Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ  


от 26 октября 2000 года N 23


О продлении региональной целевой программы
"Безопасное материнство" на 2001- 2002 годы

____________________________________________________________________
Утратило силу с 10 марта 2011 года на основании
постановления Правительства Ленинградской области
 от 10 марта 2011 года N 44

____________________________________________________________________



В связи с актуальностью вопросов низкой рождаемости, репродуктивного здоровья женщин, патологии беременности и родов, обуславливающих материнскую смертность и перинатальные потери, в целях комплексного решения проблемы безопасного материнства в Ленинградской области и в развитие президентской программы "Дети России", утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 1994 года N 1696 (продлена Указом Президента Российской Федерации от 15 января 1998 года N 29), Правительство Ленинградской области

постановляет:

1. Продлить региональную целевую программу "Безопасное материнство" (утверждена постановлением Правительства Ленинградской области от 24 июня 1999 года N 59) на 2001-2002 годы, утвердив программу в прилагаемой редакции.

2. Комитету по экономике и инвестициям совместно с комитетом финансов предусмотреть в проектах областных бюджетов на 2001 и 2002 годы ассигнования, необходимые на реализацию программы.

3. Комитету финансов осуществлять финансирование мероприятий программы в объемах, предусматриваемых областными бюджетами на 2001 и 2002 годы.

4. Комитету по здравоохранению:

4.1. Обеспечить заключение с главами муниципальных образований договоров на выполнение мероприятий, предусмотренных региональной целевой программой "Безопасное материнство" на 2001-2002 годы.

4.2. Обеспечить контроль за выполнением программы и целевым использованием средств, выделенных на ее реализацию.

5. Рекомендовать главам администраций муниципальных образований разработать и утвердить территориальную программу "Безопасное материнство" на 2001-2002 годы, обеспечить максимальное участие в финансировании мероприятий программы за счет средств бюджетов муниципальных образований и внебюджетных источников.

6. Контроль за исполнением постановления возложить на вице-губернатора Ленинградской области Пустотина Н.И.

О ходе выполнения программы информировать Правительство Ленинградской области ежегодно  в первом квартале года, следующего за отчетным.


Губернатор
Ленинградской области
В.Сердюков

     

УТВЕРЖДЕНА
в редакции постановления
Правительства
Ленинградской области
от 26 октября 2000 года N 23
(приложение)

Региональная целевая программа
"Безопасное материнство"
на 2001-2002 годы

     

ПАСПОРТ
региональной целевой программы "Безопасное материнство"
на 2001-2002 годы

Полное наименование программы

  

Региональная целевая программа
“Безопасное материнство” на 2001-2002 годы

Основания для разработки

Приказ Минздравмедпрома России  от 29 марта 1996 года N 110 “О президентской программе “Дети России", приложение 4 к приказу,

приложение 10 к президентской программе “Дети России”;
Указ Президента Российской Федерации от 15 октября 1998 года* N 29 “О президентской программе “Дети России” на 1998-2000 годы"

_________________

* Вероятно ошибка оригинала. Следует читать: от 15 января 1998 года. Примечание "Кодекс".          

Период реализации программы

2001-2002 годы

Цель программы

Разработка дополнительных мер государственной поддержки семьи, материнства и детства

Основные задачи, мероприятия программы

Совершенствование организации и качества оказания акушерско-гинекологической помощи, организация областного перинатального центра;
оснащение новейшей диагностической  и эндоскопической аппаратурой для интенсивного наблюдения и лечения новорожденных;
закупка лекарственных средств для обеспечения "безопасных родов";
продление формирования службы планирования семьи в Ленинградской  области;
обеспечение подростков и социально незащищенных женщин средствами гормональной контрацепции;
повышение квалификации медицинских работников

Объем финансовых ресурсов по программе на 2001 год

9806,24 тысячи рублей, в том числе из областного бюджета 7000,0 тысячи рублей

Объем финансовых ресурсов, необходимых для завершения программы

23486,24 тысячи рублей ,в том числе из областного бюджета 17854,0 тысячи рублей

Ожидаемые конечные результаты, социальный и экономический эффект, важнейшие целевые показатели программы


Реализация мероприятий программы позволит:
     укрепить материально-техническую базу учреждений родовспоможения;
     обеспечить современный уровень организации и качества акушерско-гинекологической помощи вне, во время беременности и в родах, пренатальной  и перинатальной помощи;

  

       сохранить на низком уровне показатели перинатальной и младенческой смертности в пределах 11  и 12 промили  соответственно;
       уменьшить риск материнской и перинатальной заболеваемости на 15процентов, от абортов (особенно у первобеременных и несовершеннолетних) -  на 20 процентов;
        снизить врожденную патологию, влияющую на уровень инвалидности с детства, на 10-15 процентов;
        снизить уровень осложнений беременности и родов на 15-20 процентов;
        снизить число абортов на 30 процентов от исходящего уровня, особенно у несовершеннолетних и при первой беременности

Разработчик программы

Комитет по здравоохранению Правительства Ленинградской области

Срок разработки программы

2000 год

Представитель заказчика программы

Комитет по здравоохранению Правительства Ленинградской области

Основной исполнитель и соисполнители программы

Комитет по здравоохранению Правительства Ленинградской области,

комитет по труду и социальной защите населения  Ленинградской области,

органы местного самоуправления

Фамилия, имя, отчество, должность, телефон руководителя программы

Шишкина Ольга Степановна - начальник сектора организации медицинской помощи матерям и детям комитета по здравоохранению Правительства Ленинградской области, телефон 275-28-67

Постановление о продлении программы

Продлена постановлением Правительства  Ленинградской области от  26 октября 2000 года N 23

Система организации контроля за выполнением программы

Общий контроль за выполнением программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области, курирующий социальные вопросы. Для осуществления оперативного контроля  руководители учреждений и служб, участвующих в программе, представляют ежеквартально в комитет по здравоохранению Правительства Ленинградской области сведения о выполнении мероприятий и финансировании программы.

Комитет по здравоохранению Правительства Ленинградской области ежеквартально направляет информацию о ходе финансирования и выполнения программы в комитет по экономике и инвестициям Ленинградской области



Раздел I. Анализ состояния родовспоможения в Ленинградской области

Концепция безопасного материнства, сформированная Всемирной организацией здравоохранения, направлена на решение самых острых проблем охраны здоровья матери и ребенка - охрану репродуктивного здоровья, безопасное материнство, профилактику инвалидности, улучшение положения и здоровья женщин и детей.

Как показала практика, решение приоритетных задач по охране здоровья матери и ребенка в условиях неустойчивого развития экономики, падения рождаемости и высокого уровня общей смертности населения наиболее оптимально в рамках целевых программ, что позволяет сосредоточить материальные и финансовые ресурсы на решении наиболее острых проблем.

На территории Ленинградской области программа "Безопасное материнство" реализуется с 1996 года. Постановлением Правительства Ленинградской области от 24 июня 1999 года N 59 утверждена региональная целевая программа "Безопасное материнство" на 1999-2000 годы.

Проводимые комплексные мероприятия по программе позволяют:

сохранить показатели перинатальной и младенческой смертности на низком уровне: показатель перинатальной смертности за 1999 год составил 10,8 на 1000 родов (за 1998 год - 9,75; за 1997 год - 11,18); показатель младенческой смертности за 1999 год - 11,8 на 1000 родившихся живыми (за 1998 год - 10,45; за 1997 год - 11,64);

уменьшить степень риска материнской заболеваемости и смертности: по сравнению с 1997 годом показатель материнской смертности снизился в 2,2 раза и составил в 1999 году 27,06 на 100 тысяч родивших (в 1997 году - 59,8).

За 1999 год отмечено снижение родового травматизма в два раза. Распространение идеологии безопасного материнства способствовало развитию перинатальной помощи на основе психологически комфортного (физиологического) родоразрешения, совместного пребывания матери и ребенка, раннего прикладывания новорожденного к груди и др.

В результате реализации программы снизилось в абсолютных цифрах на 2189 число абортов и, что особенно важно, в сравнении с 1997 годом в возрастной группе подростков до 14 лет - на 39,2 процента, 15-17 лет - на 23 процента, криминальных абортов - на 19,7 процента.

Улучшилось оснащение родовспомогательных учреждений Ленинградской области современным медицинским оборудованием (ультразвуковая, эндоскопическая, наркозно-дыхательная аппаратура, фетальные мониторы, кардиомониторы, кювезы и др.), что способствовало внедрению современных технологий сохранения и восстановления репродуктивной функции, перинатальных технологий. Отработана система пренатальной диагностики на уровне районов. В областной клинической больнице открыта лаборатория пренатальной диагностики с медико-генетическим обследованием.

Однако в создавшемся социально-экономическом положении в течение последних 10 лет в Ленинградской области наблюдается существенное изменение тенденций в репродуктивном поведении населения - сокращение числа женщин и семей, желающих иметь детей. Показатель рождаемости в 1999 году составил 6,6 на 1000 населения (в 1990 году - 11,0; в 1995 году - 7,1).

Ухудшение показателей воспроизводства населения происходит на фоне снижения качества репродуктивного здоровья женщин - увеличивается количество гинекологических заболеваний, бесплодия, осложнений беременности, родов и послеродового периода. Качество здоровья беременных отражает продолжающееся снижение числа нормальных родов, которое в целом по области в 1999 году составило 36,4 процента, а в крупных акушерских стационарах (города Гатчина, Всеволожск) этот показатель не достигает 20 процентов.

На высоком уровне сохраняется невынашивание - 8 процентов, намечается рост преждевременных родов - 7,7 процента по сравнению с 6,8 процента в 1998 году. Удельный вес экстрогенитальной патологии у беременных в 1999 году составил 54,6 процента, более 50 процентов из них имеют по 2-3 заболевания. Неудовлетворительное состояние питания женщин, особенно при беременности, обуславливает высокий уровень заболеваемости анемией (44,9 процента к числу закончивших беременность в 1999 году).

Неблагоприятным фоном является рост социально обусловленных заболеваний - инфекций, передаваемых половым путем, включая СПИД, наркомании, алкоголизма, в том числе у беременных.

Изложенное влияет на рост мертворождаемости и перинатальной заболеваемости. Показатель заболеваемости новорожденных в 1999 году составил 279,9 процента на 1000. В структуре заболеваемости и младенческой смертности определяющими причинами являются состояния, возникающие в перинатальном периоде, и врожденные пороки развития. Рост заболеваемости новорожденных влияет на увеличение числа детей с хронической патологией, инвалидов с детства, на ухудшение генофонда.

Одним из основных показателей, характеризующих качество медицинской помощи женщинам и состояние их здоровья, является материнская смертность. Несмотря на имеющуюся тенденцию к стабилизации этого показателя в Ленинградской области, среди причин кровотечение и гестозы, развивающиеся на фоне экстрогенитальной патологии, являются основными. Сохраняется высокий уровень кровотечений в родах в основном у женщин с экстрогенитальной патологией.

Проблема абортов не только для Ленинградской области, но и для России, особенно на фоне низкой рождаемости, имеет национальный характер. Сохраняется высокий уровень абортов, несмотря на абсолютное снижение их числа (1998 год - 64,05; 1999 год - 59,8 на 1000 женщин фертильного возраста), высокий уровень осложнений после абортов - более 70 процентов женщин страдают воспалениями женской половой сферы, высокий уровень эндокринных нарушений, невынашивания беременности, бесплодия. В общей структуре материнской смертности в 40 процентах случаев смерть обусловлена абортами, в том числе криминальными.

Одна из основных причин высокого уровня абортов и смертности после абортов - недостаточное использование современных гормональных средств контрацепции (1998 год - 33 процента, 1999 год - 30,3 процента).

Существующий потенциал службы охраны здоровья женщин, ее материально-техническое оснащение в районах области не в полной мере соответствуют современным требованиям, предъявляемым к учреждениям, оказывающим специализированную помощь женщинам. Необходимы подготовка и специализация медицинских кадров акушеров-гинекологов, акушерок, обучение врачей других специальностей, педагогов, социальных работников основам планирования семьи, половому воспитанию, а также внедрение системы информированного обеспечения населения по вопросам безопасности материнства.

Низкий уровень здоровья женщин репродуктивного возраста, распространенность абортов, патологии беременности и родов, обуславливающие материнскую смертность и перинатальные потери, являются основаниями для продолжения комплекса государственных мер неотложного и перспективного характера, утверждения их как целевой региональной программы "Безопасное материнство" на 2001-2002 годы.

Раздел II. Цель и задачи программы


Цель региональной целевой программы "Безопасное материнство" на 2001-2002 годы (далее - программа) заключается в принятии комплекса дополнительных мер государственной поддержки, направленных на защиту, сохранение и укрепление здоровья женщин и детей, охрану репродуктивного здоровья, создание условий для рождения желанных и здоровых детей, профилактику и снижение абортов, материнской и перинатальной смертности.

Программа предусматривает решение следующих задач:

совершенствование организации и качества оказания акушерско-гинекологической помощи за счет внедрения современных технологий сохранения и восстановления репродуктивной функции, перинатальных технологий, укрепления материально-технической базы родовспомогательных учреждений;

организация областного перинатального центра на базе Всеволожского родильного дома;

оснащение новейшей диагностической и эндоскопической аппаратурой, аппаратурой для интенсивного наблюдения и лечения новорожденных;

оснащение медико-генетического кабинета и проведение медико-генетического обследования супругов с целью предупреждения рождения детей с врожденной патологией;

реабилитация больных при гинекологических заболеваниях как основа профилактики акушерских  осложнений, материнской и перинатальной заболеваемости и смертности;

закупка лекарственных средств для обеспечения "безопасных родов";

продления формирования службы планирования семьи в Ленинградской области с государственными и общественными структурами с целью создания условий регулирования рождаемости методами и средствами контрацепции, сохранения репродуктивного здоровья, рождения только желанных и здоровых детей;

обеспечение подростков и социально незащищенных женщин средствами гормональной контрацепции;

подготовка и специализация медицинских кадров акушеров-гинекологов, акушерок, врачей-неонатологов, анестезиологов-реаниматологов, работающих в сфере охраны материнства и детства;

информационное обеспечение населения по вопросам безопасного материнства, здорового образа жизни, планирования семьи, сексуального и репродуктивного здоровья, ответственности родителей за рождение здорового ребенка.

     

Раздел III. Основные направления программы

1. Принятие мер государственной поддержки безопасного материнства, разрабатываемых Минздравом России, предоставление льгот и увеличение размеров компенсаций для отдельных категорий беременных женщин;

предоставление органам местного самоуправления Ленинградской области рекомендаций по улучшению положения и состояния здоровья беременных женщин, созданию школ для подготовки к семейной жизни, молодежных центров планирования семьи и др.

2. Совершенствование организации и качества оказания акушерско-гинекологической помощи:

продолжение совершенствования амбулаторно-поликлинической и стационарной акушерско-гинекологической помощи, основанной на оптимизации деятельности первичной медико-профилактической службы на всех уровнях, реструктуризации, внедрении современных технологий сохранения и восстановления репродуктивной функции, перинатальных технологий;

проведение работы в соответствии с федеральными стандартами качества оказания медицинской помощи во время беременности, родов, в послеродовой период, гинекологической помощи детям и подросткам;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»