Рассмотрев представленные Комитетом по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности Основные направления политики Санкт-Петербурга в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности на период с 2003 по 2007 год, в целях поддержания и повышения качества жизни населения, стабилизации и развития экономики без увеличения нагрузки на окружающую среду Правительство Санкт-Петербурга
решило:
2. Считать утратившим силу постановление Правительства Санкт-Петербурга от 10.08.1995 N 43 "Об экологических проблемах Санкт-Петербурга и о мерах, принимаемых для улучшения экологической обстановки в городе".
3. Контроль за выполнением постановления возложить на члена Правительства Санкт-Петербурга, вице-губернатора Санкт-Петербурга - председателя Комитета по труду и социальной защите населения Дербина В.Г.
Губернатор Санкт-Петербурга -
председатель Правительства
Санкт-Петербурга
В.А.Яковлев
Основные направления политики Санкт-Петербурга
в области охраны окружающей среды
и обеспечения экологической безопасности
на период с 2003 по 2007 год
Основные направления базируются на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе "Об охране окружающей среды", других законодательных актах, регулирующих отдельные вопросы охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности, указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, Уставе Санкт-Петербурга, Стратегическом плане Санкт-Петербурга, нормативных правовых актах Администрации Санкт-Петербурга, а также учитывает положения, изложенные в Программе действий по охране окружающей среды для Центральной и Восточной Европы, Повестке дня на XXI век и других документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию, Конвенции об охране морской среды Балтийского моря и других международных конвенциях.
При подготовке Основных направлений использована Концепция обеспечения экологической безопасности населения в регионе Балтийского моря до 2010 года, подготовленная Международным центром экологической безопасности региона Балтийского моря.
Реализация идей, заложенных в Основных направлениях, должна привести к усилению природоохранных и ресурсосберегающих мотиваций при принятии социально-экономических, промышленных и градостроительных решений. Основные направления должны быть реализованы при разработке Генерального плана развития Санкт-Петербурга и других долгосрочных городских проектов и программ.
Основные направления разработаны с учетом предложений, поступивших от отраслевых и территориальных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, надзорных органов, научных организаций, общественности и обсуждены на заседаниях научного совета "Экология и природные ресурсы" Санкт-Петербургского научного центра Российской академии наук и Координационного совета по охране окружающей среды при Правительстве Санкт-Петербурга, "на круглых столах" с представителями общественных организаций.
Основная цель политики Санкт-Петербурга в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности направлена на поддержание и повышение качества жизни населения, на стабилизацию и развитие экономики без увеличения нагрузки на окружающую среду - на переход от ликвидации последствий загрязнения к его предупреждению.
В последние годы исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга, организациями, предприятиями и общественными объединениями проведена значительная организационная и практическая работа, направленная на решение задач охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, способствующая улучшению экологической ситуации в городе.
Однако предпринимаемые исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга меры по стабилизации и оздоровлению среды обитания недостаточны и не привели пока к значительному эффекту. Основными причинами этого являются отсутствие единого комплексного подхода и координации в решении экологических проблем города у отраслевых и территориальных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, недостаточное финансирование природоохранных мероприятий, отсутствие реально действующего экономического механизма охраны окружающей среды, несовершенная организационная структура управления экологической деятельностью.
Введен в эксплуатацию первый в России завод по сжиганию осадков сточных вод на Центральной станции аэрации мощностью 250 т смешанного осадка в сутки, благодаря чему практически прекращен вывоз осадков сточных вод на Южный полигон. Активно ведутся работы по созданию предприятия по переработке промышленных токсичных отходов в пос.Красный Бор, строительству главного коллектора северной части города, строительству Юго-Западных очистных сооружений и подводящего к ним коллектора. Продолжаются работы по очистке рек и каналов в центре Санкт-Петербурга, укреплена материально-техническая база служб, обеспечивающих обслуживание водоемов и ликвидацию аварийных разливов нефтепродуктов на акваториях города. Реализуются природоохранные программы: "Чистый город", "Радиация", "Демеркуризация", "Диоксины", "Радон" и другие. Созданы сеть автоматизированного контроля радиационной обстановки Санкт-Петербурга и Ленинградской области (АСКРО) и автоматизированная система контроля и управления качеством атмосферного воздуха, организована система сбора и утилизации отработанных люминесцентных ламп с объектов социальной сферы. С 2000 года в городе действует Информационный центр по работе с населением и общественными организациями. В 2001 году создана дирекция особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга. Ведется большая работа по экологическому образованию и просвещению.
Однако анализ состояния окружающей среды показывает, что улучшения экологической обстановки в городе пока не произошло: слабо развита индустрия переработки бытовых и промышленных отходов; нерационально используются городские территории, сокращается общее количество зеленых насаждений и увеличивается доля деградированных деревьев и кустарников. Несмотря на сокращение объемов промышленного производства и резкое падение массы выбросов от промышленных предприятий, не наблюдается улучшения качества атмосферного воздуха, что обусловлено плохим техническим состоянием транспортных средств и тем, что увеличение автомобильного парка города не сопровождается адекватным дорожно-транспортным строительством и мерами по организации движения. Отсутствует полноценная законодательная база по обеспечению экологизации хозяйственной деятельности; не создан эффективный экономический механизм стимулирования ресурсосбережения, внедрения экологически чистых технологий и сокращения отходов производства. Совокупность комплекса этих проблем вызывает обеспокоенность горожан.
Разделение Ленинградского региона на два субъекта федерации - Санкт-Петербург и Ленинградская область, с экологической точки зрения негативным образом отразилось на сложившейся ситуации как для города, так и для области. Так, загрязнению подверглись зоны охраны источников питьевого водоснабжения Санкт-Петербурга, утрачены тысячи гектаров зеленых насаждений в лесопарковом защитном поясе, стало возможным появление на территории Ленинградской области сотен свалок отходов, в основном несанкционированных.
Отмеченные выше недостатки требуют принятия конкретных мер, направленных на изменение ситуации, для чего необходимо сформировать основные принципы, на которых должна строиться политика Санкт-Петербурга в сфере охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, а также расставить приоритеты в направлениях развития города для реализации этих принципов.
Основные направления политики Санкт-Петербурга в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности базируются на следующих основных принципах:
- Обеспечение экологической безопасности нынешнего и будущих поколений жителей Санкт-Петербурга.
- Подход к охране окружающей среды и обеспечения экологической безопасности не как к отдельной изолированной области деятельности, а как к составной части всех без исключения сфер городского хозяйства.
- Обязательность оценки воздействия на окружающую среду при разработке и реализации градостроительных, инженерных, промышленных и иных проектов на территории города.
- Презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, приоритет экологической безопасности.
- Допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду только исходя из требований в области охраны окружающей среды.
- Использование наилучших из существующих технологий, с учетом экономических и социальных факторов, для обеспечения снижения негативного воздействия на окружающую среду.
- Открытость и доступность экологической информации для населения города.
- Участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды.
Для реализации означенных принципов исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга определяются следующие приоритеты городского развития:
- Реализация предупредительных мероприятий, направленных на устранение причин ухудшения качества окружающей среды.
- Разработка прогнозов социально-экономического развития Санкт-Петербурга, на основе экологических прогнозов.
- Совершенствование природоохранительного законодательства.
- Приоритет экологической безопасности при разработке и реализации градостроительных, инженерных, промышленных и других проектов на территории города.
- Повышение экологической безопасности предприятий города путем внедрения на них системы управления окружающей средой.
- Организация городской системы наблюдений за состоянием окружающей среды и контроля за источниками ее загрязнения с целью внедрения ее для управления хозяйственной деятельностью города.
- Объединение усилий органов государственной власти и субъектов хозяйствования с целью максимального внедрения принципов устойчивого развития.
- Согласованное решение задач экономического развития и экологической безопасности.
- Развитие и совершенствование экологопросветительской деятельности и непрерывного экологического образования для формирования экологически ответственного мировоззрения, горожан всех возрастов.
Реализация вышеустановленных принципов и приоритетов должна осуществляться путем совершенствования действующих, разработки и внедрения новых механизмов городской экологической политики, которая включает в себя развитие нормативно-правовой базы, экономический и финансовый механизмы, систему экологического мониторинга и контроля, а также проведение научных исследований в целях более глубокого понимания экологических проблем и поиска путей их решения, формирования общественного экологического сознания.
Согласно Конституции РФ (ст.76) по предметам совместного ведения, к которым относится охрана окружающей среды, природопользование и обеспечение экологической безопасности, должны издаваться федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Федерации.
Законы Санкт-Петербурга в сфере охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности отсутствуют. Правовое регулирование на территории города осуществляется на основании нормативно-правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга. В период 1991-2001 годов Администрацией Санкт-Петербурга было принято 107 нормативных актов по вопросам охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности, из них 82 акта в последние шесть лет.
В связи с отсутствием необходимой законодательной базы представляется приоритетным законотворческое направление в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Актуальными направлениями в области развития экологического права также являются:
- создание договорно-правовой базы для осуществления эффективного взаимодействия в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности между органами государственной власти Санкт-Петербурга, федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ, в первую очередь - Ленинградской области;
- анализ и обновление морально устаревшей нормативно-методической базы с целью адекватного возмещения затрат на ликвидацию последствий техногенных и антропогенных воздействий с разработкой и внедрением системы превентивных мер по предупреждению экологических правонарушений путем ужесточения экономической ответственности правонарушителей.
В перспективе необходима оптимизация нормативно-правовой базы Санкт-Петербурга в области охраны окружающей среды, природопользования и обеспечения экологической безопасности с учетом норм международного права и региональной специфики Санкт-Петербурга.
В ближайшие годы представляется необходимым разработать и представить в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга следующие проекты законов Санкт-Петербурга:
- "Соглашение о передаче осуществления части полномочий в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, в том числе в области государственной экологической экспертизы объектов, подлежащих обязательной государственной экологической экспертизе, между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти Санкт-Петербурга";
- "Об особенностях охраны атмосферного воздуха в Санкт-Петербурге с использованием технологических нормативов";
- "О внесении изменений и дополнений в Закон Санкт-Петербурга "О налоговых льготах";
- "О введении санкций за невыполнение природоохранных мероприятий, направленных на повышение экологической безопасности автотранспортного комплекса";
- "Об ответственности за реализацию моторного топлива, не соответствующего экологическим требованиям";
- "О защите зеленых насаждений";
- "Об особо охраняемых природных территориях Санкт-Петербурга";
- "Об участии общественности в принятии решений о намечаемой хозяйственной и иной деятельности";
- "Об обеспечении безопасности гидротехнических сооружений на территории Санкт-Петербурга".
Удачное географическое положение, благоприятный инвестиционный климат привели к бурному росту строительной индустрии Санкт-Петербурга.
Очевидно, что размещение, проектирование, строительство, реконструкция, эксплуатация и ликвидация зданий, строений и сооружений оказывают прямое или косвенное воздействие на окружающую среду. Поэтому основной целью исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в области градостроительства является разработка комплексной схемы мероприятий по охране окружающей среды Санкт-Петербурга.
Исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга в 2002-2004 годах будут выдерживаться приоритеты в осуществлении таких наиболее важных для города проектов и программ федерального значения, как "Сохранение и развитие исторического центра Санкт-Петербурга", "Строительство кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга", "Строительство моста через реку Неву", "Строительство защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений", "Строительство транспортной развязки на пересечении проспекта Стачек с железнодорожными путями станции Автово" и др.
Развернулись работы по строительству в грузовом районе порта специализированного комплекса по переработке минеральных удобрений мощностью 5 млн.т в год. Нефтяной терминал может увеличить объем перегрузки нефти до 15 млн.т в год.
В настоящее время развитие Санкт-Петербурга осуществляется в соответствии с генеральным планом развития Ленинграда и Ленинградской области на период до 2005 года, одобренного постановлением Совета Министров СССР от 05.12.1987 N 1387. Во исполнение распоряжения губернатора Санкт-Петербурга до 31.12.2003 должен быть разработан новый генеральный план развития Санкт-Петербурга.
Ключевой задачей генерального плана должна быть его увязка с ориентирами экологической безопасности Санкт-Петербурга. Это является важнейшим условием устойчивого социально-экономического развития Санкт-Петербурга, в рамках которого градостроительная политика должна быть "подчинена" приоритетным принципам обеспечения экологической безопасности.
Комфортность условий проживания горожан в таком мегаполисе как Санкт-Петербург в большой степени зависит от уровня антропогенной нагрузки на окружающую среду, особенно на озелененные территории. В связи с этим актуально освоение новых окраинных районов, разуплотнение городской застройки в центре города, с уменьшением нагрузки на озелененные территории. Сохранение эколого-градостроительного равновесия становится ключевой проблемой, что возможно только при активной "экологизации" градостроительной политики.