+---------------------------------------------------------------------+
¦N ¦ Наименование программ, подпрограмм, проектов ¦
¦п/п¦ ¦
+---+-----------------------------------------------------------------¦
¦ 1.¦1.1. Формирование системообразующих звеньев потребительского ¦
¦ ¦ рынка ¦
¦ ¦1.1.1. Программа создания оптовых продовольственных рынков ¦
¦ ¦1.1.2. Программа перевода предприятий оптового звена в режим ¦
¦ ¦ работы оптовых рынков и распределительных центров ¦
+---+-----------------------------------------------------------------¦
¦ 2.¦1.2. Формирование производственно-экономических связей предпри- ¦
¦ ¦ ятий на потребительском рынке ¦
¦ ¦1.2.1. Развитие предприятий потребительского рынка на принципах ¦
¦ ¦ ассоциирования (координации, кооперации) и интегрирования ¦
¦ ¦1.2.1.1. Модель распределительного центра ¦
¦ ¦1.2.1.2. Модели торговых структур на принципах интеграции ¦
¦ ¦1.2.2. Создание предприятий с использованием механизма франчай-¦
¦ ¦ зинга ¦
¦ ¦1.2.3. Формирование производственно-торговых объединений в плодо-¦
¦ ¦ овощном комплексе Москвы ¦
+---+-----------------------------------------------------------------¦
¦ 3.¦1.3. Развитие отраслевой системы информационного обеспечения ¦
¦ ¦ потребительского рынка ¦
+---+-----------------------------------------------------------------¦
¦ 4.¦1.4. Программа совершенствования транспортного обслуживания и ¦
¦ ¦ развития сети автостоянок для предприятий потребительского ¦
¦ ¦ рынка ¦
¦ ¦1.4.1. Развитие сети автостоянок ¦
+---+-----------------------------------------------------------------¦
¦ 5.¦1.5. Программа рекламно-художественного и светового оформления ¦
¦ ¦ предприятий потребительского рынка и услуг - "Витрина-2001" ¦
+---------------------------------------------------------------------+
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
01 ¦ Программное направление ¦ Развитие инфраструктуры потребительского рынка и услуг
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Наименование
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1.1.¦ Шифр программы ¦ Ресурсное обеспечение
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Название программы: ¦
Формирование системообразующих ¦Финансирование программы осуществляется по линии Департамента продо-
звеньев потребительского рынка ¦вольственных ресурсов и ОАО "Оптовые продовольственные рынки Москвы"
¦
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1.1.1. Программа создания оптовых продовольственных рынков
(Постановления Правительства Москвы от: 27.06.1995 г. N 568;
25.06.1996 г. N 542; 04.02.1997 г. N 51;
24.02.1998 г. N 137)
Содержание программы:
Оптовые продовольственные рынки являются составной частью оптовой товаропроводящей инфраструктуры города и представляют собой самостоятельные хозяйственные структуры. Их назначение осуществление организации купли-продажи сельскохозяйственного сырья и продовольственных товаров независимыми оператормии (продавцами и покупателями) в определенных местах и по установленным правилам.
Принятая концепция организации оптовых рынков преследует цель создания системы оптовых продовольственных рынков, увязанной в информационном плане и действующей по единому организационно-правовому механизму. Размещение оптовых рынков учитывает роль Москвы как крупного центра потребления и перераспределения продовольственных ресурсов, специфику территориальной организации города, состояние и тенденции развития рыночной и дорожно-транспортной инфраструктуры в столице и в ближнем пригороде.
В период до 2005 г. предполагается ввести в строй рынки первой очереди (10 объектов) общей площадью 123,9 га, с ожидаемым объемом оптовой торговли 1565 тыс.тонн в год и количеством торговых мест 774. Расчетный объем инвестиций - 1328 млн.руб., в том числе акционерный капитал - 394 млн.руб., заемный капитал - 934 млн.руб. Инвестиционные вложения Правительства Москвы в строительство рынков 1 очереди с учетом затрат на проектирование составят порядка 200 млн.руб. Срок окупаемости по отдельным объектам колеблется от 5 до 14 лет, внутренняя норма окупаемости находится в пределах 15-33%.
В 1998 г. будут введены в эксплуатацию два первых объекта: оптовый продовольственный рынок "Отрадное" и оптово-розничный рынок "Садовод" по продаже семян, рассады, саженцев, инвентаря и других товаров для садоводов и огородников. Завершатся проектные и начнутся строительные работы на четырех объектах, включаяч ГУП "Центральный московский оптовый рынок продовольственных и сопутствующих непродовольственных товаров".
Реализация программы создания оптовых продовольственных рынков предполагает согласованное и скоординированное развитие предприятий оптового и розничного звеньев системы товародвижения. При этом будут решены задачи ценового равновесия, кардинально улучшена организация товародвижения, обеспечено сокращение звенности. В результате следует ожидать установления более низкого уровня цен, повышение качества торгового обслуживания, повышение финансовой и налоговой дисциплины.
Исполнители:
Департамент продовольственных ресурсов, ОАО "Оптовые продовольственные рынки Москвы"
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
01¦ Программное направление ¦ Развитие инфраструктуры потребительского рынка и услуг
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Наименование
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1.1.¦ Шифр программы ¦ Ресурсное обеспечение
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Название программы: ¦
Формирование системообразующих звеньев ¦ Финансирование программы осуществляется по линии
потребительского рынка ¦ Департамента продовольственных ресурсов
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1.1.2. Программа перевода предприятий оптового звена в режим оптовых
рынков и распределительныъх центров (Постановление
Правительства Москвы от 24.02.1998 г. N 137)
Содержание программы:
Крупные предприятия оптового звена, созданные в дореформенный период и сориентированные на организационные и технологические требования плановой распределительной системы, при переходе к рыночной экономике встали перед проблемой пересмотра основных принципов использования материально-технической базы, находящейся в их распоряжении. В связи с этим, все действующие оптовые плодоовощные предприятия, холодильники, хладокомбинаты и общетоварные склады широко практикуют сдачу в аренду своих емкостей различным коммерческим структурам, которые активно ведут оптовую и мелкооптовую торговлю на арендуемых площадях, т.е. практически работают в режиме неорганизованных оптовых рынков и распределительных центров. Эффективность оптовой торговли при этом неизбежно снижается ввиду ее стихийности, отсутствия должной регламентации торгового процесса и сервисных услуг для продавцов и покупателей, а также нарушений финансовой и налоговой дисциплины.
Программа создания системы московских оптовых продовольственных рынков включает лишь часть предприятий оптового звена, требует значительных материальных затрат и времени. Поэтому, в рамках Концепции функционирования оптового звена на московском продовольственном рынке, разрабатываемой Департаментом продовольственных ресурсов, ведется подготовка программы перевода оптовых продовольственных предприятий города на режим работы оптовых продовольственных рынков и распределительных центров. Программа направлена на совершенствование организации оптовой торговли продовольствием, сокращение звенности в каналах товародвижения, повышение эффективности использования существующей материально-технической базы, снижение уровня бюджетных вложений в развитие предприятий оптового звена за счет создания условий для привлечения инвестиционных ресурсов фирм-арендаторов.
Исполнители:
Департамент продовольственных ресурсов, ОАО "Оптовые продовольственные рынки Москвы"
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
01¦ Программное направление ¦ Развитие инфраструктуры потребительского рынка и услуг
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Наименование
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1.2.¦ Шифр программы ¦ Ресурсное обеспечение
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Название программы: ¦ ¦ Объем средств,* млн.рублей
Формирование производственно-экономи- ¦ Источник +--------------------------------------------
ческих связей предприятий на потреби- ¦ ¦ 1998 г. 1999 г. 2000 г. 1998-2000 гг.
тельском рынке +------------------------+--------------------------------------------
¦Средства предприятий и ¦
¦иные источники ¦ 1,2 4,6 4,6 10,4
+------------------------+--------------------------------------------
¦ИТОГО ¦ 1,2 4,6 4,6 10,4
+---------------------------------------------------------------------
¦* Расчетные показатели по пилотному проекту для АО "Продснаб"
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1.2.1. Развитие предприятий потребительского рынка на принципах
ассоциирования (координации, кооперации) и интегрирования
1.2.1.1. Модель распределительного центра
Москва - один из самых дорогих городов в мире по ценам на продукты. На западе появление распределительных сетей и их взаимная конкуренция способствовали появлению следующих преимуществ для потребителей: снижение цен, повышение качества, постоянное наличие широкого ассортимента товаров, экономия времени на совершение покупок.
С распадом планового хозяйства потребительский рынок недостаточно эффективно заполнялся новыми структурами рыночной экономики, к числу которых относятся распределительные центры.
Распределительный центр - это организация, покупающая товары напрямую у поставщиков и производителей и впоследствии продающая и доставляющая эти же товары в сеть магазинов без участия посредников. Эффективность распределительных центров достигается за счет приобретения больших партий товара и возможности при этом торговаться, отсутствия наценки за посредничество, эффективности доставки товаров.
Мировой опыт доказывает, что использование распределительных сетей позволяет получить эффект на всех стадиях товародвижения - в сфере оптовой торговли, в розничной сети, в сфере конечного потребления.
Проект создания распределительного центра при техническом содействии ЕС (программа ТАСИС) был успешно реализован в Мытищах.
В Москве примером торговой сети, создающей собственный распределительный центр, является Торговый Дом "Перекресток", образованный в 1995 г. В настоящее время сеть включает 9 торговых центров и универсамов; строительство двух новых объектов - в Лианозово и Жулебино - будет завершено в 1998 г. В период до 2001 г. сеть пополнится еще 9 универсамами.
В мае 1998 г. ТД "Перекресток" вводит в эксплуатацию в Химкинском районе Московской области распределительный центр по комплектации товарных поставок в магазины сети. Параметры проекта: площадь складских помещений и экспедиции - 10 тыс.кв.м; планируемый грузооборот - 800 т/сутки; ассортимент - 4 тыс. наименований для начала комплектных поставок.
В 1999 г. предполагается строительство второй очереди распределительного центра (10 тыс.кв.м) с доведением ассортимента комплектации товаров до 15 тыс. наименований.
Распределительные сети могут формироваться и на иных организационных началах, в частности6 когда предприятия розничной торговли группируются вокруг существующего объекта оптового звена, который выступает в этом случае системным интегратором сети. Такой подход реализуется в проекте для АО "Продснаб" (Западный АО) по программе технического содействия ЕС (ТАСИС). На пилотной стадии проекта предполагается создать распределительную сеть из 100-130 магазинов. С распределительным центром будут работать предприятия розничной торговли (и институциональные покупатели) на принципах ассоциации. При этом возможен вариант включения в сеть не только магазинов без торговой марки, но и франчайзинговых магазинов.
По результатам осуществления пилотного проекта предполагается подготовить документацию по тиражированию опыта создания распределительного центра в Москве.
Исполнители:
ЗАО ТД "Перекресток", АО "Продснаб", префектуры АО, Департамент потребительского рынка и услуг
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
01¦ Программное направление ¦ Развитие инфраструктуры потребительского рынка и услуг
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Наименование
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1.2.¦ Шифр программы ¦ Ресурсное обеспечение
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Название программы: ¦ ¦ Объем средств, млн.рублей
Формирование производственно-экономи- ¦ Источник +--------------------------------------------
ческих связей предприятий на потреби- ¦ ¦ 1998 г. 1999 г. 2000 г. 1998-2000 гг.
тельском рынке +------------------------+--------------------------------------------
¦Средства предприятий и ¦Затраты по развитию интегрированных торговых
¦иные источники ¦сетей включены в расчетные показатели под-
¦ ¦программы 2.1.1.
+------------------------¦
¦ИТОГО ¦
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------
1.2.1. Развитие предприятий потребительского рынка на принципах
ассоциирования (координации, кооперации) и интегрирования
1.2.1.2. Модели торговых структур на принципах интеграции
Цель подпрограммы - разработка и внедрение моделей интеграции торговых структур для повышения качества торгового обслуживания населения на потребительском рынке Москвы.
В соответствии с опытом развитых стран Запада около 90% торгового оборота приходится на торговые сети - самые крупные из которых насчитывают до нескольких тысяч супермаркетов. С организационной точки зрения развитие различных форм интеграции предприятий торговой сети позволяет:
- снижать накладные расходы за счет введения централизованных служб управления, централизации снабженческих, транспортных и учетных функций;
- осуществлять закупки крупными партиями на выгодных условиях платежа и поставок, что в конечном счете сказывается на уровне цен и заинтересованности покупателей;
- использовать новейшие информационные технологии для осуществления управления сетью и создания информационных банков данных по номенклатуре продаваемой продукции;