____________________________________________________________________
Утратил силу с 31 декабря 2008 года
на основании Закона Ленинградской области
от 29 декабря 2008 года N 156-оз
____________________________________________________________________
(Принят
Законодательным собранием
Ленинградской области
19 июля 2005 года)
Статья 1
Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Переселение граждан Российской Федерации, проживающих на территории Ленинградской области, из аварийного и ветхого жилищного фонда до 2013 года".
Статья 2
Настоящий областной закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Ленинградской области
В.Сердюков
Санкт-Петербург
15 августа 2005 года
N 74-оз
Региональная целевая программа "Переселение граждан
Российской Федерации, проживающих на территории
Ленинградской области, из аварийного и ветхого
жилищного фонда до 2013 года"
Паспорт региональной целевой программы
"Переселение граждан Российской Федерации, проживающих
на территории Ленинградской области, из аварийного и
ветхого жилищного фонда до 2013 года"
Полное наименование Программы | Региональная целевая программа "Переселение граждан Российской Федерации, проживающих на территории Ленинградской области, из аварийного и ветхого жилищного фонда до 2013 года" (далее - Программа) |
Основания разработки Программы | Конституция Российской Федерации, |
Период и этапы реализации Программы | 2005-2013 годы: |
Цели Программы | Переселение в благоустроенное жилье граждан, проживающих в помещениях (домах), признанных непригодными для постоянного проживания; ликвидация аварийного жилищного фонда |
Основные задачи, мероприятия Программы | Основными задачами Программы являются: |
Объем и источники финансирования Программы | Общий объем финансирования - 1346,5 млн.руб. |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Переселение до 2013 года из аварийного жилищного фонда 5,3 тысячи граждан; |
Разработчики Программы | Депутаты Законодательного собрания Ленинградской области М.П.Водопьянов, В.Г.Жуков, В.И.Закурдаев, С.Н.Кузьмин, В.Н.Леонов, В.С.Рябов; |
Государственный заказчик Программы | Правительство Ленинградской области |
Представитель государственного заказчика Программы | Комитет по энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области |
Основной исполнитель и исполнители Программы | Основной исполнитель - государственное учреждение "Дирекция жилищных строительных программ Ленинградской области". |
Фамилия, имя, отчество, должность, номер телефона руководителя представителя государственного заказчика Программы | Мяков Сергей Борисович - председатель комитета по энергетическому комплексу и жилищно-коммунальному хозяйству Ленинградской области, тел. 576-6280 |
Система организации контроля за исполнением Программы | Контроль за целевым использованием бюджетных и внебюджетных средств, направленных на реализацию Программы, осуществляется вице-губернаторами Ленинградской области по профилю деятельности, представителем заказчика, комитетом финансов, комитетом экономического развития, другими уполномоченными органами государственной власти. |
Более 30 тысяч человек (около двух процентов населения Ленинградской области) в настоящее время проживают в аварийных и ветхих домах, не приспособленных для постоянного проживания.
Суммарная площадь ветхого и аварийного жилья в Ленинградской области в государственном и муниципальном жилищных фондах составляет 612,9 тыс.кв.м (около 3,9 процента муниципального и государственного жилищного фонда Ленинградской области), что в 1,2 раза превышает объемы годового ввода в действие жилых домов за счет всех источников финансирования.
Ветхое и аварийное жилье имеется во всех муниципальных образованиях Ленинградской области (сведения о наличии ветхого и аварийного жилищного фонда в Ленинградской области приведены в приложении 1 к Программе).
Наибольшую долю ветхого и аварийного жилищного фонда составляет малоэтажное (до трех этажей) жилье, занимаемое на условиях найма, являющееся муниципальной собственностью. Достаточно велика в этом фонде доля приватизированных квартир. В меньшей степени к ветхому и аварийному жилью в настоящее время относятся многоэтажные (свыше трех этажей) жилые здания.
На сегодняшний день органы местного самоуправления не в состоянии решить проблемы, связанные с передачей в муниципальную собственность жилищного фонда, ранее числившегося на балансе организаций (ведомственного жилищного фонда), в связи с чем почти прекращена работа по переселению граждан из ведомственного аварийного и ветхого жилья.
Основной удельный вес в структуре ветхого и аварийного жилья занимает ветхий жилищный фонд - 76 процентов, аварийный - 24 процента. Аварийный жилищный фонд составляет более 163 тыс.кв.м.
Исходя из размеров ветхого и аварийного жилищного фонда, а также средней стоимости затрат на переселение граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда в масштабах Ленинградской области необходимо только по муниципальному и государственному жилищным фондам 2290 млн.руб.
Цель Программы - переселение в благоустроенное жилье граждан, проживающих в помещениях (домах), признанных непригодными для постоянного проживания, и ликвидация аварийного жилищного фонда в Ленинградской области. В том числе: решение проблемы планомерного инвентаризационного учета состояния и своевременного обновления жилищного фонда, предупреждения аварийных ситуаций и ликвидации последствий аварий и катастроф природного и техногенного характера; решение вопросов формирования маневренного жилищного фонда, необходимого для оперативного расселения аварийных домов и кратковременного проживания граждан на период капитального ремонта и реконструкции жилых зданий, обновления жилья как средства улучшения комфортности проживания с возложением обязанности на всех собственников жилья нести бремя содержания и ответственности за риск утраты.
Проблемы ветшания жилищного фонда, переходящего в его аварийность, ликвидации последствий аварийных ситуаций, формирования финансовых средств и резервов для своевременного проведения комплекса планово-предупредительных мероприятий должны стать проблемами всех собственников жилищного фонда и решаться ими, а не только государством и органами местного самоуправления.
До недавнего времени государство являлось основным собственником жилищного фонда и не обеспечивало надлежащего функционирования системы эксплуатации и реновации. Таким образом, замена жилого (в том числе приватизированного) помещения в случае его ветшания или аварийного состояния является обязанностью государства, а не только собственника этого помещения. Тем самым признается прямая ответственность государства за возникновение проблемы с жильем, непригодным для проживания.
Основными задачами Программы являются:
обеспечение благоустроенным жильем граждан, проживающих в условиях, непригодных для постоянного проживания;
ликвидация до 2010 года включительно существующего аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 2000 года, и ликвидация до 2013 года включительно аварийного жилищного фонда, признанного таковым в 2000-2004 годы.
В Программе решаются также следующие задачи:
разработка правовых и методологических механизмов переселения граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда, а также определение размеров оказываемой при переселении государственной помощи;
формирование обязательств собственников жилищного фонда относительно его состояния и восстановления в случае аварийного разрушения;
формирование концепции градостроительного и социально-экономического развития районов сосредоточения ветхого и аварийного жилищного фонда;
формирование финансовых и инвестиционных ресурсов для обеспечения переселяемых граждан благоустроенным жильем;
оказание федеральной финансовой поддержки муниципальным образованиям, привлекающим к решению этой проблемы существенные ресурсы на местном уровне, путем консолидации бюджетных и внебюджетных источников финансирования;
учет различных возможностей привлечения внебюджетных ресурсов в муниципальных образованиях Ленинградской области;
взаимосвязь Программы с другими программами и мероприятиями федерального, регионального и местного уровней, решающими проблемы ликвидации ветхого и аварийного жилья.
Программа предусматривает наличие разработанных и утвержденных программ муниципальных образований (далее - муниципальные программы), которые не противоречат условиям Программы, учитывают правовую базу Программы и совместно с Программой обеспечивают решение проблемы переселения граждан с консолидированным взаимодействием программ трех уровней:
а) на федеральном уровне: подпрограмма "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда" определяет масштаб проблемы, правовые и финансовые механизмы ее решения, меры и пути предоставления федеральной поддержки субъектам Российской Федерации для переселения граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда;
б) на областном уровне: Программа определяет срок решения проблемы в регионе, формирует областную законодательную основу, определяет методы государственного управления в решении данной проблемы и государственной поддержки муниципальных образований;
в) на уровне муниципального образования: муниципальные программы предусматривают план действий органов, местного самоуправления с привлечением внебюджетных ресурсов для переселения граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда, эффективное целевое использование средств государственной поддержки, направленных на финансирование программных мероприятий в поселениях муниципального образования, ведение реестров аварийных и ветхих жилых помещений и помещений маневренного жилищного фонда, предназначенного для переселения граждан.
Система мероприятий Программы включает в себя работу по следующим направлениям:
а) правовое и методологическое обеспечение улучшения жилищных условий граждан, проживающих в ветхом и аварийном жилищном фонде;
б) финансовое обеспечение Программы и практическая деятельность по переселению граждан в благоустроенное жилье (приложение 2 к Программе);
в) разработка и реализация концепции развития территорий сосредоточения ветхого и аварийного жилищного фонда.
Задача переселения граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда требует установления четких юридических правил отнесения жилищного фонда к аварийному или ветхому применительно к условиям Ленинградской области.
В рамках Программы необходимо разработать и утвердить методику оценки непригодности жилых зданий и жилых помещений для проживания.
Предусматривается выделение двух категорий домов и помещений; непригодных для проживания:
дома и помещения, которые после капитального ремонта, модернизации и реконструкции могут стать пригодными для проживания;
дома и помещения, которые не могут быть восстановлены (в том числе и по причине экономической нецелесообразности).
Исходя из этого в рамках формирования Программы составляется реестр ветхих и аварийных жилых строений (домов), уточняются объем такого жилья и численность проживающего в нем населения. С учетом показателей реестра формируется перечень конкретных объектов, предназначенных для переселения граждан, и определяются объемы и источники финансирования применительно к конкретным адресам жилищного строительства (покупки жилья). Указанный перечень используется при заключении государственных и муниципальных договоров (контрактов).
Юридические вопросы переселения граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда на территории Ленинградской области решаются в рамках жилищного законодательства, которое является предметом совместного ведения Российской Федерации и Ленинградской области. Реализация Программы включает формирование муниципальной нормативно-методической базы, определяющей условия переселения граждан из аварийного и ветхого жилищного фонда, и взаимодействие с федеральной целевой подпрограммой "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда".
Нормативные правовые документы, обеспечивающие реализацию Программы, должны предусматривать в первую очередь следующие положения:
а) граждане, имеющие одно и единственное жилье в муниципальном или государственном жилищном фонде, непригодном для проживания, и проживающие в нем на условиях социального найма, должны иметь право на первоочередное получение бесплатного жилья в пределах определенной законом нормы предоставления жилых помещений в муниципальном или государственном жилищных фондах;
б) граждане, имеющие в жилищном фонде, непригодном для проживания, частные (приватизированные) квартиры, могут иметь право на первоочередное получение бесплатного жилья на условиях социального найма в пределах нормы предоставления жилых помещений;
в) при желании граждан, проживающих в ветхих или аварийных жилых домах, получить жилье большей площади они должны иметь право произвести необходимую для этого оплату разницы между стоимостью такого жилья и жилья, полагающегося им бесплатно (например, взнос в фонд развития жилищного строительства на территории Ленинградской области на цели переселения из аварийного и ветхого жилья);"
г) очередность предоставления жилья гражданам, проживающим в аварийных и ветхих домах, определяется муниципальной программой ликвидации такого жилищного фонда, а именно - очередностью сноса того -или иного строения, определяемой в соответствии с положениями плана развития территории.
Граждане, имеющие в частной собственности непригодное для проживания, жилье, не бывшее в государственной (муниципальной) собственности, имеют право на получение субсидии из областного бюджета на строительство или покупку благоустроенного жилья в размере и порядке, установленных Правительством Ленинградской области.