ЛЕНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

ОБЛАСТНОЙ ЗАКОН

     
О региональной целевой программе "Старшее поколение
Ленинградской области" на 2004-2008 годы"

(с изменениями на 27 декабря 2007 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

Законом Ленинградской области от 9 июня 2005 года N 43-оз (Вестник Правительства Ленинградской области, N 29, 30 июня 2005 года);

Законом Ленинградской области от 18 мая 2006 года N 29-оз (Вести, N 59, 30.05.2006);

Законом Ленинградской области от 16 марта 2007 года N 43-оз (Вестник Правительства Ленинградской области, N 19, 20.04.2007);

Законом Ленинградской области от 27 декабря 2007 года N 199-оз (Вести, N 13, 25.01.2008, N 16, 30.01.2008).        

____________________________________________________________________

     

(Принят
Законодательным собранием
Ленинградской области
8 июля 2003 года)

     

     

Статья 1


Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Старшее поколение Ленинградской области" на 2004-2008 годы".

Статья 2


Настоящий областной закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор
Ленинградской области
В.Сердюков




Санкт-Петербург

1 августа 2003 года

N 62-оз     

УТВЕРЖДЕНА
областным законом
от 1 августа 2003 года N 62-оз
(приложение)

     

Региональная целевая программа
"Старшее поколение Ленинградской области" на 2004-2008 годы"

(с изменениями на 27 декабря 2007 года)

     

Паспорт
региональной целевой программы
"Старшее поколение" на 2004-2008 годы"

Полное наименование Программы

Региональная целевая программа "Старшее поколение Ленинградской области" на 2004-2008 годы" (далее - Программа)

Основания для разработки Программы

Постановление Правительства Российской Федерации от 29 января 2002 года N 70 "О федеральной целевой программе "Старшее поколение" на 2002-2004 годы";
Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

(строка в редакции, введенной в действие с 30 июня 2005 года Законом Ленинградской области от 9 июня 2005 года N 43-оз, - см. предыдущую редакцию)

Период реализации Программы

2004-2008 годы

Цель Программы

Государственная поддержка граждан старшего поколения, создание условий для повышения качества жизни граждан старшего поколения на основе развития сети учреждений социального обслуживания и совершенствования их деятельности, обеспечения доступности социально-медицинских, социально-бытовых, социокультурных и других услуг, содействия активному участию пожилых граждан в общественной жизни

Основные задачи, мероприятия Программы

Расширение сети и совершенствование деятельности учреждений социального обслуживания, предоставляющих пожилым людям комплекс социальных услуг (филиалы центров социального обслуживания, отделения временного пребывания, специальные жилые дома, дома ночного пребывания);
оснащение учреждений социального обслуживания техническими средствами, облегчающими уход, технологическим оборудованием, автотранспортом для развития и повышения качества предоставляемых услуг;
поддержка общественных организаций ветеранов, создание условий для сохранения жизненной активности, реализация внутреннего потенциала граждан старшего поколения;
организация посильной занятости людей пожилого возраста;
усиление координации деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений в решении актуальных проблем жизнеобеспечения граждан старшего поколения;
совершенствование профессиональной подготовки и переподготовки, повышение квалификации специалистов учреждений социального обслуживания пожилых людей и инвалидов (до 60 человек в год)

Объем финансовых ресурсов, освоенных по Программе за 2004-2007 годы (ожидаемое выполнение)

2004-2007 годы - 27593,2 тысячи рублей,
из них:
федеральный бюджет - 3144,5 тысячи рублей,
областной бюджет - 19023,5 тысячи рублей,
бюджеты муниципальных образований - 2785,9 тысячи рублей,
прочие привлеченные средства - 2639,3 тысячи рублей,
в том числе:
2004 год - 10327,5 тысячи рублей,
из них:
федеральный бюджет - 3144,5 тысячи рублей,
областной бюджет - 4775,0 тысячи рублей,
бюджеты муниципальных образований - 1517,6 тысячи рублей,
прочие привлеченные средства - 890,4 тысячи рублей;
2005 год - 6637,9 тысячи рублей,
из них:
областной бюджет - 4774,5 тысячи рублей,
бюджеты муниципальных образований - 1268,3 тысячи рублей,
прочие привлеченные средства - 595,1 тысячи рублей;
2006 год - 5105,8 тысячи рублей,
из них:
областной бюджет - 4490,0 тысячи рублей,
прочие привлеченные средства - 615,8 тысячи рублей;
2007 год - 5522,0 тысячи рублей,
из них:
областной бюджет - 4984,0 тысячи рублей,
прочие привлеченные средства - 538,0 тысячи рублей

(строка в редакции, введенной в действие с 30 января 2008 года Законом Ленинградской области от 27 декабря 2007 года N 199-оз, - см. предыдущую редакцию)

Объем освоенных в рамках Программы финансовых ресурсов за весь период действия Программы

строка исключена с 30 июня 2005 года - Закон Ленинградской области от 9 июня 2005 года N 43-оз. См. предыдущую редакцию.

Объем финансирования, необходимый для завершения Программы

2008 год - 5995,0 тысячи рублей,
из них:
областной бюджет - 5457,0 тысячи рублей,
прочие привлеченные средства - 538,0 тысячи рублей

(строка в редакции, введенной в действие с 30 января 2008 года Законом Ленинградской области от 27 декабря 2007 года N 199-оз, - см. предыдущую редакцию)

Ожидаемые конечные результаты, социальный и экономический эффект, важнейшие целевые показатели Программы

Реализация мероприятий Программы позволит:
повысить качество социального обслуживания в сфере оказания гарантированных социально-бытовых, социально-медицинских, реабилитационных и других услуг;
оказать 210 пожилым людям и инвалидам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию, социально-бытовые, социально-медицинские, реабилитационные услуги во вновь открывающихся структурных подразделениях центров социального обслуживания (в 2004 году в четырех филиалах центров социального обслуживания на 55 мест);
ежегодно снижать период госпитализации в учреждениях здравоохранения 30 хронически больных пожилых людей, вновь принятых на обслуживание в специализированные отделения социального обслуживания на дому. Экономия средств муниципальных бюджетов составит от 112,0 тысячи рублей в 2004 году до 256,0 тысячи рублей в 2006 году, с 2007 по 2008 год ежегодно по 106,0 тысячи рублей;
повысить объем специализированного социально-медицинского и социального обслуживания на дому (24 человека - 15 процентов от вновь принятых на надомное обслуживание), что позволит сократить количество пожилых людей, нуждающихся в помещении в дома-интернаты. Экономия средств областного бюджета составит: в 2004 году - 1076,0 тысячи рублей, в 2005 году - 1022,4 тысячи рублей, в 2006 году - 1706,0 тысячи рублей, с 2007 по 2008 год ежегодно по 920,0 тысячи рублей;
увеличить вдвое (от 33900 до 67800 человек) количество пожилых людей и инвалидов, принимающих участие в общественной жизни;
предоставить возможность участия в общественных работах 100 гражданам нетрудоспособного возраста;
оказать единовременную адресную материальную помощь в 2008 году 1500 пожилым гражданам.
Социальная эффективность в 2008 году:
увеличение доли пожилых людей и инвалидов, охваченных социально значимыми мероприятиями, от общего количества пожилых людей на 0,2 процента (7200 человек);
увеличение доли безработных граждан, трудоустроенных на общественные работы в целях оказания социальных услуг пожилым людям, от общего количества безработных граждан, трудоустроенных на общественные работы, на 2,0 процента (30 рабочих мест);
увеличение доли специалистов учреждений социального обслуживания пожилых людей и инвалидов, обученных на курсах повышения квалификации и тематических семинарах, от общего количества специалистов учреждений социального обслуживания пожилых людей и инвалидов на 15 процентов (36 человек).
Экономическая эффективность в 2008 году - увеличение годового дохода 1500 граждан старшего поколения на 1,7 процента.
Бюджетная эффективность в 2008 году:
экономия средств муниципальных бюджетов от сокращения обращений лиц, страдающих хроническими заболеваниями, на госпитализацию в лечебно-профилактические учреждения в связи предоставлением услуг специализированными отделениями социального обслуживания на дому - 106,0 тысячи рублей (30 человек);
экономия средств областного бюджета от предоставления экономически выгодных форм социального обслуживания на дому потенциальным кандидатам в дома-интернаты - 920,0 тысячи рублей (6 человек)

(строка в редакции, введенной в действие с 30 января 2008 года Законом Ленинградской области от 27 декабря 2007 года N 199-оз, - см. предыдущую редакцию)

Разработчик Программы

Комитет по труду и социальной защите населения Ленинградской области

Срок разработки Программы

2002 год

Представитель заказчика Программы

Комитет по труду и социальной защите населения Ленинградской области

Основной исполнитель и соисполнители Программы

Комитет по труду и социальной защите населения Ленинградской области,
Комитет по культуре Правительства Ленинградской области,
Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Ленинградской области,
администрации муниципальных образований

Фамилия, имя, отчество, должность, номер телефона руководителя Программы

Быстрова Зинаида Николаевна - председатель Комитета по труду и социальной защите населения Ленинградской области, тел. 225-24-60

Постановление об утверждении Программы

Постановление Правительства Ленинградской области от 22 мая 2003 года N 101

Система организации контроля за выполнением Программы

Информация о результатах выполнения Программы ежеквартально представляется в комитет по экономике и инвестициям ежегодно - в Правительство Ленинградской области.
Для осуществления оперативного контроля руководители служб и комитетов, участвующих в реализации Программы, представляют ежеквартально отчет в комитет по труду и социальной защите населения Ленинградской области о выполнении мероприятий Программы.
Общий контроль за реализацией Программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области Н.И.Пустотин

     

1. Анализ социально-экономического положения граждан
 пожилого возраста и инвалидов в Ленинградской области


Социально-экономическое положение граждан пожилого возраста и инвалидов в Ленинградской области, как и в целом в Российской Федерации, характеризуется демографическими изменениями, связанными с продолжающимся процессом старения населения, негативными тенденциями в сфере физического, психического и духовного здоровья людей старшего возраста.

По статистическим сведениям в Ленинградской области каждый пятый житель находится в возрасте 60 лет и старше. Доля лиц старше трудоспособного возраста составляет 27,5 процента состава населения области. В Бокситогорском, Волховском, Лужском, Подпорожском, Сланцевском районах, городах Пикалево и Волхов этот показатель значительно выше среднеобластного уровня. В долгосрочной перспективе высокая доля пожилых людей в структуре населения сохранится.

Различная продолжительность жизни мужчин и женщин, высокая смертность, ослабление института семьи приводят к распаду супружеских пар и росту численности одиноких пожилых людей.

Одиночество, являясь особым фактором социального риска, оказывает негативное воздействие на способность к самостоятельному обслуживанию и передвижению, отрицательно влияет на психическое здоровье граждан пожилого возраста. По итогам выборочных обследований потребность в посторонней помощи у одиноких людей в 1,5 раза выше, чем у пожилых граждан, проживающих в семьях.

Увеличение доли пожилых людей в структуре населения сопровождается ростом зависимости пожилых людей от экономически активного населения.

Характерными чертами положения значительной части пожилых людей являются неудовлетворительное состояние здоровья, неустойчивое материальное положение, низкая социальная активность.

По данным, имеющимся в органах социальной защиты населения, более 60 процентов граждан старше 70 лет нуждаются в постоянной посторонней помощи и социальных услугах, в том числе 49 тысяч граждан в возрасте 80 лет и старше, из них 23 тысячи одиноких престарелых граждан. До 40 процентов пациентов, находящихся на стационарном лечении в медицинских учреждениях, составляют лица пожилого возраста. Только 22 процента пожилых людей практически здоровы.

Об ухудшении здоровья пожилых людей свидетельствует рост числа граждан, впервые признанных инвалидами в пенсионном возрасте:

1998 год

1999 год

2000 год

2001 год

2002 год

Впервые признаны инвалидами (женщины 55 лет и старше, мужчины 60 лет и старше) (от общей численности впервые признанных инвалидами)

57,0

55,4

59,5

65,3

61,3


Остается актуальной проблема малообеспеченности пожилых людей. По состоянию на 1 января 2003 года размер средней пенсии по возрасту ниже установленного в Ленинградской области прожиточного минимума пенсионера, 62 процента пенсионеров имеют среднедушевой доход ниже прожиточного минимума. Из общего числа граждан пенсионного возраста продолжают работать лишь 18 процентов.

Ограниченность доступа пенсионеров к объектам социальной сферы, снижение конкурентоспособности на рынке труда, чувство неприспособленности и социальной невостребованности приводят к низкой социальной активности граждан старшего поколения. Только 10 процентов пожилых людей, в том числе инвалидов, принимают участие в общественной жизни.

Реализация программно-целевого подхода к решению вопросов организации социальной поддержки малообеспеченных пожилых людей в Ленинградской области позволяет комплексно решать вопросы социальной поддержки пожилых людей, расширять сеть учреждений социального обслуживания пожилых и инвалидов, повышать эффективность действующих учреждений путем укрепления их материально-технической базы и развития услуг, мобилизовать усилия всех заинтересованных ведомств и организаций к решению этих проблем.

Для обеспечения координации усилий всех государственных, общественных и иных структур в интересах пожилых людей при Правительстве Ленинградской области создана и активно работает межведомственная комиссия по проблемам граждан старшего поколения.

В Ленинградской области с 1997 по 2003 годы мероприятия по реализации социальной политики в отношении пожилых людей осуществлялись в рамках региональной и муниципальных программ "Старшее поколение".

В рамках реализации региональной целевой программы "Старшее поколение", утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от 27 февраля 1997 года N 9, получила дальнейшее развитие муниципальная система социального обслуживания пожилых людей и инвалидов.

Показатели деятельности центров социального обслуживания
граждан пожилого возраста и инвалидов

Показатель

Год

1999

2000

2001

2002

1

2

3

4

5

Количество малообеспеченных граждан, нуждающихся в социальной помощи (тысяч человек)

535,2

525,4

442,6

353,1

Количество граждан, получивших различные виды социальной помощи (тысяч человек)

287,9

350,5

326,8

269,9

Обеспеченность граждан различными видами социальной помощи (процентов)

53,8

66,7

73,7

76,5

Центры социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов (количество/число мест)

18/818

18/869

20/883

20/898

Отделения социального обслуживания на дому (количество/обслужено тысяч человек)

112/10,6

114/10,8

105/10,2

105/10,3

Отделения специализированного социально-медицинского обслуживания на дому (количество/обслужено тысяч человек)

12/0,8

17/1,6

19/1,6

21/1,8

Отделения срочного социального обслуживания (количество/обслужено тысяч человек)

18/99,2

20/114,1

22/109,7

23/97,2

Количество получивших услуги на базе центра социального обслуживания (тысяч человек)

143,4

109,8

131,2

114,2

Клубы пожилых людей при центрах социального обслуживания (количество/охвачено человек)

4/67

9/163

15/228

26/380

Количество услуг, предоставляемых на платной основе сверх гарантированного перечня

31800

43200

51000

61800

Заработано центрами социального обслуживания (тысяч рублей)

1640,1

2271,3

3617,3

5522,2

Специальные жилые дома для одиноких и престарелых (количество/обслужено человек)

2/80

2/81

2/83

2/83

Дома ночного пребывания (количество/обслужено человек)

2/399

2/357

2/384

2/566


За последние четыре года число центров социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов увеличилось с 18 до 20, число мест в отделениях дневного, временного пребывания и социально-реабилитационных отделениях возросло на 10 процентов.

Численность граждан, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию, обслуживаемых отделениями социального и социально-медицинского обслуживания на дому, увеличилось на 700 человек.

Свидетельством повышения качества надомного обслуживания является увеличение более чем вдвое охвата специализированным социально-медицинским обслуживанием пожилых и инвалидов на дому. В работу отделений социального обслуживания на дому активно внедряется организация дежурства социальных работников по телефону с целью поддержания оперативной связи с обслуживаемыми пожилыми людьми в муниципальных образованиях Подпорожский, Кировский, Всеволожский районы, выездные формы работы с оказанием на дому массажа, простейших физиотерапевтических процедур, парикмахерских услуг, консультаций психолога в муниципальных образованиях Выборгский, Лужский, Тосненский районы и город Волхов.

Развитие в центрах социального обслуживания услуг, направленных на решение социально-экономических,   социально-медицинских,   социально-психологических, социокультурных проблем пожилых людей, подтверждается ростом численности пожилых и инвалидов, воспользовавшихся услугами созданных в центрах социального обслуживания физиотерапевтических кабинетов, лечебной физкультуры, фитотерапии, кабинетов психологической разгрузки, парикмахерских, прачечных, по ремонту обуви, бытовой техники, проката инвалидной техники, развитием клубной деятельности. Положительный опыт такой работы накоплен в центрах социального обслуживания муниципальных образований Киришский, Кировский, Тихвинский районы и других.

В значительной мере способствуют сохранению социальной активности пожилых людей и инвалидов созданные при центрах социального обслуживания клубы по интересам, которые получили наибольшее развитие в центрах социального обслуживания муниципальных образований Выборгский, Лужский, Кировский районы, города Волхов и Гатчина. Численность лиц старшего возраста, принимающих участие в фестивалях творчества пожилых людей, за период с 1999 года возросла с пяти до семи тысяч человек. Охват пожилых людей клубной деятельностью при учреждениях культуры и социальной защиты населения повысился с 36,9 до 42,0 тысяч человек.

За последние годы в целях развития социального обслуживания в сельской местности и оказания социальной помощи непосредственно по месту проживания пожилых и инвалидов в практику работы органов и учреждений социальной защиты населения активно внедряются выездные формы обслуживания.

В муниципальных образованиях органы социальной защиты населения совместно со службами занятости проводят работу по заключению договоров для трудоустройства безработных граждан на общественные работы в соответствии с муниципальными программами содействия занятости населения в целях оказания дополнительных услуг пенсионерам и инвалидам (косметический ремонт жилья малообеспеченных пенсионеров и инвалидов, мытье окон, работа на приусадебном участке, помощь в уходе за престарелыми, детьми-инвалидами, уборка помещений и благоустройство территории).

Обеспеченность граждан различными видами социальной помощи ежегодно увеличивается и составляет по итогам 2002 года 76,5 процента от общей численности малообеспеченных граждан, состоящих на учете в органах социальной защиты населения и нуждающихся в социальной поддержке.

Вместе с тем имеющаяся сеть учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов не обеспечивает полной потребности граждан, нуждающихся в различных формах и видах социальной помощи.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»