ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 29 мая 2012 года N 524
____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Санкт-Петербурга от 9 марта 2016 года N 169
____________________________________________________________________
В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 29.03.2011 N Пр-781 "О подготовке долгосрочных целевых инвестиционных программ обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами в субъектах Российской Федерации", Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденными Президентом Российской Федерации 30.04.2012, статьей 10 Закона Санкт-Петербурга от 04.07.2007 N 371-77 "О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге" и постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.10.2010 N 1435 "Об организации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по подготовке решений о бюджетных инвестициях в объекты государственной собственности Санкт-Петербурга и порядке формирования и реализации Адресной инвестиционной программы" Правительство Санкт-Петербурга
постановляет:
1. Утвердить Программу "Региональная целевая программа по обращению с твердыми бытовыми и промышленными отходами в Санкт-Петербурге на период 2012-2020 годов" (далее - Программа) согласно приложению.
2. Комитету по благоустройству Санкт-Петербурга осуществлять координацию деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, являющихся исполнителями мероприятий Программы, в части, касающейся реализации мероприятий Программы.
3. Комитету по благоустройству Санкт-Петербурга в целях приведения правовых актов Правительства Санкт-Петербурга в соответствие с настоящим постановлением в трехмесячный срок представить на рассмотрение Правительства Санкт-Петербурга проект постановления Правительства Санкт-Петербурга о внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21.10.2008 N 1270 "О Программе комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Санкт-Петербурга до 2015 года" и проект постановления Правительства Санкт-Петербурга о внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 20.01.2009 N 21 "О бюджетных инвестициях в проектирование и строительство мусороперерабатывающего комплекса в Выборгском районе Санкт-Петербурга".
4. Комитету по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности в целях приведения правовых актов Правительства Санкт-Петербурга в соответствие с настоящим постановлением в трехмесячный срок представить на рассмотрение Правительства Санкт-Петербурга проект постановления Правительства Санкт-Петербурга о внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 27.03.2012 N 271 "О Программе мероприятий по охране окружающей среды в Санкт-Петербурге на 2012-2014 годы".
5. Признать утратившими силу:
6. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Козырева С.А.
Губернатор Санкт-Петербурга
Г.С.Полтавченко
ПРОГРАММА
"Региональная целевая программа по обращению с твердыми бытовыми и промышленными отходами в Санкт-Петербурге на период 2012-2020 годов"
Наименование Программы | - Программа "Региональная целевая программа по обращению с твердыми бытовыми и промышленными отходами в Санкт-Петербурге на период 2012-2020 годов" (далее - Программа) |
Цель Программы | - повышение экологической безопасности населения Санкт-Петербурга и снижение ущерба, причиняемого окружающей среде в процессе обращения с отходами производства и потребления, путем модернизации существующей в Санкт-Петербурге системы сбора, вывоза и переработки отходов производства и потребления. |
Задачи Программы | - повышение эффективности целевого использования платежей населения и создание механизмов государственного регулирования (администрирования) обращения с отходами производства и потребления в условиях рыночной экономики путем внедрения в схему управления Организации-регулятора; |
Основания для разработки Программы | - Федеральный закон "Об отходах производства и потребления"; |
Сроки реализации Программы | - 2012-2020 годы. |
Сведения об источниках и объемах финансирования Программы | - реализация мероприятий Программы осуществляется в рамках реализации Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Санкт-Петербурга до 2015 года, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.10.2008 N 1270, и Программы мероприятий по охране окружающей среды в Санкт-Петербурге на 2012-2014 годы, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.03.2012 N 271, за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, средств бюджета Российской Федерации и за счет внебюджетных источников финансирования. |
Разработчик Программы | - КБ. |
Координатор Программы | - КБ. |
Исполнители мероприятий Программы | - КБ, КПООС, КЗРиЗ, КИСП, КИС, КТ и КУГИ. |
В настоящее время в результате деятельности населения, организаций и предприятий Санкт-Петербурга образуется 9,7 млн.куб.м ТБО в год или 1700 тыс. тонн.
Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 09.07.2008 N 30-р "Об утверждении нормативов образования твердых бытовых отходов населением, проживающим в жилищном фонде Санкт-Петербурга" с 01.08.2008 утверждены нормативы образования ТБО населением, проживающим в жилищном фонде Санкт-Петербурга, из расчета на одного человека в год. В соответствии с данными нормативами:
объем образования ТБО, исключая крупногабаритные, - 1,54 куб.м в год или 289 кг в год, плотность 187,5 кг/куб.м;
объем образования крупногабаритных ТБО - 0,34 куб.м в год или 73 кг в год, плотность 214 кг/куб.м.
Таким образом, норма накопления ТБО составляет 1,88 куб.м в год, средняя плотность ТБО (включая крупногабаритные) составляет 192,5 кг/куб.м.
При прогнозировании объемов образования была принята во внимание проведенная в 2010 году по заказу Управления по обращению с отходами производства и потребления Санкт-Петербурга работа по исследованию морфологического состава и плотности ТБО "О результатах определения свойств твердых бытовых отходов, образующихся в жилищном фонде г.Санкт-Петербурга" и информация, поступающая от организаций, задействованных в сфере транспортировки и переработки ТБО. Согласно имеющимся данным, норма накопления ТБО составляет в настоящее время 1,64 куб.м в год без учета образования крупногабаритных ТБО и 1,98 куб.м в год с учетом крупногабаритных ТБО. Плотность ТБО составляет 159 кг/куб.м и 168 кг/куб.м соответственно. По сведениям весового учета полигона "Новый Свет-Эко", средняя плотность ТБО в 2010 году составила 153,6 кг/куб.м.
Для целей дальнейших расчетов в Программе средняя плотность ТБО была принята равной 159 кг/куб.м.
Таким образом, анализ существующих объемов образования ТБО, результаты прогнозирования роста образования ТБО к 2015 и 2020 годам, учет возможного изменения их плотности позволяет утверждать, что в Санкт-Петербурге ожидается образование:
11,9 млн.куб.м ТБО к 2015 году;
13,8 млн.куб.м ТБО к 2020 году.
или
1809 тыс. тонн ТБО к 2015 году;
2084 тыс. тонн ТБО к 2020 году.
В настоящее время лишь некоторая часть ТБО, образуемых в Санкт-Петербурге, перерабатывается на двух производственных площадках специализированного МПЗ, основная же часть ТБО размещается на полигонах по захоронению ТБО без переработки.
Санкт-Петербург располагает двумя МПЗ, входящими в состав предприятия ГУП "Завод МПБО-2", которые были спроектированы и построены один - в 1970 году, а другой - в 1996 году. Согласно первоначальным проектам эти заводы были ориентированы на переработку биоразлагаемой части ТБО методом биотермического компостирования во вращающихся барабанах в компост, пригодный для употребления в сельском хозяйстве. Однако вследствие отсутствия раздельного сбора пищевых отходов, образующаяся органическая фракция поступает на заводы по переработке в общем составе ТБО, содержащих компоненты повышенного класса опасности, в том числе содержащие ртуть, приборы и химические источники тока. Поэтому получающийся в результате переработки компост загрязнен тяжелыми металлами и не допускается санитарными службами к использованию в сельском хозяйстве. В результате компост, производимый МПЗ, имеет ограниченный сбыт (не более 35 процентов от произведенного) и захоранивается на полигонах. Таким образом, МПЗ выполняют только задачу частичного обезвреживания ТБО, но практически не сокращают массу ТБО, идущих на захоронение.
Производительность заводов ГУП "Завод МПБО-2" не удовлетворяет растущих потребностей Санкт-Петербурга. В 2011 году предприятие переработало 1455 тыс.куб.м ТБО, что составило 14,6 процента от их общего количества. Отношение доли промышленной переработки ТБО к его образованию является одним из основных критериев оценки эффективности функционирования системы обращения с отходами.
В ведении Санкт-Петербурга находится одна производственная площадка для захоронения ТБО в северной технологической зоне - полигон ПТО "Новоселки", расположенный рядом с пос.Новоселки (Горское шоссе). Эксплуатация полигона ведется с 1973 года, проектная мощность объекта 31650 тыс. тонн, площадь карт для захоронения составляет 62 Га.
Размещение данного полигона противоречит пункту 5 статьи 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления". Полигон будет рекультивирован после ввода в эксплуатацию альтернативной площадки по переработке ТБО - МПЗ на основе государственного частного партнерства в пос.Левашово и после ввода мощностей по захоронению остатков его переработки на территории Ленинградской области, прилегающей к северной технологической зоне Санкт-Петербурга, полигона "Северный".
Также часть городских ТБО принимает частный полигон ЗАО "Завод КПО". Площадь указанного полигона составляет 58,37 Га, мощность - 579 тыс. тонн ТБО в год. Полигон ЗАО "Завод КПО" расположен в Ломоносовском районе Ленинградской области к северо-западу от пересечения Волхонского шоссе и Киевского шоссе. Эксплуатация полигона ведется с 1970-х годов, проектная мощность полигона ЗАО "Завод КПО" полностью исчерпана.
В связи с необходимостью обеспечения полетов аэропорта Пулково и поэтапного уменьшения захораниваемых на полигоне ЗАО "Завод КПО" ТБО произведено перераспределение потоков ТБО с полигона ЗАО "Завод КПО" на резервные мощности полигона ООО "Новый Свет-Эко".
Прекращение поступающих ТБО на полигон ЗАО "Завод КПО" в полном объеме будет произведено после ввода в эксплуатацию комплекса по переработке и размещению ТБО мощностью 420 тыс.т в год, в 63, 64, 65, 68, 69 и 70 кварталах Любанского лесничества Тосненского муниципального района Ленинградской области (полигон "Южный").
Полигоны ПТО "Новоселки" и ЗАО "Завод КПО" принимают бoльшую часть ТБО и являются самыми крупными в Санкт-Петербурге. Полигоны ПТО "Новоселки" и ЗАО "Завод КПО" практически исчерпали свой ресурс и должны быть закрыты для рекультивации.
Вторым частным полигоном по площади (общая площадь - 43,15 Га, зоны складирования полигона составляют 35,7 Га) и объемам захоронения является полигон ООО "Новый Свет-Эко". Полигон ООО "Новый Свет-Эко" расположен в Гатчинском районе Ленинградской области в пяти км к северу от пос. Новый Свет. Вместимость полигона ООО "Новый Свет-Эко" в соответствии с проектом - 18 млн. тонн. Годовая мощность - 900 тыс. тонн. Полигон ООО "Новый Свет-Эко" эксплуатируется с 2001 года. В соответствии с производственной программой по размещению (захоронению) ТБО ООО "Новый Свет-Эко" в 2012 году примет 380,11 тыс. тонн ТБО, образованных гражданами, проживающими в жилых помещениях. Данная площадка представляет собой альтернативное место для захоронения ТБО на период времени, когда ЗАО "Завод КПО" будет закрыт, а новый государственный полигон в южной технологической зоне будет строиться и вводиться в эксплуатацию. При эксплуатации на полную мощность год окончания работы полигона ООО "Новый Свет-Эко" - 2021.
Дополнительные мощности по захоронению представлены частным организациями: ЗАО "Вуолы-Эко", ООО "Полигон ТБО", ЗАО "Промотходы", ООО "Спецавтотранс", ООО "Экомониторинг", ООО "Профспецтранс".
В результате анализа существующих потоков ТБО, образующихся в Санкт-Петербурге, был принят морфологический состав, приведенный в таблице:
Тип отходов: | Относительная доля в общем составе, % |
Органические отходы | 27,4 |
Бумага и картон | 21,5 |
Цветные металлы | 3,8 |
Черные металлы | 0,8 |
Стекло | 8,9 |
ПЭТ | 3,4 |
Пластик высокого давления | 1,0 |
ПП | 0,8 |
ПЭ пленки | 7,4 |
Другие пластики | 2,5 |
Текстиль, кожа, резина | 4,3 |
Дерево | 2,5 |
ПВХ | 0,1 |
Инертные материалы | 12,8 |
Прочие материалы | 2,8 |
ИТОГО | 100,0 |
Применяемые способы и технологии сбора и вывоза ТБО приводят к формированию потоков ТБО с существенными различиями в сырьевом содержании. В ТБО из-под стволов мусоропроводов содержится существенно большее количество упаковки, чем в баках уличной установки, вместе с тем макулатура, полимеры и текстиль загрязнены пищевыми отходами и почти не пригодны для сортировки. В баках уличной установки много смета, крупногабаритных ТБО, крупных металлических деталей и картонных изделий.
Одним из факторов, влияющих на морфологический состав ТБО, поступающих к местам размещения и переработки, является также различная степень предварительного извлечения вторичного сырья из состава ТБО, производимого, в частности, предприятиями-перевозчиками ТБО на мусороперегрузочных станциях, где установлены конвейеры для частичной ручной сортировки ТБО. Сортировка ТБО, являясь этапом переработки, подлежит обязательному лицензированию, в связи с чем несанкционированную предварительную сортировку ТБО следует рассматривать как незаконную и требующую определенных административных действий со стороны контролирующих органов.