ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 11 июля 2002 года N 37


О реформировании, перепрофилировании и перебазировании
 промышленных предприятий, расположенных в Санкт-Петербурге,
 и реабилитации высвобождаемых территорий

В целях повышения эффективности развития городских территорий и реализации мероприятий, предусмотренных Основными положениями концепции генерального плана сохранения и развития исторического центра Санкт-Петербурга и его пригородов, включая дворцовые комплексы, одобренными постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 07.05.2001 N 21, Правительство Санкт-Петербурга

решило:

1. Одобрить предложения Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли по реформированию, перепрофилированию и перебазированию промышленных предприятий, расположенных в Санкт-Петербурге, и реабилитации высвобождаемых территорий согласно приложению.

2. Комитету экономического развития, промышленной политики и торговли:

2.1. До 30.11.2002 совместно с Комитетом по градостроительству и архитектуре, Комитетом по управлению городским имуществом, Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, Комитетом по энергетике и инженерному обеспечению и Комитетом по строительству обеспечить разработку Программы реформирования, перепрофилирования и перебазирования промышленных предприятий, расположенных в Санкт-Петербурге, и реабилитации высвобождаемых территорий.

2.2. До 20.09.2002 разработать и представить на утверждение Администрации Санкт-Петербурга положение о городской межведомственной комиссии по вопросам реформирования, перепрофилирования и перебазирования промышленных предприятий, расположенных в Санкт-Петербурге, и реабилитации высвобождаемых территорий, а также ее персональный состав.

2.3. До 30.12.2002 совместно с Комитетом по управлению городским имуществом:

2.3.1. Осуществить разработку порядка обеспечения реформирования, перепрофилирования и перебазирования промышленных предприятий, расположенных в Санкт-Петербурге, и реабилитации высвобождаемых территорий.

2.3.2. Обеспечить разработку методики оценки затрат по перепрофилированию и перебазированию промышленных предприятий, расположенных в Санкт-Петербурге, и реабилитации высвобождаемых территорий.

2.4. До 10.08.2002 разработать и представить на утверждение губернатору Санкт-Петербурга план основных мероприятий по реализации настоящего постановления на 2002 год.

3. Контроль за выполнением постановления возложить на члена Правительства Санкт-Петербурга, вице-губернатора Санкт-Петербурга - председателя Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли Ветлугина С.Ю.

 Губернатор Санкт-Петербурга -
     председатель Правительства
      Санкт-Петербурга
      В.А.Яковлев

     

     

      Приложение
      к постановлению Правительства
      Санкт-Петербурга
      от 11.07.2002 N 37

Предложения
Комитета экономического развития, промышленной политики
и торговли по реформированию, перепрофилированию
и перебазированию промышленных предприятий,
расположенных в Санкт-Петербурге,
и реабилитации высвобождаемых территорий

Предложения Комитета экономического развития, промышленной политики и торговли по реформированию, перепрофилированию и перебазированию промышленных предприятий, расположенных в Санкт-Петербурге, и реабилитации высвобождаемых территорий (далее - Предложения) включают в себя:

- оценку состояния территорий Санкт-Петербурга;

- цели развития территорий Санкт-Петербурга;

- методологические основы, методы и механизм развития территорий Санкт-Петербурга;

- нормативно-правовое обеспечение развития территорий Санкт-Петербурга;

- организационное обеспечение развития территорий Санкт-Петербурга.

1. Оценка состояния территорий Санкт-Петербурга

Состояние территорий Санкт-Петербурга и их использование в настоящее время характеризуется следующим образом:

1) территория в границах исторического центра Санкт-Петербурга и прилегающих к нему районов (далее - исторический центр) практически вся застроена. Новое строительство в границах этих территорий можно осуществлять путем освобождения территорий, занятых в настоящее время предприятиями, профиль производства которых не свойственен историческому центру;

2) многие производственные территории, необходимые городу для создания современной городской среды на долговременную перспективу, используются крайне неэффективно с точки зрения формирования доходной части бюджета Санкт-Петербурга;

3) значительные территории в историческом центре заняты экономически малоэффективными предприятиями, не имеющими отношения к обеспечению жизнедеятельности города и не выпускающими важную для страны продукцию;

4) в границах территорий исторического центра находятся предприятия, в технологических процессах которых используются химические вещества, опасные не только для работающего персонала, но и для горожан. В связи с необходимостью повышения общей экологической культуры и ужесточением норм экологических стандартов все более нежелательным становится нахождение в границах города предприятий и производств, технологические процессы которых не отвечают современным экологическим требованиям;

5) отсутствие в течение длительного периода времени средств на реконструкцию промышленных объектов привело к тому, что на территории Санкт-Петербурга, включая его исторический центр, находятся предприятия, внешний облик которых не соответствует современным представлениям об архитектуре городской застройки;

6) процесс развития территорий в кварталах жилой застройки в большинстве случаев теряет системный характер.

Сложившееся положение объясняется следующими причинами:

- отсутствует долгосрочная стратегия промышленного развития территорий Санкт-Петербурга;

- далека от совершенства промышленная политика Санкт-Петербурга, причем для ряда производств она просто отсутствует;

- начиная с середины ХХ века ведущие министерства, решая узковедомственные задачи, в ряде случаев не считались с интересами города, нормами градостроительства и экологическими требованиями. На существующих и реконструируемых предприятиях внедрялись новые технологии, в технологические процессы вводились новые химические вещества, не всегда безопасные для работающего персонала и населения, проживающего поблизости;

- в последнее десятилетие объемы выпускаемой продукции основными производствами предприятий резко сократились или вовсе исчезли, а производственные площади используются под складские помещения и офисы, профиль деятельности которых, как правило, не имеет отношения к прежним производствам.

Для радикального изменения существующей ситуации имеются следующие предпосылки:

1) разработаны Основные положения концепции генерального плана сохранения и развития исторического центра Санкт-Петербурга и его пригородов, включая дворцовые комплексы, одобренные постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 07.05.2001 N 21 (далее - Основные положения), и Стратегический план Санкт-Петербурга;

2) сформировано четкое представление у Администрации Санкт-Петербурга о том, развитие каких отраслей промышленности и промышленных производств должно стать приоритетным для города и в каком направлении в целом должен развиваться город;

3) появление потенциальных инвесторов, которые имеют капитал и готовы оплатить работы, связанные с развитием территорий Санкт-Петербурга;

4) наличие значительных резервов - свободных земельных участков в 29 нежилых зонах для размещения промышленных предприятий и производств, подлежащих перебазированию.

2. Цели развития территорий Санкт-Петербурга

Целями развития территорий Санкт-Петербурга являются:

1) повышение эффективности использования и градостроительной ценности территорий нежилых зон и территорий, занимаемых промышленными предприятиями;

2) создание современной городской среды и резерва пополнения федерального бюджета и бюджета Санкт-Петербурга на долговременную перспективу.

3. Методологические основы, методы и механизм
развития территорий Санкт-Петербурга

     

3.1. Основные определения, используемые в Предложениях

В Предложениях используются следующие определения:

- перепрофилирование предприятия - изменение вида его деятельности в соответствии с изменившимся режимом разрешенного использования территории, на котором расположено предприятие. Перепрофилирование сопровождается, как правило, реконструкцией и/или техническим перевооружением предприятия;

- перебазирование предприятия (отдельного производства) - прекращение его деятельности на ранее выделенном участке территории Санкт-Петербурга и возобновление той же или аналогичной деятельности на новой территории в пределах границ Санкт-Петербурга;

- реформирование предприятия - сочетание в различных комбинациях мероприятий по его перебазированию, перепрофилированию и реорганизации, где под реорганизацией понимается слияние, присоединение, разделение, перебазирование предприятия, сопровождаемое, как правило, изменением режима разрешенного использования занимаемой предприятием территории.

3.2. Методологические основы развития территорий Санкт-Петербурга

В связи с дефицитом свободных территорий основу развития территорий Санкт-Петербурга должно составить системное реформирование, перепрофилирование и перебазирование экологически вредных или неперспективных для экономики города промышленных предприятий и производств и последующая реабилитация высвобождаемых территорий.

В связи с переходом предприятий, подлежащих перепрофилированию, реформированию или перебазированию, на рыночные отношения для собственников предприятий определяющими становится экономическая целесообразность предлагаемых предприятию условий реформирования, перепрофилирования или перебазирования и величина обременений в случае отказа от них. Поэтому в основу подходов к решению этой комплексной задачи должно быть положено использование административно-экономических методов воздействия на предприятия, подлежащие реформированию, перепрофилированию или перебазированию. Проблема развития территорий Санкт-Петербурга на основе реформирования, перепрофилирования и перебазирования промышленных предприятий и производств и реабилитации высвобождаемых территорий может быть решена при выполнении следующих условий:

1) обеспечение взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при осуществлении мероприятий по реформированию, перепрофилированию или перебазированию предприятий и производств и реабилитации высвобождаемых территорий;

2) подключение к процессу реализации мероприятий частных инвесторов, в том числе банков, иных финансовых институтов;

3) создание системы договорно-правовых механизмов реформирования, перепрофилирования и перебазирования промышленных предприятий и производств;

4) использование всех возможностей, предоставляемых действующим законодательством, включая восполнение пробелов федерального законодательства принятием законодательных актов на уровне субъекта Российской Федерации - Санкт-Петербурга;

5) создание системы методологических, организационных, финансово-экономических и правовых норм и мер, регламентирующих и обеспечивающих реализацию мероприятий по реформированию, перепрофилированию и перебазированию промышленных предприятий и производств, а также реабилитации высвобождаемых территорий.

Данная система норм и мер должна:

- носить универсальный характер и учитывать в то же время особенности различных организационно-правовых форм, форм собственности и профиль предприятий (государственные предприятия, имущество которых является федеральной собственностью, частные предприятия, предприятия оборонного назначения и инженерно-транспортной инфраструктуры, другие предприятия);

- предполагать возможность применения различных источников и схем финансирования при реализации мероприятий по реформированию, перепрофилированию и перебазированию промышленных предприятий и производств и реабилитации высвобождаемых территорий;

- содержать методологию подходов к проведению оценки затрат, связанных с разработкой и созданием договорно-правовых механизмов реформирования, перепрофилирования и перебазирования промышленных предприятий и производств, а также с необходимостью проведения подготовительных работ на территории, на которую будет производиться перебазирование предприятия.

6) создание координирующего и исполнительного органов по реализации мероприятий по реформированию, перепрофилированию и перебазированию промышленных предприятий и производств.

     

3.3. Первоочередные задачи обеспечения процесса развития
территорий Санкт-Петербурга

Процесс реформирования, перепрофилирования и перебазирования промышленных предприятий и производств и реабилитации высвобождаемых территорий необходимо начинать с объектов, расположенных в границах исторического центра, и осуществлять с учетом Основных положений. Территории, занимаемые указанными объектами, наиболее привлекательны с точки зрения возможности привлечения инвестиций, имеют потенциальную наивысшую градостроительную ценность, что предполагает в дальнейшем возможность существенных поступлений в бюджет Санкт-Петербурга. Началу данного процесса должно предшествовать устранение факторов, наличие которых создает предпосылки для усложнения его реализации.

В частности, необходимо:

- реализовать механизмы, исключающие случаи продажи объектов недвижимости, расположенных в границах производственных территорий, без учета действующей градостроительной документации и ограничений в их функциональном использовании;

- запретить расширение действующих производств и предприятий в границах исторического центра (исключая экологически безопасные производства и предприятия, обслуживающие население и городское хозяйство) без разработки и утверждения проектной документации.

Первоочередные задачи, решение которых необходимо для обеспечения возможности реального реформирования, перепрофилирования и перебазирования промышленных предприятий и производств и реабилитации высвобождаемых территорий

1. Определение критериев, на основании которых предприятие включается в перечень предприятий, подлежащих реформированию, перепрофилированию и перебазированию (далее - перечень).

Критерии должны опираться на экологические нормы, учитывать экономическое состояние предприятий и стратегические интересы экономического, социального и градостроительного развития Санкт-Петербурга. Перепрофилированию, реформированию и перебазированию должны подлежать не только экологически вредные, но и непрофильные для города предприятия, особенно находящиеся в неудовлетворительном экономическом состоянии, а также предприятия, занимающие земельные участки, которые могут быть использованы более эффективно либо с экономической точки зрения, либо по градостроительным требованиям.

В число критериев принятия решения о включении предприятия или производства в перечень должны быть включены следующие критерии:

- значительный экологический вред, наносимый предприятием окружающей среде, включая уже накопленный ущерб;

- опасность объекта в смысле вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их последствий;

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»