Долгосрочная целевая программа "Социальная поддержка граждан пожилого возраста и инвалидов в Ленинградской области" на 2009-2010 годы (далее - Программа) является продолжением ранее принятых в Ленинградской области региональных целевых программ "Старшее поколение Ленинградской области" на 2004-2008 годы" и "Социальная поддержка инвалидов Ленинградской области" на 2004-2008 годы.
В соответствии с федеральными законами от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 10 декабря 1995 года N 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 года N 832 "О федеральной целевой программе "Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы" и областным законом от 29 ноября 2004 года N 97-оз "О социальном обслуживании населения в Ленинградской области" Программа определяет дальнейшее развитие социального обслуживания населения в современных условиях, в том числе повышение доступности и качества гарантированных Правительством Ленинградской области социальных услуг, создание системы социальной поддержки общественных организаций инвалидов и ветеранов Ленинградской области, обеспечение комплексных подходов к решению указанных задач, применение инновационных методов работы.
По состоянию на 1 января 2007 года каждый четвертый житель Ленинградской области находится в возрасте старше трудоспособного. В долгосрочной перспективе высокая доля пожилых людей в общей численности населения Ленинградской области сохранится.
Среди лиц 60 лет и старше возрастные группы от 70 до 74 лет составляют 20,6 процента, от 75 до 79 лет - 16,6 процента, от 80 лет и старше - 10,7 процента. В Бокситогорском, Волховском, Лужском, Подпорожском, Сланцевском районах, городах Пикалево и Волхове эти показатели значительно выше среднеобластных.
По данным, имеющимся в органах социальной защиты населения Ленинградской области, более 60 процентов граждан старше 70 лет нуждаются в постоянной посторонней помощи и социальных услугах, в том числе 49000 человек в возрасте 80 лет и старше, 23000 одиноких пожилых граждан. До 40 процентов пациентов, находящихся на стационарном лечении в медицинских учреждениях, составляют лица пожилого возраста. Только 22 процента пожилых людей практически здоровы.
Об ухудшении здоровья пожилых людей свидетельствует рост числа граждан, впервые признанных инвалидами в пенсионном возрасте (таблица 1).
Таблица 1
Граждане старше трудоспособного возраста, впервые признанные инвалидами (в процентах общего числа граждан, впервые признанных инвалидами) | 2004 год | 2005 год | 2006 год |
59,5 | 64,2 | 67,8 |
Особым фактором социального риска является одиночество, негативно воздействующее на способность пожилых людей и инвалидов к самостоятельному обслуживанию и передвижению, отрицательно влияющее на психическое здоровье. Выборочное обследование, проведенное учреждениями социальной защиты населения Ленинградской области в ходе акции "Забота", показало, что потребность в посторонней помощи у одиноких пожилых людей в два раза выше, чем у проживающих в семьях.
Остаются нерешенными следующие вопросы: недоступность жилья для безопасного проживания, недостаточный уровень обеспеченности индивидуальными средствами реабилитации, компенсирующими снижение способности к самообслуживанию и передвижению.
Ограниченная возможность получения социально-медицинских услуг гражданами пожилого возраста и инвалидами, проживающими в отдаленной сельской местности, вызывает ранний переход в стационарные учреждения социального обслуживания, что повышает бюджетные затраты.
На развитие социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, социальную и финансовую поддержку общественных организаций инвалидов и ветеранов Ленинградской области в рамках региональных целевых программ "Старшее поколение Ленинградской области" и "Социальная поддержка инвалидов Ленинградской области" за 2004-2008 годы израсходовано 57095,2 тысячи рублей, в том числе из средств областного бюджета - 43787,5 тысячи рублей.
Реализация программно-целевого подхода к вопросам организации социальной поддержки малообеспеченных пожилых людей и инвалидов в Ленинградской области позволила комплексно решать вопросы социальной поддержки указанных категорий граждан, повысить эффективность действующих учреждений, развить социальные услуги, мобилизовать усилия заинтересованных ведомств и организаций для решения этих проблем.
По-прежнему наиболее востребованными остаются услуги по социальному обслуживанию на дому.
Организация надомного обслуживания граждан пожилого возраста в 2004-2006 годах позволила продлить жизнь в домашних условиях и не направлять в дома-интернаты более 400 обслуживаемых граждан, ранее нуждающихся в услугах стационарных учреждений.
В настоящее время в связи с наличием в социальной структуре общества значительного количества лиц, имеющих признаки ограничения жизнедеятельности, одним из приоритетных направлений социальной политики государства является проведение комплекса мер по социальной интеграции инвалидов в общество, предоставлению им равных возможностей для участия в экономической и общественной жизни.
С 2004 по 2006 год число инвалидов в Ленинградской области увеличилось на 8500 человек и по состоянию на 1 января 2007 года составляет 156000 человек (9,6 процента общей численности населения), что превышает аналогичный показатель по Российской Федерации (9,0 процента).
Индикатором здоровья населения Ленинградской области служит показатель первичной инвалидности. Число граждан, впервые признанных инвалидами, с 2004 года увеличилось на 1900 человек: в 2004 году, по данным службы медико-социальной экспертизы, впервые признаны инвалидами 14750 человек, в 2006 году - 16680 человек. Каждый третий из впервые признанных инвалидами находится в трудоспособном возрасте.
Выборочное изучение потребностей инвалидов в реабилитации показало, что потребность инвалидов в медицинской реабилитации высока и составляет 97 процентов, потребность в профессиональной реабилитации - 62 процента, в социальной реабилитации - 78 процентов.
Деятельность стационарных отделений и отделений социальной реабилитации в центрах социального обслуживания населения направлена на сохранение социальной активности инвалидов и граждан старшего поколения.
С 2004 по 2006 год количество социально-реабилитационных отделений в муниципальных центрах социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов увеличилось с 13 до 17, количество мест - со 144 до 341. Ежегодно социально-реабилитационные услуги в отделениях получают более 2000 инвалидов. С 2006 года все принятые на реабилитацию инвалиды имеют индивидуальные программы реабилитации. За последние годы значительно расширился перечень реабилитационных мероприятий в социально-реабилитационных отделениях: социальное наблюдение, выявление проблем обслуживаемых инвалидов и помощь в их решении, терапия средой, проведение сеансов релаксации, создание групп поддержки, групповые тренинга, психологическая коррекция, трудотерапия, консультации специалистов и др.
Основной задачей органов и учреждений социальной защиты в работе с инвалидами является максимальное восстановление утраченных способностей инвалидов через обучение их самообслуживанию, социальной независимости, социальному общению с использованием современных технологий, социально-бытовой, социально-средовой, социально-психологической, социокультурной реабилитации.
Важное место в процессе реабилитации инвалидов занимает профессиональная реабилитация. Число инвалидов, обратившихся в службу занятости в поисках работы, увеличилось с 2618 человек в 2004 году до 3535 человек в 2006 году. По данным комитета по труду и занятости Ленинградской области, ежегодная расчетная численность трудоустроенных инвалидов составляет 900 человек.
В целях материальной поддержки, повышения творческой активности и целеустремленности в освоении профессии в 2004 году учреждена персональная стипендия Губернатора Ленинградской области для обучающихся в высших учебных заведениях студентов-инвалидов, достигших высоких результатов в учебе и общественной деятельности.
Вместе с тем вопросы социальной, медицинской и профессиональной реабилитации граждан пожилого возраста и инвалидов требуют дальнейшего решения.