Недействующий

     

Методические рекомендации
по проведению предварительного квалификационного
отбора подрядчиков и проведению торгов (конкурса)
на закупку работ и услуг для государственных нужд
Санкт-Петербурга

______________________________________________________
Фактически утратили силу в связи
с изменением законодательства
______________________________________________________

     

     

Введение


В целях эффективного расходования средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, государственных внебюджетных фондов и внебюджетных фондов субъектов РФ издан Указ Президента РФ от 8 апреля 1997 года N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд", устанавливающий, что заказ на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд размещается путем проведения торгов (конкурсов).

Данным Указом утверждено Положение об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, регулирующее отношения, возникающие между заказчиком и подрядчиком при проведении торгов (конкурсов).

В целях реализации указанного Положения Министерством экономики России разработаны и утверждены приказом от 30.09.97 N 117 "Методические рекомендации по проведению торгов (конкурса) на закупку товаров (работ), предварительному квалификационному отбору поставщиков (подрядчиков) - (конкурсная документация)", регламентирующие саму процедуру проведения торгов (конкурса).

Настоящие "Методические рекомендации по предварительному квалификационному отбору подрядчиков и проведению торгов (конкурса) на закупку работ для государственных нужд Санкт-Петербурга" разработаны на основе вышеперечисленных нормативных документов и в строгом соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ. В тексте "Методических рекомендаций..." приводятся ссылки на статьи и пункты законодательных актов РФ, регулирующих процесс закупок для государственных нужд.

Термины, используемые в настоящей методике:

"торги" - способ размещения заказа на закупку товаров, работ и услуг. Торги проводятся в форме конкурса или аукциона;

"конкурс" - проведение торгов по закупке товаров, работ и услуг на конкурсной основе;

"продукция" - товары, работы или услуги;

"государственный заказчик" ("заказчик") - орган государственной власти Санкт-Петербурга, являющийся прямым получателем бюджетных средств и наделенный в установленном порядке правом размещения заказов и заключения контрактов на поставку продукции для государственных нужд Санкт-Петербурга, а также другие юридические лица, которым на договорной основе государственный заказчик передал выполнение части своих функций;

"подрядчик" - любой участник процедуры торгов, предлагающий свою продукцию государственному заказчику;

"городской заказ" - обобщенный перечень всех видов товаров, работ и услуг (продукции), необходимый для обеспечения государственных нужд Санкт-Петербурга, сбалансированный с расходной частью соответствующего Закона "О бюджете Санкт-Петербурга";

"государственные нужды Санкт-Петербурга" - конкретные потребности Санкт-Петербурга в товарах, работах и услугах, удовлетворяемые за счет бюджета и бюджетных фондов города;

"организатор конкурса" - выбранное или назначенное государственным заказчиком на основании приказа или заключенного договора юридическое лицо для организации и проведения конкурса. Организатором конкурса может выступать и сам заказчик;

"предмет конкурса" - конкретные товары, работы и услуги.

     

Общие положения

1. Настоящая методика определяет общий порядок и условия подготовки, организации, проведения и подведения итогов конкурсов на закупку продукции для государственных нужд Санкт-Петербурга.

2. Цели проведения конкурсов:

- экономия бюджетных средств при размещении заказов на закупку продукции;

- предоставление возможности всем правомочным подрядчикам участвовать в конкурсах.

3. Принципы проведения конкурсов:

- объективное отношение ко всем подрядчикам;

- заключение контракта с подрядчиком, предложившим наиболее качественную продукцию, удовлетворяющую всем требованиям заказчика, по самой низкой оценочной стоимости.

4. Участники конкурса:

4.1. Основными участниками конкурса являются: заказчик, организатор конкурса, конкурсная комиссия и подрядчики.

При проведении отдельных процедур конкурса заказчиком или организатором конкурса могут привлекаться организации для оказания консультационных услуг.

4.2. Участники конкурса осуществляют следующие функции:

Заказчик:

- принимает решение о проведении конкурса на определенный вид продукции и издает приказ;

- определяет лицо, которое будет выполнять функции организатора конкурса, издает приказ или заключает соответствующий договор;

- по представлению организатора конкурса утверждает состав конкурсной комиссии;

- контролирует работу организатора конкурса конкурсной комиссии, лично или через своего представителя участвует в работе конкурсной комиссии;

- принимает решение по результатам конкурса.

Организатор конкурса:

- привлекает заявки на участие в конкурсе или в квалификационном отборе путем опубликования в печатных средствах массовой информации приглашения к участию в конкурсе или в квалификационном отборе;

- готовит приказ о формировании конкурсной комиссии за подписью руководителя государственного заказчика;

- определяет способ размещения заказа на закупку продукции для государственных нужд и в случаях проведения закрытого конкурса или при закупке продукции у единственного источника готовит документы для согласования с Министерством экономики или уполномоченным территориальным органом Санкт-Петербурга прав заказчика на закупку продукции;

- производит сбор заявок на предварительную квалификацию для участия в конкурсе;

- организует разработку конкурсной документации и решает вопросы изменения этой документации в ходе проведения конкурса;

- обеспечивает сбор и хранение представленных конкурсных заявок;

- контролирует работу конкурсной комиссии;

- представляет для утверждения заказчику результаты конкурса;

- осуществляет публикацию в печатных средствах массовой информации результатов конкурса;

- по поручению заказчика ведет переговоры с подрядчиком, выигравшим конкурс;

- руководит передачей конкурсной документации подрядчикам и дает необходимые разъяснения.

Если организатор конкурса привлекается по договору, то пределы его прав и обязанностей устанавливаются в договоре на организацию и проведение конкурса.

Конкурсная комиссия:

- обсуждает и представляет через организатора конкурса на утверждение заказчику конкурсную документацию;

- проводит предварительную квалификацию подрядчиков;

- осуществляет процедуру вскрытия конвертов с конкурсными заявками и ее оформление;

- анализирует конкурсные заявки, определяет подрядчика, выигравшего конкурс, и рейтинг других подрядчиков, принимает иные решения по результатам конкурса и представляет их на утверждение заказчику.

4.3. Для проведения предварительных исследований, подготовки конкурсной документации, разработки условий предварительной квалификации, оценки конкурсных заявок и подготовки рекомендаций о выборе победителя, экспертизы представленных конкурсных заявок и выполнения других услуг может привлекаться техническая комиссия из состава соответствующих специалистов. В случаях, когда из-за сложности предлагаемой продукции невозможно определить технические характеристики, решением заказчика могут привлекаться независимые эксперты или специализированные фирмы для оказания консультационных услуг.

     

I. Подготовительные мероприятия к проведению конкурса


К подготовительным мероприятиям относятся:

1. Выбор и назначение организатора конкурса.

2. Выбор способа размещения заказа на закупку продукции.

3. Подготовка документов для согласования с Минэкономики РФ или уполномоченным территориальным органом Санкт-Петербурга прав заказчика на закупку продукции путем проведения закрытого конкурса или на закупку продукции у единственного источника.

4. Разработка документации подготовительного этапа.

     

1. Выбор и назначение организатора конкурса


Для организации и проведения конкурса каждый государственный заказчик Санкт-Петербурга выбирает и назначает организатора конкурса.

"В качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель имущественного права либо специализированная организация. Специализированная организация действует на основании договора с собственником вещи или обладателем имущественного права и выступает от их имени или от своего имени" (ГК РФ, часть 1, статья 447, пункт 2).

Организатором конкурса, таким образом, может выступать как сам государственный заказчик, получающий финансовые средства, необходимые для закупки продукции из средств бюджета Санкт-Петербурга, так и выбранное или назначенное им юридическое лицо на основании приказа или заключенного договора.

     

2. Выбор способа размещения заказа на закупку продукции


Выбор способа размещения заказа на закупку продукции производится в соответствии с пунктом 1 Указа Президента РФ от 08.04.97 N 305: "Заказы на закупку товаров, работ и услуг (далее - продукция) для государственных нужд размещаются на торгах (конкурсах), если иное прямо не предусмотрено федеральными законами и указами Президента РФ".

Положения настоящего Указа распространяются на заказчиков, использующих средства федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, предоставляемые в качестве государственной поддержки, включая государственные гарантии (пункт 3 Указа Президента РФ от 08.04.97 N 305).

Основными способами размещения заказов являются:

Открытый конкурс:

Заказчик осуществляет закупки товаров или работ путем проведения открытого конкурса как наиболее предпочтительного способа закупок (пункт 24 "Положения...").

Заказчик привлекает заявки на участие в открытом конкурсе или в предварительном квалификационном отборе (в случае его проведения) путем опубликования в печатных средствах массовой информации приглашения к участию в конкурсе или в предварительном квалификационном отборе (ст.32 "Положения...").

Содержание приглашений подробно рассмотрено в приложениях N 3, 4 настоящей методики.

2-этапный конкурс проводится в случаях, когда:

а) заказчик не имеет возможности составить подробные технические спецификации товаров или работ, определить характеристики услуг в целях наиболее полного удовлетворения потребности в закупках. По этой причине ему необходимо привлечь заявки, предложения или оферты и провести переговоры с подрядчиками в силу особенностей технических характеристик товаров или строительных работ либо в силу характера услуг;

б) заказчик намерен заключить государственный контракт в целях проведения научных исследований, экспериментов, изысканий или разработок, за исключением случаев, когда контракт предусматривает производство продукции в объемах, достаточных для обеспечения ее рентабельности или для возмещения расходов на указанные работы;

в) имеются обстоятельства, позволяющие заказчику проводить специализированные закрытые торги (закрытый конкурс) в соответствии с "Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд", если заказчиком установлено, что избранный способ является наилучшим;

г) подрядчики не представили заявки на участие в торгах (конкурсе) или все указанные заявки отклонены заказчиком в соответствии с "Положением...", если при этом проведение новых торгов (конкурса) не приведет, по мнению заказчика, к заключению государственного контракта (пункт 26 "Положения...").

На первом этапе 2-этапного конкурса заказчик вправе проводить переговоры с любым подрядчиком, заявка которого на участие в конкурсе не была отклонена, по любым вопросам, за исключением требований к квалификации.

На втором этапе 2-этапного конкурса заказчик предлагает подрядчикам, принявшим участие в первом этапе, представить окончательные заявки на участие в конкурсе с указанием цены на один и тот же вид продукции. При составлении спецификаций данной продукции заказчик вправе исключить или изменить любое первоначально установленное в конкурсной документации положение, включая функциональные, технические или качественные характеристики закупаемой продукции, а также любые первоначально установленные этой документацией критерии оценки и сопоставления заявок и определения выигравшей заявки и вправе дополнить конкурсную документацию новыми характеристиками или критериями, соответствующими требованиям "Положения...". Любые исключения (изменения и дополнения) в конкурсной документации доводятся до сведения подрядчиков в приглашении представить окончательные заявки на участие в конкурсе.

Подрядчик, не имеющий намерения представлять окончательную заявку на участие в конкурсе, вправе выйти из участия в конкурсе, на теряя при этом права на обеспечение своей заявки (если такое обеспечение вносилось при подаче конкурсной заявки).

Окончательные заявки на участие в конкурсе оцениваются и сопоставляются для определения выигравшей заявки (ст.26, 54 "Положения…").

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»