ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 января 2008 года N 45


О Концепции развития социального добровольчества
в Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы

(с изменениями на 2 ноября 2010 года)

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 2 ноября 2010 года N 1484.

____________________________________________________________________



В целях повышения уровня общественной активности населения Санкт-Петербурга, создания дополнительных условий, способствующих эффективному решению социальных проблем, Правительство Санкт-Петербурга

постановляет:

1. Одобрить Концепцию развития социального добровольчества в Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы согласно приложению N 1.

2. Утвердить План мероприятий на 2008-2009 годы по реализации Концепции развития социального добровольчества в Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы согласно приложению N 2.

3. Комитету по труду и социальной защите населения до 30.12.2009 представить на утверждение Правительству Санкт-Петербурга План мероприятий на 2010-2011 годы по реализации Концепции развития социального добровольчества в Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы.

4. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Косткину Л.А.

Губернатор Санкт-Петербурга
В.И.Матвиенко

     

Приложение N 1
к постановлению Правительства
Санкт-Петербурга
от 23.01.2008 N 45

     

Концепция
развития социального добровольчества
в Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы

(с изменениями на 2 ноября 2010 года)

     

1. Введение


Концепция развития социального добровольчества в Санкт-Петербурге на 2008-2011 годы (далее - Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами "Об общественных объединениях", "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16.05.2006 N 559 "О Концепции развития системы социальной защиты населения Санкт-Петербурга на 2006-2010 годы", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и Санкт-Петербурга, регулирующими вопросы развития социальной сферы и институтов гражданского общества.

2. Основные понятия, используемые в Концепции


В целях Концепции используются следующие основные понятия:

добровольный труд (работа) - безвозмездный труд, осуществляемый человеком на основе свободного выбора в организациях социальной сферы или в составе организованной группы, действующей в гуманитарных целях;

добровольцы - граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда;

добровольческая деятельность - способ самовыражения и самореализации граждан, действующих индивидуально или коллективно на благо других людей или общества в целом;

социальное добровольчество - добровольческая деятельность и добровольный труд, направленные на решение социальных проблем или задач людей, групп, общества;

молодежное добровольчество - практическая добровольческая деятельность молодежи по предметному решению общественных проблем, осуществляемая без принуждения и оказывающая социализирующее влияние на субъект деятельности;

семейное добровольчество - добровольческая деятельность и добровольный труд двух и более членов одной семьи;

добровольческие ресурсы - совокупность трудовых, временных, интеллектуальных, профессиональных, материальных и иных ресурсов, источником которых являются добровольцы;

добровольческая организация - некоммерческая организация, привлекающая к своей деятельности добровольцев и осуществляющая добровольческие программы и проекты;

система поддержки социального добровольчества - комплекс мер, мероприятий и специализированной инфраструктуры, ориентированных на стимулирование, поддержку и развитие добровольчества на основе мобилизации и консолидации общественных и государственных ресурсов;

центр поддержки добровольческих инициатив - государственное учреждение (структурное подразделение государственного учреждения), оказывающее полный комплекс информационных, консультационных, методических услуг организациям и гражданам в области социального добровольчества в Санкт-Петербурге (абзац одинадцатый в редакции постановления Правительства Санкт-Петербурга от 2 ноября 2010 года N 1484 - см. предыдущую редакцию);


агентство добровольной помощи - государственное учреждение (структурное подразделение государственного учреждения), действующее на территории района Санкт-Петербурга, оказывающее полный комплекс информационных и консультационных услуг организациям и гражданам в области социального добровольчества (абзац двенадцатый в редакции постановления Правительства Санкт-Петербурга от 2 ноября 2010 года N 1484 - см. предыдущую редакцию);

координатор добровольцев - ответственное лицо в организации, имеющее специальную подготовку и отвечающее за привлечение добровольцев, организацию их работы и координацию их деятельности;

технологии организации добровольной работы - совокупность методик по привлечению, организации работы и поддержке добровольцев в добровольческой организации;

добровольческая программа - гуманитарная программа, ориентированная на потребности граждан и гражданского общества, в которой основным способом ее реализации является добровольная работа людей, а главной задачей - эффективная организация добровольной работы;

добровольческая акция - мероприятие одной или нескольких добровольческих организаций, главным человеческим ресурсом которых для достижения целей акции являются добровольцы;

организации социальной сферы - организации независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющие деятельность на территории Санкт-Петербурга и выполняющие работы или оказывающие услуги в области здравоохранения, социальной защиты населения, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики (абзац дополнительно включен постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 2 ноября 2010 года N 1484);

государственные учреждения социальной сферы - государственные учреждения, осуществляющие деятельность на территории Санкт-Петербурга и оказывающие услуги в области здравоохранения, социальной защиты населения, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта, молодежной политики (абзац дополнительно включен постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 2 ноября 2010 года N 1484).

Понятия и термины, используемые в Концепции, не указанные в настоящем разделе, применяются в значениях, определенных федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами.

3. Анализ состояния социального добровольчества


Для анализа состояния социального добровольчества важно учитывать:

труд добровольцев, то есть услуги, которые они оказывают, и мотивацию добровольческой деятельности в социальной сфере;

деятельность некоммерческих организаций в данной сфере, их взаимодействие с органами государственной власти и иными субъектами правоотношений;

проблемы в области развития социального добровольчества.

Основными принципами социального добровольчества являются:

свободный выбор и добрая воля человека в проявлении личной активности в форме добровольческой деятельности и добровольного труда;

личное ответственное участие в организованной работе на основе доверия, солидарности и сотрудничества;

реальная определяемая польза от добровольческой деятельности и добровольного труда для других людей и общества в целом;

ненасильственный, гуманитарный характер добровольческой деятельности и добровольного труда;

отсутствие материальной компенсации за добровольческую деятельность и добровольный труд.

В течение последних трех лет в социальной сфере Санкт-Петербурга наблюдается положительная динамика состояния добровольного труда. Согласно социологическим исследованиям свыше 40 процентов населения готовы активно заниматься данным видом деятельности на общественных началах.

На сегодняшний день области применения добровольной работы граждан становятся чрезвычайно многообразны: поддержка социально незащищенных групп населения, помощь и услуги пожилым людям, поддержка семей с детьми, больными специфическими, тяжелыми заболеваниями, профилактика алкоголизма и наркомании, инфицирования вирусом иммунодефицита человека, борьба с детской безнадзорностью, помощь инвалидам, бездомным, лицам, отбывающим наказание и вышедшим из мест заключения, и др.

В основе мотивов, побуждающих людей к добровольной работе в социальной сфере, лежит значительный спектр индивидуальных и социальных потребностей, присущих каждому человеку:

потребность в общении и стремление быть социально полезным другим людям, потребность применения профессионального и житейского опыта (молодые пенсионеры);

потребность влиять и участвовать в социальных изменениях, желание реализовать себя, свои инициативы (люди с высшим образованием, специалисты в гуманитарных областях);

потребность в милосердии, доброте, подвижничестве и стремление решать проблемы других людей и свои собственные.

В последние годы среди мотивов добровольцев стали преобладать более прагматичные, такие как:

проба себя на пути к профессии;

потребность в дополнительной информации, контактах, навыках, возможностях (молодежь, студенты гуманитарных и иных средних и высших учебных заведений);

профессиональный интерес для карьерного роста (молодые специалисты);

потребность получения специальных знаний и навыков, необходимых в семье, в составе которой есть граждане пожилого возраста, инвалиды, дети, больные заболеваниями, требующими специфического лечения, и пр.

Разнообразию мотивов добровольцев соответствуют разнообразные виды добровольческих работ и услуг.

Современная добровольческая деятельность и добровольный труд жителей Санкт-Петербурга в социальной сфере направлены как на помощь людям в трудной жизненной ситуации (инвалидность, особые индивидуальные потребности, связанные с преклонным возрастом или тяжелой хронической болезнью, сиротство, безнадзорность, бездомность, вынужденное переселение, безработица, депрессия и др.), так и на реализацию социальных и индивидуальных потребностей и интересов граждан (просвещение, развитие личности, укрепление семьи, досуг, духовное развитие, профилактика и охрана здоровья, пропаганда здорового образа жизни, улучшение морально-психологического состояния граждан и др.).

Добровольческая деятельность лежит в основе функционирования некоммерческого сектора Санкт-Петербурга.

По состоянию на начало 2007 года некоммерческий сектор Санкт-Петербурга составляли: общественные объединения - 33 процента; потребительские кооперативы - 16 процентов; фонды - 13 процентов; некоммерческие партнерства - 10 процентов; учреждения - 10 процентов; товарищества собственников жилья - 13 процентов; другие некоммерческие организации - 5 процентов. В настоящее время в Санкт-Петербурге функционирует 13,5 тыс. некоммерческих организаций (или одна организация на 350 жителей Санкт-Петербурга). По экспертным оценкам, в некоммерческой сфере заняты 1-2 процента горожан.

В социальной сфере Санкт-Петербурга активно действуют примерно 700 некоммерческих организаций регионального, районного и муниципального уровня. Большая часть работы осуществляется общественными и некоммерческими организациями социальной сферы на основе добровольной активности граждан. Примерно 320 тыс. человек в год получают добровольную социальную помощь и услуги. Подавляющее большинство услуг некоммерческие организации предоставляют на бесплатной основе либо значительно ниже средних рыночных цен. По состоянию на 01.01.2007 суммарная стоимость добровольческого труда в некоммерческих организациях социальной сферы составляет ориентировочно более 96 млн.руб.

В настоящее время санкт-петербургские общественные и некоммерческие организации имеют определенные успехи в развитии социального добровольчества:

профессионально классифицируют социальные добровольческие услуги, занимаются разработкой норм и стандартов оказания добровольческой помощи и услуг;

продвигают идеи добровольчества, а также используют технологии организации добровольной работы в качестве инструмента своей деятельности;

создают учебно-методические и технологические разработки в области привлечения и управления добровольческими ресурсами, нефинансовых методов мотивирования, которые используются также учебными заведениями в регионах Российской Федерации и на федеральном уровне;

проводят необходимое количество общественных слушаний и выступлений с привлечением специалистов некоммерческих организаций, представителей от науки, высшей школы, бизнеса, власти, учащейся молодежи;

создают условия для развития практического взаимодействия государственных и негосударственных организаций в области развития добровольчества и создания добровольческих служб при государственных учреждениях;

формируют подходы для включения тематики "Добровольчество" в программы гражданского образования в школах.

Таким образом, совместные действия некоммерческих организаций в области развития добровольчества демонстрируют способность негосударственных организаций к позитивной консолидации усилий как в целях активизации граждан, так и в целях создания новых моделей и механизмов развития добровольной работы.

При наличии в Санкт-Петербурге значительных человеческих ресурсов и достаточно большого количества организаций социальной сферы, накопивших определенный опыт управления этими ресурсами, дальнейшее развитие социального добровольчества требует решения определенного спектра проблем, а именно:

отставания действующего законодательства в области социального добровольчества от развившейся практики деятельности добровольческих некоммерческих организаций, например отсутствия единой нормативной базы для использования добровольного труда в негосударственных и государственных организациях социальной сферы;

отсутствия инфраструктуры добровольческой деятельности на городском и районном уровнях;

отсутствия механизмов системной поддержки добровольческой деятельности;

несовершенства стандартов деятельности государственных и муниципальных учреждений, которые не предусматривают организацию добровольного труда;

препятствия ориентации социальных учреждений на широкое использование труда добровольцев вследствие ответственности, лежащей на руководителях данных учреждений, за клиентов и качество предоставляемых услуг в рамках действующих стандартов, норм и правил;

отсутствия в бюджете государственных учреждений социальной сферы статьи расходов, предусматривающей затраты на реализацию добровольческих инициатив;

отсутствия методического обеспечения организации добровольной работы;

нехватки информационной и консультационной поддержки в этой области;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»