Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 августа 1995 года N 43



Об экологических проблемах
Санкт-Петербурга и о мерах,
принимаемых для улучшения
экологической обстановки в городе

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Санкт-Петербурга
от 26 сентября 2002 года N 50.
____________________________________________________________________


Заслушав и обсудив доклад председателя Комитета экологии и природных ресурсов Санкт-Петербурга и Ленинградской области Фролова А.К. "Об экологических проблемах Санкт-Петербурга и о мерах, принимаемых для улучшения экологической обстановки в городе", Правительство Санкт-Петербурга

постановляет:

1. Утвердить "Основные направления деятельности администрации Санкт-Петербурга по оздоровлению экологической обстановки на 1996-2005 годы" согласно приложению.

2. Комитету по управлению городским хозяйством совместно с Комитетом экологии и природных ресурсов Санкт-Петербурга и Ленинградской области (Ленкомэкология) с участием других органов государственной власти Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургского Научного Центра Российской Академии наук:

- разработать Программу действий администрации Санкт-Петербурга по охране окружающей природной среды на 1996-2005 годы (далее - Программа). На основе Программы с учетом анализа выполнения "Плана действия администрации Санкт-Петербурга по охране окружающей среды на 1994-1995 годы", утвержденного распоряжением мэра Санкт-Петербурга от 09.12.94 N 1232-р, разработать План действий администрации Санкт-Петербурга по охране окружающей природной среды на 1996-1997 годы (далее - План). Программу и План представить на утверждение Правительству Санкт-Петербурга до 01.12.95;

- разработать совместно с другими специально уполномоченными органами по охране окружающей природной среды проект закона Санкт-Петербурга об управлении охраной окружающей среды и представить его на рассмотрение Законодательного Собрания Санкт-Петербурга до 01.01.96.

     3. Предложить              Центру              государственного
санитарно-эпидемиологического надзора  Санкт-Петербурга  до 01.10.95
представить на    рассмотрение    Правительства     Санкт-Петербурга
предложения о      создании      и      функционировании     системы
социально-гигиенического мониторинга в Санкт-Петербурге.

4. Комитету по градостроительству и архитектуре в 1996 году выступить заказчиком по разработке комплексной схемы охраны окружающей среды и представить ее на государственную экологическую экспертизу до 01.01.98.

5. Комитету по управлению городским хозяйством:

5.1. Подготовить предложения о создании на базе судоремонтно-судостроительного завода единой базы для служб по борьбе с аварийными разливами нефти;

5.2. Разработать в 1995-1996 годах комплексную схему сбора, транспортировки, хранения, утилизации твердых бытовых и промышленных отходов и представить ее на государственную экологическую экспертизу до 01.01.97.

5.3. Принять организационные меры по созданию системы заключения договоров на комплексное природопользование.

5.4. Обратиться в Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов Российской Федерации с предложением провести в Санкт-Петербурге в IV квартале 1995 года выездное заседание Коллегии Министерства, посвященное обсуждению проблем охраны окружающей природной среды Северо-Западного региона.

6. Предложить руководству Ленкомэкологии:

6.1. Усилить государственный контроль за предприятиями и учреждениями города, не заключившими договоры на вывоз отходов и не получивших разрешение на их размещение;

6.2. До 15.10.95 подготовить и представить на рассмотрение мэра Санкт-Петербурга предложения о создании дежурной экологической службы.

7. Предложить Невско-Ладожскому бассейновому водохозяйственному объединению усилить государственный контроль за использованием и охраной водных ресурсов и водных объектов и режимом хозяйственной деятельности в водоохранных зонах водоемов Санкт-Петербурга.

8. Рабочей группе, созданной согласно указанию мэра Санкт-Петербурга от 29.07.94 N 40/3042, ускорить разработку пакета проектов региональных экологических законов и представить их мэру Санкт-Петербурга до 01.03.96.

9. Комитету экономики и финансов:

9.1. Ускорить решение вопроса о реорганизации фонда охраны природы Санкт-Петербурга и утверждение сметы доходов и расходов фонда на 1995 год;

9.2. Предусмотреть в проекте бюджета на 1996 год:

9.2.1. Финансирование разработки Комплексной схемы охраны окружающей среды Санкт-Петербурга;

9.2.2. Частичное финансирование расходов Комитета экологии и природных ресурсов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, связанных с созданием эколого-информационного центра региональной государственной системы экологического мониторинга.

9.2.3. Финансирование строительства 2-й очереди Государственного унитарного предприятия "Завод по механизированной переработке бытовых отходов" (МПБО-2).

10. Контроль за выполнением постановления возложить на первого заместителя мэра Санкт-Петербурга - председателя Комитета по управлению городским хозяйством.

     Член Правительства
     Санкт-Петербурга                                      В.В.Путин


Приложение
к постановлению
Правительства Санкт-Петербурга
"Об экологических проблемах Санкт-
Петербурга и о мерах, принимаемых
для улучшения экологической обста-
новки в городе" от 10.08.95 N 43

Предложения Комитета экологии и природных ресурсов
Санкт-Петербурга и Ленинградской области
по
основным направлениям деятельности
оздоровлению экологической обстановки
в городе на 1996-2005 годы

Качество окружающей среды определяется загрязнением воздушного и водного бассейнов, городских земель, накоплением и утилизацией отходов, состоянием зеленых насаждений и многими другими факторами. Санкт-Петербург создает огромную антропогенную нагрузку на все составляющие природной среды, в том числе и на здоровье человека. Однако, нагрузка эта не исчерпывается собственными источниками. Располагаясь на "выходе" крупнейшей экосистемы Северо-Запада, объединяющей бассейн Ладожского озера, реку Неву и Финский залив, Санкт-Петербург принимает сточные воды территорий, находящихся на ее "входе". Наиболее существенное воздействие на качество окружающей среды в Санкт-Петербурге оказывает Ленинградская область.

Экологическая обстановка в Санкт-Петербурге на ближайшие годы будет определяться как совершенствованием структуры управления в области охраны окружающей природной среды и рационального природопользования, так и выполнением комплекса конкретных приоритетных природоохранных мероприятий.

     1. Совершенствование  управления  охраной  окружающей  среды  и
        природопользованием

В целях совершенствования управления охраной окружающей среды и природопользованием в качестве основных предлагаются следующие направления деятельности:

разработка и поэтапное внедрение региональной системы регламентов природопользования для бассейна Балтийского моря с учетом природно-экономических особенностей и международных стандартов качества окружающей среды;

внедрение региональной государственной системы экологического мониторинга, включая создание и ведение единого банка данных о состоянии окружающей природной среды;

разработка и внедрение региональной (территориальной) системы социально-гигиенического мониторинга;

развитие системы радиационной безопасности, включая автоматизированную систему контроля радиационной обстановки;

разработка и внедрение региональной государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

внедрение системы комплексного природопользования для предприятий;

внедрение системы экологического страхования;

разработка и внедрение системы экологической сертификации технологических процессов, продукции (включая транспортные средства, топливо), отходов, природных ресурсов и лицензирования видов деятельности, связанных с производством товаров (работ, услуг) природоохранного назначения.

2. Приоритетные природоохранные мероприятия.

Приоритетные природоохранные мероприятия определены в соответствии с прогнозом развития экологической ситуации.

2.1. Основной для Санкт-Петербурга на ближайшие годы станет проблема отходов.

Твердые бытовые и промышленно-строительные отходы (4410 тыс.куб.м в 1993 году) вывозятся на три обустроенных полигона, два из которых находятся на территории Ленинградской области, и заводы по переработке отходов МПБО-1 и с 1995 года - МПБО-2, проектной мощностью 1800 тыс.куб.м. Осадки, образующиеся при работе коммунальных очистных сооружений вывозятся на специализированные иловые площадки, занимающие площадь 160 га. На иловых площадках захоронено примерно 3600 т - Zn, 1400 - Pb, 220 т - Cd, 600 т - Cr, 1700 т - Cu, 600 т - Ni. Вопросы утилизации и применения осадка не решены. Мощности полигонов и иловых площадок близки к исчерпанию, а выделение земельных участков на территории Ленинградской области под строительство новых полигонов и иловых площадок маловероятно.

Важнейшей проблемой экологической безопасности города является проблема захоронения токсичных промышленных отходов и эксплуатации полигона "Красный Бор", который практически исчерпал свои ресурсы.

Для решения проблемы отходов предлагается:

строительство завода по переработке токсичных отходов на полигоне "Красный Бор";

внедрение производства по утилизации активных илов очистных сооружений;

строительство мусороперерабатывающих заводов для переработки твердых бытовых отходов, в том числе строительство мусороперерабатывающих заводов для городов-спутников;

внедрение системы учета и контроля за образованием, хранением и утилизацией промышленных и бытовых отходов, создание сети наблюдений за местами складирования и захоронения опасных химических и радиоактивных веществ;

ликвидация несанкционированных свалок, рекультивация или консервация старых свалок;

переработка золошлаковых отходов тепловых электростанций.

2.1. Воздушный бассейн города загрязняют промышленные предприятия и автотранспорт. Основной вклад в загрязнение атмосферы в Санкт-Петербурге вносит автотранспорт. При этом необходимо учитывать, что автомобиль является низким источником, т.е. выбросы загрязняющих веществ производятся на уровне дыхания человека, что способствует быстрому проникновению их в органы дыхания и усугубляет, тем самым, их вредное воздействие на организм.

Для обеспечения нормативных показателей качества атмосферного воздуха предлагается:

разработка и внедрение системы учета автотранспорта и контроля за его состоянием, принятие комплексной программы регулирования автомобильных потоков на магистралях города и грузопотоков (в первую очередь, экологически опасных);

преимущественное развитие общественного пассажирского транспорта, в первую очередь, электрического;

применение в Санкт-Петербурге высокооктанового неэтилированного бензина и низкосернистого дизельного топлива, а также широкое использование природного газа в качестве моторного топлива;

строительство объездной транспортной магистрали, что позволит существенно разгрузить центр города от транзитного транспорта;

внедрение в производство озонобезопасных хладонов в рамках выполнения международных обязательств России.

2.3. Основным источником водоснабжения Санкт-Петербурга является река Нева, а городов-спутников - воды подземных месторождений. Качество воды в водотоках города, в первую очередь, определяется качеством воды Ладожского озера, в бассейн которого ежегодно сбрасывается 1,4 км куб сточных вод, содержащих 400 тыс.т загрязняющих веществ. Из общего объема загрязнений более 70 % поступает от объектов Ленинградской области.

Качество поверхностных вод в водотоках города также определяется сбросом сточных вод в них. В 1993 году состояние водоемов и водотоков Санкт-Петербурга стабилизировалось: практически все они имеют 4 класс качества.

Можно прогнозировать достаточно стабильную ситуацию по состоянию водотоков города, дельты Невы и восточной части Финского залива, при условии приоритетного финансирования следующих мероприятий:

выполнение федеральной программы по охране бассейна Ладожского озера;

строительство очистных сооружений в городах и поселках Ленинградской области в бассейне реки Невы, подъем затонувшей древесины в реках области, обеспечивающей устойчивое поступление фенолов в Ладожское озеро и реку Неву;

завершение строительства комплекса защитных сооружений Санкт-Петербурга от наводнений;

завершение строительства Юго-Западных очистных сооружений;

завершение строительства Правобережного городского коллектора к Северным очистным сооружениям;

переключение прямых сбросов в коллекторную сеть;

внедрение передовых технологий очистки сточных вод, в первую очередь, для сточных вод, содержащих соли тяжелых металлов (в т.ч. путем создания межведомственных центров переработки отработанных растворов и шламов гальванических производств), а также водосберегающих технологий и системы оборотного водоснабжения.

2.4. В целях улучшения среды обитания человека на территории Санкт-Петербурга в качестве первоочередных предлагаются к выполнению следующие мероприятия:

обеспечение санитарного состояния Санкт-Петербурга, приоритетное развитие системы зеленых насаждений общего пользования;

поддержание пригородных зон Санкт-Петербурга как рекреационных зон большого города. Обеспечение санитарного, культурологического, исторического, технического состояния пляжей, садов, парков, лесопарков, водоемов;

совместно с правительством Ленинградской области продолжение работы по созданию национального парка "Карельский перешеек" как основного места отдыха жителей города;

реализация программы "Радон". Обеспечение уменьшения воздействия на население города природных экологически опасных факторов, в т.ч. путем решения градостроительных проблем;

перепрофилирование или закрытие предприятий-загрязнителей на территориях с особо напряженной экологической обстановкой.


                         Основные направления
                         одобрены Коллегией Ленкомэкологии
                         28.12.94
                         Рассмотрены и одобрены Коллегией
                         руководителей   специально   уполномоченных
                         органов   в  области   охраны    окружающей
                         природной среды 27.07.95,
                                      включая:
                         Центр госсанэпиднадзора С-Пб.;
                         Комитет по земельной реформе и землеустрой-
                         ству мэрии С-Пб.;
                         Невско-Ладожское  бассейновое  водохозяйст-
                         венное объединение;
                         Северо-Западное управление по гидрометеоро-
                         логии и мониторингу окружающей среды;
                         Северо-Западное   бассейновое управление по
                         охране и воспроизводству   рыбных запасов и
                         регулированию рыболовства;
                         Северо-Западный региональный  геологический
                         центр;
                         Госспецморинспекцию по охране  моря и смеж-
                         ных водных путей Ленинградского региона;
                         Штаб по ГО и ЧС Санкт-Петербурга  и  Ленин-
                         градской области.


Текст документа сверен по:     официальная рассылка

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»