Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ


от 24 июня 1999 года N 59


О региональной целевой программе
"Безопасное материнство" на 1999-2000 годы

(с изменениями на 23 мая 2002 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 10 марта 2011 года на основании
постановления Правительства Ленинградской области
 от 10 марта 2011 года N 44

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________
     Документ с изменениями, внесенными:
     постановлением Правительства Ленинградской области от 26 октября 2000 года N 23;
     постановлением Правительства Ленинградской области от 23 мая 2002 года N 76.
____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

На основании постановления Правительства Ленинградской области от 26 октября 2000 года N 23 продлевается на 2001-2002 годы региональная целевая программа "Безопасное материнство"

____________________________________________________________________


В целях комплексного решения проблемы безопасного материнства в Ленинградской области, создания условий для рождения здоровых и желанных детей без отрицательного влияния на здоровье женщин и в развитие президентской программы "Дети России", утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 1994 года N 1696 (продлена Указом Президента Российской Федерации от 15 января 1998 года N 29) Правительство Ленинградской области

постановляет:

1. Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Безопасное материнство" на 1999-2000 годы.

2. Комитету по здравоохранению совместно с комитетом финансов:

2.1. Подготовить до 1 июля 1999 года предложения по перераспределению расходов областного бюджета текущего года по разделу 31 "Комитет по здравоохранению" на финансирование программы.

2.2. Предусмотреть в проекте областного бюджета на 2000 год ассигнования, необходимые на реализацию программы.

3. Рекомендовать главам администраций муниципальных образований разработать и утвердить территориальные целевые программы "Безопасное материнство" на 1999-2000 годы. Предусмотреть их частичное финансирование за счет средств бюджетов муниципальных образований.

4. Контроль за исполнением постановления возложить на вице-губернатора Ленинградской области по социальному развитию Воронцова А.В.

Исполняющий обязанности
Губернатора Ленинградской области
В.Сердюков

     

Утверждена
постановлением Правительства
Ленинградской области
от 24 июня 1999 года N 59

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Безопасное материнство"
на 2001-2002 годы

(в редакции постановления Правительства
 Ленинградской области от 26 октября 2000 года N 23
)
(с изменениями на 23 мая 2002 года)

ПАСПОРТ
региональной целевой программы "Безопасное материнство"
на 2001-2002 годы

(в редакции постановления Правительства Ленинградской области от 23 мая 2002 года N 76

 - см. предыдущую редакцию)

Полное наименование
программы

Региональная целевая программа "Безопасное материнство" на 2001-2002 годы

Основания для разработки
программы

Указ Президента Российской Федерации от 15 октября 1998 года N 29 "О президентской программе "Дети России" на 1998-2000 годы",

_________________

* Вероятно ошибка оригинала. Следует читать: от 15 января 1998 года .- Примечание "Кодекс".       


постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2000 года N 625 "О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001-2002 годы",

приказ Минздрава России от 20 апреля 2001 года N 124 "О федеральных целевых программах по улучшению положения детей в Российской Федерации на 2001-2002 годы"

Период реализации программы

2001-2002 годы

Цель программы

Государственная поддержка материнства и детства, создание условий для охраны здоровья матери и рождения здоровых детей, охрана репродуктивного здоровья, предупреждение и снижение материнской и младенческой заболеваемости и смертности

Основные задачи, мероприятия программы

Совершенствование организации и качества оказания акушерско-гинекологической помощи:
оснащение новейшей лечебно-диагностической и эндоскопической аппаратурой для интенсивного наблюдения и лечения беременных и новорожденных;

закупка лекарственных средств для обеспечения "безопасных родов";

продление формирования службы планирования семьи в Ленинградской области;
обеспечение подростков и социально незащищенных женщин средствами гормональной контрацепции;

повышение квалификации медицинских работников

Объем финансовых ресурсов, необходимых для завершения программы, на 2002 год

15754,36 тысячи рублей, в том числе:

федеральный бюджет - 500,0 тысячи рублей;

областной бюджет - 10900,0 тысячи рублей,

бюджеты муниципальных образований - 2354,3 тысячи рублей;

прочие источники финансирования - 2000,06 тысячи рублей)

Объем освоенных финансовых ресурсов за период действия программы

66675,1 тысячи рублей, в том числе:

федеральный бюджет - 4294,1 тысячи рублей;

областной бюджет - 49547,1 тысячи рублей;

бюджеты муниципальных образований - 4038,9 тысячи рублей;

прочие источники финансирования - 8795,0 тысячи рублей

Ожидаемые конечные результаты, социальный и экономический эффект, важнейшие целевые показатели программы














Реализация мероприятий программы позволит:

укрепить материально-техническую базу учреждений родовспоможения;

обеспечить современный уровень организации и качества акушерско-гинекологической помощи вне, во время беременности и в родах, пренатальной и перинатальной помощи;

сохранить на низком уровне показатели перинатальной и младенческой смертности в пределах 11,5 и 12 промили соответственно;

уменьшить риск материнской и перинатальной заболеваемости на 15 процентов;

снизить врожденную патологию, влияющую на уровень инвалидности с детства, на 10-15 процентов;

снизить уровень осложнений беременности и родов на 15-20 процентов;

снизить число абортов на 15 процентов от исходящего уровня, особенно у несовершеннолетних и при первой беременности

Разработчик программы

Комитет по здравоохранению Правительства Ленинградской области

Сроки разработки программы

2001 год

Представитель заказчика программы

Комитет по здравоохранению Правительства Ленинградской области

Основной исполнитель и соисполнители программы

Комитет по здравоохранению Правительства Ленинградской области, органы местного самоуправления

Фамилия, имя, отчество, должность, телефон руководителя программы

Шишкина Ольга Степановна - начальник сектора организации медицинской помощи матерям и детям комитета по здравоохранению, телефон 275-28-67

Постановление об утверждении (продлении) программы

Утверждена постановлением Правительства Ленинградской области от 24 июня 1999 года N 59, продлена постановлением Правительства Ленинградской области от 26 октября 2000 года N 23

Система организации контроля за выполнением программы

Общий контроль за выполнением программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области, курирующий социальные вопросы.

Для осуществления оперативного контроля руководители учреждений и служб, участвующих в программе, представляют ежеквартально в комитет по здравоохранению Правительства Ленинградской области сведения о выполнении мероприятий и финансировании программы.

Комитет по здравоохранению Правительства Ленинградской области ежеквартально направляет информацию о ходе финансирования и выполнения программы в комитет по экономике и инвестициям Ленинградской области

     

Раздел I. Анализ состояния родовспоможения в Ленинградской области

Концепция безопасного материнства, сформированная Всемирной организацией здравоохранения, направлена на решение самых острых проблем охраны здоровья матери и ребенка - охрану репродуктивного здоровья, безопасное материнство, профилактику инвалидности, улучшение положения и здоровья женщин и детей.

Как показала практика, решение приоритетных задач по охране здоровья матери и ребенка в условиях неустойчивого развития экономики, падения рождаемости и высокого уровня общей смертности населения наиболее оптимально в рамках целевых программ, что позволяет сосредоточить материальные и финансовые ресурсы на решении наиболее острых проблем.

На территории Ленинградской области программа "Безопасное материнство" реализуется с 1996 года. Постановлением Правительства Ленинградской области от 24 июня 1999 года N 59 утверждена региональная целевая программа "Безопасное материнство" на 1999-2000 годы.

Проводимые комплексные мероприятия по программе позволяют:

сохранить показатели перинатальной и младенческой смертности на низком уровне: показатель перинатальной смертности за 1999 год составил 10,8 на 1000 родов (за 1998 год - 9,75; за 1997 год - 11,18); показатель младенческой смертности за 1999 год - 11,8 на 1000 родившихся живыми (за 1998 год - 10,45; за 1997 год - 11,64);

уменьшить степень риска материнской заболеваемости и смертности: по сравнению с 1997 годом показатель материнской смертности снизился в 2,2 раза и составил в 1999 году 27,06 на 100 тысяч родивших (в 1997 году - 59,8).

За 1999 год отмечено снижение родового травматизма в два раза. Распространение идеологии безопасного материнства способствовало развитию перинатальной помощи на основе психологически комфортного (физиологического) родоразрешения, совместного пребывания матери и ребенка, раннего прикладывания новорожденного к груди и др.

В результате реализации программы снизилось в абсолютных цифрах на 2189 число абортов и, что особенно важно, в сравнении с 1997 годом в возрастной группе подростков до 14 лет - на 39,2 процента, 15-17 лет - на 23 процента, криминальных абортов - на 19,7 процента.

Улучшилось оснащение родовспомогательных учреждений Ленинградской области современным медицинским оборудованием (ультразвуковая, эндоскопическая, наркозно-дыхательная аппаратура, фетальные мониторы, кардиомониторы, кювезы и др.), что способствовало внедрению современных технологий сохранения и восстановления репродуктивной функции, перинатальных технологий. Отработана система пренатальной диагностики на уровне районов. В областной клинической больнице открыта лаборатория пренатальной диагностики с медико-генетическим обследованием.

Однако в создавшемся социально-экономическом положении в течение последних 10 лет в Ленинградской области наблюдается существенное изменение тенденций в репродуктивном поведении населения - сокращение числа женщин и семей, желающих иметь детей. Показатель рождаемости в 1999 году составил 6,6 на 1000 населения (в 1990 году - 11,0; в 1995 году - 7,1).

Ухудшение показателей воспроизводства населения происходит на фоне снижения качества репродуктивного здоровья женщин - увеличивается количество гинекологических заболеваний, бесплодия, осложнений беременности, родов и послеродового периода. Качество здоровья беременных отражает продолжающееся снижение числа нормальных родов, которое в целом по области в 1999 году составило 36,4 процента, а в крупных акушерских стационарах (города Гатчина, Всеволожск) этот показатель не достигает 20 процентов.

На высоком уровне сохраняется невынашивание - 8 процентов, намечается рост преждевременных родов - 7,7 процента по сравнению с 6,8 процента в 1998 году. Удельный вес экстрогенитальной патологии у беременных в 1999 году составил 54,6 процента, более 50 процентов из них имеют по 2-3 заболевания. Неудовлетворительное состояние питания женщин, особенно при беременности, обуславливает высокий уровень заболеваемости анемией (44,9 процента к числу закончивших беременность в 1999 году).

Неблагоприятным фоном является рост социально обусловленных заболеваний - инфекций, передаваемых половым путем, включая СПИД, наркомании, алкоголизма, в том числе у беременных.

Изложенное влияет на рост мертворождаемости и перинатальной заболеваемости. Показатель заболеваемости новорожденных в 1999 году составил 279,9 процента на 1000. В структуре заболеваемости и младенческой смертности определяющими причинами являются состояния, возникающие в перинатальном периоде, и врожденные пороки развития. Рост заболеваемости новорожденных влияет на увеличение числа детей с хронической патологией, инвалидов с детства, на ухудшение генофонда.

Одним из основных показателей, характеризующих качество медицинской помощи женщинам и состояние их здоровья, является материнская смертность. Несмотря на имеющуюся тенденцию к стабилизации этого показателя в Ленинградской области, среди причин кровотечение и гестозы, развивающиеся на фоне экстрогенитальной патологии, являются основными. Сохраняется высокий уровень кровотечений в родах в основном у женщин с экстрогенитальной патологией.

Проблема абортов не только для Ленинградской области, но и для России, особенно на фоне низкой рождаемости, имеет национальный характер. Сохраняется высокий уровень абортов, несмотря на абсолютное снижение их числа (1998 год - 64,05; 1999 год - 59,8 на 1000 женщин фертильного возраста), высокий уровень осложнений после абортов - более 70 процентов женщин страдают воспалениями женской половой сферы, высокий уровень эндокринных нарушений, невынашивания беременности, бесплодия. В общей структуре материнской смертности в 40 процентах случаев смерть обусловлена абортами, в том числе криминальными.

Одна из основных причин высокого уровня абортов и смертности после абортов - недостаточное использование современных гормональных средств контрацепции (1998 год - 33 процента, 1999 год - 30,3 процента).

Существующий потенциал службы охраны здоровья женщин, ее материально-техническое оснащение в районах области не в полной мере соответствуют современным требованиям, предъявляемым к учреждениям, оказывающим специализированную помощь женщинам. Необходимы подготовка и специализация медицинских кадров акушеров-гинекологов, акушерок, обучение врачей других специальностей, педагогов, социальных работников основам планирования семьи, половому воспитанию, а также внедрение системы информированного обеспечения населения по вопросам безопасности материнства.

Низкий уровень здоровья женщин репродуктивного возраста, распространенность абортов, патологии беременности и родов, обуславливающие материнскую смертность и перинатальные потери, являются основаниями для продолжения комплекса государственных мер неотложного и перспективного характера, утверждения их как целевой региональной программы "Безопасное материнство" на 2001-2002 годы.

Раздел II. Цель и задачи программы


Цель региональной целевой программы "Безопасное материнство" на 2001-2002 годы (далее - программа) заключается в принятии комплекса дополнительных мер государственной поддержки, направленных на защиту, сохранение и укрепление здоровья женщин и детей, охрану репродуктивного здоровья, создание условий для рождения желанных и здоровых детей, профилактику и снижение абортов, материнской и перинатальной смертности.

Программа предусматривает решение следующих задач:

совершенствование организации и качества оказания акушерско-гинекологической помощи за счет внедрения современных технологий сохранения и восстановления репродуктивной функции, перинатальных технологий, укрепления материально-технической базы родовспомогательных учреждений;

организация областного перинатального центра на базе Всеволожского родильного дома;

оснащение новейшей диагностической и эндоскопической аппаратурой, аппаратурой для интенсивного наблюдения и лечения новорожденных;

оснащение медико-генетического кабинета и проведение медико-генетического обследования супругов с целью предупреждения рождения детей с врожденной патологией;

реабилитация больных при гинекологических заболеваниях как основа профилактики акушерских  осложнений, материнской и перинатальной заболеваемости и смертности;

закупка лекарственных средств для обеспечения "безопасных родов";

продления формирования службы планирования семьи в Ленинградской области с государственными и общественными структурами с целью создания условий регулирования рождаемости методами и средствами контрацепции, сохранения репродуктивного здоровья, рождения только желанных и здоровых детей;

обеспечение подростков и социально незащищенных женщин средствами гормональной контрацепции;

подготовка и специализация медицинских кадров акушеров-гинекологов, акушерок, врачей-неонатологов, анестезиологов-реаниматологов, работающих в сфере охраны материнства и детства;

информационное обеспечение населения по вопросам безопасного материнства, здорового образа жизни, планирования семьи, сексуального и репродуктивного здоровья, ответственности родителей за рождение здорового ребенка.

     

Раздел III. Основные направления программы

1. Принятие мер государственной поддержки безопасного материнства, разрабатываемых Минздравом России, предоставление льгот и увеличение размеров компенсаций для отдельных категорий беременных женщин;

предоставление органам местного самоуправления Ленинградской области рекомендаций по улучшению положения и состояния здоровья беременных женщин, созданию школ для подготовки к семейной жизни, молодежных центров планирования семьи и др.

2. Совершенствование организации и качества оказания акушерско-гинекологической помощи:

продолжение совершенствования амбулаторно-поликлинической и стационарной акушерско-гинекологической помощи, основанной на оптимизации деятельности первичной медико-профилактической службы на всех уровнях, реструктуризации, внедрении современных технологий сохранения и восстановления репродуктивной функции, перинатальных технологий;

проведение работы в соответствии с федеральными стандартами качества оказания медицинской помощи во время беременности, родов, в послеродовой период, гинекологической помощи детям и подросткам;

дальнейшее развитие консультативно-диагностических служб, дневных стационаров с расширением акушерско-гинекологической помощи в амбулаторных условиях; оказание специализированных видов медицинской помощи (профилактика и ранняя диагностика врожденных пороков развития, репродуктивной системы у детей и подростков, онкологических заболеваний, медико-генетическое обследование);

организация областного перинатального центра на базе Всеволожского родильного дома;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»