Недействующий
Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

     

Правительство Санкт-Петербурга
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 1 июля 2004 года N 291-р


Об упорядочении деятельности образовательных учреждений по развитию дополнительного образования детей на базе учреждений общего и начального профессионального образования

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
распоряжения Комитета по образованию Санкт-Петербурга
от 14 марта 2016 года N 701-р

____________________________________________________________________


В целях реализации Концепции модернизации российской системы образования, Межведомственной программы развития системы дополнительного образования детей на 2002-2005 гг., Концепции "Воспитание петербуржца XXI века":

1. Утвердить методические рекомендации "О развитии дополнительного образования детей на базах учреждений общего и начального профессионального образования" в Санкт-Петербурге (приложение 1).

2. Руководителям отделов образования администраций районов, образовательных учреждений:

2.1. Для организации дополнительного образования детей на базах учреждений общего и начального профессионального образования руководствоваться настоящими рекомендациями.

2.2. Внести необходимые изменения и дополнения в уставы и образовательные программы ОУ.

2.3. Внести необходимые изменения в приказы о распределении организационно-методических функций между учреждениями дополнительного образования в районе.

2.4. Не допускать использования педагогических часов, выделенных на реализацию образовательных программ дополнительного образования детей, на работу факультативов и дополнительных занятий по предметам базового учебного плана.

2.5. В срок до 01.10.2004 представить в отдел воспитательной работы и дополнительного образования информацию о реализации программ дополнительного образования в ОУ района по формам согласно приложению 2.

3. Государственному образовательному учреждению "Санкт-Петербургский городской Дворец творчества юных" (Киселев В.Н.):

3.1. Создать информационно-аналитический банк данных о системе дополнительного образования детей по всем типам и видам ОУ. Срок: до 01.01.2005.

3.2. Организовать методическое обеспечение развития дополнительного образования детей на базах учреждений общего образования.

3.3. Организовать курсы повышения квалификации руководителей структурных подразделений - отделений дополнительного образования детей учреждений общего и начального профессионального образования, начиная с 2004/2005 учебного года.

3.4. Сформировать городское методическое объединение методистов учреждений дополнительного образования детей по организации дополнительного образования в учреждениях общего и начального профессионального образования.

4. Государственному образовательному учреждению "Дворец учащейся молодежи" (Балышева А.И.) обеспечить организационно-методические условия развития дополнительного образования на базах УНПО в соответствии с пунктами 3.1, 3.2, 3.3 настоящего распоряжения.

5. Контроль за исполнением распоряжения возложить на первого заместителя председателя Комитета по образованию Г.А.Соколенко.

Председатель Комитета
О.В.Иванова

     

     

Приложение 1
к распоряжению Комитета
по образованию
от 01.07.2004 N 291-р

     

Методические рекомендации
о развитии дополнительного образования детей на базах
учреждений общего и начального профессионального
образования в Санкт-Петербурге

     

Модели организации дополнительного образования детей
на базе учреждений общего и начального
профессионального образования


Модернизация всей системы образования в России предполагает удовлетворение потребностей населения в предоставление разнообразных дополнительных образовательных услуг для всестороннего развития ребенка, удовлетворения его творческих и образовательных возможностей, организации досуга детей и подростков.

В Санкт-Петербурге действует развитая сеть учреждений дополнительного образования с охватом более 200 тысяч детей (более 30% от общего числа школьников). Однако эти учреждения часто удалены от места проживания ребенка, что создает ряд транспортных проблем. Вместе с тем родители хотят быть уверены в безопасности своего ребенка, возможности поддержания его здоровья и развития.

Создание таких условий возможно в учреждениях общего и начального профессионального образования, т.к. именно эти учреждения наиболее приближены к месту проживания учащихся.

В Санкт-Петербурге дополнительное образование на базе учреждений общего или начального профессионального образования может осуществляться в следующих моделях:

- по договору с городским или районным учреждением дополнительного образования детей;

- в рамках созданного для этих целей структурного подразделения учреждения общего и начального профессионального образования;

- реализация программ дополнительного образования детей в рамках выделенного финансирования.

Наиболее эффективной формой, обеспеченной нормативно-правовой и методической базой, а также кадрами, в настоящее время является Модель N 1, которая предполагает заключение договора о совместной деятельности УДОДиОУ, по которому УДОД, с одной стороны, предоставляет педагогические кадры по своему штатному расписанию и осуществляет методическое руководство; с другой стороны, ОУ создает условия для организации занятий, их обеспечения, реализации обеспечения дополнительных образовательных программ.

Данная модель обеспечивает высокий уровень и качество реализации образовательных программ дополнительного образования, условия аттестации кадров педагогов, повышения их квалификации, участия воспитанников ОУ в системе районных и городских смотров, конкурсов и других мероприятий.

Финансирование образовательной деятельности осуществляется через производственный план и штатное расписание учреждения дополнительного образования детей и контролируется согласно договору администрацией учреждения дополнительного образования детей и образовательного учреждения общего или  начального профессионального образования.

Модель N 2 предполагает создание и деятельность структурного подразделения на базе учреждения общего или начального профессионального образования отделения дополнительного образования детей (далее - ОДОД).

ОДОД создается в образовательном учреждении на основе приказа учредителя при наличии не менее 30 детских объединений (групп). Деятельность ОДОД строится в соответствии с Положением об отделении при условии внесения дополнений и изменений в Устав образовательного учреждения.

Положение об ОДОД разрабатывается образовательным учреждением, утверждается администрацией образовательного учреждения при условии согласования с учредителем согласно приложению 1. Деятельность ОДОД строится в соответствии с Типовым положением об учреждении дополнительного образования детей, приказом Комитета по образованию N 325 от 23.05.2001, а также другими нормативными документами, регламентирующими деятельность учреждений дополнительного образования согласно приложению 2.

Администрацией образовательного учреждения ведется необходимая документация в соответствии с перечнем номенклатуры дел согласно приложению 3.

При данной модели штаты отделения включаются в штатное расписание учреждения общего или начального профессионального образования. Формируются штаты в соответствии с приказом N 325 от 23.05.2001. Рекомендуется введение должности зам. директора образовательного учреждения по учебно-воспитательной работе с кураторством дополнительного образования детей.

Модель N 3 предполагает деятельность учреждения общего или начального профессионального образования без образования структурного подразделения - ОДОД при наличии детских объединений (групп) менее 30. При данной модели педагоги, реализующие программы дополнительного образования, могут быть введены в штатное расписание как непосредственно в учреждения общего или начального профессионального образования, так и в учреждения дополнительного образования детей. Методическое сопровождение возлагается на учреждение дополнительного образования детей. Администрация учреждения общего или начального профессионального образования осуществляет организационные и контролирующие функции по схеме Моделей 1, 2.

Финансирование ОДОД производится в соответствии с бюджетным классификатором по той же целевой статье, что и основная деятельность.

При использовании любой модели содержание дополнительного образования детей должно быть изложено в образовательных программах дополнительного образования.

Выбор образовательных программ дополнительного образования детей проводится на основе изучения потребностей учащихся образовательных учреждений, а также их родителей, учителей и преподавателей, с учетом возможностей материально-технической базы.

Блок программ дополнительного образования должен быть органичной частью основного образования. Их содержание строится с учетом основных концептуальных идей образования, обеспечивающих, с одной стороны, личностный рост ребенка, с другой - развитие учреждения в целом.

Следует помнить, что к программам дополнительного образования детей относятся образовательные программы, содержание которых выходит за рамки государственного образовательного стандарта данного вида учреждения.

Образовательные программы дополнительного образования детей, реализуемые педагогами, входящими в штат УДОД, утверждаются в соответствии с типовым положением на педагогическом (методическом) совете учреждения дополнительного образования детей после согласования директором образовательного учреждения общего или начального профессионального образования.

Образовательные программы, реализуемые педагогами, входящими в штат учреждений общего или начального профессионального образования, утверждает директор этого учреждения после согласования директором (методической службой) профильного базового УДОД.

     

Приложение 1
к приложению 1 распоряжения
Комитета по образованию
от 01.07.2004 N 291-р

     

Примерные разделы положения о структурном
подразделении - отделении дополнительного
образования детей (ОДОД)


I. Общие положения: сведения о деятельности структурного подразделения, условия его создания, его цели и задачи, внутренние и внешние связи, права и ответственность.

II. Основы деятельности: определение содержания и реализации программ дополнительного образования; участие в образовательном процессе учащихся, педагогов и родителей; организация учебного процесса (режим работы, правила приема учащихся, организация занятий, состав групп и т.д.); работа с педагогическими кадрами подразделения (подбор кадров, условия их работы, участие в деятельности педагогического коллектива учреждения, обучение педагогов и повышение их квалификации).

III. Управление и финансирование: как и кем осуществляется, в соответствии с какими документами; работа с основными документами (учебно-производственный план, штатное расписание, положение, договоры и т.д.); принципы финансирования.

IV. Имущество и средства структурного подразделения: чем владеет, пользуется и распоряжается структурное подразделение; ведет ли платную образовательную деятельность и на каких условиях; как и кем могут использоваться средства структурного подразделения.

     

Приложение 2
к приложению 1 распоряжения
Комитета по образованию
от 01.07.2004 N 291-р

     

Нормативно-правовые акты, регламентирующие организацию
дополнительного образования детей

1. Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей на 2002-2005 годы (приложение N 2 к приказу Минобразования России от 25.01.2002 N 193).

2. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 22.02.1997 N 212).

3. Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в общеобразовательных учреждениях (приложение к письму Минобразования России от 11.06.2002 N 30-15-433/16).

4. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (письмо Минобразования России от 18.06.2003 N 28-02-484/16).

5. Письмо Минобразования России о реализации дополнительных образовательных программ в УДОД (от 20.05.2003 N 28-51-391/16).

6. Письмо Минобразования России о минимальном объеме социальных услуг по воспитанию в образовательных учреждениях общего образования (от 19.12.2002 N 30-51-914/16).

7. Приказ Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга N 325 от 23.05.2001 "Об упорядочении деятельности государственных образовательных учреждений дополнительного образования детей в Санкт-Петербурге".

8. Концепция "Воспитание петербуржца XXI века" в системе образования Санкт-Петербурга (приказ Комитета по образованию от 26.06.2003 N 1014).

Приложение 3
к приложению 1 распоряжения
Комитета по образованию
от 01.07.2004 N 291-р

     

Примерная номенклатура дел ОДОД в учреждениях
общего и начального профессионального образования


- Копия лицензии на право ведения образовательной деятельности.

- Договор о сотрудничестве.

- Положение об ОДОД.

- Должностные инструкции работников.

- Копии приказов и распоряжений, касающихся деятельности отделения.

- Протоколы педагогических, методических советов.

- Образовательные программы дополнительного образования детей.

- Решение педагогического совета об утверждении программ и наполняемости учебных групп.

- Перспективный план работы.

- Производственный план.

- Календарный план работы.

- План работы на каникулы.

- Положения о соревнованиях, конкурсах, фестивалях, слетах, конференциях, выставках.