Программа содействия занятости населения Ленинградской области на 1999-2000 годы (далее- Программа) сориентирована на ускорение рыночных преобразований в трудовой сфере в целях осуществления структурных сдвигов в экономике, повышения эффективности труда, изменения трудового менталитета и развития гибкого рынка труда.
Основные положения Программы определены на основании:
Федеральной целевой программы содействия занятости населения Российской Федерации на 1998-2000 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 1998 года N 828;
прогноза ситуации на рынке труда на краткосрочную и среднесрочную перспективу, доведенного письмом заместителя Министра труда и социального развития Российской Федерации от 30 сентября 1998 года N 1916-Пр;
рекомендаций по разработке и корректировке территориальных программ содействия занятости населения на 1999 год (письмо Минтруда России от 9 декабря 1998 года N 479-13);
Концепции региональной политики содействия занятости населения Ленинградской области на 1999-2000 годы, утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от 2 октября 1998 года N 35.
Подготовка Программы осуществлялась с учетом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 1998-2000 годы, разработанного Министерством экономики Российской Федерации, а также прогноза социально-экономического развития Ленинградской области на 1999-2000 годы.
В разработке Программы принимали участие представители комитетов Правительства Ленинградской области:
- комитета по экономике и инвестициям (подразделы 1.4.1. Прогнозируемый спрос на рабочую силу в 1999-2000 годы, 3.2. Инвестиционная политика по созданию рабочих мест, приложение к Программе "Расходы федерального, регионального и местного бюджетов на реализацию инвестиционных и социальных программ, оказывающих влияние на состояние рынка труда");
- комитета по труду и социальной защите населения (подраздел 1.4. Прогноз спроса и предложения рабочей силы, разделы 5. Мероприятия по обеспечению качества рабочей среды, 7. Мероприятия социальной интеграции по поддержке граждан с особыми потребностями);
- комитета общего и профессионального образования (подразделы 1.4. Прогноз спроса и предложения рабочей силы, 7.6. Содействие занятости выпускников учебных заведений);
- комитета промышленности (подраздел 1.4.3. Отраслевые проблемы занятости в 1999-2000 годах);
- комитета пищевой, перерабатывающей промышленности и потребительского рынка (подраздел 1.4.3. Отраслевые проблемы занятости в 1999-2000 годах);
- комитета по лесу (подразделы 1.4.3. Отраслевые проблемы занятости в 1999-2000 годах, 6.3. Временная занятость и общественные работы);
- комитета по лесопромышленному комплексу (подраздел 1.4.3. Отраслевые проблемы занятости в 1999-2000 годах);
- комитета по сельскому хозяйству (подразделы 1.4.3. Отраслевые проблемы занятости в 1999-2000 годах, 6.4. Содействие развитию предпринимательской инициативы и самозанятости);
- комитета по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму (подразделы 7.4. Содействие занятости молодежи, 7.5. Временная занятость несовершеннолетних подростков).
В качестве реализации мер, предусмотренных Концепцией региональной политики содействия занятости населения Ленинградской области на 1999-2000 годы (постановление Правительства области от 2 октября 1998 года N 35), в Программу включены мероприятия, осуществляемые при взаимодействии с Леноблкомимуществом.
Кроме того, в разработке Программы приняли участие межправительственные организации:
- Главное управление внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области (подразделы 1.4. Прогноз спроса и предложения рабочей силы, 7.8 Содействие трудовой занятости граждан, освобожденных из учреждений, исполняющих наказание);
- Миграционная служба Санкт-Петербурга и Ленинградской области (подразделы 1.4. Прогноз спроса и предложения рабочей силы, 7.9. Содействие занятости беженцев и вынужденных переселенцев, регулирование трудовой миграции);
- Ленинградский областной комиссариат (подраздел 1.4. Прогноз спроса и предложения рабочей силы).
В разработанной Программе учтены предложения Ленинградского областного правления Всероссийского общества инвалидов (подраздел 7.1. Поддержка граждан с ограниченной трудоспособностью).
Программа определяет основные направления и приоритеты государственной политики занятости на 1999-2000 годы. Реализация мероприятий Программы будет осуществляться в основном путем выполнения муниципальных программ содействия занятости.
Программа рассчитана на дальнейшую консолидацию усилий областных и муниципальных органов исполнительной власти, деятельность которых влияет на состояние занятости, а также объединений работодателей и объединений профсоюзов. Она предполагает реализацию мероприятий по содействию трудоустройству незанятых граждан в увязке с экономическими возможностями расширения сферы приложения труда, предстоящим реформированием системы оплаты труда, профессионального образования и социального обеспечения.
Программа базируется на разграничении функций и ответственности между областными органами государственной власти и органами государственной власти муниципальных образований по регулированию рынка труда с целью повышения их роли в реализации политики занятости. Финансирование мероприятий по содействию занятости населения осуществляется на местах в основном за счет средств Государственного фонда занятости населения Российской Федерации (ГФЗН), формируемого в Ленинградской области, а также областного и местных бюджетов и других источников.
Основное внимание в Программе уделяется решению экономических и социальных проблем перехода к эффективной занятости как за счет содействия формированию прогрессивной структуры занятости, так и смягчения социальных последствий неизбежного ускорения высвобождения рабочей силы, в том числе в связи с банкротством предприятий.
Используемые в Программе понятия означают следующее:
трудовые ресурсы - лица трудоспособного возраста (за исключением неработающих инвалидов труда и войны первой и второй групп и лиц, получающих пенсию по возрасту на льготных условиях), а также работающие лица нетрудоспособного возраста;