Недействующий

     

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 25 января 2002 года N 193


О реализации решения коллегии Минобразования России
от 25 декабря 2001 года N 19/2

____________________________________________________________________
Фактически утратил силу в связи с истечением срока действия
____________________________________________________________________



В соответствии с решением коллегии Минобразования России от 25.12.2001 N 19/2 "Об итогах реализации Программы развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы и об основных направлениях развития воспитания в системе образования на 2002-2004 годы"

приказываю:

1. Утвердить:

1.1. Основные направления и план действий по реализации Программы развития воспитания в системе образования России на 2002-2004 годы (приложение N 1).

1.2. Межведомственную программу развития системы дополнительного образования детей на 2002-2005 годы, согласованную с Министерством культуры Российской Федерации и Государственным комитетом Российской Федерации по физической культуре, спорту и туризму (приложение N 2).

2. Управлению воспитания и дополнительного образования детей и молодежи (В.А.Березиной):

2.1. Направить материалы по итогам реализации Программы развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы в органы управления образованием и органы по делам молодежи субъектов Российской Федерации для использования в практической работе.

2.2. Провести во II квартале 2002 года Всероссийское совещание руководителей органов управления образованием субъектов Российской Федерации по реализации Программы развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы.

2.3. До 20.02.2002 подготовить письма руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации о выделении дополнительных средств для введения в штатное расписание образовательных учреждений общего и начального профессионального образования должностей заместителя директора по воспитательной работе, психолога и социального педагога; об участии обучающихся в управлении общеобразовательным учреждением.

2.4. Совместно с Управлением дошкольного образования (Т.И.Оверчук), Управлением общеобразовательных учреждений и инспектирования (В.Ф.Сауткиным), Управлением начального профессионального образования (Е.Я.Бутко), Управлением среднего профессионального образования (П.Ф.Анисимовым), Департаментом по молодежной политике (Г.В.Куприяновой) до 20.05.2003 подготовить проект постановления Правительства Российской Федерации о национальной программе развития воспитания детей и молодежи в Российской Федерации и внести его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации.

2.5. Совместно с Управлением дошкольного образования (Т.И.Оверчук), Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования (А.В.Баранниковым), Управлением начального профессионального образования (Е.Я.Бутко), Управлением среднего профессионального образования (П.Ф.Анисимовым), Департаментом образовательных программ и стандартов профессионального образования (В.И.Кружалиным) до 10.03.2003 разработать критерии уровня социальной компетентности воспитанников и обучающихся в образовательных учреждениях.

2.6. Совместно с Управлением дошкольного образования (Т.И.Оверчук), Управлением общеобразовательных учреждений и инспектирования (В.Ф.Сауткиным), Управлением социально-педагогической поддержки и реабилитации детей (Г.Н.Тростанецкой), Управлением специального образования (Д.С.Шиловым), Управлением начального профессионального образования (Е.Я.Бутко), Управлением среднего профессионального образования (П.Ф.Анисимовым), Департаментом образовательных программ и стандартов профессионального образования (В.И.Кружалиным) провести в 2003/2004 учебном году II Всероссийский конкурс моделей организации воспитательной деятельности в образовательных учреждениях всех типов.

2.7. Совместно с Управлением развития образования (П.Е.Кондрашовым) включить в план приоритетных направлений реализации Федеральной программы развития образования создание и функционирование федеральных экспериментальных площадок по отработке вариативных моделей развития воспитания.

3. Департаменту образовательных программ и стандартов общего образования (А.В.Баранникову) совместно с Управлением воспитания и дополнительного образования детей и молодежи (В.А.Березиной) разработать до 02.03.2002 рекомендации по повышению воспитательного потенциала образовательного процесса в общеобразовательном учреждении.

4. Управлению учебного книгоиздания, библиотек и медиатек (З.А.Нефедовой) совместно с Управлением воспитания и дополнительного образования детей и молодежи (В.А.Березиной) до 01.11.2002 организовать подготовку к изданию учебно-методического пособия "Воспитать человека" для использования в практической деятельности руководителей и педагогических работников общеобразовательных учреждений, родительской общественности.

5. Департаменту по молодежной политике (Г.В.Куприяновой) совместно с Управлением воспитания и дополнительного образования детей и молодежи (В.А.Березиной) разработать до 01.04.2002 рекомендации по развитию студенческого самоуправления в средних и высших профессиональных учебных заведениях.

6. Управлению лицензирования, аккредитации и аттестации (Е.Н.Геворкян) до 01.12.2002 представить предложения о внесении изменений и дополнений в соответствующие нормативные акты в части оценки эффективности воспитательной деятельности образовательных учреждений.

7. Рекомендовать органам управления образованием субъектов Российской Федерации:

7.1. Проанализировать итоги реализации Программы развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы, определить перспективы развития воспитания на 2002-2004 годы в образовательных учреждениях всех типов и видов.

7.2. Совместно с органами по делам молодежи субъектов Российской Федерации, заинтересованными ведомствами и общественными организациями активизировать работу с детьми и подростками по месту их жительства.

7.3. Изыскивать возможности для моральной и материальной поддержки педагогических коллективов образовательных учреждений, успешно осуществляющих воспитательную деятельность.

7.4. Привлекать местные средства массовой информации для освещения лучшего опыта образовательных учреждений по развитию воспитания в системе образования.

8. Пресс-службе (С.В.Омельченко) обеспечить освещение в средствах массовой информации материалов органов управления образованием субъектов Российской Федерации и образовательных учреждений по развитию воспитания в системе образования России.

9. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя министра Е.Е.Чепурных.



Министр
В.М.Филиппов

Приложение N 1
к приказу Минобразования России
от 25 января 2002 года N 193

Основные направления и план действий по реализации программы
развития воспитания в системе образования России
на 2002-2004 годы

     

Реализация государственной политики
в области воспитания детей и молодежи


В Российской Федерации проживает 38 млн.детей и учащейся молодежи, что составляет более четверти населения страны. Будущее России определяется уровнем их воспитания, обучения, физического и духовного развития, гражданского становления.

Программа развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы (далее - Программа), утвержденная приказом Минобразования России от 18.10.99 N 574, определила цели, задачи и направления совершенствования организации воспитания в системе образования на долгосрочной основе. Она направлена на реализацию стратегии развития воспитания подрастающих поколений, определенной в Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации "Об образовании", Федеральной программе развития образования, Национальной доктрине образования в Российской Федерации, Концепции модернизации российского образования, государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы", федеральной целевой программе "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)".

Итоги реализации конкретных мер по обеспечению развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы свидетельствуют о том, что в течение этих двух лет была заложена основа создания условий для развития системы воспитания в образовательных учреждениях через:

обновление нормативной правовой базы по вопросам воспитания. Внесены соответствующие изменения и дополнения в действующее законодательство, разработаны проекты новых и изданы сборники действующих нормативных актов;

научно-методическое обеспечение развития воспитания с учетом специфики образовательных учреждений разных типов. Проведено более 20 научных исследований по актуальным проблемам воспитания детей и молодежи в современных условиях; всероссийские научно-практические конференции, семинары, научные дискуссии; активизировалась деятельность методической службы по обобщению и распространению передового опыта работы по организации единства образовательного процесса, его диагностике, развитию воспитательных систем, созданию банка данных соответствующего управленческого и педагогического опыта; повысилась роль Научно-методического совета по вопросам воспитания детей и молодежи в реализации практических мероприятий Программы;

информационно-методическое обеспечение: издание аннотированного каталога-справочника учебно-методической литературы по вопросам воспитания и подготовки детей к школе; разработка региональных программ развития воспитания, инновационных образовательных программ и пособий для организации воспитательной деятельности в образовательных учреждениях разных типов, методических рекомендаций в адрес педагогических работников по актуальным вопросам воспитания детей и молодежи; издание серии "Воспитание и дополнительное образование детей" в издательстве "Владос", информационно-методического журнала "Внешкольник", методических пособий "Высшая школа. Диалоги о воспитании"; подготовка рукописей "Книги вожатого" и "Настольной книги классного руководителя";

обеспечение готовности педагогических и руководящих кадров системы образования к решению современных задач воспитания детей и молодежи: реализация плана повышения квалификации специалистов на базе Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования Минобразования России, ГосНИИ семьи и воспитания РАО; разработка пакета соответствующих программ курсов для заместителей директоров по воспитательной работе, педагогов-организаторов, старших вожатых, педагогов дополнительного образования детей, социальных педагогов, организаторов летнего отдыха детей и др.; введение в средних специальных учебных заведениях новых специальностей - "Организация воспитательной деятельности" и "Педагогика дополнительного образования"; разработка методических рекомендаций "О деятельности классного руководителя в общеобразовательном учреждении". За два года реализации Программы количество специалистов, призванных обеспечивать организацию воспитательной деятельности в образовательных учреждениях России, возросло на 8207 человек;

разработку на основе Программы и реализацию конкретных программ развития воспитания на региональном и муниципальном уровнях, в конкретных образовательных учреждениях всех типов; создание моделей воспитательных систем; обеспечение занятости детей и молодежи в учреждениях дополнительного образования детей (42% обучающихся), в клубах по месту жительства, в школьных кружках и секциях (за два года количество кружков и секций в общеобразовательных учреждениях увеличилось на 8,7%, количество обучающихся соответственно на 8,8%), что позитивно сказалось на снижении правонарушений среди несовершеннолетних (в 2000 году число преступлений, совершенных подростками, уменьшилось по сравнению с 1999 годом на 6,2%, а количество несовершеннолетних участников преступлений - на 3,1%).

Все это естественным образом оказало положительное воздействие на развитие воспитания детей и молодежи. За два года в системе образования удалось переломить ситуацию: повысить статус воспитания в образовательных учреждениях, привлечь к проблеме воспитания широкую педагогическую, научную и родительскую общественность, гуманизировать воспитание на основе личностно-ориентированного подхода, традиций российской педагогики, полученных научных исследований.

В ходе реализации Программы в 1999-2001 годах системе образования были предъявлены достаточно высокие требования по развитию воспитания, что, к сожалению, не всегда сопровождалось созданием адекватных условий: повсеместным введением в штаты образовательных учреждений необходимого количества руководящих и педагогических кадров, в т.ч. методистов, обеспечивающих организацию воспитательной деятельности; увеличением заработной платы и соответствующих надбавок; коренными изменениями в подготовке на базе высшей профессиональной школы педагогических кадров для обеспечения образовательного процесса; введением критериев оценки уровня воспитанности обучающихся при аттестации образовательных учреждений всех типов; созданием необходимых условий, в т.ч. финансовых и материально-технических для организации воспитательной деятельности в образовательных учреждениях.

В результате, несмотря на отдельные улучшения, в развитии воспитания в системе образования России сделаны лишь первые шаги. Реальная эффективность работы возможна только при повышении требований к развитию воспитания с одной стороны и активной государственной поддержке на всех уровнях с другой стороны.

В целях закрепления и дальнейшего совершенствования наметившихся достижений в развитии воспитания на 2002-2004 годы ставятся следующие задачи:

1. Довести опыт работы образовательных учреждений разных типов по созданию моделей организации воспитательной деятельности, ставших лауреатами I Всероссийского конкурса воспитательных систем образовательных учреждений и Всероссийского конкурса моделей и проектов организации воспитательной деятельности в вузах, до педагогических работников образовательных учреждений, органов управления образованием субъектов Российской Федерации для использования в их практической работе.

2. На основе реально существующих воспитательных систем конкретных образовательных учреждений стремиться к созданию "воспитательного пространства" микрорайона, малого города, сельской местности, что позволит включить в развитие воспитания детей и молодежи все социальные институты общества.

3. Обеспечить эффективность профилактики асоциального поведения детей и молодежи, детской беспризорности, правонарушений и других негативных явлений за счет организации максимальной занятости обучающихся через развитие системы дополнительного образования детей, организацию работы по месту их жительства, увеличение количества творческих объединений по интересам в общеобразовательных учреждениях и учреждениях профессионального образования, привлечению семьи к воспитанию детей и молодежи.

4. Повсеместно способствовать развитию участия обучающихся в управлении образовательными учреждениями; содействовать созданию детских и молодежных общественных организаций.

5. Обеспечить повышение уровня педагогических работников, осуществляющих воспитательную деятельность в образовательных учреждениях.

6. Укреплять взаимодействие с заинтересованными органами, общественными и другими организациями по вопросу воспитания детей и молодежи.

Основные направления и этапы реализации
Программы развития воспитания в системе образования
на 2002-2004 годы


Современная стратегия воспитания в соответствии с Концепцией модернизации российского образования направлена, прежде всего, на:

необходимость обеспечения соответствия содержания и качества воспитания актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства;

повышение роли воспитательной деятельности в гуманизации общественно-экономических отношений, формировании новых жизненных установок;

восстановление ответственности и активной роли государства в воспитании юных граждан;

достижение нового уровня взаимодействия семьи, образовательных учреждений, органов управления образованием, детских и молодежных общественных организаций, религиозных конфессий в воспитании и социализации детей и молодежи;

расширение активных субъектов воспитания, включая все социальные институты, профессионально-педагогическое сообщество, широкую общественность.

Основными направлениями дальнейшего развития воспитания в системе образования России на новом качественном уровне являются:

активизация мер по повышению социального статуса воспитания в российском обществе;

развитие профессионального уровня управления воспитательной деятельностью в образовательных учреждениях; формирование единого межведомственного подхода к воспитанию детей и молодежи; демократического стиля руководства "воспитательным процессом"; создание единого образовательного пространства;

создание системы психолого-педагогической и медико-социальной реабилитации семьи; усиление поддержки родителей в осуществлении их прав на участие в управлении образовательным учреждением;

развитие многообразия типов образовательных учреждений и образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию обучения и воспитания, реализацию личностно-ориентированного подхода;

разработка инвариантных моделей содержания воспитания в образовательных учреждениях с учетом современной социокультурной ситуации, новых ценностей воспитания и обучения;

формирование эффективной системы профилактики детской безнадзорности и беспризорности, способной обеспечить преодоление негативных проявлений среди детей и молодежи;

реальное обеспечение прав детей в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, осуществление правового просвещения детского населения страны;

усиление взаимодействия органов управления образованием и образовательных учреждений со средствами массовой информации, включение СМИ в процессы воспитания; системное противодействие информации, наносящей вред духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения;

повышение социального статуса педагогических работников, создание условий для их профессионального совершенствования и творчества; информационно-методическое и научно-педагогическое обеспечение их деятельности; создание единой системы подготовки кадров в области воспитания с учетом специфики образовательных учреждений;

создание условий для введения в штатное расписание образовательных учреждений педагогов дополнительного образования, старших вожатых, педагогов-организаторов, социальных педагогов, педагогов-психологов, классных воспитателей;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»