РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 5 сентября 2013 года N 65-рп
О Программе развития здравоохранения Санкт-Петербурга до 2020 года
(с изменениями на 27 декабря 2013 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2015 года на основании
постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30 июня 2014 года N 553
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 27 декабря 2013 года N 93-рп.
____________________________________________________________________
Во исполнение пункта 7 Плана мероприятий ("дорожной карты") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Санкт-Петербурге" на 2013-2018 годы, утвержденного распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 10.04.2013 N 26-рп:
1. Утвердить Программу развития здравоохранения Санкт-Петербурга до 2020 года (далее - Программа) согласно приложению.
2. Исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга, ответственным за реализацию мероприятий Программы, обеспечить их исполнение в установленные сроки.
3. Контроль за выполнением распоряжения возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Казанскую О.А.
Губернатор Санкт-Петербурга
Г.С.Полтавченко
ПРОГРАММА
развития здравоохранения Санкт-Петербурга до 2020 года
Программа развития здравоохранения Санкт-Петербурга до 2020 года (далее - Программа) разработана в соответствии с государственной программой Российской Федерации "Развитие здравоохранения", Федеральной "Дорожной картой" и "Дорожной картой" Санкт-Петербурга в соответствии с пунктом 3 "Плана мероприятий Федеральной "Дорожной карты".
Программа определяет цели, задачи, основные направления и основные мероприятия развития здравоохранения в Санкт-Петербурге, финансовое обеспечение и механизмы реализации предусматриваемых мероприятий, показатели их результативности.
(с изменениями на 27 декабря 2013 года)
Ответственный исполнитель Программы: | Комитет по здравоохранению |
Подпрограммы Программы: | Подпрограмма 1. "Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи". |
Цели Программы: | Обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки. |
Задачи Программы: | Обеспечение приоритета профилактики в сфере охраны здоровья и развития первичной медико-санитарной помощи. |
Целевые индикаторы и показатели Программы: | Смертность от всех причин. Снижение смертности от новообразований (в том числе от злокачественных) Смертность от туберкулеза. |
(Позиция в редакции, введенной в действие распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 27 декабря 2013 года N 93-рп. - См. предыдущую редакцию) | |
Этапы и сроки реализации Программы: | Программа развития здравоохранения Санкт-Петербурга до 2020 года реализуется в два этапа: |
Объемы бюджетных ассигнований Программы | Всего: 466724115,33 тыс.руб., из них: |
Ожидаемые результаты реализации Программы: | Снижение смертности от всех причин - до 11,6 случая на 1000 населения. |
_______________ По данным статистического бюллетеня "Предположительная численность населения Санкт-Петербурга и Ленинградской области до 2030 года", исх. N ДД-140-2418 от 28.03.2013, прогнозное значение показателя "Ожидаемая продолжительность жизни" в 2020 году - 74,4 года. |
Здоровье граждан как социально-экономическая категория является неотъемлемым фактором трудового потенциала общества и представляет собой основной элемент национального богатства страны. Ценность здоровья как важнейшего ресурса, необходимого для производства материальных и культурных благ определяется современными тенденциями снижения воспроизводства населения, процессом его старения и, таким образом, уменьшением численности населения.
В последние годы значительные инвестиции были направлены на решение проблем здравоохранения. Инициированы и реализуются крупномасштабные проекты:
- приоритетный национальный проект "Здоровье";
- федеральная целевая программа "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2012 гг.)";
- программа модернизации здравоохранения.
Итоги реализации указанных инициатив в Санкт-Петербурге характеризовались, в частности, следующими показателями:
- перелом в тенденции снижения численности населения - по предварительной оценке на 1 января 2013 года, численность населения города составила 5 млн. 28 тыс. чел., что на 75 тыс. больше, чем на 1 января 2012 года. Это произошло благодаря сокращению смертности населения в сочетании с увеличением рождаемости, а также вследствие миграционного прироста;
- увеличение рождаемости - в 2012 году родилось 62475 тыс. детей, что на 9,4% больше, чем в 2011 году;
- стабилизация показателя смертности - общий показатель смертности, то есть число умерших от всех причин на 1000 человек, в 2012 году составил 12,5 (в 2011 году - 12,5);
- увеличение ожидаемой продолжительности жизни - в период 2006-2011 гг. ожидаемая продолжительность жизни увеличилась на 4,1 года - с 69,3 в 2006 году до 73,4 года в 2011 году.
Причинами, формирующими недостаточную положительную динамику в состоянии здоровья населения, являются:
- низкая мотивация населения на соблюдение здорового образа жизни;
- высокая распространенность поведенческих факторов риска неинфекционных заболеваний (курение, злоупотребление алкоголем и наркотиками, недостаточная двигательная активность, нерациональное несбалансированное питание и ожирение);
- высокая распространенность биологических факторов риска неинфекционных заболеваний (артериальная гипертензия, гиперхолестеринемия, гипергликемия, избыточная масса тела и ожирение);
- недостаточность условий для ведения здорового образа жизни (недостаточность нормативной правовой базы для ограничения курения, злоупотребления алкоголем и наркотиками, производства не соответствующих принципам здорового питания продуктов), а также для обеспечения необходимого уровня физической активности;
- несвоевременное обращение за медицинской помощью;
- низкая профилактическая активность в работе первичного звена здравоохранения, направленная на своевременное выявление заболеваний, патологических состояний и факторов риска, их обусловливающих;
- несбалансированность коечного фонда по ряду профилей оказания медицинской помощи и недостаточно эффективное его использование;
- низкое развитие стационарзамещающих технологий;
- дефекты в организации оказания медицинской помощи жителям;
- недостаточное внедрение порядков и стандартов оказания медицинской помощи;
- отсутствие выработанных индикаторов качества оказания медицинской помощи;
- отсутствие унификации оснащения медицинских организаций;
- отсутствие оптимизации этапности оказания медицинской помощи, обеспечивающей оптимальную маршрутизацию потока пациентов.
Основными проблемными вопросами организации медицинской помощи в Санкт-Петербурге являются:
- обеспечение доступности первичной медико-санитарной, специализированной стационарной и высокотехнологичной медицинской помощи;
- кадровый дефицит и неполная укомплектованность врачами амбулаторно-поликлинических учреждений;
- неполное соответствие материально-технического оснащения учреждений здравоохранения утвержденным порядкам оказания медицинской помощи, в том числе в связи с высокой степенью износа основных фондов;
- недостаточный уровень внедрения современных информационных технологий в учреждениях здравоохранения;
- несовершенная система лекарственного обеспечения льготных категорий граждан.
Требуется проведение комплекса мер, направленных на устранение факторов, оказывающих негативное влияние на уровень младенческой и детской смертности, повышение эффективности службы родовспоможения и детства.
Высокая загруженность коечного фонда и недостаточно эффективное его использование обусловлены не только низкой активностью первичного звена здравоохранения, но и недостаточной развитостью системы санаторно-курортного лечения и медицинской реабилитации.
Ключевой проблемой является недостаточная обеспеченность здравоохранения квалифицированным персоналом. Динамика обновления технологий зачастую не обеспечивается соответствующим обновлением программ подготовки и переподготовки специалистов. Низкая социальная привлекательность работы в здравоохранении также является сдерживающим фактором кадрового развития отрасли.
Низкий уровень удовлетворенности населения Санкт-Петербурга качеством оказываемой медицинской помощи связан, в том числе, с несовершенством контрольно-надзорных функций в сфере здравоохранения. Необходимо последовательное выстраивание системы контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Высокий уровень заболеваемости трудоспособного населения диктует необходимость проведения мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья работников предприятий. Требуется разработка инновационных технологий в сфере защиты отдельных категорий граждан от воздействия особо опасных факторов физической, химической и биологической природы.
Существенным сдерживающим фактором является недостаточное применение современных информационных технологий. На настоящий момент уже реализованы процессы обобщения и предоставления в электронном виде на вышестоящий уровень управления агрегированной информации. При этом не в полной мере внедрены методы систематизации медицинской информации. Соответственно необходимо создание и применение алгоритмов аналитической обработки информации для целей управления в здравоохранении.
В медицинских организациях недостаточно широко используются современные информационно-телекоммуникационные технологии телемедицины. Широкое внедрение телемедицины позволит существенно повысить эффективность оказания первичной медико-санитарной помощи, качество диагностики социально значимых заболеваний на уровне первичного звена, эффективность оказания скорой и неотложной медицинской помощи за счет использования технологии ГЛОНАСС, доступность консультационных услуг медицинских экспертов для населения за счет использования телемедицинских консультаций.
Требуется внедрение инновационных решений в области электронных образовательных курсов, систем поддержки принятия врачебных решений на основе базы знаний. Главной задачей в этой сфере в краткосрочной перспективе является масштабирование базы знаний и внедрение электронных образовательных курсов и систем поддержки принятия врачебных решений в повседневную деятельность медицинских работников.
Планируется решать задачу по созданию и масштабированию аппаратно-программных решений для оказания медицинских услуг медицинским работником на основе современных информационно-телекоммуникационных технологий. В настоящее время по результатам реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" и региональной программы модернизации здравоохранения Санкт-Петербурга в медицинских организациях проведено существенное обновление парка медицинского оборудования. Современное медицинское оборудование имеет возможность представления информации в цифровом виде, что позволяет создавать автоматизированные рабочие места для медицинских специалистов различных профилей. Создание автоматизированных рабочих мест позволяет повысить точность и объективность диагностических исследований, снизить количество рутинных операций в повседневной деятельности медицинского работника, повысить оперативность и достоверность передачи медицинской информации о состоянии здоровья пациента между медицинскими работниками, в том числе между медицинскими работниками разных медицинских организаций.
Дальнейшее развитие сферы охраны здоровья в период до 2020 года, наряду с решением существующих проблем смертности и заболеваемости, должно обеспечивать развитие системы здравоохранения в соответствии с общемировыми тенденциями, ориентированными на будущее.
В настоящее время становятся актуальными такие задачи охраны здоровья, как формирование здорового образа жизни, комфортной среды обитания, создание условий для эффективного труда и отдыха. Это позволит предотвратить развитие заболеваний, в первую очередь тех, которые обусловливают преждевременную смертность и инвалидизацию населения.
Дальнейшее развитие в этом направлении будет обусловлено осознанием важности проведения профилактических мероприятий, значительную роль в реализации которых играют культура здорового образа жизни и эффективная работа первичного звена здравоохранения. На этапе оказания первичной медико-санитарной помощи, представляющей собой основу системы оказания медицинской помощи, будут выявляться и корректироваться факторы риска неинфекционных заболеваний, осуществляться ранняя диагностика этих заболеваний и их эффективное лечение, а также происходить обучение людей навыкам по сохранению и укреплению здоровья. Намечен переход к персонализированной медицине, популяционным и групповым мерам профилактики заболеваний.
Для улучшения состояния здоровья граждан необходимо обеспечить качественный прорыв в системе здравоохранения. Отрасли нужны инновационные разработки в сфере профилактики, диагностики и лечения заболеваний (включая реабилитацию), эффективная система подготовки и переподготовки медицинских кадров, современные высокотехнологичные информационные системы.
Решение задач в области охраны здоровья населения Санкт-Петербурга, поставленных Программой, определяет необходимость взаимодействия федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации и органов исполнительной власти Санкт-Петербурга, широкого круга коммерческих организаций всех форм собственности, общественных организаций по всему спектру вопросов, имеющих отношение к охране здоровья населения.
Программа состоит из 10 подпрограмм, в комплексе обеспечивающих достижение поставленной цели и решение программных задач. Для каждой подпрограммы сформулированы цель, задачи, целевые индикаторы и их прогнозные значения, перечень мероприятий, за счет реализации которых предполагается достичь намеченных результатов.
Подпрограммы:
- Подпрограмма 3. "Развитие государственно-частного партнерства".