Недействующий

     

МЭР МОСКВЫ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 18 марта 1998 года N 242-РМ


О развитии системы лицензирования в городе Москве

(с изменениями на 25 июня 2002 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 10 апреля 2003 года
на основании постановления Правительства Москвы
от 25 марта 2003 года N 175-ПП

____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

распоряжением мэра Москвы от 10 июня 1999 года N 594-РМ;

распоряжением Мэра Москвы от 17 декабря 1999 года N 1453-РМ;

распоряжением Мэра Москвы от 15 марта 2000 года N 268-РМ;

постановлением Правительства Москвы от 25 июня 2002 года N 483-ПП ("Вестник Мэра и Правительства Москвы", N 27, июль, 2002 год).

____________________________________________________________________


Развитие лицензионной деятельности осуществляется в городе на основе задач, определенных в постановлении Правительства Москвы от 15 августа 1995 года N 699 "О совершенствовании системы лицензирования деятельности на территории города Москвы". К настоящему времени указанное постановление в основном выполнено.

За 1995 - 1997 годы существенно расширился объем задач, решаемых Московской лицензионной палатой. На основании правовых актов Российской Федерации и города Москвы введено лицензирование 10 новых видов деятельности: деятельности, связанной с производством и оборотом алкогольной продукции, гостиничной деятельности, социальным обслуживанием населения и других. В настоящее время Московской лицензионной палатой осуществляется лицензирование 35 видов деятельности. Значительно увеличился круг юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности, подлежащие лицензированию. В течение 1997 года Московской лицензионной палатой выдано более 106 тысяч лицензий, направлено в бюджет города около 140 млрд. рублей. Существенно возросло число проведенных контрольными подразделениями Московской лицензионной палаты проверок деятельности по наиболее важным для города и социально значимым направлениям. Распоряжением Премьера Правительства Москвы от 2 сентября 1997 года N 972-РП "О порядке взаимодействия Московской лицензионной палаты с контролирующими, надзорными, налоговыми, правоохранительными органами и другими службами г.Москвы по организации контроля за юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими подлежащие лицензированию виды деятельности на территории г.Москвы" на Московскую лицензионную палату возложены обязанности по обеспечению взаимодействия и координации работы по контролю за деятельностью лицензиатов. С целью осуществления такого взаимодействия начата разработка автоматизированной информационной системы АИС "Контроль". Московской лицензионной палатой обеспечивается ведение единого общегородского реестра лицензий. Улучшилась работа по информированию населения, органов исполнительной власти и контролирующих органов о лицензионной деятельности в городе.

В то же время социально-экономическое развитие общества требует совершенствования системы лицензирования, устранения недостатков в организации и осуществлении лицензионной деятельности в Москве. Ведомственная разобщенность лицензионных органов Правительства Москвы делает невозможным проведение единой политики в области лицензирования, затрудняет обмен, обобщение и анализ информации в данной области, снижает эффективность контроля за осуществлением лицензируемых видов деятельности и контроля за работой самих лицензионных органов, приводит к частичному дублированию функций различными органами. Недостатки существующей организации лицензирования создают дополнительные барьеры для развития предпринимательства.

Одновременное существование Московской лицензионной палаты и лицензионных подразделений в составе ряда отраслевых департаментов и комитетов Правительства Москвы приводит к нерациональному использованию бюджетных средств, снижает возможности оперативного управления системой лицензирования. Вместе с тем, существующая штатная численность Московской лицензионной палаты не позволяет ей в полной мере выполнять возросшие объемы работ по лицензированию новых видов деятельности, обеспечению единого методического руководства системой лицензионных органов города. Недостаточная численность и слабая оснащенность контрольных подразделений Московской лицензионной палаты препятствует эффективной организации контроля за осуществлением лицензируемых видов деятельности и полноценному взаимодействию с контрольными и надзорными органами.

В целях совершенствования лицензионной деятельности в городе Москве и координации работы по контролю за осуществлением лицензируемых видов деятельности в соответствии с возросшим объемом задач и повышением роли лицензирования в формировании цивилизованных рыночных отношений:

1. Утвердить Концепцию совершенствования лицензионной деятельности в городе Москве (приложение 1).

2. Московской лицензионной палате в целях поэтапной реализации утвержденной Концепции совместно с участием заинтересованных департаментов, комитетов и управлений Правительства Москвы обеспечить в 1998 году подготовку проектов и принятие соответствующих распорядительных документов Мэра и Правительства Москвы.

3. Утвердить Положение о Московской лицензионной палате (приложение 2).

4. Считать утратившим силу Положение о Московской лицензионной палате, утвержденное распоряжением Мэра Москвы от 2 ноября 1995 г. N 590-РМ "Об утверждении Положения о Московской лицензионной палате".

5. Москомимуществу рассмотреть вопрос о выделении Московской лицензионной палате дополнительных площадей для размещения сотрудников в соответствии с реальной численностью работающих специалистов.

6. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя Премьера Правительства Москвы Толкачева О.М.

Мэр Москвы
                                                Ю.М.Лужков


Приложение 1
к распоряжению Мэра Москвы
от 18 марта 1998 года N 242-РМ

КОНЦЕПЦИЯ
совершенствования лицензионной деятельности
в городе Москве


I. Задачи лицензирования

1. Защита прав потребителей товаров и услуг.

2. Правовое регулирование развивающихся рыночных отношений.

3. Повышение качества товаров и услуг.

4. Комплексный контроль за осуществлением видов деятельности, представляющих особую потенциальную опасность для жизни, здоровья и имущества граждан, интересов общества и государства, состояния окружающей среды.

5. Обеспечение равных условий для выхода на рынок организациям всех форм собственности.

6. Недопущение выхода и осуществления деятельности на рынке структур, не имеющих необходимых кадров, технических, имущественных и иных возможностей.

7. Устранение с рынка структур, ведущих незаконную, неквалифицированную, опасную для человека деятельность.

8. Обеспечение баланса интересов граждан, предпринимателей и государства.

II. Цели совершенствования системы лицензирования

1. Создание условий, при которых лицензия будет являться формой государственной гарантии наличия у предпринимателя возможностей производить высококачественные товары, работы и услуги.

2. Формирование и реализация единой лицензионной политики в городе Москве.

3. Совершенствование правовой базы лицензионной деятельности.

4. Ликвидация излишних барьеров для выхода на рынок и добросовестной работы на нем новых предпринимательских структур, обеспечение здоровой конкуренции.

5. Устранение проявлений ведомственности в осуществлении лицензионной деятельности.

6. Обеспечение "прозрачности" деятельности лицензионных органов для предпринимателей.

7. Объединение действий государственных и территориальных органов по контролю за осуществлением лицензируемых видов деятельности.

8. Борьба с правонарушениями в сфере экономики с целью обеспечения экономической безопасности общества.

9. Обеспечение возможностей анализа социально-экономического развития и комплексной оценки состояния рынка города в сфере осуществления лицензируемых видов деятельности.

10. Снижение затрат городского бюджета на содержание аппарата управления.

11. Повышение доходности бюджета Москвы за счет снижения нерационального расходования средств при размещении городского заказа и увеличения налоговых поступлений.

III. Основные направления развития системы лицензирования

     

1. Организационная структура лицензирования.

1.1. Объединение лицензирования в рамках Московской лицензионной палаты как единого органа Правительства Москвы, уполномоченного на осуществление лицензионной деятельности на территории города.

1.2. Реорганизация структуры Московской лицензионной палаты в направлении увеличения роли ее территориальных подразделений в административных округах.

1.3. Реорганизация Экспертно-апелляционного совета при Московской лицензионной палате в Экспертно-апелляционный совет при Правительстве Москвы. Повышение роли совета как органа по решению спорных вопросов. Создание при Экспертно-апелляционном совете конфликтной комиссии с привлечением специалистов Торгово-промышленной палаты, общероссийских и городских объединений предпринимателей, независимых экспертов, органов управления Москвы.

2. Финансирование лицензионной деятельности.

2.1. Изменить принцип финансирования Московской лицензионной палаты, установив, что:

а) объем финансирования составляет определенный процент от плановой суммы лицензионных поступлений в соответствии с утвержденным бюджетом Москвы;

б) при превышении плановых показателей по сумме лицензионных поступлений определенный процент такого превышения дополнительно направляется на финансирование Московской лицензионной палаты и расходуется на социальную защиту и поддержку сотрудников и на развитие материально-технической базы.

2.2. Разработать систему критериев и показателей оценки качества лицензионной деятельности в городе с целью привязки финансирования лицензионных органов к результатам развития рынка в городе.

3. Нормативно-методическая база лицензирования.

3.1. Кодификация действующей нормативной базы лицензирования в городе Москве.

3.2. Унификация нормативных актов по вопросам лицензирования различных видов деятельности и приведение их в соответствие с законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

3.3. Создание системы предварительной экспертизы правовых актов по вопросам лицензирования с точки зрения их влияния на развитие экономики Москвы, криминогенную обстановку в городе, устранения проявлений ведомственности.

3.4. Разработка проектов законодательных и иных нормативных правовых актов города Москвы по вопросам лицензирования:

а) об основах организации и принципах осуществления лицензионной деятельности в городе;

б) о взаимодействии органов исполнительной власти, контрольных, надзорных, налоговых, правоохранительных органов в процессе осуществления лицензионной деятельности;

в) о применении штрафных санкций за работу без лицензии или с нарушением лицензионных условий;

г) об использовании механизма страхования ответственности в лицензионной деятельности.

4. Организация лицензионной деятельности.

4.1. Разработка и проведение комплекса мероприятий, имеющих целью снижение до минимально необходимого уровня финансовых затрат предпринимателя на получение предварительных заключений различных органов, сделав их сопоставимыми с размерами платы за выдачу лицензии (последние, как правило, составляют 3-кратный размер минимальной месячной оплаты труда).

4.2. Разработка методики осуществления упрощенной процедуры продления срока действия лицензии и проведение эксперимента по ее применению при лицензировании некоторых видов деятельности.

4.3. Создание механизма изъятия аннулированных лицензий.

4.4. Использование возможностей системы лицензирования деятельности для упрощения фискальных отношений города и предпринимателя.

4.5. Создание на базе существующей системы аккредитации экспертных коллективов и экспертов при Московской лицензионной палате системы независимой комплексной экспертизы готовности соискателей лицензий к осуществлению лицензируемых видов деятельности (с выдачей рекомендаций по устранению выявленных недостатков) в рамках минимально необходимого набора требований.

4.6. Организация системы аттестации (сертификации) кадров организаций, осуществляющих лицензируемые виды деятельности, которая включает повышение квалификации и переподготовку кадров на базе Московского института лицензирования и аккредитованных центров предлицензионной подготовки.

4.7. Объединение в Московской лицензионной палате функций координации деятельности по обязательной и добровольной сертификации товаров и услуг государственными и негосударственными организациями, аккредитованными в установленном законом порядке; осуществление контроля за деятельностью таких организаций.

5. Контрольная деятельность.

5.1. Изменение концепции контрольной деятельности в сфере осуществления лицензируемых видов деятельности, при которой:

а) контроль осуществляется существующими государственными и территориальными надзорными органами в рамках предоставленных им полномочий;

б) на контрольные подразделения лицензионных органов возлагаются обязанности по контролю в тех направлениях, которые не обеспечиваются действующими надзорными органами (например, риэлтерская деятельность);

в) основной функцией Московской лицензионной палаты является координация контрольной деятельности, обобщение и анализ информации о результатах проверок деятельности лицензиатов.

5.2. Уточнение прав и обязанностей всех подразделений, выполняющих контрольные функции в сфере осуществления лицензируемых видов деятельности.

5.3. Создание системы обобщения и анализа обращений граждан по вопросам осуществления лицензируемых видов деятельности и работы лицензионных органов.

5.4. На основе сближения системы лицензирования и системы сертификации обеспечить организацию комплексного контроля состояния дел в конкретных секторах рынка, включающего реализацию двух направлений контрольной деятельности:

а). Оценка состояния рынка товаров, работ и услуг;

б). Оценка деятельности организаций - лицензиатов.

5.5. Централизованная разработка и внедрение автоматизированной информационной системы АИС "Контроль" с подключением городских органов, осуществляющих контроль за ведением лицензируемых видов деятельности, и органов управления города.

5.6. Обеспечение Московской лицензионной палатой эксплуатации АИС "Контроль" и актуализации базы данных на основе информации представляемой контрольными органами города.

6. Меры по обеспечению выполнения обязательств.

6.1. Внедрение форм солидарной ответственности объединений предпринимателей за невыполнение обязательств перед клиентами, причинение ущерба городу и состоянию окружающей среды организациями - членами объединений.

6.2. Разработка механизма стимулирования добровольного страхования гражданской ответственности при осуществлении лицензируемых видов деятельности.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»