Стратегический план
Санкт-Петербурга

Принят Генеральным Советом
 1 декабря 1997 года

Декларация Генерального Совета
Стратегического плана Санкт-Петербурга

В новых социально-экономических и геополитических условиях Санкт-Петербургу необходимо заново определить свою роль в России и мире. Для этого нужен Стратегический план, который позволяет объединить усилия властей и всего городского сообщества в решении проблем, определяющих будущее города и благосостояние его жителей.

Первая общегородская конференция, состоявшаяся 12 декабря 1996 года, приняла решение о разработке Стратегического плана развития Санкт-Петербурга на основе новых принципов широкого участия всех заинтересованных сторон. Прошедшие месяцы интенсивной работы над планом убедили нас в готовности ведущих организаций Санкт-Петербурга к конструктивному сотрудничеству в интересах процветания и благополучия нашего великого города. Подготовленный Стратегический план содержит определения главной цели, основных стратегических направлений, задач, а также конкретные меры. Мы убеждены, что реализация этого плана позволит сконцентрировать усилия на достижении высоких стандартов качества жизни всех горожан, за счет улучшения хозяйственного климата, городской среды, успешной интеграции города в мировую экономику.

Подписывая настоящую Декларацию, мы, члены Генерального Совета Стратегического плана Санкт-Петербурга, принимаем на себя совместные обязательства в следующем:

а) приложить все возможные усилия для достижения главной цели Стратегического плана, которая состоит в  стабильном улучшении качества жизни всех слоев населения Санкт-Петербурга. Это предполагает становление Санкт-Петербурга как интегрированного в российскую и мировую экономику многофункционального города, обеспечивающего высокое качество среды жизнедеятельности и производства; укрепление роли Санкт-Петербурга как главного российского контактного центра региона Балтийского моря и Северо-Запада России;

б) содействовать реализации мер, включенных в Стратегический план в рамках выбранных четырех стратегических направлений:

"Формирование благоприятного хозяйственного климата",

"Интеграция в мировую экономику",

"Улучшение городской среды",

"Формирование благоприятного социального климата";

в) употребить авторитет и влияние Генерального Совета и каждого из его членов для претворения в жизнь намеченных мер; сконцентрировать усилия Генерального Совета Стратегического плана на контроле за ходом достижения поставленных целей, на обновлении и совершенствовании Стратегического плана.


Процесс стратегического планирования будет продолжаться. Он уже объединил наиболее влиятельные и квалифицированные силы города и открыт для новых участников, искренне желающих процветания Санкт-Петербургу. Мы убеждены, что участники стратегического партнерства, все вместе и каждый в отдельности, будут всеми силами содействовать достижению главной цели и реализации задач и мер Стратегического плана. Это залог того, что план будет выполнен!

Декларация принята на Заседании
 Генерального Совета Стратегического плана
 1 декабря 1997 года и подписана
 143 членами Генерального Совета

 

     

Обращение
губернатора Санкт-Петербурга

В новых социально-экономических и геополитических условиях для Санкт-Петербурга особую актуальность приобрела задача определения своей роли в России и мире. В соответствии с новой реальностью нужно изменить систему приоритетов, чтобы развитие получили те направления, где город может быть конкурентоспособным.

Как показывает мировая практика, именно в таких ситуациях городу особенно необходим Стратегический план. Именно Стратегический план позволяет объединить усилия городских властей и всего городского сообщества в решении проблем трансформации занятости, технологий и городского пространства. Понимая это и желая создать новые инструменты для ускорения развития города и укрепления его конкурентных позиций, Администрация Санкт-Петербурга инициировала разработку Стратегического плана.

Стратегический план не является, как это было раньше, чисто административным документом. Он разрабатывается и реализуется всеми участниками, влияющими на развитие города, с учетом интересов населения и при активной роли городских властей. Стратегический план - это не директива, спускаемая от Администрации к предприятиям. Наоборот, это свод согласованных, признанных разумными требований от предприятий к Администрации, это договоренность о тех конкретных мерах, имеющих стратегическую важность для города, которые власти должны предпринять в интересах производителей и населения. Таким образом, в процессе планирования формируется механизм стратегического партнерства в городе - механизм поиска стратегических ориентиров и обеспечения согласованных действий по их достижению.

Понятно, что партнерство возможно, только если оно эффективно для всех участвующих сторон. И этого нам удалось добиться. Предприятия и организации, включившиеся в процесс, получили возможность аргументировать приоритетность представляемых ими сфер и, соответственно, рассчитывать на понимание и поддержку Администрации города. Для предприятий Стратегический план стал не только средством диалога с Администрацией, но и средством диалога со своими ближайшими деловыми партнерами и конкурентами, работающими рядом. Создаваемые и постоянно действующие тематические комиссии и рабочие группы Стратегического плана дают каждому из участников возможность вместе с партнерами не только выработать, но и реализовать совместные действия, способствующие развитию данной сферы.

Администрация, в свою очередь, посредством Стратегического плана получила механизм открытого взаимодействия с бизнесом и общественностью, механизм обратной связи, позволяющий ориентировать действия властей в интересах общественно признанных целей и направлений.

Не остались в стороне и жители города, которые смогли повлиять на стратегический выбор через систему общественного обсуждения и участия в разработке. Стратегический план дает каждому жителю города уверенность в том, что власти города контролируют ситуацию, знают нужды населения, что в Санкт-Петербурге можно будет достойно жить и эффективно работать.

Процесс работы над планом продолжался с ноября 1996 по декабрь 1997 года. Специально созданное на базе "Леонтьевского центра" проектное бюро сумело привлечь к работе ведущих специалистов, влиятельных политиков, крепких производственников, которые проанализировали тенденции развития, сформулировали представление о приоритетных направлениях и предложили конкретные меры Стратегического плана. Проведены три общегородские конференции, десятки семинаров и совещаний, опрошены сотни экспертов и несколько тысяч горожан, интенсивно работали четырнадцать тематических комиссий и несколько аналитических групп. Создана система органов стратегического планирования, которая  включает Генеральный Совет и Исполнительный комитет Стратегического плана, Экспертный Совет и методический семинар, тематические комиссии по стратегическим направлениям и отдельным проблемам, проектное бюро.

Одним из результатов этой работы стал текст Стратегического плана, изложение которого помещено в настоящей книге. Основное содержание Стратегического плана составляют формулировки главной цели; стратегических направлений, целей, задач, а также конкретных мер. В полную версию плана, занимающую более 1200 страниц, входит еще 16 томов - комплект информационных карт мер Стратегического плана и частные стратегии по отдельным направлениям.

Но, если говорить об итогах работы, то, пожалуй, самый важный результат состоит в том, что у нас сложилась и продолжает расширяться и укрепляться система тематических комиссий и рабочих групп, объединяющих чиновников, бизнесменов, общественных деятелей, занятых реализацией конкретных мер, включенных в Стратегический план.

Не каждый город может создать Стратегический план. Для этого необходимо иметь не только потенциал развития и ресурсы, но и высокую степень согласия в обществе, готовность определить общегородские приоритеты, поступившись частными, ведомственными интересами. Санкт-Петербург известен во всем мире благодаря выдающимся деятелям искусства, культуры, образования, научным школам и производственным коллективам, великолепным музеям и театрам, историческим и архитектурным памятникам. Он обладает уникальной историей, отразившейся во всем его облике и менталитете жителей. Привлекательность городской среды, особенно в центральной части города, высокий уровень образования и культуры горожан, их любовь к родному городу, романтический, притягательный образ Санкт-Петербурга, важное место занимаемое им в мировой культуре и современной экономике - вот та основа, на которой может строиться стратегия развития города, привлечения сюда средств и ресурсов.

Для России Санкт-Петербург - это не только важный транспортный, торговый и промышленный центр. Это второй после Москвы город, сохранивший многие столичные черты в качестве и разнообразии городской жизни, в уровне деловой активности, в образовании, науке и культуре. Это бывшая столица Российской империи, блистательный Санкт-Петербург, который любят и которым гордятся не только все жители Российской Федерации в любых, самых отдаленных ее уголках, но и практически все жители бывшего СССР.

Стратегический план Санкт-Петербурга подписан всеми участниками, взявшими на себя моральные обязательства добиваться реализации зафиксированных в нем мер и придерживаться выбранных приоритетов.

Та часть мер плана, которая выполняется подразделениями Администрации и (или) с использованием городских ресурсов, выделена в отдельный "План действий Администрации по реализации Стратегического плана", который будет находиться под моим постоянным контролем. Думаю, такой же план мероприятий необходим и Законодательному собранию, от которого зависит создание правовой основы достижения целей плана и выделение бюджетных средств под отдельные меры. Через такие планы мероприятий мы сможем увязать стратегические цели и текущую деятельность по управлению городским развитием.

Подписывая этот план от имени городской администрации, я принимаю на себя обязательство всесторонне содействовать достижению намеченных целей в той мере, в какой это зависит от меня и Администрации города. Я убежден, что так же будут действовать и другие участники нашего стратегического партнерства, которыми стали наиболее влиятельные и квалифицированные силы города, искренне желающие процветания Санкт-Петербургу. Это залог того, что план будет реализован!


 Губернатор Санкт-Петербурга,


Председатель Генерального Совета

Стратегического плана

В.А.Яковлев



Введение. Особенности Стратегического плана
Санкт-Петербурга


Санкт-Петербург - первый город в России, разработавший Стратегический план.

Стратегический план Санкт-Петербурга отличается как от других видов планов, так и от стратегических планов западных городов.

Для российской практики новым и непривычным явилось то, что с самого начала документ разрабатывался гласно и демократично. Открытость разработки обеспечивалась системой общественных слушаний и заседаний комиссий, публикациями всех промежуточных результатов и проектов в средствах массовой информации, обработкой и экспертизой всех поступавших замечаний и предложений.

Основное отличие Стратегического плана Санкт-Петербурга от аналогичных документов, разработанных для западных городов, заключается в том, что для переходного периода, переживаемого Санкт-Петербургом и Россией в целом, характерна незавершенность рыночного реформирования ряда отраслей, необходимость развития и совершенствования нормативной базы и организационной структуры. Поэтому, кроме мер по содействию развитию ключевых для города отраслей и повышению их конкурентоспособности на внутреннем и мировом рынке, традиционно включаемых в стратегические планы городов с развитой рыночной экономикой, в Стратегический план Санкт-Петербурга вошли разделы, посвященные формированию в городе благоприятного хозяйственного и инвестиционного климата, а также реформированию городских общественных служб, повышению эффективности бюджетных расходов.   

Для Стратегического плана Санкт-Петербурга характерны следующие черты:

Нацеленность на главное для конкурентоспособности города.

Классическое стратегическое планирование фирмы состоит в оценке конкурентных преимуществ и недостатков и выборе стратегии поведения на рынке. Города, как и предприятия, находятся в условиях конкуренции и борются за привлечение инвестиций и создание новых рабочих мест, т.е. в конечном счете за повышение уровня жизни и перспективы развития. Чтобы добиться этого, нужно постоянно искать и укреплять преимущества своего города, понимать, какие функции города могут и должны развиваться, что мешает продвижению к выбранной цели и как устранить препятствия. Эти темы и являются основными для Стратегического плана.

Стратегический план - короткий документ. Он концентрируется на ключевых, наиболее перспективных направлениях, выявленных на основе анализа потенциала, сильных и слабых сторон геополитического положения города, возможных сценариев развития России и внешнего мира. Стратегический план содержит идеи и принципы, которые дают ориентиры для бизнеса, потенциальных инвесторов, властей и населения города, помогая принимать оперативные решения с учетом видения перспективы. Он не отменяет и не подменяет другие виды планов. Он не является комплексным планом и определяет развитие лишь в наиболее важных, приоритетных для города областях.     

Партнерство при разработке и реализации.

Стратегический план не является чисто административным документом. Это, скорее, договор общественного согласия, в соответствии с которым власти, предприятия и общественные организации принимают на себя определенные обязательства. Он разрабатывается и реализуется всеми участниками, влияющими на развитие города, с учетом интересов и при участии населения. План адресован всему городу, задает ориентиры для всех, показывает перспективу и бизнесу, и властям, и жителям, и потенциальным внешним инвесторам.

Стратегический план - это не директива, это свод согласованных, признанных разумными требований от предприятий к Администрации, это договоренность о тех конкретных мерах, имеющих стратегическую важность для города, которые необходимо  предпринять в интересах производителей и населения. Процесс стратегического планирования направлен на поиск общественного консенсуса, на вовлечение в принятие решений - а значит, и в их реализацию - широкого круга активных лиц.

Сочетание долгосрочного видения и конкретности немедленных действий.

В Стратегическом плане Санкт-Петербурга определены не только долгосрочные ориентиры и перспективные направления, но и конкретные действия. Он является долгосрочным по глубине прогноза и длительности последствий намечаемых действий, но среднесрочным (4-6 лет) по характеру включаемых в него мер.

В основной части плана сформулированы главная цель и основные направления, а приложение содержит набор конкретных целей, задач и мер, то есть план действий. По большинству мер определены участники реализации, индикаторы выполнения, оценены затраты и эффект. Таким образом, план не только декларирует, но показывает, как и что нужно делать. Опираясь на совместно выработанные ориентиры, и власти, и предприятия, и активные горожане могут объединить усилия в осуществлении плана.

Постоянство работы над планом.

Работа над планом не заканчивается с его принятием и публикацией. Будет вестись мониторинг его выполнения, будут сохранены созданные организационные структуры, ежегодно будет проходить оценка хода реализации и, при необходимости, корректировка плана.

Впервые в России разработав Стратегический план, Санкт-Петербург продемонстрировал высокий уровень согласия в обществе по поводу основных приоритетов развития, высокий уровень политической культуры, деловой и общественной активности. Многие новые для России идеи рождались именно в Санкт-Петербурге. Открытый и демократичный подход к определению целей развития и формированию социально-экономической политики, продемонстрированный в Санкт-Петербурге при разработке Стратегического плана, открывает и перед другими регионами новые возможности и новые методы решения социально-экономических проблем.

     

Конкурентные возможности Санкт-Петербурга


В условиях открытой рыночной экономики города и регионы, подобно предприятиям, конкурируют между собой. Отличие в том, что если предприятия конкурируют, прежде всего, за рынки сбыта продукции, то города борются за привлечение инвестиций и создание новых рабочих мест, т.е. в конечном счете за повышение уровня жизни и перспективы развития. Добиться этого можно, улучшая общие условия производственной деятельности, делая город привлекательным для проживания и временного пребывания.

Потенциал и перспективы развития города находятся в зависимости от внешних и внутренних факторов. К внешним факторам можно отнести географическое и геополитическое положение, климат, макроэкономическую ситуацию в стране, тенденции мировой и российской экономики и внешней торговли. К внутренним - состояние ресурсов (включая население и его квалификацию, оборудование и технологии, недвижимость), финансовые средства, условия хозяйственной деятельности, объединяемые понятием хозяйственного климата, состояние городской среды, инфраструктуры и коммунальных служб.

Анализ внешних и внутренних факторов позволяет выявить те отрасли и виды деятельности, где город обладает значительным потенциалом развития, а также сформулировать конкретные задачи и меры, которые должны быть выполнены для реализации этого потенциала. Кроме того, выясняется, по каким параметрам город обгоняет своих конкурентов или отстает от них, и что надо изменить, чтобы повысить конкурентоспособность. Именно такой подход лежит в основе стратегического планирования территорий.

При подготовке Стратегического плана Санкт-Петербурга был проведен тщательный анализ внутренних и внешних факторов развития города, позволивший выявить основные проблемы и барьеры, препятствующие привлечение в город инвестиций и усилению его позиций в тех сферах, где город является конкурентоспособным на российской международной сцене. Проанализирована международная роль Санкт-Петербурга и его место в экономике России, дана оценка состояния населения и трудовых ресурсов, экономики, хозяйственного климата, городской среды и городского хозяйства.

     

1.1. Санкт-Петербург в мировой экономике


Определяющее значение для перспективного развития города имеет его выгодное геополитическое положение в системе мирохозяйственных связей и обусловленная распадом СССР его новая роль в соединении России с внешним миром.       

И для России, и для самого Санкт-Петербурга огромное значение приобретает его возрастающая роль в качестве транспортно-распределительного и торгово-посреднического центра международного значения.

Общие предпосылки для этого создаются тенденциями развития мировой экономики. Уже многие годы темпы роста объемов международной торговли превышают темпы роста ВВП примерно в полтора раза, и, по существующим в мире авторитетным прогнозам, эта тенденция сохранится в ближайшее десятилетие. Опережающее развитие международной торговли может способствовать экономическому возрождению Санкт-Петербурга.

Санкт-Петербург выступает сегодня как важный транзитный центр, обслуживая внешнеэкономические связи практически всех регионов России.

В первой половине 1997 г. произошел всплеск проходящего через Санкт-Петербург внешнеторгового оборота России. Он вырос на 13% (экспорт - на 10%, импорт - на 15%) по отношению к такому же периоду 1996 г. При этом внешнеторговый оборот со странами дальнего зарубежья увеличился на 25%, а со странами СНГ сократился на 34%.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»