Методические рекомендации
по проведению предварительного квалификационного отбора
поставщиков и проведению торгов (конкурса)
на закупку товаров для государственных нужд
Санкт-Петербурга
______________________________________________________
Фактически утратили силу в связи
с изменением законодательства
______________________________________________________
В целях эффективного расходования средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, государственных внебюджетных фондов и внебюджетных фондов субъектов РФ издан Указ Президента РФ от 8 апреля 1997 года N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд", устанавливающий, что заказ на закупку товаров, работ и услуг для государственных нужд размещается путем проведения торгов (конкурсов).
Данным Указом утверждено “Положение об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд”, регулирующее отношения, возникающие между заказчиком и поставщиком при проведении торгов (конкурсов).
В целях реализации указанного положения Министерством экономики России разработаны и утверждены приказом от 30.09.97 N 117 "Методические рекомендации по проведению торгов (конкурсов) на закупку товаров, работ для государственных нужд и предварительному квалификационному отбору поставщиков", регламентирующие саму процедуру проведения торгов (конкурса).
Настоящие "Методические рекомендации по предварительному квалификационному отбору поставщиков и проведению торгов (конкурсов) на закупку товаров для государственных нужд Санкт-Петербурга" разработаны на основе вышеперечисленных нормативных документов в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ. В тексте "Методических рекомендаций ..." приводятся ссылки на статьи и пункты законодательных актов РФ, регулирующих процесс закупок для государственных нужд.
“Торги” - способ размещения заказа на закупку товаров, работ и услуг.
Торги проводятся в форме конкурса или аукциона.
“Конкурс” - проведение торгов по закупке товаров, работ и услуг на конкурсной основе.
“Продукция” - товары, работы или услуги.
“Государственный заказчик (“заказчик”)” - орган государственной власти Санкт-Петербурга, являющийся прямым получателем бюджетных средств и наделенный в установленном порядке правом размещения заказов и заключения контрактов на поставку продукции для государственных нужд Санкт-Петербурга, а также другие юридические лица, которым на договорной основе государственный заказчик передал выполнение части своих функций.
“Поставщик” - любой участник процедуры торгов, предлагающий свою продукцию государственному заказчику.
“Городской заказ” - обобщенный перечень всех видов товаров, работ и услуг (продукции), необходимый для обеспечения государственных нужд Санкт-Петербурга, сбалансированный с расходной частью, соответствующего Закона “О бюджете Санкт-Петербурга”.
“Государственные нужды Санкт-Петербурга” - конкретные потребности Санкт-Петербурга в товарах, работах и услугах, удовлетворяемые за счет бюджета и внебюджетных фондов города.
“Организатор конкурса” - выбранное или назначенное государственным заказчиком на основании приказа или заключенного договора юридическое лицо для организации и проведения конкурса. Организатором конкурса может выступать и сам заказчик.
“Предмет конкурса” - конкретные товары, работы и услуги.
1. Настоящая методика определяет общий порядок и условия подготовки, организации, проведения и подведения итогов конкурсов на закупку продукции для государственных нужд Санкт-Петербурга.
2. Цели проведения конкурсов:
- экономия бюджетных средств при размещении заказов на закупку продукции;
- предоставление возможности всем правомочным поставщикам участвовать в конкурсах.
3. Принципы проведения конкурсов:
- объективное отношение ко всем поставщикам;
- заключение контракта с поставщиком, предложившим наиболее качественную продукцию, удовлетворяющую всем требованиям заказчика, по самой низкой оценочной стоимости.
4. Участники конкурса:
4.1. Основными участниками конкурса являются: заказчик, организатор конкурса, конкурсная комиссия и поставщики.
При проведении отдельных процедур конкурса заказчиком или организатором конкурса могут привлекаться организации для оказания консультационных услуг.
4.2. Участники конкурса осуществляют следующие функции:
заказчик:
- принимает решение о проведении конкурса на определенный вид продукции и издает приказ;
- определяет лицо, которое будет выполнять функции организатора конкурса, издает приказ или заключает соответствующий договор;
- по представлению организатора конкурса утверждает состав конкурсной комиссии;
- контролирует работу организатора конкурса конкурсной комиссии, лично или через своего представителя участвует в работе конкурсной комиссии;
- принимает решение по результатам конкурса;
организатор конкурса:
- привлекает заявки на участие в конкурсе или в квалификационном отборе путем опубликования в печатных средствах массовой информации приглашения к участию в конкурсе или в квалификационном отборе;
- готовит приказ о формировании конкурсной комиссии за подписью руководителя государственного заказчика;
- определяет способ размещения заказа на закупку продукции для государственных нужд и в случаях проведения закрытого конкурса или при закупке продукции у единственного источника готовит документы для согласования с Министерством экономики или уполномоченным территориальным органом Санкт-Петербурга прав заказчика на закупку продукции;
- производит сбор заявок на предварительную квалификацию для участия в конкурсе;
- организует разработку конкурсной документации и решает вопросы изменения этой документации в ходе проведения конкурса;
- обеспечивает сбор и хранение представленных конкурсных заявок;
- контролирует работу конкурсной комиссии;
- представляет для утверждения заказчику результаты конкурса;
- осуществляет публикацию в печатных средствах массовой информации результатов конкурса;
- по поручению заказчика ведет переговоры с поставщиком, выигравшим конкурс;
- руководит передачей конкурсной документации поставщикам и дает необходимые разъяснения.
Если организатор конкурса привлекается по договору, то пределы его прав и обязанностей устанавливаются в договоре на организацию и проведение конкурса;
конкурсная комиссия:
- обсуждает и представляет через организатора конкурса на утверждение заказчику конкурсную документацию;
- проводит предварительную квалификацию поставщиков;
- осуществляет процедуру вскрытия конвертов с конкурсными заявками и ее оформление;
- анализирует конкурсные заявки, определяет поставщика, выигравшего конкурс, и рейтинг других поставщиков, принимает иные решения по результатам конкурса и представляет их на утверждение заказчику.
4.3. Для проведения предварительных исследований, подготовки конкурсной документации, разработки условий предварительной квалификации, оценки конкурсных заявок и подготовки рекомендаций о выборе победителя, экспертизы представленных конкурсных заявок и выполнения других услуг может привлекаться техническая комиссия из состава соответствующих специалистов в случаях, когда из-за сложности предлагаемой продукции невозможно определить технические характеристики, решением заказчика могут привлекаться независимые эксперты или специализированные фирмы для оказания консультационных услуг.
К подготовительным мероприятиям относятся:
1. Выбор и назначение организатора конкурса.
2. Выбор способа размещения заказа на закупку продукции.
3. Подготовка документов для согласования с Минэкономики РФ или уполномоченным территориальным органом Санкт-Петербурга прав заказчика на закупку продукции путем проведения закрытого конкурса или на закупку продукции у единственного источника.
4. Разработка документации подготовительного этапа.
Для организации и проведения конкурса каждый государственный заказчик Санкт-Петербурга выбирает и назначает организатора конкурса.
"В качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель имущественного права либо специализированная организация. Специализированная организация действует на основании договора с собственником вещи или обладателем имущественного права и выступает от их имени или от своего имени" ( ГК РФ, часть 1, статья 447, пункт 2 ).
Организатором конкурса, таким образом, может выступать как сам государственный заказчик, получающий финансовые средства, необходимые для закупки продукции из средств бюджета Санкт-Петербурга, так и выбранное или назначенное им юридическое лицо на основании приказа или заключенного договора.
Выбор способа размещения заказа на закупку продукции производится в соответствии с пунктом 1 Указа Президента РФ от 08.04.97 N 305: "Заказы на закупку товаров, работ и услуг (далее - продукция) для государственных нужд размещаются на торгах (конкурсах), если иное прямо не предусмотрено федеральными законами и указами Президента РФ".
Положения настоящего Указа распространяются на заказчиков, использующих средства федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, предоставляемые в качестве государственной поддержки, включая государственные гарантии (пункт 3 Указа Президента РФ от 08.04.97 N 305).
Основными способами размещения заказов являются:
Открытый конкурс
Заказчик осуществляет закупки товаров или работ путем проведения открытого конкурса как наиболее предпочтительного способа закупок (пункт 24 "Положения ...").
Заказчик привлекает заявки на участие в открытом конкурсе или в предварительном квалификационном отборе (в случае его проведения) путем опубликования в печатных средствах массовой информации приглашения к участию в конкурсе или в предварительном квалификационном отборе (ст.32 “Положения ...”).
Содержание приглашений подробно рассмотрено в приложениях N 3, 4 настоящей методики.
2-этапный конкурс проводится в случаях, когда:
а) заказчик не имеет возможности составить подробные технические спецификации товаров или работ, определить характеристики услуг в целях наиболее полного удовлетворения потребности в закупках. По этой причине ему необходимо привлечь заявки, предложения или оферты и провести переговоры с поставщиками в силу особенностей технических характеристик товаров или строительных работ либо в силу характера услуг;
б) заказчик намерен заключить государственный контракт в целях проведения научных исследований, экспериментов, изысканий или разработок, за исключением случаев, когда контракт предусматривает производство продукции в объемах, достаточных для обеспечения ее рентабельности или для возмещения расходов на указанные работы;
в) имеются обстоятельства, позволяющие заказчику проводить специализированные закрытые торги (закрытый конкурс) в соответствии с "Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд", если заказчиком установлено, что избранный способ является наилучшим;
г) поставщики не представили заявки на участие в торгах (конкурсе) или все указанные заявки отклонены заказчиком в соответствии с "Положением ...", если при этом проведение новых торгов (конкурса) не приведет, по мнению заказчика, к заключению государственного контракта (пункт 26 "Положения ...").
На первом этапе 2-этапного конкурса заказчик вправе проводить переговоры с любым поставщиком, заявка которого на участие в конкурсе не была отклонена по любым вопросам, за исключением требований к квалификации.
На втором этапе 2-этапного конкурса заказчик предлагает поставщикам, принявшим участие в первом этапе, представить окончательные заявки на участие в конкурсе с указанием цены на один и тот же вид продукции. При составлении спецификаций данной продукции заказчик вправе исключить или изменить любое первоначально установленное в конкурсной документации положение, включая функциональные, технические или качественные характеристики закупаемой продукции, а также любые первоначально установленные этой документацией критерии оценки и сопоставления заявок и определения выигравшей заявки и вправе дополнить конкурсную документацию новыми характеристиками или критериями, соответствующими требованиям "Положения ...". Любые исключения (изменения и дополнения) в конкурсной документации доводятся до сведения поставщиков в приглашении представить окончательные заявки на участие в конкурсе.