Недействующий

О региональной целевой программе "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ленинградской области в 2006-2010 годах" (с изменениями на 26 июня 2008 года) (утратил силу с 21.11.2009 на основании закона Ленинградской области от 16.11.2009 N 90-оз)

Глава 1. Оценка состояния минерально-сырьевой базы,
обоснование целей и задач Программы

1.1. Оценка современного состояния минерально-сырьевой базы

Горно-промышленный комплекс Ленинградской области представлен такими крупными градообразующими предприятиями, как объединения "Бокситогорский глинозем", "Металлург", "Фосфорит", "Ленинградсланец". В области имеется 55 заводов по производству железобетонных изделий и конструкций, строительных деталей, асфальта и других изделий, а также несколько десятков добывающих и перерабатывающих предприятий, разрабатывающих месторождения нерудного сырья, в основном для строительной индустрии и производства органических удобрений.

Поскольку в отличие от ряда других природных ресурсов (водные и лесные ресурсы, животный мир и другие) полезные ископаемые являются невозобновимым ресурсом, всегда необходимо учитывать, что после полной отработки месторождения добывающее предприятие подлежит ликвидации или перепрофилированию. Поэтому своевременное решение проблем развития минерально-сырьевой базы и, в частности, прироста разведанных запасов полезных ископаемых, востребованных на рынке, имеет не только экономическое, но и важное социальное значение.

Комплекс разведанных твердых полезных ископаемых Ленинградской области включает 26 наименований, из них важнейшими являются бокситы, фосфориты, горючие сланцы, формовочные и стекольные пески, карбонатные породы для металлургии и цементного производства, огнеупорные и цементные глины, а также 20 видов общераспространенных полезных ископаемых, используемых, главным образом, для производства строительных материалов и органических удобрений.

Обеспеченность разведанными запасами полезных ископаемых различна в зависимости от их вида и освоения месторождений. Имеется острый дефицит разведанных запасов бокситов, кварцевых стекольных песков, светложгущихся керамических огнеупорных глин, а также кондиционных песков и песчано-гравийного материала на участках недр вблизи строящихся и проектируемых федеральных и областных объектов строительства. Представляется целесообразным с учетом комплекса экологических, экономических и других факторов выявить возможность использования морских песков. По большинству других видов полезных ископаемых обеспеченность, по предварительной оценке, могла бы считаться удовлетворительной, но их освоение во многих случаях затрудняется сложными геологическими условиями, градостроительными и экологическими ограничениями, необходимостью больших затрат на создание инфраструктуры. Существенные коррективы вносит переоценка ряда месторождений по критериям рыночной экономики, в ходе которой запасы ряда месторождений переходят в забалансовые. При освоении месторождений не всегда подтверждается качество утвержденных запасов, например облицовочного камня, песков строительных и др. Часть месторождений, проявлений и перспективных площадей оказались застроенными, поскольку землеотводы предоставлялись без согласования с геологической службой и госгортехнадзором. По указанным причинам фактическое сокращение балансовых запасов полезных ископаемых достигает 30 и более процентов.

Необходимы инвестиции в поиск нетрадиционных новых видов полезных ископаемых: железомарганцевых конкреций, алмазов, углеводородного сырья, золота, полиметаллов, титан-циркониевых россыпей и других.

Важными мероприятиями, которые смогут обеспечить стабилизацию, а затем и улучшение качества окружающей среды, являются геоэкологические. Степень благоприятности геоэкологической обстановки на территории области определяется, с одной стороны, природными геологическими факторами, с другой - существующей техногенной нагрузкой.

Из природных геологических факторов в Ленинградской области наибольшее значение имеют проблемы, связанные с радоноопасностью, метаноопасностью и тектонически активными площадями.

Техногенные факторы связаны с загрязнением среды ядовитыми газами и пылью, воздействием на здания и сооружения сейсмических и воздушных ударных волн при добыче строительного и облицовочного камней. Значительные площади занимают земли под накопленными отсевами и отходами как добывающих предприятий, так и предприятий других отраслей. Многие предприятия используют устаревшие технологии добычи и переработки минерального сырья, например строительного камня, что приводит к недопустимо высокому уровню отрицательного воздействия на окружающую среду.

Исходя из указанной оценки состояния минерально-сырьевой базы следует отметить следующие основные проблемы, которые необходимо решать в ближайшей перспективе:

1. Отсутствие до 2004 года утвержденной Правительством Ленинградской области стратегии развития минерально-сырьевого комплекса. По этой причине неудовлетворительное до 2000 года финансирование геолого-разведочных работ не позволило добиться сбалансированного соотношения между уровнями добычи и приростом запасов по многим видам полезных ископаемых. Состояние сырьевых баз ряда горнодобывающих предприятий ухудшилось в связи с истощением запасов (например, бокситов), снижением качественных и экономических характеристик, усложнением условий отработки месторождений и качества сырья (например, горючих сланцев и др.).

2. Несовершенство действующего законодательства, регулирующего отношения в сфере недропользования, не обеспечивает оптимальное изъятие ренты в доход государства при использовании минеральных ресурсов. Отсутствует реальная экономическая ответственность недропользователей за причинение государству ущерба при нерациональном использовании участков недр, нарушение установленных лицензией условий недропользования, проектов отработки месторождений, стандартов и правил ведения добычных работ.

3. Из-за недостаточности и несовершенства государственного контроля за соблюдением условий недропользования не обеспечен необходимый уровень бюджетной и социальной эффективности использования минерального сырья. Массовый характер приняла безлицензионная добыча песков и песчано-гравийного материала вблизи строящихся федеральных и областных объектов.

4. Низкий уровень применяемых технологий добычи и переработки минерального сырья обусловил возрастание отрицательного воздействия на окружающую природную среду, накопление отсевов и отходов.

Неудовлетворительная оценка состояния минерально-сырьевого комплекса определяет формирование четко обозначенных целей и задач в рамках Программы.

1.2. Цели и задачи Программы


Целью Программы является обеспечение стабилизации и расширения минерально-сырьевой базы действующих и проектируемых добывающих предприятий, выявление новых видов полезных ископаемых за счет комплексного систематического геологического изучения территории Ленинградской области.

Реализация Программы обеспечит решение следующих основных задач:

формирование государственной политики в области минерально-сырьевого комплекса Ленинградской области, обеспечивающей ее устойчивое развитие;

повышение бюджетной и социальной эффективности использования минерально-сырьевых ресурсов;

информационное обеспечение управленческих решений, направленных на рациональное использование и охрану минерально-сырьевых ресурсов;

обеспечение сбалансированного соотношения между уровнями добычи и приростом запасов по наиболее востребованным видам полезных ископаемых.

1.3. Связь с другими социально-экономическими программами
Правительства Ленинградской области


Программа носит самостоятельный характер и одновременно связана с другими действующими на территории Ленинградской области региональными программами: "Развитие и использование минерально-сырьевой базы Ленинградской области в 2003-2005 годах", "Водоохранные и водохозяйственные работы в Ленинградской области на 2003-2005 годы" и "Охрана окружающей среды Ленинградской области на 2004-2006 годы" (в части, относящейся к геолого-экологическим проблемам, контролю за состоянием и охраной недр и подземных вод), федеральной целевой программой "Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)" в части финансирования из федерального бюджета региональных геологических съемок.