Действующий

О Концепции семейной политики в Санкт-Петербурге на 2012-2022 годы

     1. Введение

Современное российское общество является частью быстро изменяющегося и усложняющегося мира. Социально-экономические и общественные трансформации, экономическая нестабильность, возрастание неопределенности и социальных рисков влияют на демографическую ситуацию и положение семьи в целом. Семья как социальный институт, сохраняя свою сущность, претерпевает определенные изменения, имеет место трансформация моделей брака и рождаемости, меняется содержание родительских ролей и функций. Возрастают требования общества к воспитанию и социализации детей, компетентности личности в различных сферах социальной практики.

В этих условиях важную роль приобретает эффективная семейная политика, содержащая целостную систему мер нормативно-правового, организационно-управленческого, кадрового, финансово-экономического, информационно-просветительского характера, направленных на поддержание устойчивости институтов семьи и брака как факторов стабильности и устойчивости общества в целом.

Семья является основой развития и сохранения нации, духовного и материального благополучия граждан, социальным институтом рождения и воспитания детей, опорой в старости и болезни. Семья представляет безусловную и непреходящую ценность в жизни каждого человека, была и остается естественной средой для развития и благополучия всех ее членов, особенно детей, наиболее полно удовлетворяющей потребности человека формой организации жизни в обществе.

Концепция семейной политики Санкт-Петербурга на 2012-2022 годы (далее - Концепция) представляет собой систему принципов, целей, задач и приоритетов в сфере регулирования процессов социального развития семьи. Необходимость разработки Концепции обусловлена наличием острых проблем в демографической структуре населения, общественном здоровье, снижением потенциала трудовых ресурсов, деформацией семейной структуры, распространением социального неравенства и напряженности в обществе, потребностью семьи в социальной поддержке, а также взаимообусловленностью и многофакторностью влияния социальных проблем на оптимальное функционирование семьи.

Концепция является основой для разработки и реализации различными ведомствами программ, проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие семьи в Санкт-Петербурге, позволяет оценить эффективность деятельности органов государственной власти, местного самоуправления, институтов гражданского общества, бизнес-сообщества, способствует солидарности и объединению ресурсов государства и общества для решения проблем семьи.

Нормативно-правовая база семейной политики Санкт-Петербурга включает международные, федеральные и региональные нормативные правовые акты, в которых определены приоритеты государственной семейной политики. Концепция основывается на Конституции Российской Федерации, которая гарантирует защиту государством материнства, детства и семьи, Гражданском кодексе Российской Федерации, Семейном кодексе Российской Федерации, федеральных законах, указах Президента Российской Федерации, Уставе Санкт-Петербурга, законах Санкт-Петербурга и постановлениях Правительства Санкт-Петербурга, направленных на поддержку семьи и детей.

Концепция является составной частью семейной политики Российской Федерации, реализуется на основе законодательно установленного разделения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации на период до 2012 года, а также между городским и муниципальным уровнем власти, учитывает положения и выводы Концепции семейной политики в Санкт-Петербурге на 2007-2011 годы, одобренной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 05.06.2007 N 627 (далее - Концепция семейной политики на 2007-2011 годы), Концепции демографического развития Санкт-Петербурга до 2015 года, одобренной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 12.12.2006 N 1539, Программы "Повышение качества жизни детей и семей с детьми в Санкт-Петербурге" на 2011-2013 годы, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 17.05.2011 N 577, а также учитывает особенности социально-экономического и демографического развития Санкт-Петербурга. Семейная политика является частью региональной социально-экономической политики, представленной в Концепции социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28.03.2012 N 275. Концепция закрепляет и развивает результаты, достигнутые в Санкт-Петербурге в ходе реализации Концепции семейной политики на 2007-2011 годы.

Концепция содержит современные подходы к решению вопросов социального развития семьи - системный, ресурсный, семейно-центрированный и государственно-общественный.

Системный подход рассматривает семью как самостоятельную социальную систему, одновременно являющуюся частью более широких систем: ближайшего окружения, муниципального округа и района, населения города, общества в целом. Системный подход предполагает, что семья не только объект государственной поддержки и помощи, но и равноправный субъект взаимодействия с обществом, а отношения между семьей и обществом - это отношения взаимной ответственности. Преодоление патерналистских ожиданий, повышение правоспособности семьи, ее ответственности и компетентности, активности в организации собственной жизни и участия в жизни общества, влияния на проводимую социальную политику отвечают тенденциям жизни общества и определяют главный вектор семейной политики как содействие семейному функционированию, а не подмену государством семьи в выполнении ее функций.

Ресурсный подход позволяет оценить собственные возможности и резервы семьи, потенциал для ее развития. Семья обладает самостоятельностью и автономностью во внутренней жизни и в принятии решений о собственном развитии. Основу жизнедеятельности семьи составляет саморегуляция и собственные ресурсы. Семья, успешно реализующая свои основные функции, обладающая достаточными ресурсами, чтобы самостоятельно решать свои проблемы, является основой развития современного общества. В то же время благополучие семьи может и должно быть поддержано с помощью использования внешних ресурсов всех уровней.

Семейно-центрированный подход предполагает оказание поддержки семье как целому с учетом охвата всех ее членов и сторон жизнедеятельности, комплексной оценки ресурсов. Данный подход в противовес индивидуализированной поддержке, оказываемой только одному члену семьи, преимущественно матери или ребенку, ориентирован на качественную поддержку всей системы детско-родительских, а также близких родственных отношений, направлен на улучшение семейной ситуации, что повышает вероятность позитивных сдвигов в положении всех членов семьи в настоящем и будущем. Активная роль отца и родительской семьи в структуре новой парадигмы ответственного родительства повысит солидарную ответственность родителей и семьи за рождение и воспитание детей.

Государственно-общественный подход предполагает разработку и реализацию всех общественно значимых программ, проектов и мероприятий семейной политики на основе сотрудничества, диалога и социального партнерства государства с общественными организациями, институтами гражданского общества, муниципальными образованиями, церковными объединениями, родительскими ассоциациями, движениями, сообществами. Семья имеет право привлекать внешние ресурсы как государственных, так и негосударственных организаций, а государство стремится создавать условия для развития общественных объединений и некоммерческих организаций, предоставляющих социально ориентированные услуги, и оказывает им ресурсную поддержку.

Роль государства заключается в максимально полном привлечении потенциала гражданского общества, работодателей, профсоюзов, церкви, политических партий, инициирующих и проводящих социальную политику, благоприятную для развития и укрепления ресурсного потенциала семьи, в создании условий для благотворительной деятельности в сфере защиты семьи, родительства и детства.

В настоящее время от политики выживания, ориентированной преимущественно на семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, в зоне социального риска, нуждающиеся во вмешательстве со стороны государства, необходимо переходить к политике семейного благополучия, экономической устойчивости семей, обеспечения им соответствующих современных стандартов качества и уровня жизни.

Семейная политика является ядром социальной политики. Отношение общества к семье не может строиться по остаточному принципу. Любые преобразования в социально-экономической и политической сферах: реформы систем здравоохранения, образования, социального обслуживания населения, культуры, молодежной политики, строительство жилья, политика занятости, развитие рынка труда, социального и пенсионного страхования, создание новых рабочих мест и развитие предпринимательства, развитие институтов гражданского общества, местного самоуправления, некоммерческих организаций, церковных объединений - должны рассматриваться с точки зрения их влияния на семью и детей.

Специфика семейной политики заключается в том, что она включает в себя элементы различных направлений государственной политики (экономической, демографической, жилищной, в сфере занятости, образования, культуры, охраны общественного здоровья, предоставления социальных услуг и др.) в интересах развития семьи. Реализация семейной политики позволит корректировать принципиальные решения, принимаемые в сфере общегородской социальной политики на основе общественного консенсуса, диалога и участия самих семей.

Решающее влияние на базовые характеристики региональной социальной политики Санкт-Петербурга, в том числе семейной политики, оказывают качественные и количественные показатели уровня и качества жизни населения, социально-экономическая и демографическая ситуация в стране в целом и в регионе.

К числу особенностей развития Санкт-Петербурга, влияющих на семейную политику, следует отнести:

высокий удельный вес работников бюджетной сферы культуры, искусства, науки, образования, здравоохранения, социальной защиты населения, а также студенческой молодежи;

высокий удельный вес семей, имеющих неудовлетворительные жилищные условия (в том числе, проживающих в коммунальных квартирах);

недостаточное развитие инфраструктуры организаций различных форм собственности для развития и воспитания детей, повышения компетентности родителей;

недостаточное развитие инфраструктуры для занятий физкультурой и спортом (бассейнов, спортивных и детских площадок, беговых и велосипедных дорожек);

недостаточную доступность высокотехнологичной и качественной медицинской помощи, в том числе стоматологической;

неудовлетворительную экологическую обстановку (автомобильные пробки, перегруженность транспортом, низкие экологические стандарты автомобильного топлива, загрязненность воздуха, недостаточность зеленых насаждений и др.);

дифференциацию уровня благополучия окружающей среды для роста и развития детей в разных районах Санкт-Петербурга;

недостаточное развитие социальных услуг в соответствии с потребностями различных категорий семей.

Концепция учитывает:

многообразие моделей и типов семей, особенности их структурных характеристик, социально-экономического положения и психологического самочувствия, дифференциацию интересов и потребностей семей, различный уровень внутренних ресурсов;

наличие объективных трудностей в адаптации семей с детьми к условиям экономической нестабильности, порождающих социальное неравенство и напряженность в обществе и обусловливающих потребность семей в государственной и общественной поддержке;