от 2 октября 1998 года N 35
Об утверждении Концепции региональной политики
содействия занятости населения Ленинградской
области на 1999-2000 годы
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Ленинградской области
от 25 ноября 2005 года N 302
____________________________________________________________________
В целях улучшения ситуации в сфере занятости населения Ленинградской области и усиления регулирования рынка труда Правительство Ленинградской области
постановляет:
1. Утвердить прилагаемую Концепцию региональной политики содействия занятости населения Ленинградской области на 1999-2000 годы.
2. Рекомендовать главам муниципальных образований Ленинградской области содействовать реализации указанной Концепции на подведомственных территориях.
3. Контроль за исполнением постановления оставляю за собой.
Исполняющий обязанности
Губернатора Ленинградской области
В.Сердюков
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Ленинградской области
от 2 октября 1998 года N 35
(приложение)
Концепция региональной политики
содействия занятости населения
Ленинградской области
на 1999-2000 годы
(Одобрена коллегией Департамента федеральной государственной
службы занятости населения по Ленинградской области, протокол
N 1 от 27 января 1998 года)
Кризисное состояние экономики Ленинградской области на протяжении 1991-1996 годов предопределило постепенное обострение проблем в сфере занятости населения. Численность официально регистрируемых безработных граждан увеличилась с 4,3 тысячи человек (1991 год) до 63,8 тысячи человек (1996 год), то есть почти в 15 раз.
Соответственно уровень безработицы в целом по области возрос с 0,15 до 6,3 процента.
С 1995 года Ленинградская область вошла в группу территорий Российской Федерации, в которых уровень безработицы выше общероссийского. Постепенно усиливалась дифференциация территорий области по степени напряженности на рынке труда. Наиболее низкий уровень безработицы (2-4 процента) наблюдался в районах, прилегающих к Санкт-Петербургу. В тоже время районы "глубинки" (Подпорожский, Тихвинский) на протяжении этого периода занимают прочное лидерство по численности безработных граждан, имея уровень безработицы 12-18 процентов.
В 1996 году ситуация на рынке труда обострилась уже в целом ряде территорий.
На 1 января 1997 года в 12 из 23 административно-территориальных единиц уровень безработицы превышал 6,3 процента (общеобластной), а в пяти - 10 процентов.
Замедление темпов падения производства, наступившее в конце 1996 года, наметившиеся в 1997 году первые симптомы экономической стабилизации, комплекс мер, предпринятых органами исполнительной власти и органами местного самоуправления Ленинградской области по решению проблем занятости, и активизация работы службы занятости позволили не только остановить дальнейший рост безработицы, но и добиться реальных положительных результатов на рынках труда в большинстве муниципальных образований. Численность регистрируемых безработных граждан к концу 1997 года по сравнению с его началом сократилась почти на 14 тысяч человек, а уровень безработицы понизился с 6,3 до 4,6 процента.
Концепция региональной политики содействия занятости населения Ленинградской области на 1999-2000 годы (далее - Концепция) разработана с учетом накопленного опыта работы по смягчению последствий действия факторов, порождающих безработицу, и представляет собой систему целевых ориентиров, планируемых путей и средств их достижения, направленных на обеспечение регулирования рынка труда на территории Ленинградской области в 1999-2000 годах.
Ключевым звеном в системе регулирования регионального рынка труда, ведения учета спроса и предложения рабочей силы, в определении перспектив занятости и безработицы является Федеральная государственная служба занятости населения по Ленинградской области (далее - служба занятости), который в рамках основных документов своей деятельности, обеспечивает разработку и реализацию политики занятости в регионе.
Концепция определяет региональную политику на рынке труда и состоит в избирательном воздействии на механизмы, определяющие спрос и предложение рабочей силы на локальных рынках труда, что способствует решению вопросов по перераспределению рабочей силы, повышению ее территориальной и профессиональной мобильности, облегчению поиска работы, созданию рабочих мест для наиболее социально уязвимых групп населения.
Региональная политика содействия занятости населения Ленинградской области проводится с учетом особенностей локальных рынков труда, которые можно объединить в несколько групп, отличающихся как по характеру формирования и функционирования, так и по способам воздействия на них.
Первая группа - рынки труда в муниципальных образованиях, непосредственно прилегающих к Санкт-Петербургу (Кировский, Тосненский, Всеволожский, Гатчинский районы). Здесь очень высока "маятниковая" миграция населения на работу и учебу в город. Это пока наиболее благополучная группа, так как возможности Санкт-Петербурга по трудоустройству жителей не только города, но и близлежащих территорий области еще не исчерпаны.
Близость большого города в определенной мере снимает часть напряженности на местных рынках труда. Основным элементом воздействия на локальные рынки труда этой группы является активное взаимодействие со службой занятости Санкт-Петербурга по использованию городских вакансий для трудоустройства жителей области.
Вторая группа - рынки труда в моноэкономических муниципальных образованиях, базирующихся на градообразующих предприятиях, таких как Тихвинский и Киришский районы, где тяжелое положение или благополучие на местных рынках труда определяются экономическим состоянием, в котором находятся одно-два градообразующих предприятия.
К этой же группе могут быть отнесены муниципальные образования с преобладанием двух-трех отраслей экономики, такие как Бокситогорский и Лодейнопольский районы.
Регулирование рынка труда в муниципальных образованиях этой группы может осуществляться путем взаимодействия службы занятости и органов управления регионального и муниципального уровней, так как ситуация в основном будет зависеть от размеров и эффективности инвестиций, вложенных в развитие предприятий.
Третья группа - рынки труда в муниципальных образованиях с преобладанием сельскохозяйственного производства: это Ломоносовский, Волосовский, Приозерский районы. Если в целом по области каждый четвертый безработный проживает в сельской местности, то в Ломоносовском районе - 8 из 10 безработных, в Приозерском - 6 из 10, в Волосовском - каждый второй.
Для этой группы территорий наряду с прочими мерами предстоит разработать комплекс мероприятий по обеспечению занятости населения сельской местности: создание условий для альтернативной занятости, развития некапиталоемких рабочих мест в подсобных производствах и промыслах, агросервисе, социальной инфраструктуре.
Четвертая группа - рынки труда в муниципальных образованиях, находящихся в приграничной зоне (город Ивангород, город Светогорск и Сланцевский район), что вносит дополнительные сложности в процессы их регулирования.
Вопросы содействия занятости населения этих муниципальных образований могут быть решены путем создания целевых правительственных рабочих групп или комиссий по выработке предложений, обеспечивающих стабилизацию социально-экономического положения.
Ситуация на рынках труда в ряде муниципальных образований формируется зачастую двумя-тремя факторами.
Например, Сланцевский район является приграничной территорией и одновременно районом с преобладанием одного направления в экономике - сланцедобычи, Ломоносовский район - пригородный и сельскохозяйственный одновременно, Гатчинский район - пригородный, имеет развитое сельское хозяйство и промышленность, в том числе основанную на высокоинтеллектуальном труде.
Факторы, по которым могут быть сгруппированы локальные рынки труда, в разных территориях и временных периодах могут проявляться как с положительной, так и с отрицательной стороны. В результате преобладания отрицательных факторов сформировалась особая группа территорий с критической ситуацией на рынках труда, это Тихвинский, Подпорожский, Бокситогорский, Сланцевский районы и город Ивангород.
Для решения проблемы занятости населения этих территорий необходимо участие федеральных и областных органов власти в мероприятиях, направленных на социально-экономическую стабилизацию.
Эффективное регулирование регионального рынка труда, обеспечение его сбалансированности и гибкости предполагает проведение систематического и многофакторного анализа и прогнозирования его развития.
Основные направления дальнейшего расширения комплексного анализа и прогнозирования рынка труда региона и локальных рынков предполагают:
1. Углубление анализа и прогнозирования в части объема и структуры предложения рабочей силы, включая демографический и структурный анализ, прогноз трудовых ресурсов и трудового потенциала региона, социально-экономические аспекты предложения труда.
Большое внимание в аналитической работе уделяется категориям граждан, особо нуждающимся в социальной защите: инвалидам, женщинам, молодежи, гражданам, уволенным из Вооруженных Сил, гражданам, освобожденным из мест лишения свободы, беженцам и вынужденными переселенцам.
Существенное значение для прогнозирования развития рынка труда имеют не только численность и категории граждан, обращающихся в службу занятости, но и продолжительность безработицы, которая связана с экономической ситуацией и географическим положением муниципального образования.
2. Углубление анализа и прогнозирования в части спроса на рабочую силу, включая варианты социально-экономического развития региона, количества и структуры рабочих мест, их заменяемости, высвобождения рабочей силы, предложения рабочей силы, в том числе :
прогнозы занятости и безработицы,
возможности переподготовки и переквалификации кадров.
3. Анализ эффективности функционирования регионального и локальных рынков труда, в том числе:
использования возможностей уменьшения регистрируемой безработицы,
эффективности работы службы занятости,
эффективности формирования и использования Государственного фонда занятости населения Российской Федерации (далее - Фонд занятости).
Должны получить дальнейшее развитие систематизация процесса анализа и прогнозирования, а также более углубленная разработка системы показателей, которые характеризуют конъюнктуру регионального и локальных рынков труда.
Основой для анализа служит информационное поле, включающее в себя как базы данных первичного учета в отделах занятости населения, так и информацию, поступающую из Санкт-Петербургского комитета государственной статистики, правительственных, а также межправительственных структур, в том числе:
комитета по экономике и инвестициям - прогноз социально-эконо-мического развития области, проект "Комплексной программы мер по созданию и сохранению рабочих мест в Ленинградской области на 1999-2000 годы";
отраслевых комитетов Правительства Ленинградской области - региональные отраслевые программы, содержащие меры по расширению действующих и организации новых производств и предприятий, а также сведения об инвестиционных проектах, предусматривающих расширение объемов и видов производства в части создания и сохранения рабочих мест;
комитета по труду и социальной защите населения - информация-прогноз о численности инвалидов, проживающих в области;
комитета общего и профессионального образования - информация-прогноз о трудоустройстве выпускников общеобразовательных школ, профессиональных, высших профессиональных училищ, лицеев, техникумов, колледжей, высших учебных заведений;
военного комиссариата Ленинградской области - информация-прогноз о численности граждан, призванных на военную службу и демобилизованных с военной службы;
Главного управления внутренних дел Санкт-Петербурга и Ленинградской области - информация-прогноз о численности граждан, освобожденных из мест лишения свободы и прибывших в муниципальные образования области;
Миграционной службы Санкт-Петербурга и Ленинградской области - информация-прогноз возрастного состава прибывающих и выбывающих граждан: мигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев.
Прогноз развития рынка труда строится на двух уровнях и в трех вариантах. На первом уровне разрабатывается прогноз развития рынка труда муниципального образования с учетом данных, полученных от органов статистики и муниципальных органов управления. На втором уровне разрабатывается прогноз развития областного рынка труда.
В целях повышения точности расчета прогнозируются три варианта развития рынка труда: минимальный, средний, максимальный.
Варианты развития рынка труда для каждого муниципального образования будут соответствовать степени развития экономики территории, инвестиционной и финансовой политике, состоянию демографической ситуации.
Прогнозы развития рынка труда области в целом и отдельных муниципальных образований строятся по различным временным периодам: квартал, год, долгосрочный прогноз на 2000-2005 годы.
При этом прогнозируется общий объем рынка труда по всем категориям населения, которые его составляют, в частности:
граждане, уволенные в связи с сокращением штата, реорганизацией или ликвидацией предприятия,
граждане, уволившиеся по различным причинам текучести кадров, включая собственное желание,
граждане, уволенные из рядов Вооруженных Сил,
молодежь, окончившая учреждения дневной формы обучения или прекратившая обучение в них,
инвалиды, имеющие программу реабилитации,
незанятое население,
граждане, освободившиеся из мест лишения свободы,
механический приток населения.
Все участники рынка труда составляют две неравные группы:
первая группа - наиболее мобильная и квалифицированная часть граждан, вышедших на рынок труда, ищет работу и трудоустраивается самостоятельно (около 60 процентов),
вторая группа - граждане, испытывающие затруднения при поиске работы и обращающиеся за содействием в службу занятости (около 40 процентов).