____________________________________________________________________
Утратило силу с 23 ноября 2015 года на основании
постановления Правительства Ленинградской области
от 13 ноября 2015 года N 423
____________________________________________________________________
На основании статьи 8 областного закона от 10 ноября 2008 года N 121-оз "Об участии граждан в охране общественного порядка на территории Ленинградской области", в целях привлечения общественности к участию в деятельности по охране общественного порядка Правительство Ленинградской области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о народных дружинах в Ленинградской области.
2. Рекомендовать органам местного самоуправления Ленинградской области:
2.1. Создать народные дружины в городских и сельских поселениях, городском округе Ленинградской области.
2.2. Организовать работу народных дружин во взаимодействии с правоохранительными органами и обеспечить контроль их деятельности.
2.3. Провести подготовительную и пропагандистскую работу по привлечению граждан к участию в охране общественного порядка.
3. Контроль за исполнением постановления возложить на вице-губернатора Ленинградской области - председателя комитета правопорядка и безопасности Бурлакова А.Д.
Губернатор
Ленинградской области
В.Сердюков
ПОЛОЖЕНИЕ
о народных дружинах в Ленинградской области
Настоящее Положение направлено на реализацию конституционного права граждан на защиту своих интересов от противоправных посягательств, участие в укреплении правопорядка, оказание помощи правоохранительным и иным государственным органам в деятельности по борьбе с правонарушениями.
Положение устанавливает основные принципы, задачи и направления деятельности народных дружин, определяет систему их организации и управления, а также гарантии правовой и социальной защиты народных дружинников.
1.1. Народные дружины являются формой непосредственного участия граждан в охране общественного порядка и создаются с целью оказания содействия правоохранительным органам в деятельности по обеспечению общественного порядка, профилактике и предотвращению правонарушений и преступлений на территории муниципальных образований.
1.2. В своей деятельности народные дружины руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом Ленинградской области, областным законом от 10 ноября 2008 года N 121-оз "Об участии граждан в охране общественного порядка на территории Ленинградской области", иными нормативными правовыми актами Ленинградской области, настоящим Положением, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
1.3. Народные дружины решают стоящие перед ними задачи под руководством органов местного самоуправления, во взаимодействии с правоохранительными и иными органами и общественными объединениями граждан, на основе принципов добровольности, законности, гуманизма, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина.
1.4. В настоящем Положении используются следующие основные понятия:
народная дружина - сформированная при местной администрации решением Совета депутатов городского или сельского поселения, городского округа группа граждан, выразивших желание на добровольной и безвозмездной основе участвовать в охране общественного порядка на территории городского или сельского поселения, городского округа;
народный дружинник - гражданин Российской Федерации, вступивший в народную дружину в установленном порядке и участвующий в ее деятельности;
штаб народной дружины - орган управления народной дружины, уполномоченный от имени органов местного самоуправления осуществлять руководство деятельностью народной дружины.
2.1. Задачей народных дружин является оказание помощи органам государственной власти Ленинградской области, органам местного самоуправления и правоохранительным органам на территории Ленинградской области в решении следующих вопросов:
обеспечение безопасности личности, поддержание правопорядка в общественных местах, профилактика преступлений и административных правонарушений, охрана и защита собственности, обеспечение безопасности дорожного движения, профилактика безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, пропаганда правовых знаний и правовое воспитание граждан;
обеспечение неотложных аварийно-спасательных и карантинных мероприятий при возникновении стихийных бедствий, катастроф, эпидемий, эпизоотий и иных чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
разъяснение гражданам норм действующего законодательства, создание в обществе нетерпимости к нарушениям нравственных норм, правонарушениям и преступлениям.
2.2. Народные дружины под руководством штабов народных дружин и командиров народных дружин, при непосредственном участии сотрудников правоохранительных органов принимают участие:
в патрулировании на улицах, площадях, в парках и других местах массового пребывания населения, в выставлении соответствующих постов;
в обеспечении охраны общественного порядка;
в проведении мероприятий по предупреждению преступлений, пресечению административных правонарушений и профилактике совершения правонарушений;
в проведении неотложных аварийно-спасательных и карантинных мероприятий в случаях стихийных бедствий, катастроф, эпидемий, эпизоотий и иных чрезвычайных ситуаций;
в обеспечении охраны природных ресурсов и окружающей среды;
в предупреждении детской безнадзорности и совершения несовершеннолетними правонарушений;
в иных действиях по решению уполномоченных должностных лиц органов местного самоуправления или правоохранительных органов.
2.3. Не допускается выполнение народными дружинами задач и функций, отнесенных действующим законодательством к исключительной компетенции правоохранительных органов.
3.1. Народные дружины создаются по решению органов местного самоуправления в городских и сельских поселениях, городском округе.
Правовой акт о создании народной дружины должен содержать сведения о территории (муниципального образования, населенного пункта), на которой будет осуществляться деятельность народной дружины. Указанным правовым актом утверждается положение о народной дружине, а также численный и персональный состав штаба народной дружины.
3.2. Орган местного самоуправления, принявший решение о создании народной дружины, обязан уведомить об этом Главное управление внутренних дел по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области, а также территориальный орган внутренних дел в течение трех рабочих дней со дня принятия решения.
3.3. Положением о народной дружине определяются структура и численность народной дружины, ее цели и задачи с учетом местоположения муниципального образования, специфики территории, нахождения на ней предприятий и учреждений специальной направленности, общественно значимых объектов.
3.4. В народной дружине могут быть созданы специализированные группы по отдельным направлениям деятельности по предупреждению правонарушений (группа по профилактике правонарушений, наркомании, группа по безопасности дорожного движения, группа содействия уголовному розыску и др.).
В целях оперативного управления народной дружиной и организации взаимодействия с администрациями городских и сельских поселений, городского округа в составе народной дружины могут быть созданы отряды по административно-территориальным принципам во главе с командирами отрядов.
3.5. Формирование народной дружины осуществляется штабом народной дружины.
3.6. Органы местного самоуправления обеспечивают условия для деятельности народной дружины, осуществляют общее руководство народной дружиной и контроль за ее деятельностью.
Органы местного самоуправления имеют право требовать от народной дружины прекращения деятельности (действий), не соответствующей закону или выходящей за пределы ее компетенции.
3.7. Непосредственное руководство деятельностью народных дружин осуществляют командиры народных дружин и штабы народных дружин.
3.8. Правоохранительные органы и иные органы государственной власти осуществляют консультативно-методическую и практическую помощь по организации работы народных дружин.
4.1. Штаб народной дружины (далее - штаб) является постоянным рабочим коллегиальным органом управления и осуществляет свою деятельность на общественных началах.
4.2. В городском, сельском поселении, городском округе штаб создается для непосредственного руководства деятельностью народных дружин.
4.3. В муниципальном районе штаб создается как координирующий орган по вопросам взаимодействия органов внутренних дел и народных дружин городских и сельских поселений, городского округа.
4.4. Начальником штаба назначается должностное лицо органа местного самоуправления с возложением на него обязанностей по непосредственному руководству деятельностью народной дружины, формированию и взаимодействию народной дружины с правоохранительными органами, органами государственной власти.
4.5. В состав штаба включаются представители органов местного самоуправления, отраслевых органов исполнительной власти Ленинградской области, правоохранительных органов и иных заинтересованных лиц.
4.6. Члены штаба в обязательном порядке проходят правовую и специальную подготовку, изучают действующее законодательство, в том числе регламентирующее деятельность по охране общественного порядка, а также формы и методы работы по предупреждению и пресечению правонарушений.
4.7. Обязанности между членами штаба распределяются на заседании штаба.
4.8. Заседания штаба проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал.
4.9. Заседание штаба считается правомочным, если на нем присутствуют более половины членов штаба.
Решения штаба принимаются простым большинством голосов от числа присутствующих на заседании членов штаба и оформляются протоколом.
Решение, принятое на заседании штаба, обязательно к исполнению всеми народными дружинниками.
4.10. Штабы народных дружин подотчетны и подконтрольны в своей деятельности органам местного самоуправления.
4.11. Основные задачи штаба:
руководство народной дружиной и координация ее деятельности;
взаимодействие с органами государственной власти и правоохранительными органами;
обобщение и анализ информации о деятельности народной дружины;
внедрение в практику положительного опыта работы народных дружин.
4.12. Штаб осуществляет следующие функции:
оперативное руководство деятельностью народной дружины;
принятие решения о приеме в народную дружину и отчислении из ее состава, а также о назначении и освобождении командиров народных дружин;
обеспечение постоянной готовности народной дружины к выполнению задач;
разработка предложений по созданию необходимых условий для работы народной дружины;
определение порядка работы народной дружины и планирование ее работы, разработка мероприятий по взаимодействию народной дружины с органами местного самоуправления, органами внутренних дел, другими правоохранительными органами;
осуществление постоянного контроля за соблюдением законности деятельности народной дружины;
осуществление организационно-методического обеспечения деятельности народной дружины;
разработка и утверждение по согласованию с органами местного самоуправления и правоохранительными органами учебных планов, программ и форм обучения народных дружинников;
организация и проведение совместно с органами местного самоуправления, правоохранительными органами обучения командиров народных дружин и отдельных народных дружинников методам работы по охране общественного порядка и борьбе с правонарушениями, а также правовой, специальной и физической подготовки;
анализ результатов работы народной дружины и информирование органов местного самоуправления, внесение предложений по совершенствованию охраны общественного порядка и принятие мер к устранению выявленных недостатков в деятельности народной дружины, обобщение и распространение положительного опыта;
разработка предложений по устранению причин и условий, способствующих совершению правонарушений;
внесение в органы местного самоуправления предложений о поощрении наиболее отличившихся народных дружинников.
Штаб правомочен решать другие вопросы руководства деятельностью народной дружины.
4.13. Полномочия начальника штаба: