Недействующий
Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 июля 2012 года N 691

О Программе "Региональная программа развития торговли на территории Санкт-Петербурга на 2012-2015 годы"

(с изменениями на 27 декабря 2013 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 1 января 2015 года на основании
постановления Правительства Санкт-Петербурга от 30 июня 2014 года N 554
____________________________________________________________________

Информация об изменяющих документах

____________________________________________________________________

Документ с изменениями, внесенными:

постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 15 января 2013 года N 9 (Официальный сайт Администрации Санкт-Петербурга www.gov.spb.ru/norm_baza/npa, 18.01.2013);

постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27 декабря 2013 года N 1085.

____________________________________________________________________

____________________________________________________________________

В тексте постановления и приложения к постановлению с 18 января 2013 года слова "Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли" в соответствующих падежах заменены словами "Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга" в соответствующих падежах - постановление Правительства Санкт-Петербурга от 15 января 2013 года N 9.

____________________________________________________________________


В целях реализации пункта 2 статьи 7 Закона Санкт-Петербурга от 27.10.2010 N 582-139 "О государственном регулировании торговой деятельности в Санкт-Петербурге и о внесении изменений в статью 10 Закона Санкт-Петербурга "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге" Правительство Санкт-Петербурга

постановляет:

1. Утвердить программу "Региональная программа развития торговли на территории Санкт-Петербурга на 2012-2015 годы" (далее - Программа) согласно приложению.

2. Исполнительным органам государственной власти Санкт-Петербурга, являющимся исполнителями мероприятий Программы:

2.1. Обеспечивать реализацию мероприятий Программы.

2.2. Ежегодно до 1 февраля представлять в Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга отчеты о выполнении мероприятий Программы с указанием размера произведенных расходов бюджета Санкт-Петербурга.

2.3. При подготовке проекта бюджета Санкт-Петербурга на соответствующий финансовый год в порядке и сроки составления проекта бюджета Санкт-Петербурга представлять в Комитет финансов Санкт-Петербурга предложения по выделению из бюджета Санкт-Петербурга бюджетных ассигнований, необходимых для реализации мероприятий Программы.

3. Комитету по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга:

3.1. Осуществлять контроль за реализацией мероприятий Программы.

3.2. Ежегодно до 30 марта представлять Правительству Санкт-Петербурга отчет о ходе реализации мероприятий Программы.

4. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Голикова И.Ф.

(Пункт в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27 декабря 2013 года N 1085. - См. предыдущую редакцию)



Губернатор Санкт-Петербурга
Г.С.Полтавченко

     

Приложение
к постановлению Правительства
Санкт-Петербурга
от 3 июля 2012 года  N 691

ПРОГРАММА
     "Региональная программа развития торговли на территории Санкт-Петербурга на 2012-2015 годы"

(с изменениями на 27 декабря 2013 года)

____________________________________________________________________

В тексте настоящего приложения с 18 января 2013 года аббревиатура "КРППР" заменена аббревиатурой "КРППР" - постановление Правительства Санкт-Петербурга от 15 января 2013 года N 9.

____________________________________________________________________



     1. Паспорт Программы

Наименование Программы

- программа "Региональная программа развития торговли на территории Санкт-Петербурга на 2012-2015 годы" (далее - Программа).

Основания для разработки Программы

- Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации";
Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей";
Федеральный закон "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации";
Закон Санкт-Петербурга от 27.10.2010 N 582-139 "О государственном регулировании торговой деятельности в Санкт-Петербурге и о внесении изменений в статью 10 Закона Санкт-Петербурга "Об организации местного самоуправления в Санкт-Петербурге";
Закон Санкт-Петербурга от 30.05.2007 N 249-37 "Об организации розничных рынков на территории Санкт-Петербурга";
Закон Санкт-Петербурга от 01.10.2008 N 586-102 "О разграничении полномочий органов государственной власти Санкт-Петербурга в области ветеринарии и в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов на территории Санкт-Петербурга".

Исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга, осуществляющий организацию реализации Программы  и контроль за реализацией Программы

- Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга

постановление Правительства Санкт-Петербурга от 15 января 2013 года N 9. - См. предыдущую редакцию.

     

Исполнители  мероприятий Программы

- администрации районов Санкт-Петербурга;      
Комитет по информатизации и связи;     
Комитет по вопросам законности, правопорядка и безопасности;
Комитет по внешним связям Санкт-Петербурга;
Комитет по градостроительству и архитектуре;
Комитет по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга;
Комитет по управлению городским имуществом;
Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга

(Позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27 декабря 2013 года N 1085. - См. предыдущую редакцию)

Срок реализации Программы

- 2012-2015 годы.

Цель Программы

- создание условий для максимально полного удовлетворения спроса населения на качественные и безопасные товары и услуги первой необходимости по доступным ценам путем развития различных типов предприятий торговли, повышения конкурентоспособности предприятий торговли и престижа профессий в сфере торговли в Санкт-Петербурге.

Основные  направления реализации Программы

- развитие конкуренции в сфере розничной торговли отдельными видами социально значимых продовольственных товаров первой необходимости;
развитие форм торговли, альтернативных сетевым форматам торговли, и развитие инфраструктуры сферы бытовых услуг;
создание условий для обеспечения защиты прав потребителей в Санкт-Петербурге.

Ожидаемые  конечные результаты реализации Программы

- Основные социально-экономические показатели к 2015 году:
индекс потребительских цен на товары и услуги (декабрь к декабрю предыдущего года) - 105,2 процента;
доля стоимости минимального набора продуктов питания в среднедушевом доходе населения Санкт-Петербурга - 9,5 процента;
оборот розничной торговли - 1184,0 млрд. руб.;
оборот розничной торговли на душу населения - 238,2 тыс.руб. на человека;
индекс физического объема оборота розничной торговли в сопоставимых ценах - 106,2 процента;
обеспеченность населения Санкт-Петербурга площадью торговых объектов (в расчете на 1 тыс. человек) - 1000 кв.м.

Источник финансирования
Программы

- бюджет Санкт-Петербурга;
2012-2015 годы - 740255,8 тыс.руб.,
в том числе:
2012 год - 37955,0 тыс.руб.;
2013 год - 46019,0 тыс.руб.;
2014 год - 318273,1 тыс.руб.;
2015 год - 338008,7 тыс.руб.

(Позиция в редакции, введенной в действие постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27 декабря 2013 года N 1085. - См. предыдущую редакцию)

Система контроля  за реализацией Программы

- Контроль за реализацией Программы осуществляет Комитет по развитию предпринимательства и потребительского рынка Санкт-Петербурга

     

2. Анализ текущей ситуации развития сферы торговли в Санкт-Петербурге

В Программе под сферой торговли понимается хозяйственная деятельность по осуществлению на территории Санкт-Петербурга продажи товаров и оказания услуг (далее - сфера торговли).

Состояние сферы торговли имеет важнейшее значение с точки зрения уровня и качества жизни населения. Сфера торговли обеспечивает потребности населения Санкт-Петербурга общей численностью 4,9 млн. человек.

Сфера торговли формирует практически пятую часть валового регионального продукта, являясь одной из основных бюджетообразующих отраслей Санкт-Петербурга, обеспечивает рабочими местами каждого пятого петербуржца, занятого в городском хозяйстве (21,7 процента от всего занятого населения Санкт-Петербурга).

В январе-декабре 2011 года оборот оптовой торговли увеличился на 10,8 процента по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. Таким образом, оборот оптовой торговли на территории Санкт-Петербурга показывает уверенный темп роста независимо от государственного регулирования данного вида торговой деятельности.

Оборот розничной торговли, являющейся социально значимой сферой экономики Санкт-Петербурга, увеличился за 2011 год лишь на 3,6 процента. Санкт-Петербург занимает третье место среди субъектов Российской Федерации после Москвы и Московской области по обороту розничной торговли за 2010 год. В 2011 году оборот розничной торговли составил 765,4 млрд.руб., что дало рост в сопоставимых ценах по отношению к 2010 году - 3,6 процента (в 2010 году - рост на 6 процентов, в кризисный 2009 год по сравнению с 2008 годом оборот розничной торговли уменьшился на 5,4 процента, в период 2006-2008 годов ежегодный прирост оборота розничной торговли составлял 15 процентов).

В структуре оборота розничной торговли удельный вес оборота розничной торговли продовольственными товарами в декабре 2011 года составил 38 процентов (в декабре 2010 года - 42 процента; в декабре 2009 года - 47 процентов; в декабре 2008 года - 40 процентов; в декабре 2007 года - 39 процентов), непродовольственными товарами - 62 процента (в декабре 2010 года - 58 процентов; в декабре 2009 года - 53 процента; в декабре 2008 года - 60 процентов; в декабре 2008 года - 40 процентов; в декабре 2007 года - 61 процент). Предпочтительное приобретение непродовольственных товаров вызвано усилением платежеспособного спроса, что свидетельствует о продолжении восстановительных процессов в экономике. Оборот оптовой торговли в Санкт-Петербурге в январе-декабре 2011 года составил 2745,4 млрд.руб., что в товарной массе на 11 процентов больше, чем в январе-декабре 2010 года.

Индекс потребительских цен на товары и услуги в 2011 году в Санкт-Петербурге составил 105,9 процента против 109,4 процента за аналогичный период 2010 года, в Москве - 106,4 процента и 109,1 процента соответственно, в Российской Федерации - 106,1 процента и 108,8 процента соответственно.

Индекс потребительских цен на продовольственные товары в 2011 году в Санкт-Петербурге составил 102,9 процента против 115,3 процента за аналогичный период 2010 года, в Москве - 103,7 процента и 111,9 процента, в Российской Федерации - 103,9 процента и 112,9 процента соответственно.

Темп инфляции на потребительские товары и услуги в 2011 году в Санкт-Петербурге ниже 2008 года в 2,4 раза, на продовольственные товары - в 6,3 раза; в Москве - в 1,9 и 3,9 раза, в Российской Федерации - в 2,2 и 4,3 раза соответственно.

Уровень инфляции в 2011 году ниже, чем в Москве и в целом по Российской Федерации, но тенденция роста цен на продовольственные товары в Санкт-Петербурге сохраняется.

Доля расходов домашних хозяйств на продукты питания в Санкт-Петербурге составляет 27,5 процента при общем объеме потребительских расходов в размере 16772 руб., в Москве при общем объеме расходов в размере 21260 руб. доля расходов на покупку продуктов питания составляет 21 процент.

В Санкт-Петербурге проводится еженедельный мониторинг розничных цен на основные продовольственные товары повседневного спроса в розничных предприятиях различных форматов. Результаты ежемесячного мониторинга цен направляются в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.

Инфраструктура организаций торговли в Санкт-Петербурге представлена организациями различных типов, видов, форм и форматов и включает более 16,5 тыс. предприятий розничной торговли.

Сегодня в Санкт-Петербурге функционирует 160 комплексов мелкорозничной торговли, а также более 3 тыс. отдельно стоящих объектов мелкорозничной торговли, число которых в летний период увеличивается на 1,5-2 тыс.

За период реализации мероприятий Плана мероприятий по развитию потребительского рынка Санкт-Петербурга на 2008-2011 годы, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 11.12.2007 N 1586 (далее - План на 2008-2011 годы), количество организаций сферы торговли увеличилось в 1,2 раза или на 5,5 тыс. предприятий, в том числе розничной торговли - на 2,7 тыс.

С 2007 года наблюдается переориентация населения Санкт-Петербурга с приобретения товаров на розничных рынках на приобретение товаров в магазинах, вследствие чего уменьшаются на 4 процента объемы продаж товаров на розничных рынках и увеличиваются на 6 процентов объемы продаж в магазинах.

Структура формирования оборота розничной торговли на конец 2011 года характеризуется следующими показателями: доля коммерческих организаций, не относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, составляет 77 процентов, субъектов среднего предпринимательства - 2 процента, субъектов малого предпринимательства - 16 процентов, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговую деятельность вне рынков, - 3 процента, продажа товаров на розничных рынках и ярмарках - 2 процента.

По данным Федеральной службы государственной статистики по итогам 2010 года Санкт-Петербург занимал первое место среди регионов Российской Федерации по доле торговых сетей в розничных продажах со значением в 46,7 процента при обороте розничной торговли в расчете на душу населения 141,3 тыс.руб., в то время как доля торговых сетей в розничных продажах Москвы составляет 14,2 процента при обороте розничной торговли в расчете на душу населения 250,4 тыс.руб. Необходимо отметить, что данная тенденция продолжает сохраняться, доля торговых сетей в формировании оборота розничной торговли торговых организаций в Санкт-Петербурге по итогам 2011 года продолжает оставаться на очень высоком уровне и составляет 51,5 процента, в то время как в Москве - 21,7 процента, а в целом по России - 18,5 процента.

Уверенный рост доли сетевых организаций торговли на рынке Санкт-Петербурга приводит к установлению монополии сетевых организаций торговли, что позволяет таким организациям диктовать производителям и поставщикам условия выхода на рынок сбыта. Как следствие, это влечет повышение соответствующих затрат производителей и сказывается на торговой наценке на товары. Так, по данным Федеральной антимонопольной службы, выплаты поставщиков в пользу торговых сетей в среднем составляют от 5 до 40 процентов от общего количества затрат на производство товаров.

На сегодняшний день основным каналом сбыта продовольственных товаров для отечественных производителей остаются крупные торговые сети ввиду слабо развитых альтернативных форм торговли. Самостоятельный выход на рынок сбыта для отечественных товаропроизводителей затруднен в связи со значительным объемом затрат, связанных с выходом на рынки сбыта, что влечет за собой удорожание продовольственных товаров.

По обеспеченности населения торговыми площадями Санкт-Петербург на сегодняшний день занимает одну из лидирующих позиций в Российской Федерации. В Санкт-Петербурге в расчете на 1 тыс. жителей обеспеченность населения торговыми площадями к концу 2011 года составила более 950 кв.м, в то время как в Москве - 690 кв.м. Вместе с тем необходимо ориентироваться на мировые показатели обеспеченности торговыми площадями, которые превышают достигнутые в Санкт-Петербурге показатели в 1,5 и более раза. В настоящее время на территории Санкт-Петербурга функционирует порядка 16,5 тыс. предприятий розничной торговли.

В 2011 году для показателя обеспеченности населения торговыми площадями в Санкт-Петербурге было установлено целевое значение на уровне 940 кв.м на 1 тыс. населения, однако в половине районов Санкт-Петербурга этот показатель не достиг установленного (целевого) значения.

Например, в Кировском и Красносельском районах Санкт-Петербурга обеспеченность населения площадью торговых объектов по итогам 2011 года не достигла установленного (целевого) значения 940 кв.м на 1 тыс. жителей и составляет соответственно 591 и 719,5 кв.м на 1 тыс. жителей, тогда как в Центральном и Приморском районах Санкт-Петербурга обеспеченность населения площадью торговых объектов составила соответственно 1863,9 и 1510 кв.м на 1 тыс. жителей.

Во многих районах Санкт-Петербурга население испытывает недостаток отдельных типов организаций торговли и услуг: продовольственных магазинов-дискаунтеров, универсальных магазинов малых торговых площадей, булочных, хозяйственных магазинов, магазинов эконом-класса по продаже одежды и обуви, галантерейных товаров, товаров для ремонта квартир.

Затрудняют ввод в действие новых хозяйствующих субъектов на рынок розничной торговли продовольственными товарами в Санкт-Петербурге как экономические, так и административные барьеры. К экономическим барьерам относится отсутствие свободных от арендных отношений и привлекательных с точки зрения проходимости объектов недвижимости. Административные ограничения заключаются в долгосрочности процедуры получения прав на аренду объектов недвижимости.

На сегодняшний день в Санкт-Петербурге действует 22 розничных рынка на 6700 торговых мест, из них 17 специализированных по реализации сельхозпродукции, 2 универсальных, 2 вещевых, 1 по реализации продовольственных товаров. За счет средств бюджета Санкт-Петербурга построен и открыт в 2009 году специализированный (непродовольственные товары) розничный рынок в Калининском районе Санкт-Петербурга, в 2011 году построен и открыт в 2012 году Хасанский рынок в Красногвардейском районе Санкт-Петербурга.

В целях развития конкуренции, продвижения товаров отечественных производителей продолжается обеспечение населения Санкт-Петербурга сельскохозяйственной продукцией, произведенной в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

В сезон массового сбора урожая организуются и проводятся сезонные базары, ярмарки выходного дня. В 2011 году организованы и проведены более 350 сезонных базаров, "Праздников урожая", ярмарок выходного дня с организацией культурно-массовых мероприятий, которые посетило около 500 тыс. человек. География участников с каждым годом становится шире и включает Ленинградскую, Вологодскую, Псковскую, Новгородскую области и другие регионы Российской Федерации, а также Республику Белоруссия. Для сравнения, в 2007 году в 48 сезонных базарах и ярмарках участвовали только производители сельскохозяйственной продукции Ленинградской области.

В целях реализации выращенной продукции для садоводов и огородников Санкт-Петербурга и Ленинградской области в сезон урожая 2011 года садоводам и огородникам предоставлено более 1,5 тыс. торговых мест на продовольственных и сельскохозяйственных рынках, территориях комплексов мелкорозничной торговли для реализации сельскохозяйственной продукции на льготной основе.

В Санкт-Петербурге организована и проведена с 14.12.2009 по 07.01.2010 V ежегодная Рождественская ярмарка, в рамках которой прошел благотворительный аукцион коллекции картин "Детская азбука".

14.01.2012 завершилась VI ежегодная Рождественская ярмарка, которая впервые стала международной: более двух миллионов посетителей ярмарки смогли познакомиться с традициями 14 стран и попробовать их национальные блюда.

Для развития конкурентных отношений и сдерживания роста цен на основные продовольственные товары осуществляется взаимодействие и сотрудничество с другими регионами и странами, в том числе на основе соглашений, например, на основе Программы торгово-экономического, научно-технического и гуманитарного сотрудничества между Правительством Санкт-Петербурга Российской Федерации и Правительством Республики Белоруссии на 2009-2011 годы. В рамках ее реализации в 2011 году проведены выставки-ярмарки товаропроизводителей Республики Белоруссия по 54 адресам.