Недействующий

 

ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН

Об участии граждан в охране общественного порядка на территории Ленинградской области

(с изменениями на 30 сентября 2010 года)
____________________________________________________________________
Утратил силу с 26 апреля 2015 года на основании
Закона Ленинградской области от 15 апреля 2015 года N 38-оз
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Ленинградской области от 24 марта 2010 года N 10-оз (Вестник Правительства Ленинградской области, N 16, 20.04.2010, Вести, N 55, 31.03.2010);

Законом Ленинградской области от 30 сентября 2010 года N 50-оз (Вести, N 193, 13.10.2010, Вестник Правительства Ленинградской области, N 72, 21.10.2010, Вестник Законодательного собрания Ленинградской области N 9, 2010 год).

____________________________________________________________________


(Принят
Законодательным собранием
Ленинградской области
22 октября 2008 года)



Настоящий областной закон устанавливает правовые основы и формы участия граждан в охране общественного порядка на территории Ленинградской области.

Глава 1

Общие положения

Статья 1

Предмет правового регулирования настоящего областного закона

1. Предметом правового регулирования настоящего областного закона являются общественные отношения, возникающие в связи с добровольным участием граждан Российской Федерации в охране общественного порядка на территории Ленинградской области (далее - участие граждан в охране общественного порядка) (часть в редакции, введенной в действие с 11 апреля 2010 года Законом Ленинградской области от 24 марта 2010 года N 10-оз, - см. предыдущую редакцию).

2. Действие настоящего областного закона не распространяется на правоотношения, возникающие в связи со специальными видами деятельности правоохранительных органов, с частной детективной и охранной деятельностью и регулируемые федеральными законами.

Статья 2

Цель и принципы участия граждан в охране общественного порядка

1. Целью участия граждан в охране общественного порядка является оказание помощи органам государственной власти Ленинградской области, органам местного самоуправления Ленинградской области и правоохранительным органам на территории Ленинградской области в решении возложенных на них задач по обеспечению безопасности личности, поддержанию правопорядка в общественных местах, профилактике преступлений и административных правонарушений, охране и защите собственности, безопасности дорожного движения, профилактике безнадзорности и беспризорности, пропаганде правовых знаний и правовому воспитанию при условии, что подобные действия не повлекут ущемления конституционных прав и свобод человека и гражданина, разглашения государственной, личной, семейной и иных охраняемых законом тайн.

2. Участие граждан в охране общественного порядка осуществляется на основе принципов добровольности, законности, гуманности, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, прав и законных интересов юридических лиц.

Статья 3

Правовые основы участия граждан в охране общественного порядка

               

Правовую основу участия граждан в обеспечении правопорядка на территории Ленинградской области составляют Конституция Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, настоящий областной закон и иные нормативные правовые акты Ленинградской области, а также муниципальные правовые акты (статья в редакции, введенной в действие с 11 апреля 2010 года Законом Ленинградской области от 24 марта 2010 года N 10-оз, - см. предыдущую редакцию).

Глава 2

Формы участия граждан в охране общественного порядка

Статья 4

Участие граждан в охране общественного порядка


Участие граждан в охране общественного порядка может быть индивидуальным и коллективным.

1. Индивидуальное участие граждан в охране общественного порядка может осуществляться в следующих формах:

1) содействие органам, указанным в статье 2 настоящего областного закона, в распространении правовых знаний и проведении профилактической работы по предупреждению правонарушений;

2) внештатное сотрудничество граждан с органами внутренних дел (пункт в редакции, введенной в действие с 11 апреля 2010 года Законом Ленинградской области от 24 марта 2010 года N 10-оз, - см. предыдущую редакцию);

3) в иных формах реализации права граждан на участие в охране общественного порядка, предусмотренных федеральным законом, регулирующим отношения в сфере участия граждан в охране общественного порядка, и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, областными законами, иными нормативными правовыми актами Ленинградской области, муниципальными правовыми актами (пункт в редакции, введенной в действие с 11 апреля 2010 года Законом Ленинградской области от 24 марта 2010 года N 10-оз, - см. предыдущую редакцию).

2. Основными формами коллективного участия граждан в охране общественного порядка являются общественные объединения, уставными целями которых является участие в обеспечении правопорядка, народные дружины.

Статья 5

Внештатное сотрудничество граждан с органами внутренних дел


Внештатное сотрудничество может осуществляться гражданами, достигшими 18-летнего возраста и способными по своим деловым и личным качествам участвовать в обеспечении охраны общественного порядка.

Порядок организации, основные направления и формы деятельности внештатных сотрудников определяются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (абзац в редакции, введенной в действие с 11 апреля 2010 года Законом Ленинградской области от 24 марта 2010 года N 10-оз, - см. предыдущую редакцию).

Статья 6

Общественные объединения правоохранительной направленности


На территории Ленинградской области граждане вправе создавать общественные объединения, задачами которых является оказание содействия правоохранительным органам по правозащитным, юридическим, благотворительным и иным направлениям деятельности, не запрещенным федеральным законом (абзац в редакции, введенной в действие с 11 апреля 2010 года Законом Ленинградской области от 24 марта 2010 года N 10-оз, - см. предыдущую редакцию).

Деятельность общественных объединений правоохранительной направленности осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об общественных объединениях".

Статья 7

Ограничения, связанные с участием граждан в охране
общественного порядка


Граждане, участвующие в охране общественного порядка, не вправе выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов, осуществлять деятельность, отнесенную законодательством Российской Федерации к исключительной компетенции правоохранительных органов, а также использовать права, предоставленные им настоящим областным законом, в корыстных и личных целях.

Глава 3

Народные дружины

Статья 8

Создание народных дружин

1. Для решения населением вопросов местного значения по охране общественного порядка органами местного самоуправления поселений могут создаваться народные дружины, участие граждан в которых осуществляется на добровольной основе.

Народные дружины действуют в соответствии с федеральным законом, регулирующим отношения в сфере участия граждан в охране общественного порядка, и принимаемыми в соответствии с ним областными законами и иными нормативными правовыми актами Ленинградской области, муниципальными правовыми актами, а также положениями о народных дружинах. На деятельность народных дружин не распространяется действие Федерального закона "Об общественных объединениях."

(Часть в редакции, введенной в действие с 11 апреля 2010 года Законом Ленинградской области от 24 марта 2010 года N 10-оз, - см. предыдущую редакцию).

2. Органы местного самоуправления уведомляют о создании народной дружины Главное управление внутренних дел по г.Санкт-Петербургу и Ленинградской области и органы внутренних дел соответствующего муниципального образования.

3. Часть исключена с 11 апреля 2010 года - Закон Ленинградской области от 24 марта 2010 года N 10-оз. - См. предыдущую редакцию.

Статья 9

Направления деятельности народных дружин


Народные дружины осуществляют свою деятельность под руководством и при непосредственном участии сотрудников правоохранительных органов путем участия:

1) в патрулировании на улицах, площадях, в парках и других местах массового пребывания населения, а также в выставлении соответствующих постов;

2) в обеспечении охраны общественного порядка;

3) в проведении мероприятий по предупреждению преступлений, пресечению административных правонарушений и профилактике совершения правонарушений;

4) часть исключена с 11 апреля 2010 года - Закон Ленинградской области от 24 марта 2010 года N 10-оз. - См. предыдущую редакцию;

5) часть исключена с 11 апреля 2010 года - Закон Ленинградской области от 24 марта 2010 года N 10-оз. - См. предыдущую редакцию;

6) в предупреждении детской безнадзорности и совершения правонарушений несовершеннолетними;

7) в иных действиях по решению уполномоченных должностных лиц органов местного самоуправления или правоохранительных органов.

Статья 10

Обязанности и права народных дружинников

1. Часть исключена с 11 апреля 2010 года - Закон Ленинградской области от 24 марта 2010 года N 10-оз. - См. предыдущую редакцию.

2. Народный дружинник обязан:

1) четко и добросовестно выполнять требования руководства народной дружины, а также сотрудников правоохранительных органов при проведении совместных мероприятий;

2) не допускать необоснованного ограничения прав и свобод граждан, не совершать действий, имеющих целью унижение чести и достоинства человека и гражданина;

3) в случае обращения граждан с сообщениями о событиях или фактах, угрожающих личной безопасности граждан, общественной безопасности, общественному порядку, либо в случае непосредственного обнаружения указанных событий или фактов сообщать об этом в ближайший орган, указанный в статье 2 настоящего областного закона, и принимать меры по спасению людей, пресечению преступлений или административных правонарушений, содействию в задержании лиц, совершивших преступления или административные правонарушения, охране места происшествия;

4) быть тактичным, вежливым и внимательным в обращении с гражданами;

5) принимать меры по оказанию помощи, в том числе доврачебной, гражданам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений или несчастных случаев, а также находящимся в беспомощном или ином состоянии, опасном для их жизни и здоровья;

6) повышать уровень правовых знаний, знать права и обязанности народного дружинника;

7) разъяснять гражданам во всех случаях ограничения их прав и свобод основания и поводы для такого ограничения;

8) при осуществлении охраны общественного порядка иметь при себе и предъявлять по требованию граждан или должностных лиц удостоверение народного дружинника установленного образца (подпункт в редакции, введенной в действие с 11 апреля 2010 года Законом Ленинградской области от 24 марта 2010 года N 10-оз, - см. предыдущую редакцию).

3. Народный дружинник, участвуя в охране общественного порядка, вправе:

1) оказывать помощь сотрудникам правоохранительных органов в проверке у граждан документов, а также в производстве досмотра транспортных средств;

2) содействовать правоохранительным органам во временном ограничении или запрещении движения транспортных средств, в ограничении допуска граждан на отдельные участки местности, в обеспечении их вынужденного пребывания там и выводе с этих участков;

3) оказывать помощь подразделениям пожарной охраны в предупреждении и тушении лесных пожаров;

4) пользоваться для связи с правоохранительными органами телефонами и иными средствами связи организаций независимо от форм собственности и организационно-правовых форм в случаях, не терпящих отлагательства;

5) отказаться от исполнения обязанностей народного дружинника, если полагает, что его жизнь и здоровье могут подвергнуться опасности.

Статья 11
Порядок формирования и функционирования народных дружин

1. Одновременно с решением о создании народной дружины орган местного самоуправления утверждает положение о народной дружине.

2. Содержание народных дружин и их материально-техническое обеспечение является расходным обязательством муниципального образования, связанным с осуществлением органами местного самоуправления поселений полномочий по созданию условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка.

3. При осуществлении охраны общественного порядка народные дружинники должны иметь при себе удостоверение народного дружинника. Охрана общественного порядка осуществляется народным дружинником в форменной одежде.

4. Правительство Ленинградской области устанавливает единые образцы удостоверений и форменной одежды народных дружинников, которые не должны быть аналогичными форменной одежде и знакам различия сотрудников органов, уполномоченных осуществлять охрану общественного порядка, или военнослужащих.      

(Статья в редакции, введенной в действие с 11 апреля 2010 года Законом Ленинградской области от 24 марта 2010 года N 10-оз, - см. предыдущую редакцию).

Статья 12
Порядок приема в народную дружину и исключения из нее

1. В народную дружину принимаются на добровольной основе в индивидуальном порядке граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, способные по своим деловым и личным качествам исполнять обязанности народного дружинника.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»