Действующий

О региональной целевой программе "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера и развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения в Ленинградской области на 2005-2008 годы" (с изменениями на 7 ноября 2008 года)

Приложение


УТВЕРЖДЕНА
областным законом
от 28 июля 2005 года N 62-оз

Региональная целевая программа
"Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера
и развитие материально-технической базы учреждений
здравоохранения в Ленинградской области на 2005-2008 годы"

(с изменениями на 7 ноября 2008 года)

Паспорт
региональной целевой программы
"Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера
и развитие материально-технической базы учреждений
здравоохранения в Ленинградской области на 2005-2008 годы"

Полное наименование Программы

Региональная целевая программа "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера и развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения в Ленинградской области на 2005-2008 годы" (далее - Программа)

Основание для разработки Программы

Пункт 3 статьи 6 раздела II Закона Российской Федерации "Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан" от 22 июля 1993 года N 5487-1;
постановление Правительства Российской Федерации от 13 ноября 2001 года N 790 "О федеральной целевой программе "Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002-2006 годы)";
постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2002 года N 732 "О федеральной целевой программе "Дети России" на 2003-2006 годы (подпрограмма "Здоровый ребенок")";
постановление Правительства Российской Федерации от 5 октября 1999 года N 1119 "О мерах по профилактике заболеваний, связанных с дефицитом йода";
приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 14 октября 2002 года N 313 "Об утверждении отраслевого стандарта "Салоны автомобилей скорой медицинской помощи и их оснащение. Общие технические требования"

Период реализации Программы

2005-2008 годы

Подпрограммы Программы

1. "Вакцинопрофилактика"
2. "Профилактика и снижение заболеваемости туберкулезом"
3. "Онкология"
4. "Предупреждение распространения ВИЧ-инфекции (Анти-ВИЧ/СПИД)"
5. "Совершенствование психиатрической помощи населению"
6. "Совершенствование организации скорой медицинской помощи"
7. "Безопасное материнство и детство"
8. "Развитие Ленинградского областного государственного учреждения здравоохранения "Детская клиническая больница"
9. "Развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения"

10. "Профилактика и лечение болезней системы кровообращения

(строка в редакции, введенной в действие с 26 ноября 2008 года Законом Ленинградской области от 7 ноября 2008 года N 120-оз, - см. предыдущую редакцию)

Цели и задачи Программы

Стабилизация эпидемиологической ситуации, связанной с заболеваниями социального характера, снижение преждевременной смертности, заболеваемости, улучшение качества жизни больных с заболеваниями социального характера; обеспечение раннего выявления заболеваний социального характера, современного уровня диагностики, лечения больных посредством внедрения новейших медицинских технологий; уменьшение влияния неблагоприятных последствий заболеваний социального характера на состояние здоровья населения, в том числе репродуктивного, рождение здорового ребенка

Основные мероприятия Программы

1. Развитие материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений:
строительство, капитальный и текущий ремонт учреждений здравоохранения;
приобретение технологического оборудования, автотранспорта.
2. Совершенствование методов профилактики, раннего выявления, диагностики, лечения заболеваний социального характера:
совершенствование системы профилактики заболеваний социального характера;
оснащение лечебно-профилактических учреждений медицинским оборудованием, расходными материалами;
приобретение лекарственных, диагностических, иммунобиологических препаратов, средств контроля.
3. Повышение профессиональной квалификации медицинских работников в области предупреждения и борьбы с заболеваниями социального характера

Объем финансовых ресурсов на 2005 год

288955,7 тысячи рублей, в том числе:
федеральный бюджет - 39462,0 тысячи рублей;
областной бюджет - 202745,0 тысячи рублей;
бюджеты муниципальных образований - 46748,7 тысячи рублей

(строка в редакции, введенной в действие с 28 февраля 2006 года Законом Ленинградской области от 21 февраля 2006 года N 8-оз, - см. предыдущую редакцию)

Объем финансовых ресурсов, необходимых для завершения Программы, на 2005-2008 годы

1182167,8 тысячи рублей, в том числе:
федеральный бюджет - 234848,0 тысяч рублей;
областной бюджет - 807894,0 тысяч рублей;
бюджеты муниципальных образований - 139425,8 тысячи рублей
2005 год - 288955,7 тысячи рублей, в том числе:
федеральный бюджет - 39462,0 тысячи рублей;
областной бюджет - 202745,0 тысячи рублей;
бюджеты муниципальных образований - 46748,7 тысячи рублей
2006 год - 167421,7 тысячи рублей, в том числе:
федеральный бюджет - 58486,0 тысяч рублей;
областной бюджет - 103843,0 тысяч рублей;
бюджеты муниципальных образований - 5092,7 тысячи рублей
2007 год - 368574,4 тысячи рублей, в том числе:
федеральный бюджет - 75950,0 тысяч рублей;
областной бюджет - 260181,0 тысяча рублей;
бюджеты муниципальных образований - 32443,4 тысячи рублей
2008 год - 357216,0 тысяч рублей, в том числе:
федеральный бюджет - 60950,0 тысяч рублей;
областной бюджет - 241125,0 тысяч рублей;

бюджеты муниципальных образований - 55141,0 тысячи рублей    

(строка в редакции, введенной в действие с 26 ноября 2008 года Законом Ленинградской области от 7 ноября 2008 года N 120-оз, - см. предыдущую редакцию)

Ожидаемые конечные результаты, социальный и экономический эффекты, важнейшие целевые показатели по подпрограммам Программы

Социальная эффективность Программы заключается:
в улучшении демографической ситуации в Ленинградской области за счет снижения смертности от заболеваний социального характера, в увеличении рождаемости, восстановлении репродуктивного здоровья населения;
в сохранении трудового потенциала;
в стабилизации эпидемиологической ситуации по заболеваниям социального характера, что позволит остановить рост заболеваемости туберкулезом, ВИЧ-инфекцией, инфекционными болезнями, управляемыми средствами специфической профилактики (сведение до единичных случаев заболеваемости дифтерией, корью, эпидемическим паротитом, коклюшем);
в улучшении диагностики онкологических заболеваний при профилактических осмотрах, снижении уровня смертности на первом году установления диагноза;
в обеспечении интенсивности лечебно-диагностического процесса;
в формировании здорового образа жизни населения на основе заинтересованности и личной ответственности граждан за состояние собственного здоровья и здоровья своих детей;
в повышении квалификации кадрового состава здравоохранения.
Экономическая эффективность Программы заключается в оптимизации расходов на профилактику, диагностику, лечение заболеваний социального характера и реабилитацию больных, сохранение репродуктивного здоровья, что, по экспертным оценкам, составит около 3600000 тысяч рублей (ежегодно - около 900000 тысяч рублей).

Подпрограмма "Вакцинопрофилактика":
ежегодное обеспечение стабильного охвата профилактическими прививками детского населения на уровне 95 процентов и выше;
снижение заболеваемости дифтерией до уровня единичных случаев (ежегодно 4-5 случаев) и предупреждение летальных исходов от этой инфекции;
снижение заболеваемости коклюшем и эпидемическим паротитом до 5 случаев на 100 тысяч населения и ниже ежегодно, предупреждение заболеваемости врожденной краснухой;
снижение заболеваемости природно-очаговыми инфекциями до уровня спорадических случаев;
ежегодное повышение квалификации около 100 медицинских работников по вопросам иммунопрофилактики;
обеспечение экономического эффекта в сумме около 120000 тысяч рублей за счет сокращения ущерба, наносимого инфекционными заболеваниями (ежегодно около 30000 тысяч рублей).

Подпрограмма "Профилактика и снижение заболеваемости туберкулезом":
снижение распространенности туберкулеза в 2005 году до 184,0 на 100 тысяч населения; в 2006 году - до 140,0; в 2007 году - до 135,0; в 2008 году - до 135,0 на 100 тысяч населения;
повышение качества, своевременности диагностики и эффективности лечения туберкулеза:
охват туберкулинодиагностикой детей: в 2005 году - 93 процента; в 2006 году - 93,5; в 2007 году - 94,4; в 2008 году - 95 процентов,
проведение бактериоскопического обследования мокроты всех больных, обращающихся в лечебно-профилактические учреждения области с жалобами на длительный кашель с мокротой,
увеличение процента выявления туберкулеза при профилактических осмотрах взрослых: в 2005 году - до 47 процентов; в 2006 году - до 48; в 2007 году - до 49; в 2008 году - до 50 процентов,
уменьшение частоты фазы распада среди впервые выявленных больных туберкулезом органов дыхания: в 2005 году - до 58 процентов; в 2006 году - до 57; в 2007 году - до 56; в 2008 году - до 55 процентов,
увеличение частоты закрытия полости распада: в 2005 году - до 59 процентов; в 2006 году - до 60; в 2007 году - до 62; в 2008 году - до 65 процентов,
увеличение частоты прекращения бактериовыделения у впервые выявленных больных: в 2005 году  до 70,5 процента; в 2006 году - до 65,0; в 2007 году - до 66,0; в 2008 году  до 67,0 процента;
снижение первичной инвалидности по туберкулезу: в 2005 году - до 1,6 на 10 тысяч населения; в 2006 и 2007 годах - до 1,55; в 2008 году - до 1,5 на 10 тысяч населения;
прекращение роста смертности от туберкулеза и ее снижение в 2005 году до 19,0 на 100 тысяч населения, в 2006 году - до 18,5; в 2007 году - до 18,0; в 2008 году - до 17,5 на 100 тысяч населения;
ввод в эксплуатацию в 2005 году туберкулезной больницы на 150 коек в городе Тихвине;
ежегодное повышение квалификации около 70 медицинских работников фтизиатрической службы.

Подпрограмма "Онкология":
повышение показателя выявляемости онкологических заболеваний при профилактических осмотрах в 2005 году до 11,9 процента; в 2006 году - до 12,0; в 2007 году - до 12,3; в 2008 году - до 12,5 процента;
увеличение числа впервые выявленных больных первой и второй стадий заболевания: в 2005 году - до 42,9 процента; в 2006 году - до 43,0; в 2007 году - до 43,5; в 2008 году - до 44,0 процентов;
снижение смертности в течение первого года после установления диагноза злокачественного новообразования на один процент;
увеличение числа впервые выявленных больных, закончивших радикальное лечение: в 2005 году - до 46,0 процентов; в 2006 году - до 47,0; в 2007 году - до 48,0; в 2008 году - до 50,0 процентов;
ежегодное повышение квалификации около 30 медицинских работников онкологической службы.

Подпрограмма "Предупреждение распространения ВИЧ-инфекции (Анти-ВИЧ/СПИД)":
предотвращение стремительного распространения ВИЧ-инфекции среди населения Ленинградской области (сохранение трудоспособности 30 тысяч молодых людей, не зараженных ВИЧ инфекцией, позволит сберечь трудовые ресурсы и вносить ежегодно в бюджет Ленинградской области в пересчете на валовый региональный продукт около 850000 тысяч рублей);
уменьшение количества детей с перинатальной ВИЧ-инфекцией ежегодно на 0,5 процента;
ежегодное повышение квалификации около 170 медицинских работников по вопросам профилактики, диагностики и лечения ВИЧ-инфекции.

Подпрограмма "Совершенствование психиатрической помощи населению":
прекращение роста первичной инвалидности среди лиц, страдающих психическими расстройствами (в 2000 году признаны инвалидами 576 человек, в 2002 году - 408, в 2003 году - 345, в 2004 году - 410 человек), что обеспечит экономический эффект в сумме около 500 тысяч рублей в год;
сокращение числа психиатрических стационарных коек с 1840 в 2004 году до 1500 в 2008 году (ежегодно на 85 коек), сроков лечения лиц, страдающих психическими расстройствами, в стационаре с 83 дней в 2004 году до 58 дней в 2008 году (ежегодно на 6,25 дня) приведет к экономическому эффекту около 48200 тысяч рублей (ежегодно 12050 тысяч рублей);
улучшение санитарных норм содержания лиц, страдающих психическими расстройствами, в стационаре, доведение фактической площади на одну койку до 5,5 квадратного метра (в 2004 году - 3,6 квадратного метра);
своевременное проведение рентгенологического, кардиологического, электроэнцефалографического контроля за состоянием лиц, страдающих психическими расстройствами, позволит своевременно выявлять сочетанную патологию, назначать адекватную терапию;
приобретение автотранспорта для осуществления своевременной специализированной консультативной психиатрической помощи лицам, страдающим психическими расстройствами, их адресной госпитализации;
создание локальной компьютерной сети для отслеживания движения лиц, страдающих психическими расстройствами, внутри психиатрической службы (амбулаторная помощь - стационар) и изменения адресов проживания больных, обеспечения своевременного контроля за их психическим состоянием;
открытие в 2007 году отделения для принудительного лечения больных, совершивших преступление и по определению суда признанных недееспособными (на 50 коек);
первичная подготовка в 2005 году 10 психотерапевтов, 8 психологов; в 2006 году 2 психиатров; повышение квалификации 7 психиатров.

Подпрограмма "Совершенствование организации скорой медицинской помощи":
улучшение качества диагностики заболеваний и оказания скорой медицинской помощи жителям Ленинградской области:
при остром инфаркте миокарда, что приведет к своевременной госпитализации больных в 95 процентах случаев и снижению госпитальной летальности в данной группе на 0,2 процента (к завершению реализации Программы - на 1 процент), догоспитальной - на 1 процент ежегодно (к завершению Программы - на 5 процентов),
при острых нарушениях мозгового кровообращения, что позволит повысить процент госпитализации не менее чем на два процента случаев ежегодно, на 10 процентов к завершению реализации Программы;
снижение числа случаев летальности при дорожно-транспортных происшествиях на догоспитальном этапе на 0,5 процента (к завершению реализации Программы - на 2 процента), в первые сутки после госпитализации - на 0,75 процента ежегодно (к завершению реализации Программы - на 3 процента);
увеличение использования оксигенотерапии, числа дефибрилляций на догоспитальном этапе в 1,2 раза, что улучшит результаты проведения реанимационных пособий на 10 процентов ежегодно, на 40 процентов к завершению реализации Программы;
обеспечение стопроцентной доступности и улучшение качества специализированной консультативной медицинской помощи, оказываемой специалистами областных учреждений больным, находящимся в лечебно-профилактических учреждениях Ленинградской области;
обеспечение оперативной эвакуации больных, нуждающихся в высокоспециализированном лечении, из муниципальных лечебно-профилактических учреждений в областные;
ежегодное обучение 120 врачей и 700 специалистов среднего медицинского персонала станций и отделений скорой медицинской помощи в целях повышения квалификации;
ежегодная подготовка 800 немедицинских работников, наиболее часто сталкивающихся с неотложными состояниями у пострадавших (пожарные, работники государственной инспекции безопасности дорожного движения, органов внутренних дел), по вопросам оказания первой медицинской помощи раненым и пострадавшим;
проведение учения по готовности скорой медицинской помощи к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций и катастроф, улучшение взаимодействия с силовыми структурами и спецслужбами районных служб скорой медицинской помощи и областных структур.

Подпрограмма "Безопасное материнство и детство":
обеспечение современного уровня организации и качества акушерско-гинекологической помощи вне, во время беременности и в родах, пре- и перинатальной помощи;
сохранение на низком уровне показателей перинатальной смертности 11,0 на 1000 родов и младенческой смертности 11,5 на 1000 родившихся живыми;
обеспечение родовспомогательных учреждений современным лечебно-диагностическим оборудованием и медикаментами, внедрение современных технологий в акушерстве и обучение персонала в целях предотвращения 8-10 перинатальных и младенческих потерь (в абсолютных цифрах) в год, экономическая эффективность за счет сокращения дородовых посещений беременной женской консультации, областной консультативной поликлиники, сокращения сроков лечения на койке патологии беременных, количества патологических родов, рождения недоношенных детей (выхаживание на койке интенсивной терапии) составит не менее 400 тысяч рублей в год;
абзац четвертый исключен с 1 июня 2007 года -  Закон Ленинградской области от 2 мая 2007 года N 79-оз, - см. предыдущую редакцию;
сохранение показателя материнской смертности до 30 на 100 тысяч родившихся живыми, удельного веса нормальных родов - на уровне 36-37 процентов;     

ежегодное снижение абсолютного числа абортов на 2,5 процента, предотвращение незапланированной беременности или беременности высокого риска (около 500), что обеспечит экономический эффект в сумме 402 тысячи рублей ежегодно;     

ежегодное снижение на 2,5 процента заболеваний щитовидной железы у детей за счет проведения йодзаместительной терапии с экономическим эффектом 6300 тысяч рублей в год (в абсолютных цифрах 15 детей в год. Затраты на лечение одного ребенка с патологией щитовидной железы составляют 420 рублей в год);     

ежегодное снижение сосудистых осложнений сахарного диабета у детей на 1-2 процента (у 5-6 детей в абсолютных цифрах).     

Подпрограмма "Развитие Ленинградского областного государственного учреждения здравоохранения "Детская клиническая больница":
дальнейшее снижение госпитальной летальности с 0,3 процента в 2004 году до 0,15 процента к 2008 году (ежегодно на 0,04 процента);
проведение операций новорожденным с врожденными пороками развития пищеварительной трубки позволит сократить бюджетные ассигнования на 402,6 тысячи рублей в год (ежегодно из Ленинградской области в детскую городскую больницу N 1 Санкт-Петербурга госпитализируется около 25 больных с данным заболеванием со средним пребыванием на койке 15-18 дней при стоимости лечения одного дня 976 рублей);
приобретение диагностического оборудования в целях сокращения предоперационного койкодня в среднем на один день, что позволит дополнительно госпитализировать 55 детей, а также обеспечит экономию бюджетных ассигнований в сумме 450 тысяч рублей в год;
сокращение сроков пребывания больных в соматическом отделении на один день с экономией бюджетных ассигнований в сумме 84 тысячи рублей в год;
приобретение аппаратуры для проведения операций по поводу отслойки сетчатки у детей, замены стекловидного тела глаза в целях снижения инвалидизации по зрению к 2008 году на 20 процентов (ежегодно на 4 процента).

Подпрограмма "Развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения":
улучшение качества специализированной медицинской помощи жителям Ленинградской области, оснащение современным медицинским оборудованием 3-5 межрайонных отделений;
внедрение современной лечебно-диагностической аппаратуры в целях сокращения сроков обследования больных, ускорения установления диагноза заболевания и комплексного, полноценного лечения, что приведет к снижению средних сроков пребывания больного на койке в стационаре на 0,1-0,2 дня с экономическим эффектом в сумме около 20000 тысяч рублей в год, к дополнительному проведению обследования и лечения около 5000 человека год;
осуществление эффективного мониторинга за состоянием здоровья населения и системы здравоохранения;
снижение смертности от болезней системы кровообращения в 2006 году на 7 процентов.

Подпрограмма "Профилактика и лечение болезней системы кровообращения"
снижение показателя смертности от болезней системы кровообращения с 11,7 в 2005 году до 10,2 на 1000 населения в 2007 году и до 10,1 на 1000 населения в 2008 году;
увеличение процента госпитализированных в первые 6 часов от начала заболевания при остром коронарном синдроме и нарушении мозгового кровообращения на 7 процентов ежегодно (до 47 процентов от общего числа госпитализированных к 2009 году, в 2006 году процент госпитализированных составляет 33 процента);
обеспечение равномерного изменения процентного соотношения умерших вне стационара и в стационаре: от инфаркта миокарда с 40 и 60 в 2006 году до 30 и 70 к 2009 году, при мозговом инсульте с 50 и 50 в 2006 году до 40 и 60 к 2009 году;
повышение профессиональной квалификации медицинских работников в области кардиологии и профилактики сердечно-сосудистых заболеваний (ежегодно около 30 врачей).     
(Раздел дополнительно включен с 1 июня 2007 года Законом Ленинградской области от 2 мая 2007 года N 79-оз).

(строка в редакции, введенной в действие с 26 ноября 2008 года Законом Ленинградской области от 7 ноября 2008 года N 120-оз, - см. предыдущую редакцию)

Разработчик Программы

Комитет по здравоохранению Ленинградской области

Срок разработки Программы

IV квартал 2004 года

Представитель заказчика Программы - координатор Программы

Комитет по здравоохранению Ленинградской области

Исполнители Программы

Комитет по здравоохранению Ленинградской области,
комитет общего и профессионального образования Ленинградской области,
комитет по информационной политике и телекоммуникациям Ленинградской области,

федеральное государственное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Ленинградской области",

органы местного самоуправления Ленинградской области,

государственные и муниципальные учреждения здравоохранения Ленинградской области,     

организации на конкурсной основе (поставщики, подрядчики)

(строка в редакции, введенной в действие с 1 июня 2007 года Законом Ленинградской области от 2 мая 2007 года N 79-оз, - см. предыдущую редакцию)

Фамилия, имя, отчество, должность, телефон руководителя Программы

Фомин Михаил Михайлович - заместитель председателя комитета по здравоохранению Ленинградской области, телефон 275-49-11

Система организации контроля за выполнением Программы

Общий контроль за выполнением Программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области, курирующий социальные вопросы.
Для осуществления оперативного контроля руководители подпрограмм представляют ежеквартально в комитет по здравоохранению Ленинградской области сведения о выполнении и финансировании мероприятий.
Комитет по здравоохранению Ленинградской области ежеквартально направляет информацию о ходе финансирования и выполнения Программы в комитет экономического развития Ленинградской области