____________________________________________________________________
Утратило силу с 24 июля 2010 года на основании
постановления Правительства Ленинградской области
от 30 июня 2010 года N 159
____________________________________________________________________
Рассмотрев проект региональной целевой программы "Общество и власть" на 2008-2010 годы, Правительство Ленинградской области
постановляет:
1. Утвердить:
Развернутое обоснование необходимости применения программно-целевого метода для решения задач региональной целевой программы "Общество и власть" на 2008-2010 годы (приложение 1);
Обоснование выбора средств решения задач региональной целевой программы "Общество и власть" на 2008-2010 годы (приложение 2);
Обоснование выбора мероприятий региональной целевой программы "Общество и власть" на 2008-2010 годы (приложение 3);
Обоснование механизмов и критериев оценки эффективности региональной целевой программы "Общество и власть" на 2008-2010 годы и ее целевых назначений (приложение 4);
Обоснование состава исполнителей региональной целевой программы "Общество и власть" на 2008-2010 годы и определение системы взаимодействия между исполнителями (приложение 5);
План реализации мероприятий региональной целевой программы "Общество и власть" на 2008-2010 годы (приложение 6);
Информацию о динамике финансирования региональной целевой программы "Общество и власть" на 2008-2010 годы по форме согласно приложению 7.
2. Контроль за исполнением постановления возложить на вице-губернатора Ленинградской области - руководителя аппарата Губернатора и Правительства Ленинградской области Козырева С.А.
3. Настоящее постановление вступает в силу со дня вступления в силу областного закона о региональной целевой программе "Общество и власть" на 2008-2010 годы.
Губернатор
Ленинградской области
В.Сердюков
Развернутое обоснование необходимости
применения программно-целевого метода
для решения задач региональной целевой программы
"Общество и власть" на 2008-2010 годы
Современный этап развития российского общества характеризуется взаимодействием сложных общественно-политических, социальных и экономических процессов, следствием чего становится, с одной стороны, укрепление российской государственности, появление конкурентоспособной национальной экономики, возрождение духовных и нравственных ценностей российских граждан, с другой - диспропорция между доходами различных групп населения, низкое качество социальных услуг, неразвитость институтов гражданского общества. Основой любых позитивных достижений является не только благоприятная экономическая конъюнктура, но и соответствующее доверие к власти со стороны населения.
Чем выше темпы развития экономики, тем динамичнее меняются ожидания групп населения и тем актуальнее становится формирование устойчивой системы стратегического и тактического планирования развития государственной политики, основной целью которой является непрерывное повышение качества жизни населения.
Ленинградская область - один из лидеров экономического развития в Российской Федерации. С 1999 по 2006 год объем инвестиций в основной капитал вырос в 2,2 раза и составил 122,6 млрд. рублей. Вместе со значительным ростом экономики в Ленинградской области все более востребованным становится повышение эффективности государственной социальной политики.
Одним из важных инструментов повышения эффективности осуществления государственной политики в социальной сфере является переход к программно-целевому методу решения задач, основой которого является информационно-аналитическое обеспечение органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Использование программно-целевого метода как метода управления по результатам предполагает реализацию комплекса мероприятий на основе анализа соответствия деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления задачам государственной политики. Указанный анализ позволяет определить эффективность реализуемых мероприятий, осуществлять корректировку процесса исполнения региональных программ, повысить уровень доверия населения к проводимой государством политике.
Интеграция информационной, аналитической, экспертной, прогнозной составляющих и координация деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления необходимы в целях управляемости и ресурсной обеспеченности.
Положительная динамика изменения уровня доверия населения к действующим институтам государственной власти отражает эффективность реализации программно-целевого метода в управлении. Принятие решений с использованием информационно-аналитического обеспечения предполагает наличие информационной открытости органов государственной власти и органов местного самоуправления. Обеспечение качественным информационным продуктом способствует формированию позитивного общественного мнения о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Контрольным инструментом и составляющей программно-целевого метода является анализ эффективности воздействия средств массовой информации на общественное сознание.
В Ленинградской области выявлен достаточно низкий уровень информированности населения о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, что ведет к повышению уровня неоправданных ожиданий населения и снижает уровень доверия к власти.
Кроме того, условием повышения качества жизни является создание системы комплексного интегрирования институтов гражданского общества в процессы формирования и реализации актуальных задач социально-экономического развития. В настоящее время, как отмечается в докладе Общественной палаты Российской Федерации "О состоянии гражданского общества в Российской Федерации. 2006 год", Ленинградская область находится в числе наиболее "отсталых" регионов с точки зрения развития некоммерческих организаций.
Переход к адресной политике социальных расходов - наиболее актуальный метод повышения эффективности государственной политики, исходящий из того, что развитые институты гражданского общества являются не только одним из эффективных гарантов обеспечения контроля и направленного влияния на формирование позитивного социального климата в Ленинградской области, но и исполнителями государственных социальных программ. Некоммерческие организации являются одним из наиболее важных коммуникативных каналов обратной связи, позволяющих отражать динамику ожиданий и настроений населения.
Обеспечение эффективного взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления всех уровней с общественными объединениями и некоммерческими организациями - один из наиболее действенных факторов, влияющих на качество предоставляемых государством услуг населению.
Фактические данные свидетельствуют о том, что население ожидает от государства и от некоммерческих организаций, выражающих мнение гражданского общества, гораздо большей активности и эффективности, считая необходимым их равноправное партнерство.
Целесообразными представляются применение в Ленинградской области комплексного научного метода в управлении и переход от малоэффективного "администрирования" к концепции "нового государственного менеджмента", которая, опираясь на программно-целевой метод, акцентирует внимание на управлении результатом и эффективном использовании современных технологий во взаимоотношениях с общественно-политической средой.
Региональная целевая программа "Общество и власть" на 2008-2010 годы (далее - Программа) является инструментом совершенствования планирования мероприятий органов исполнительной власти Ленинградской области, механизмом решения задачи повышения качества жизни населения Ленинградской области на краткосрочный и среднесрочный периоды.
Основными целями Программы являются:
обеспечение эффективности реализации государственной политики на основе информационно-аналитического сопровождения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления Ленинградской области;
поддержка и развитие институтов гражданского общества в Ленинградской области;
обеспечение прав жителей на получение достоверной и качественной информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления Ленинградской области.
В целях эффективной реализации мероприятий Программы выделяются следующие приоритетные подпрограммы:
"Развитие социальных коммуникаций и обеспечение эффективности реализации государственной политики на основе комплексного мониторинга социально-экономической ситуации в Ленинградской области";
"Организация и развитие системы институтов гражданского общества в Ленинградской области";
"Формирование единого информационного пространства в целях обеспечения прав населения на получение достоверной информации о деятельности органов власти в Ленинградской области".
Обоснование выбора средств решения задач
региональной целевой программы
"Общество и власть" на 2008-2010 годы
Наличие нормативно-правовой базы, практического опыта стратегического планирования и реализации целевых программ способствует созданию наиболее благоприятных и привлекательных условий для поступательного социального и экономического развития, привлечения инвестиций, рационального использования государственных ресурсов.
В настоящее время актуальными становятся процессы подготовки и принятия эффективных решений в основных сферах деятельности органов государственной власти Ленинградской области. При этом качество решений в рамках системы регионального управления существенно зависит от глубины понимания ситуации и использования альтернативных подходов к решению поставленных задач.
Прогноз развития сложных и слабо формализуемых систем, какими являются комплексы социальной, экономической и общественной сфер жизнедеятельности, не может основываться только на субъективных оценках представителей органов государственного управления.
Практика последних лет показала, что метод прямых аналогий также слабо применим в реальных условиях, а адаптация аналогов к конкретной ситуации приводит к их существенному искажению и дополнительным вложениям средств.
Подпрограмма "Развитие социальных коммуникаций и обеспечение эффективности реализации государственной политики на основе комплексного мониторинга социально-экономической ситуации в Ленинградской области" (далее - подпрограмма) включает исследование, анализ, оценку развития и прогнозирование социально-экономических процессов, выбор целей и формирование механизмов их достижения на краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный периоды и осуществляется в отраслевом и территориальном разрезах исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Вместе с тем при реализации государственной политики могут возникнуть объективные и субъективные проблемы, затрудняющие достижение запланированных целей и снижающие степень общественной поддержки плановых мероприятий.
Своевременно избежать влияния негативных факторов на реализацию государственных программ, выявить причины, вызывающие их появление, оценить и дифференцировать наиболее существенные с точки зрения населения проблемы помогают комплексный мониторинг состояния социально-экономического развития муниципальных образований, изучение общественного мнения по широкому спектру социальных, экономических политических вопросов.
Целью подпрограммы является реализация мероприятий по регулярному комплексному мониторингу социально-экономической ситуации в Ленинградской области (далее - мониторинг).
Объект мониторинга - общественное мнение, структурированное по социально-демографическим параметрам и демонтирующее в себе отношение граждан к мероприятиям органов государственной власти и органов местного самоуправления Ленинградской области, тенденциям развития муниципальных образований, а также к органам власти и социальным институтам, обеспечивающим решение социально-экономических задач, стоящих перед органами государственной власти и органами местного самоуправления Ленинградской области.
Субъектом мониторинга является население Ленинградской области (от 18 лет и старше). Размер выборочной совокупности по каждому опросу - 1300 человек, что обеспечивает максимальную ожидаемую статистическую погрешность одномерных распределений не более 2,8 процента для уровня надежности 95,4 процента.
Предмет исследований в рамках мониторинга - события, процессы, явления, связанные с реализацией государственной политики на территории Ленинградской области, экономическими, социальными, политическими и другими интересами различных групп населения, в том числе плановые мероприятия Программы.
В рамках мониторинга планируется проведение работы по следующим базовым направлениям:
материальные вопросы, обусловленные макроэкономической ситуацией в Российской Федерации и уровнем социально-экономического развития Ленинградской области;
социальные вопросы, связанные с развитием общества и процессами, происходящими в Ленинградской области;
вопросы несовершенства информационного поля, неэффективности взаимодействия органов государственной власти и средств массовой информации;
социально-политические вопросы, обусловленные трудностями становления и развития демократических институтов и институтов гражданского общества.
Комплекс аналитических и социологических исследований осуществляется по следующим темам:
1. Оценка экономических и социальных проблем жителей Ленинградской области.
2. Оценка состояния основных сегментов социальной сферы: образования, здравоохранения, культуры в Ленинградской области в целом и в муниципальных образованиях.
3. Политические установки, настроения жителей Ленинградской области, доверие к политическим партиям, общественным и политическим лидерам.
4. Образ муниципальной власти, ее авторитет, отношение населения к органам местного самоуправления, оценка качества их работы, степени компетентности, явления коррупции и злоупотреблений.
5. Изучение занятости, безработицы, трудоустройства, в том числе молодежи.
6. Изучение состояния и проблем жилищного и коммунального хозяйства муниципальных образований Ленинградской области.
7. Оценка эффективности и проблем работы малого и среднего бизнеса.
8. Оценка состояния сферы торговли и обслуживания населения.
9. Изучение преступности и общественной безопасности.
10. Оценка транспортной инфраструктуры, в том числе состояния и эксплуатации автомобильных дорог (федеральных, региональных и муниципальных автомобильных дорог).
11. Средства массовой информации в Ленинградской области: распространенность, влияние.
12. Молодежь и молодежная политика, роль власти и общественных объединений.