РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 10 апреля 2013 года N 26-рп
(с изменениями на 24 апреля 2018 года)
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 23 марта 2015 года N 18-рп;
распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 8 апреля 2016 года N 25-рп;
распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 28 декабря 2016 года N 71-рп;
распоряжением Правительства Санкт-Петербурга от 24 апреля 2018 года N 22-рп.
____________________________________________________________________
В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 N 2190-р, и во исполнение пункта 3 Перечня поручений Президента Российской Федерации по итогам совещания по вопросам бюджетов субъектов Российской Федерации 4 декабря 2012 года (Пр-3411 от 22.12.2012):
1. Утвердить План мероприятий ("дорожную карту") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Санкт-Петербурге" на 2013-2018 годы (далее - "дорожная карта") согласно приложению.
2. Исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга, ответственным за реализацию мероприятий "дорожной карты", обеспечить их исполнение в установленные сроки.
3. Комитету по здравоохранению ежегодно информировать Правительство Санкт-Петербурга о ходе выполнения "дорожной карты".
4. Контроль за выполнением распоряжения возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Казанскую О.А.
Губернатор Санкт-Петербурга
Г.С.Полтавченко
План мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности здравоохранения в Санкт-Петербурге" на 2013-2018 годы
(с изменениями на 24 апреля 2018 года)
Целью Плана мероприятий ("дорожная карта") является повышение качества медицинской помощи на основе повышения эффективности деятельности медицинских организаций государственной системы здравоохранения Санкт-Петербурга и их работников.
Численность населения Санкт-Петербурга по состоянию на 01.01.2014 составляет 5131942 человека.
В 2014 году в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Санкт-Петербурге (далее - Территориальная программа) участвовало 449 медицинских организаций, из них государственных учреждений здравоохранения Санкт-Петербурга - 278. В 2015 году в реализации Территориальной программы принимают участие 448 медицинских организаций, в том числе в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - Территориальная программа ОМС) - 357.
Структурные преобразования системы здравоохранения Санкт-Петербурга осуществляются на основе сформированной трехуровневой системы оказания медицинской помощи, которая включает в себя:
1-й уровень, обеспечивающий население первичной медико-санитарной помощью, в том числе первичной специализированной медико-санитарной помощью в Санкт-Петербурге;
2-й уровень - межрайонный для оказания специализированной медицинской помощи;
3-й уровень - городской (региональный) для оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи.
Оптимальным решением преобразования в государственной системе здравоохранения Санкт-Петербурга с точки зрения обеспечения доступности и качества медицинской помощи населению в Санкт-Петербурге, является создание многоуровневой, пациентоориентированной модели здравоохранения, основанной на интегральном развитии государственной системы здравоохранения, государственно-частного партнерства в сфере охраны здоровья и частной системы здравоохранения с сохранением государственного регулирования.
Главной целью структурных преобразований является повышение удельного веса первичной медико-санитарной помощи в общем объеме оказываемой медицинской помощи населению в Санкт-Петербурге.
В рамках проводимых структурных преобразований в государственной системе здравоохранения Санкт-Петербурга приоритетными направлениями являются:
развитие и повышение удельного веса первичной медико-санитарной помощи;
оптимизация стационарного звена оказания медицинской помощи;
повышение финансовой эффективности государственных учреждений здравоохранения Санкт-Петербурга;
приоритетное развитие современных эффективных технологий профилактики и реабилитации;
информатизация государственной системы здравоохранения Санкт-Петербурга;
эффективное использование кадровых ресурсов.
В амбулаторном звене государственной системы здравоохранения Санкт-Петербурга задействованы два уровня.
Первый уровень - это медицинские организации (85 юридических лиц), оказывающие населению первичную медико-санитарную помощь, в том числе первичную специализированную медицинскую помощь, который включает в себя:
городские поликлиники (63 юридических лица, в состав которых входят 103 поликлинических отделения для взрослого населения, 59 отделений (кабинетов) общей врачебной практики, 56 детских поликлинических отделений); детские городские поликлиники - 18 юридических лиц;
подразделения федеральных учреждений здравоохранения: поликлиника с консультативно-диагностическим центром (далее - КДЦ) государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Первый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.А.Павлова" Министерства здравоохранения Российской Федерации и центр общей врачебной практики государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И.Мечникова" Министерства здравоохранения Российской Федерации;
негосударственные медицинские организации: ООО "Современная медицина" (8 центров общей врачебной практики) и ООО "Городские поликлиники" (3 центра общей врачебной практики);
специализированные учреждения, оказывающие первичную специализированную помощь определенного профиля: диспансеры (противотуберкулезный, психоневрологический, кожно-венерологический, врачебно-физкультурный, онкологический) и отделения поликлиник, наркологические кабинеты межрайонного наркологического диспансера, стоматологические поликлиники, женские консультации, студенческие поликлиники (всего 79 юридических лиц).
Второй уровень - это медицинские организации, оказывающие первичную специализированную медицинскую помощь в плановой форме: 9 общесоматических и специализированных городских КДЦ, 3 межрайонных гематологических кабинета, 24 амбулаторно-консультативных отделения в стационарных учреждениях.
Приоритетными эффективными технологиями медицинского обслуживания, внедряемыми в деятельность государственных учреждений здравоохранения Санкт-Петербурга являются профилактика, включая диспансеризацию и диспансерное наблюдение, а также стационарозамещающие технологии: дневные стационары, центры амбулаторной хирургии, организация новых форм обслуживания на дому, включая развитие мобильных форм.
В целях усовершенствования системы маршрутизации больных Комитетом по здравоохранению в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации, и с учетом имеющейся структуры сети учреждений здравоохранения Санкт-Петербурга определен порядок направления пациентов в КДЦ и амбулаторно-консультативные отделения стационаров. Общим принципом маршрутизации является обязательное обращение пациента к лечащему врачу (участковому терапевту, врачу общей практики), который после получения результатов обследования принимает решение для направления пациента к врачу-специалисту, в том числе в районный КДЦ (консультативную поликлинику).
Для реализации принципа приоритета профилактики необходимо создание профилактической среды в государственной системе здравоохранения Санкт-Петербурга, которая по определению Министерства здравоохранения Российской Федерации включает 5 элементов, распределенных на два блока.
Первый блок - формирование здорового образа жизни (далее - ЗОЖ).
Второй блок - профилактика неинфекционных заболеваний (далее - НИЗ).
В первый блок входят два элемента:
1-й элемент - информирование и мотивирование населения к ведению ЗОЖ;
2-й элемент - обеспечение условий для ЗОЖ.
Во второй блок входят:
3-й элемент - диспансеризация населения и профилактические осмотры;
4-й элемент - диспансерное наблюдение;
5-й элемент - профилактика НИЗ в стационарах и санаториях.
Для развития профилактической среды в Санкт-Петербурге создана соответствующая инфраструктура:
городской центр медицинской профилактики,
отделения и кабинеты медицинской профилактики - 91,
центры здоровья - 29 (22 для взрослых, 7 для детей),
школы пациентов - 159 (сахарный диабет, бронхиальная астма, артериальная гипертензия и другие),
кабинеты помощи при отказе от курения - 33,
кабинеты психотерапии - 13.
Первичное звено как элемент государственной системы здравоохранения Санкт-Петербурга, наиболее часто и массово взаимодействующий с населением, становится ведущим звеном в формировании профилактической среды.
Одним из наиболее важных и трудоемких элементов является диспансеризация населения в Санкт-Петербурге. В соответствии с новым порядком проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения каждый гражданин начиная с 21 года один раз в три года проходит диспансеризацию, в промежутках при необходимости - профилактический медицинский осмотр. За 2013 год диспансеризацию прошли 686190 человек, из них женщин - 54,2 процента, мужчин - 45,8 процента. Распределение лиц, прошедших диспансеризацию по группам здоровья следующее:
1 группа (практически здоровые) - 27 процентов,
2 группа (с факторами риска) - 24 процента,
3 группа (имеющие заболевания или факторы риска, требующие динамического наблюдения) - 49 процентов.
Наибольшее распространение имеют такие факторы риска, как нерациональное питание - 25 процентов, низкая физическая активность - 24,5 процента, повышенный уровень артериального давления - 20,0 процентов, избыточная масса тела - 18,8 процента, курение табака - 17,8 процентов.
В 2014 году в ходе диспансеризации значительно увеличилась выявляемость НИЗ и факторов риска их развития. За 11 месяцев 2014 года всего выявлено более 283 тысяч случаев заболеваний (за 2013 год - 146 тысяч), в том числе, около 106 тысяч случаев болезней системы кровообращения (за 2013 год - 66 тысяч случаев), 2708 случаев злокачественных новообразований (за 2013 год - 792 случая), в структуре которых преобладает рак молочной железы у женщин и рак предстательной железы у мужчин.
Также в 2014 году увеличился охват лиц, которым после завершения диспансеризации установлено диспансерное наблюдение с 21 процента до 28 процентов: за 11 месяцев 2014 года диспансерное наблюдение установлено 205845 пациентам, в том числе 116505 (41 процент) с высоким и очень высоким суммарным сердечно-сосудистым риском.
Помимо профилактики НИЗ будет продолжена работа по иммунопрофилактике населения в Санкт-Петербурге в соответствии с национальным календарем профилактических прививок и календарем профилактических прививок по эпидемическим показаниям: ежегодно только против гриппа прививается более 1 млн. человек, что составляет 23-24 процента от численности населения города, в 2015 году планируется охватить 25 процентов населения Санкт-Петербурга.
Также будет активизирована работа, направленная на оздоровление лиц, занимающихся физической культурой и спортом на базе врачебно-физкультурных диспансеров. За 2013 год число посещений к врачам врачебно-физкультурных диспансеров и отделений составило более 842 тыс., из них удельный вес посещений, выполненных с профилактической целью, составил 85,8 процента от общего числа посещений. Специалистами указанных учреждений проведено более 154 тыс. углубленных медицинских обследований спортсменов, в том числе около 100 тыс. углубленных медицинских обследований учащихся образовательных учреждений физкультурно-спортивной направленности и лиц, занимающихся в спортивных секциях, группах.
Ежегодный охват населения профилактическими флюорографическими обследованиями в целях раннего выявления туберкулеза составляет 55-56 процентов от численности взрослого населения Санкт-Петербурга.
В соответствии с Правилами организации деятельности отделения (кабинета) неотложной медицинской помощи поликлиники (врачебной амбулатории, центра общей врачебной практики (семейной медицины), являющимися приложением N 5 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15.05.2012 N 543н, неотложная медицинская помощь в Санкт-Петербурге оказывается как первичная доврачебная медико-санитарная помощь фельдшерами кабинетов доврачебной помощи городских поликлиник и в качестве первичной врачебной медико-санитарной помощи дежурными врачами городских поликлиник.
В соответствии с распоряжением Комитета по здравоохранению от 26.03.2013 N 111-р "Об организации неотложной медицинской помощи в Санкт-Петербурге" во всех поликлиниках развернуты кабинеты неотложной помощи. Медицинская помощь в них оказывается с 8.00 до 21.00 час. В настоящее время разработаны и открыты тарифы на оказание неотложной медицинской помощи. По данным отделов здравоохранения функционирует 82 кабинета неотложной медицинской помощи, к 2020 году планируется 105 кабинетов неотложной медицинской помощи.
Вызовы врача при острых заболеваниях и обострении хронических заболеваний, не требующих экстренной медицинской помощи, принимаются ежедневно поликлиникой и обслуживаются в течение дня и утром, и вечером, в том числе в выходные и праздничные дни. При выполнении неотложных вызовов на дому врачи имеют укладку для оказания неотложной помощи.
Неотложная медицинская помощь пациентам с ранами и другими травмами оказывается в 24-х круглосуточных травматологических пунктах городских поликлиник, при травмах органа зрения - в круглосуточном травматологическом пункте ГБУЗ "Диагностический центр N 7" (глазной для взрослого и детского населения).
Кроме того, отделения экстренной помощи многопрофильных стационаров также оказывают медицинскую помощь в неотложной форме всем обратившимся.
Для оптимизации маршрутизации пациентов с неотложными состояниями и обеспечения соответствующей пропускной способности приемных отделений стационаров планируется начать преобразование приемных отделений стационаров в полноценные отделения неотложной помощи путем пристройки соответствующих модулей и введения дополнительного штатного расписания.