от 22 марта 2001 года N 24
Об утверждении региональной целевой программы
"Основные направления развития физической культуры и спорта в Ленинградской области"
на 2001-2004 годы
(с изменениями на 20 мая 2004 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Ленинградской области
от 18 июля 2011 года N 221
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Ленинградской области от 28 марта 2002 года N 26;
постановлением Правительства Ленинградской области от 25 июля 2002 года N 131;
постановлением Правительства Ленинградской области от 21 мая 2003 года N 95;
постановлением Правительства Ленинградской области от 5 декабря 2003 года N 242;
постановлением Правительства Ленинградской области от 20 мая 2004 года N 86.
____________________________________________________________________
В целях дальнейшей реализации в Ленинградской области государственной политики в сфере физической культуры и спорта Правительство Ленинградской области
постановляет :
1. Утвердить разработанную комитетом по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму Правительства Ленинградской области региональную целевую программу "Основные направления развития физической культуры и спорта в Ленинградской области" на 2001-2004 годы (далее - Программа).
2. Утвердить руководителем региональной целевой программы "Основные направления развития физической культуры и спорта в Ленинградской области" на 2001-2004 годы председателя комитета по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму Правительства Ленинградской области Седых Н.П.
3. Комитету финансов и комитету по экономике и инвестициям при формировании областных бюджетов на 2002-2004 годы предусматривать расходы на реализацию мероприятий Программы.
4. Комитету финансов по итогам исполнения областного бюджета за первое полугодие 2001 года, в случае превышения фактических доходов над утвержденными годовыми назначениями, выделить дополнительные ассигнования на реализацию Программы и внести соответствующие изменения в областной закон "Об областном бюджете Ленинградской области на 2001 год".
5. Комитету по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму обеспечить контроль за выполнением Программы и целевым использованием средств, выделенных на ее реализацию.
О ходе выполнения мероприятий Программы ежеквартально представлять отчет в комитет по экономике и инвестициям Ленинградской области.
6. Контроль за исполнением постановления возложить на вице-губернатора Ленинградской области Пустотина Н.И.
О ходе выполнения Программы информировать Правительство Ленинградской области ежегодно в первом квартале года, следующего за отчетным.
Первый вице-губернатор
Ленинградской области
В. Кириллов
Региональная целевая программа
"Основные направления развития физической культуры и спорта
в Ленинградской области" на 2001-2004 годы
(с изменениями на 20 мая 2004 года)
(в редакции постановления
Правительства Ленинградской области от 20 мая 2004 года N 86, -
см. предыдущую редакцию)
Полное наименование Программы | Региональная целевая программа "Основные направления развития физической культуры и спорта в Ленинградской области" на 2001-2004 годы |
Заказчик Программы | Правительство Ленинградской области |
Основания для разработки Программы | Решение Государственного Совета Российской Федерации от 30 января 2002 года "О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни россиян". |
Период реализации Программы | 2001-2004 годы |
Цель Программы | Повышение роли физической культуры и спорта в жизни населения Ленинградской области, увеличение количества занимающихся физической культурой и спортом на 1,5-2 процента |
Основные задачи Программы | 1. Пропаганда здорового образа жизни в целях профилактики правонарушений и наркомании у подрастающего поколения. 2. Создание условий для развития физической культуры и спорта среди различных категорий населения. 3. Улучшение организации и проведения физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий среди инвалидов. 4. Развитие спорта высших достижений. 5. Укрепление материально-технической базы, улучшение образовательного и научно-методического обеспечения физической культуры и спорта. 6. Развитие футбола как самого популярного и развивающегося вида спорта в Ленинградской области. |
Объем финансовых ресурсов, запланированных по Программе на 2004 год | На 2004 год объем финансовых ресурсов составит 148189 тыс.рублей, в том числе: федеральный бюджет - 24000 тыс.рублей, из них: основная деятельность - 1000 тыс.рублей, капитальное строительство - 23000 тыс.рублей; областной бюджет - 56852 тыс.рублей, из них: основная деятельность - 31552 тыс.рублей, капитальное строительство - 25300 тыс.рублей; местные бюджеты - 67337 тыс.рублей |
Объем освоенных в рамках Программы средств за 2003 год | Федеральный бюджет - 21017 тыс. рублей, из них: основная деятельность - 3267 тыс.рублей, капитальное строительство - 17750 тыс.рублей; областной бюджет - 38059 тыс.рублей, из них: основная деятельность - 28659 тыс.рублей, капитальное строительство - 9400 тыс.рублей |
Ожидаемые конечные результаты, социальный и экономический эффект, важнейшие целевые показатели Программы | В результате выполнения мероприятий Программы предполагается: 1. Увеличить количество детей, занимающихся физической культурой и спортом по месту жительства, на 20-25 процентов. 2. Увеличить количество детско-юношеских спортивных школ, спортсменов, занимающихся на учебно-тренировочном этапе и этапе спортивного совершенствования, на 25-30 процентов. 3. Улучшить качество подготовки и результаты выступлений спортивного резерва сборных команд Ленинградской области по видам спорта. 4. Увеличить количество проводимых физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий согласно календарному плану на 15 процентов. 5. Улучшить организацию физкультурно - оздоровительной и спортивно-массовой работы с инвалидами. 6. Увеличить количество спортсменов - членов сборных команд России до 15-20 человек. 7. Увеличить количество спортсменов, занимающихся на этапе высшего спортивного мастерства, до 350 человек. 8. Осуществить подготовку спортсменов (2-4 человека) в Олимпийскую национальную сборную команду России для участия в Играх 2004 года. 9. Повысить результаты выступлений сборных команд и сильнейших спортсменов на всероссийских и международных соревнованиях. 10. Увеличить количество реконструируемых и вводимых в строй спортивных объектов (в соответствии с адресной программой капитального строительства). 11. Улучшить качество и систематизировать ежегодные медицинские обследования членов сборных команд и спортивного резерва. 12. Улучшить информационное и научно-методическое обеспечение процессов физической культуры. 13. Ввести в строй 20 спортивных и детских площадок по месту жительства |
Разработчик Программы | Комитет по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму Ленинградской области |
Срок разработки Программы | Ноябрь-декабрь 2003 года |
Представитель заказчика Программы | Комитет по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму Ленинградской области |
Основной исполнитель и соисполнители Программы | Комитет по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму Ленинградской области, центр спортивной подготовки сборных команд Ленинградской области "Ижора", комитет по строительству Ленинградской области, комитет общего и профессионального образования Ленинградской области, муниципальные органы управления физической культурой и спортом |
Фамилия, имя, отчество, должность, телефон руководителя Программы | Карташева Раиса Алексеевна - председатель комитета по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму Ленинградской области; телефон 276-19-22 |
Постановление об утверждении Программы | Постановление Правительства Ленинградской области от 22 марта 2001 года N 24 |
Система организации контроля за выполнением Программы | О ходе выполнения Программы исполнителем ежеквартально представляется отчет в комитет по экономике и инвестициям Ленинградской области. Общий контроль за выполнением Программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области Пустотин Н.И. |
Процесс перехода от государственных к рыночным формам экономики сопровождается существенным снижением уровня жизни населения, уменьшением расходов на социальную сферу, изменением духовных и нравственных основ общественной жизни. Влияние этих факторов на социальную обстановку в Ленинградской области проявилось в следующем:
1) ухудшилась демографическая ситуация. За последние шесть лет количество постоянно проживающего детского населения Ленинградской области в возрасте до 14 лет уменьшилось на 27 процентов при ежегодном снижении этого показателя на 4,3 процента. Особую тревогу вызывает резкое сокращение количества детей от 6 до 14 лет. За последние 6 лет эта составляющая уменьшилась более чем на 33 процента при ежегодном снижении более чем на 10 процентов;
2) ухудшился уровень здоровья жителей области и прежде всего детей и подростков. За последние 6 лет показатель общей заболеваемости детей и подростков до 14 лет увеличился на 18 процентов при ежегодном увеличении этого показателя на 2,85 процента. В настоящее время этот показатель составляет 1305 заболеваний на 1000 человек, что свидетельствует о низком уровне здоровья детей. Особую тревогу вызывает возрастание количества заболеваний органов дыхания (на 20 процентов за шесть лет), двигательных нарушений (43 процента за четыре года), сколиозов (на 11 процентов за шесть лет) и нарушений осанки (на 15 процентов за шесть лет). Как известно, физическая активность детей и дозированные физические упражнения являются мощными факторами в профилактике и лечении указанных заболеваний и нарушений;
3) резко повысился уровень преступности, пьянства и наркомании среди детей, подростков и молодежи.
Характеристика оперативной обстановки за первые три месяца 2000 года:
- удельный вес детской преступности в области составил 10,7 процента - достаточно высокий показатель, который в Санкт-Петербурге был равен только 6,5 процента;
- согласно анализу структуры детской преступности 36 процентов составляли преступления, в момент совершения которых дети нигде не учились и не работали, при этом отмечена существенная доля подростковых групп криминогенной направленности, которыми совершается более 73 процентов преступлений;
- резко возросло количество детей и подростков, употребляющих алкогольные напитки и наркотики (соответственно на 12 процентов и на 62 процента) .
Указанные факты в недалеком будущем могут существенно ухудшить ситуацию на рынке труда Ленинградской области и оказаться лимитирующим звеном при выходе экономики из кризисного состояния. В случае сохранения существующих темпов ухудшения демографической ситуации в области общество уже к 2004 году должно быть готово к уменьшению количества детей в возрасте до 14 лет примерно более чем на 1/3 (35 процентов) по сравнению с уровнем 1994 года, уменьшению общего количества призывников на военную службу, старению трудоспособного населения. При этом уровень заболеваемости в указанной группе населения должен возрасти на 34 процента, а уровень заболеваний и нарушений, который поддается коррекции с помощью занятий физическими упражнениями, - почти на 50 процентов. Особое внимание следует обратить на кризисную динамику в сфере преступности среди детей, которая требует незамедлительной коррекции. Если в настоящее время не обратить серьезное внимание на состояние трудовых ресурсов, то через некоторое время в Ленинградской области может сложиться ситуация, когда некому будет обеспечивать пенсионеров, детей и инвалидов, неоткуда будет получать средства на здравоохранение и образование. Необходима система государственных мероприятий, положительно влияющих на характеристики трудовых ресурсов Ленинградской области.
Региональная целевая программа "Основные направления развития физической культуры и спорта в Ленинградской области" на 2001-2004 годы (далее - Программа) разработана в целях дальнейшей реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта.
Благоприятное воздействие занятий физическими упражнениями на организм, духовную, интеллектуальную и эмоциональную сферу человека общеизвестно. Дозированные физические нагрузки в сочетании с рациональным питанием, режимом труда и отдыха являются главным средством повышения физической работоспособности, профилактики различных заболеваний и в значительной мере определяют количественные и качественные характеристики индивидуального трудового ресурса. В то же время идеология спорта как честного соперничества сильных духом и телом людей является одной из самых привлекательных для молодежи.
В настоящее время спорт является мощным средством общения для миллионов юношей и девушек во всем мире, одним из главных средств молодежной политики. Спорт и олимпийское движение являются важной частью нового социально- экономического и политического направления деятельности государства и могут служить весомым идеологическим инструментом государственной власти Ленинградской области, средством для формирования общественного мнения, привлечения широкого внимания общественности к региону и продвижения различных областных и муниципальных проектов на международном и федеральном уровнях.
Массовый спорт и спорт высших достижений неразрывно связаны между собой. Триумфы олимпийских чемпионов, достижения рекордсменов и голы форвардов национальных команд являются важнейшими социальными и физическими ориентирами. Они сплачивают нацию, снижают социальные стрессы, выводят на стадионы и спортивные площадки тысячи людей. Спорт высших достижений не может существовать без поддержки массового спорта, из которого и появляются все знаменитые чемпионы.
В настоящее время главным документом, регламентирующим деятельность отрасли, является Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" от 29 апреля 1999 года N 80-ФЗ. Несмотря на важность этого документа для развития физкультурно-спортивного движения, он не определяет государственного социального стандарта в сфере физической культуры и спорта и не устанавливает норматива финансирования. Основным областным документом в сфере физической культуры и спорта является областной закон “О физической культуре и спорте” от 16 апреля 1999 года N 29-оз. В этом документе установлен норматив финансирования отрасли за счет средств областного бюджета не менее одного процента суммы ассигнований, предусмотренных для здравоохранения. Согласно областному закону "О внесении изменений и дополнений в областной закон "Об областном бюджете Ленинградской области на 2000 год" расходы по статье “Здравоохранение” (1701) составляли 619928 тысяч рублей. Соответственно сумма ассигнований на физическую культуру и спорт (1703) должна составлять 6199,3 рубля. Реальная сумма составляла 4324 рубля. Таким образом, областной закон “О физической культуре и спорте” не выполняется, что выражается в недофинансировании отрасли уже на стадии планирования расходов на ее содержание.
В Федеральном бюджете расходы на физическую культуру выделены отдельной строкой. В областном бюджете текущие расходы на содержание отрасли включены в расходы по статье "Здравоохранение и физическая культура" и управляются комитетом по делам молодежи физической культуре, спорту и туризму Правительства Ленинградской области. Расходы на содержание спортивных школ и повышение квалификации физкультурных работников наряду с другими входят в расходы по разделам "Внешкольная работа с детьми" (1402) и "Повышение квалификации" (1405), которые управляются комитетом общего и профессионального образования Правительства Ленинградской области. В областном бюджете расходы указанного комитета на содержание спортивных школ и повышение квалификации физкультурных работников отдельно не отслеживаются.
Ежегодные медицинские обследования спортсменов (диспансеризация) должны обеспечиваться по статье "Здравоохранение" (1701), которая управляется комитетом по здравоохранению Правительства Ленинградской области. К сожалению, сведения об их наличии отсутствуют в областном законе "Об областном бюджете Ленинградской области". Медицинские учреждения, отвечающие за медицинское обследование лиц, занимающихся физическими упражнениями и спортом, в области отсутствуют.
В областном бюджете и в документации областного органа по физической культуре нет сведений о средствах, выделяемых из областного бюджета на строительство и реконструкцию спортивных объектов.
Распределение средств, выделяемых на обеспечение физической культуры и спорта, четырьмя областными органами приводит к ведомственному разнобою, понижает эффективность их расходования, затрудняет учет, контроль и управление процессом физического воспитания и спортивной тренировки. В условиях недостаточного финансирования каждый комитет зачастую управляет расходованием средств с учетом собственной специфики и понимания решаемых задач. Как правило, комитеты, для которых физическая культура является не главной и единственной сферой деятельности, стараются на ней сэкономить. Например, комитет общего и профессионального образования не обеспечивает подготовку и участие в соревнованиях высококвалифицированных спортсменов - юношей, занимающихся в системе ДЮСШ дополнительного образования, так как необходимо ремонтировать школы, комитет по строительству считает, что строительство очистных сооружений важнее строительства физкультурно-оздоровительных комплексом, комитету по здравоохранению необходимо обеспечить область машинами скорой помощи, а диспансеризация спортсменов не входит в систему обязательного медицинского страхования и т.п.
Существующая законодательная база (Федеральные законы "Об образовании", “О физической культуре и спорте в Российской Федерации“, областной закон “О физической культуре и спорте”) не ограничивает, а, напротив, предполагает широкое участие органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, профсоюзных и других организаций, а также граждан в обеспечении деятельности физкультурно-спортивных организаций и проведении оздоровительных мероприятий.
В результате анализа государственных документов статистической отчетности установлено, что на территории Ленинградской области имеются все из перечисленных источников. Демократический характер законов на практике имеет ряд негативных побочных эффектов, к числу которых относятся, например, возможности двойного финансирования, произвольного распределения бюджетных средств или отказа от выполнения определенных задач в пользу другого субъекта бюджетного финансирования. Для проведения государственной политики в сфере физкультуры и спорта в Ленинградской области очень важно обеспечить оптимальное взаимодействие субъектов физкультурно-спортивного движения Правительства Ленинградской области и муниципальных образований, которое выражается в четком распределении полномочий между ними и возможности эффективного контроля за рациональным расходованием средств. В имеющихся нормативно- правовых документах нет четкого распределения полномочий между государственными органами субъектов Федерации и местного самоуправления по решению задач физического воспитания и спортивной подготовки населения. Такое положение приводит к большим затруднениям в реализации принципа непрерывности и преемственности физического воспитания различных возрастных групп граждан на всех этапах их жизнедеятельности, определенного в Федеральном законе "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", и ограниченному использованию физической культуры и спорта на благо жителей Ленинградской области.
С учетом изложенного представляется необходимым:
обеспечить координацию направлений деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления, связанных с управлением физическим воспитанием и спортом в рамках решения общих задач;
распределить полномочия и ответственность между органами государственного управления (субъектами бюджетного финансирования) и ведомствами различных уровней, действующими на территории Ленинградской области;
разработать, апробировать и узаконить нормативы обеспечения отрасли со стороны Правительства Ленинградской области и администраций муниципальных образований;
разработать и внедрить в практику систему областных контрактов со спортсменами, проходящими подготовку на уровне высшего спортивного мастерства и спортивного совершенствования.
В последнее время наблюдается положительная динамика финансирования из средств областного бюджета по статье "Физическая культура и спорт". Так, в 1997 году исполнение бюджета составила 44 процента, в 1998году - 57 процентов, в 1999 году - 78 процентов и в 2000 году - 130 процентов. Сумма бюджетных расходов Правительства Ленинградской области и администраций 29 муниципальных образований области составили в 1999 году 21368,8 тысячи рублей, или 0,32 процента расходной части их суммарного бюджета. В среднем на каждого жителя Ленинградской области эти расходы были равны 12,6 рубля. Основная нагрузка финансирования отрасли в Ленинградской области приходится на муниципальные образования - 87 процентов суммарных расходов на физическую культуру и спорт и лишь 13 процентов - на Правительство Ленинградской области.
Общие расходы на содержание детско-юношеских спортивных школ Ленинградской области составили в 1999 году 18028,9 тысячи рублей. Вклад Правительства Ленинградской области - 1753 тысячи рублей (9,7 процента), добровольных спортивных обществ профсоюзов (из средств социального страхования) -2661 тысяча рублей (14,8 процента ) и муниципальных образований - 13615 тысяч рублей (75,5 процента).