативам Министерства природных ресурсов Российской Федерации. Для обоснования объемов средств по новым объектам использованы предварительные сметно-финансовые расчеты. Объемы финансирования по этим объектам могут корректироваться в ходе уточнения геологических заданий и утверждения проектно-сметной документации.
План мероприятий долгосрочной целевой программы "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ленинградской области в 2009-2010 годах" (далее - план мероприятий Программы) представлен в приложении 1 к Программе.
Раздел "Анализ состояния минерально-сырьевой базы и перспектив ее развития" предусматривает финансирование за счет средств областного бюджета Ленинградской области на 2009 год в размере 14,826 млн. рублей, на 2010 год - 13,083 млн. рублей.
В результате реализации в 2001-2008 годах региональных целевых программ в сфере недропользования выдано более 150 лицензий на поиски, оценку, разведку и добычу как традиционных для Ленинградской области полезных ископаемых (песок строительный, песчано-гравийный материал, строительный и облицовочный камень), так и нетрадиционных (алмазы, железо-марганцевые конкреции).
Пунктом "Информационное обеспечение управления недропользованием" предусмотрены мероприятия по разработке и совершенствованию автоматизированной информационной системы "Недропользование" в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 2 апреля 2003 года N 269 "Об Основных положениях Концепции создания Единой информационно-аналитической системы природопользования и охраны окружающей среды", в том числе:
инвентаризация распределенного и нераспределенного фонда недр, в том числе в разрезе муниципальных образований, с подготовкой предложений органам исполнительной власти Ленинградской области и органам местного самоуправления по развитию минерально-сырьевой базы на основе геолого-экономической оценки запасов и применения информационных технологий для принятия управленческих решений (актуализация материалов Концепции развития, рационального использования и охраны недр Ленинградской области);
поэтапная организация и ведение мониторинга использования минерально-сырьевых ресурсов на основе дистанционных методов контроля за состоянием и использованием недр;
обеспечение функционирования автоматизированной информационной системы в муниципальных образованиях Ленинградской области.
Проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 11 февраля 2005 года N 69 "О государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, размере и порядке взимания платы за ее проведение". Стоимость экспертизы запасов полезных ископаемых по одному участку недр составляет 40 тыс. рублей. В рамках реализации Программы предполагается проведение государственной экспертизы примерно 22-23 объектов, общая стоимость экспертизы которых составит около 900 тыс. рублей.
Раздел "Геолого-экологические исследования" предусматривает финансирование за счет средств областного бюджета Ленинградской области на 2009 год в размере 0,699 млн. рублей, на 2010 год - в размере 1,37 млн. рублей, за счет средств федерального бюджета на 2009 год - в размере 3 млн. рублей.
Раздел предусматривает следующие мероприятия:
проведение совместно с Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации мероприятий, способствующих формированию интереса молодежи к геологии, и осуществление пропаганды геологических знаний путем проведения слета юных геологов, летних геологических экспедиций с учащимися, организации кружков юных геологов в школах Ленинградской области, издания пособий для занятий в кружках юных геологов и т.п.;
изучение природных факторов, определяющих размещение на территории Ленинградской области объектов жилищного и промышленного назначения в зависимости от радоноопасности, метаноопасности и т.п.;
организацию сейсмологического мониторинга на Сосновоборском геодинамическом полигоне в целях оценки влияния сейсмических факторов на Ленинградскую атомную станцию.
Информация о динамике финансирования долгосрочной целевой программы "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ленинградской области в 2009-2010 годах" и информация о территориальной структуре финансирования долгосрочной целевой программы "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ленинградской области в 2009-2010 годах" приведены в приложениях 2 и 3 к Программе.
Бюджетная эффективность Программы заключается в увеличении налоговых поступлений в консолидированный бюджет Ленинградской области за счет роста объемов производства и налогооблагаемой базы.
За период реализации Программы ожидается восполнение промышленных запасов общераспространенных полезных ископаемых, в том числе строительного камня - не менее чем на 5 млн.куб.м, облицовочного камня - не менее чем на 0,5 млн.куб.м, песка строительного и песчано-гравийного материала - не менее чем на 140 млн.куб.м, торфа - не менее чем на 4 млн. тонн, в том числе в 2009 году: строительного камня - не менее чем на 2,5 млн.куб.м, облицовочного камня - не менее чем на 0,5 млн.куб.м, песка строительного и песчано-гравийного материала - не менее чем на 70 млн.куб.м, торфа - не менее чем на 2 млн. тонн; в 2010 году - строительного камня - не менее чем на 2,5 млн.куб.м, облицовочного камня - не менее чем на 0,5 млн. куб.м, песка строительного и песчано-гравийного материала - не менее чем на 70 млн.куб.м, торфа - не менее чем на 2 млн. тонн.