от 24 июня 1999 года N 59
О региональной целевой программе
"Безопасное материнство" на 1999-2000 годы
(с изменениями на 23 мая 2002 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 10 марта 2011 года на основании
постановления Правительства Ленинградской области
от 10 марта 2011 года N 44
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Ленинградской области от 26 октября 2000 года N 23;
постановлением Правительства Ленинградской области от 23 мая 2002 года N 76.
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
На основании постановления Правительства Ленинградской области от 26 октября 2000 года N 23 продлевается на 2001-2002 годы региональная целевая программа "Безопасное материнство"
____________________________________________________________________
В целях комплексного решения проблемы безопасного материнства в Ленинградской области, создания условий для рождения здоровых и желанных детей без отрицательного влияния на здоровье женщин и в развитие президентской программы "Дети России", утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 1994 года N 1696 (продлена Указом Президента Российской Федерации от 15 января 1998 года N 29) Правительство Ленинградской области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Безопасное материнство" на 1999-2000 годы.
2. Комитету по здравоохранению совместно с комитетом финансов:
2.1. Подготовить до 1 июля 1999 года предложения по перераспределению расходов областного бюджета текущего года по разделу 31 "Комитет по здравоохранению" на финансирование программы.
2.2. Предусмотреть в проекте областного бюджета на 2000 год ассигнования, необходимые на реализацию программы.
3. Рекомендовать главам администраций муниципальных образований разработать и утвердить территориальные целевые программы "Безопасное материнство" на 1999-2000 годы. Предусмотреть их частичное финансирование за счет средств бюджетов муниципальных образований.
4. Контроль за исполнением постановления возложить на вице-губернатора Ленинградской области по социальному развитию Воронцова А.В.
Исполняющий обязанности
Губернатора Ленинградской области
В.Сердюков
Утверждена
постановлением Правительства
Ленинградской области
от 24 июня 1999 года N 59
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА
"Безопасное материнство"
на 2001-2002 годы
(в редакции постановления Правительства
Ленинградской области от 26 октября 2000 года N 23)
(с изменениями на 23 мая 2002 года)
(в редакции постановления Правительства Ленинградской области от 23 мая 2002 года N 76
- см. предыдущую редакцию)
Полное наименование | Региональная целевая программа "Безопасное материнство" на 2001-2002 годы |
Основания для разработки | _________________ * Вероятно ошибка оригинала. Следует читать: от 15 января 1998 года .- Примечание "Кодекс".
|
Период реализации программы | 2001-2002 годы |
Цель программы | Государственная поддержка материнства и детства, создание условий для охраны здоровья матери и рождения здоровых детей, охрана репродуктивного здоровья, предупреждение и снижение материнской и младенческой заболеваемости и смертности |
Основные задачи, мероприятия программы | Совершенствование организации и качества оказания акушерско-гинекологической помощи: |
Объем финансовых ресурсов, необходимых для завершения программы, на 2002 год | 15754,36 тысячи рублей, в том числе: |
Объем освоенных финансовых ресурсов за период действия программы | 66675,1 тысячи рублей, в том числе: |
Ожидаемые конечные результаты, социальный и экономический эффект, важнейшие целевые показатели программы | Реализация мероприятий программы позволит: |
Разработчик программы | Комитет по здравоохранению Правительства Ленинградской области |
Сроки разработки программы | 2001 год |
Представитель заказчика программы | Комитет по здравоохранению Правительства Ленинградской области |
Основной исполнитель и соисполнители программы | Комитет по здравоохранению Правительства Ленинградской области, органы местного самоуправления |
Фамилия, имя, отчество, должность, телефон руководителя программы | Шишкина Ольга Степановна - начальник сектора организации медицинской помощи матерям и детям комитета по здравоохранению, телефон 275-28-67 |
Постановление об утверждении (продлении) программы | Утверждена постановлением Правительства Ленинградской области от 24 июня 1999 года N 59, продлена постановлением Правительства Ленинградской области от 26 октября 2000 года N 23 |
Система организации контроля за выполнением программы | Общий контроль за выполнением программы осуществляет вице-губернатор Ленинградской области, курирующий социальные вопросы. |
Концепция безопасного материнства, сформированная Всемирной организацией здравоохранения, направлена на решение самых острых проблем охраны здоровья матери и ребенка - охрану репродуктивного здоровья, безопасное материнство, профилактику инвалидности, улучшение положения и здоровья женщин и детей.
Как показала практика, решение приоритетных задач по охране здоровья матери и ребенка в условиях неустойчивого развития экономики, падения рождаемости и высокого уровня общей смертности населения наиболее оптимально в рамках целевых программ, что позволяет сосредоточить материальные и финансовые ресурсы на решении наиболее острых проблем.
На территории Ленинградской области программа "Безопасное материнство" реализуется с 1996 года. Постановлением Правительства Ленинградской области от 24 июня 1999 года N 59 утверждена региональная целевая программа "Безопасное материнство" на 1999-2000 годы.
Проводимые комплексные мероприятия по программе позволяют:
сохранить показатели перинатальной и младенческой смертности на низком уровне: показатель перинатальной смертности за 1999 год составил 10,8 на 1000 родов (за 1998 год - 9,75; за 1997 год - 11,18); показатель младенческой смертности за 1999 год - 11,8 на 1000 родившихся живыми (за 1998 год - 10,45; за 1997 год - 11,64);
уменьшить степень риска материнской заболеваемости и смертности: по сравнению с 1997 годом показатель материнской смертности снизился в 2,2 раза и составил в 1999 году 27,06 на 100 тысяч родивших (в 1997 году - 59,8).
За 1999 год отмечено снижение родового травматизма в два раза. Распространение идеологии безопасного материнства способствовало развитию перинатальной помощи на основе психологически комфортного (физиологического) родоразрешения, совместного пребывания матери и ребенка, раннего прикладывания новорожденного к груди и др.
В результате реализации программы снизилось в абсолютных цифрах на 2189 число абортов и, что особенно важно, в сравнении с 1997 годом в возрастной группе подростков до 14 лет - на 39,2 процента, 15-17 лет - на 23 процента, криминальных абортов - на 19,7 процента.
Улучшилось оснащение родовспомогательных учреждений Ленинградской области современным медицинским оборудованием (ультразвуковая, эндоскопическая, наркозно-дыхательная аппаратура, фетальные мониторы, кардиомониторы, кювезы и др.), что способствовало внедрению современных технологий сохранения и восстановления репродуктивной функции, перинатальных технологий. Отработана система пренатальной диагностики на уровне районов. В областной клинической больнице открыта лаборатория пренатальной диагностики с медико-генетическим обследованием.
Однако в создавшемся социально-экономическом положении в течение последних 10 лет в Ленинградской области наблюдается существенное изменение тенденций в репродуктивном поведении населения - сокращение числа женщин и семей, желающих иметь детей. Показатель рождаемости в 1999 году составил 6,6 на 1000 населения (в 1990 году - 11,0; в 1995 году - 7,1).
Ухудшение показателей воспроизводства населения происходит на фоне снижения качества репродуктивного здоровья женщин - увеличивается количество гинекологических заболеваний, бесплодия, осложнений беременности, родов и послеродового периода. Качество здоровья беременных отражает продолжающееся снижение числа нормальных родов, которое в целом по области в 1999 году составило 36,4 процента, а в крупных акушерских стационарах (города Гатчина, Всеволожск) этот показатель не достигает 20 процентов.
На высоком уровне сохраняется невынашивание - 8 процентов, намечается рост преждевременных родов - 7,7 процента по сравнению с 6,8 процента в 1998 году. Удельный вес экстрогенитальной патологии у беременных в 1999 году составил 54,6 процента, более 50 процентов из них имеют по 2-3 заболевания. Неудовлетворительное состояние питания женщин, особенно при беременности, обуславливает высокий уровень заболеваемости анемией (44,9 процента к числу закончивших беременность в 1999 году).
Неблагоприятным фоном является рост социально обусловленных заболеваний - инфекций, передаваемых половым путем, включая СПИД, наркомании, алкоголизма, в том числе у беременных.
Изложенное влияет на рост мертворождаемости и перинатальной заболеваемости. Показатель заболеваемости новорожденных в 1999 году составил 279,9 процента на 1000. В структуре заболеваемости и младенческой смертности определяющими причинами являются состояния, возникающие в перинатальном периоде, и врожденные пороки развития. Рост заболеваемости новорожденных влияет на увеличение числа детей с хронической патологией, инвалидов с детства, на ухудшение генофонда.
Одним из основных показателей, характеризующих качество медицинской помощи женщинам и состояние их здоровья, является материнская смертность. Несмотря на имеющуюся тенденцию к стабилизации этого показателя в Ленинградской области, среди причин кровотечение и гестозы, развивающиеся на фоне экстрогенитальной патологии, являются основными. Сохраняется высокий уровень кровотечений в родах в основном у женщин с экстрогенитальной патологией.
Проблема абортов не только для Ленинградской области, но и для России, особенно на фоне низкой рождаемости, имеет национальный характер. Сохраняется высокий уровень абортов, несмотря на абсолютное снижение их числа (1998 год - 64,05; 1999 год - 59,8 на 1000 женщин фертильного возраста), высокий уровень осложнений после абортов - более 70 процентов женщин страдают воспалениями женской половой сферы, высокий уровень эндокринных нарушений, невынашивания беременности, бесплодия. В общей структуре материнской смертности в 40 процентах случаев смерть обусловлена абортами, в том числе криминальными.
Одна из основных причин высокого уровня абортов и смертности после абортов - недостаточное использование современных гормональных средств контрацепции (1998 год - 33 процента, 1999 год - 30,3 процента).
Существующий потенциал службы охраны здоровья женщин, ее материально-техническое оснащение в районах области не в полной мере соответствуют современным требованиям, предъявляемым к учреждениям, оказывающим специализированную помощь женщинам. Необходимы подготовка и специализация медицинских кадров акушеров-гинекологов, акушерок, обучение врачей других специальностей, педагогов, социальных работников основам планирования семьи, половому воспитанию, а также внедрение системы информированного обеспечения населения по вопросам безопасности материнства.
Низкий уровень здоровья женщин репродуктивного возраста, распространенность абортов, патологии беременности и родов, обуславливающие материнскую смертность и перинатальные потери, являются основаниями для продолжения комплекса государственных мер неотложного и перспективного характера, утверждения их как целевой региональной программы "Безопасное материнство" на 2001-2002 годы.
Цель региональной целевой программы "Безопасное материнство" на 2001-2002 годы (далее - программа) заключается в принятии комплекса дополнительных мер государственной поддержки, направленных на защиту, сохранение и укрепление здоровья женщин и детей, охрану репродуктивного здоровья, создание условий для рождения желанных и здоровых детей, профилактику и снижение абортов, материнской и перинатальной смертности.
Программа предусматривает решение следующих задач:
совершенствование организации и качества оказания акушерско-гинекологической помощи за счет внедрения современных технологий сохранения и восстановления репродуктивной функции, перинатальных технологий, укрепления материально-технической базы родовспомогательных учреждений;
организация областного перинатального центра на базе Всеволожского родильного дома;
оснащение новейшей диагностической и эндоскопической аппаратурой, аппаратурой для интенсивного наблюдения и лечения новорожденных;
оснащение медико-генетического кабинета и проведение медико-генетического обследования супругов с целью предупреждения рождения детей с врожденной патологией;
реабилитация больных при гинекологических заболеваниях как основа профилактики акушерских осложнений, материнской и перинатальной заболеваемости и смертности;
закупка лекарственных средств для обеспечения "безопасных родов";
продления формирования службы планирования семьи в Ленинградской области с государственными и общественными структурами с целью создания условий регулирования рождаемости методами и средствами контрацепции, сохранения репродуктивного здоровья, рождения только желанных и здоровых детей;
обеспечение подростков и социально незащищенных женщин средствами гормональной контрацепции;
подготовка и специализация медицинских кадров акушеров-гинекологов, акушерок, врачей-неонатологов, анестезиологов-реаниматологов, работающих в сфере охраны материнства и детства;
информационное обеспечение населения по вопросам безопасного материнства, здорового образа жизни, планирования семьи, сексуального и репродуктивного здоровья, ответственности родителей за рождение здорового ребенка.
1. Принятие мер государственной поддержки безопасного материнства, разрабатываемых Минздравом России, предоставление льгот и увеличение размеров компенсаций для отдельных категорий беременных женщин;
предоставление органам местного самоуправления Ленинградской области рекомендаций по улучшению положения и состояния здоровья беременных женщин, созданию школ для подготовки к семейной жизни, молодежных центров планирования семьи и др.
2. Совершенствование организации и качества оказания акушерско-гинекологической помощи:
продолжение совершенствования амбулаторно-поликлинической и стационарной акушерско-гинекологической помощи, основанной на оптимизации деятельности первичной медико-профилактической службы на всех уровнях, реструктуризации, внедрении современных технологий сохранения и восстановления репродуктивной функции, перинатальных технологий;
проведение работы в соответствии с федеральными стандартами качества оказания медицинской помощи во время беременности, родов, в послеродовой период, гинекологической помощи детям и подросткам;
дальнейшее развитие консультативно-диагностических служб, дневных стационаров с расширением акушерско-гинекологической помощи в амбулаторных условиях; оказание специализированных видов медицинской помощи (профилактика и ранняя диагностика врожденных пороков развития, репродуктивной системы у детей и подростков, онкологических заболеваний, медико-генетическое обследование);
организация областного перинатального центра на базе Всеволожского родильного дома;