Недействующий

     

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 мая 2012 года N 524

О Программе "Региональная целевая программа по обращению с твердыми бытовыми отходами в Санкт-Петербурге на период 2012-2020 годов"

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
постановления Правительства Санкт-Петербурга от 9 марта 2016 года N 169
____________________________________________________________________

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 29.03.2011 N Пр-781 "О подготовке долгосрочных целевых инвестиционных программ обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами в субъектах Российской Федерации", Основами государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденными Президентом Российской Федерации 30.04.2012, статьей 10 Закона Санкт-Петербурга от 04.07.2007 N 371-77 "О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге" и постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20.10.2010 N 1435 "Об организации деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга по подготовке решений о бюджетных инвестициях в объекты государственной собственности Санкт-Петербурга и порядке формирования и реализации Адресной инвестиционной программы" Правительство Санкт-Петербурга

постановляет:

1. Утвердить Программу "Региональная целевая программа по обращению с твердыми бытовыми и промышленными отходами в Санкт-Петербурге на период 2012-2020 годов" (далее - Программа) согласно приложению.

2. Комитету по благоустройству Санкт-Петербурга осуществлять координацию деятельности исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга, являющихся исполнителями мероприятий Программы, в части, касающейся реализации мероприятий Программы.

3. Комитету по благоустройству Санкт-Петербурга в целях приведения правовых актов Правительства Санкт-Петербурга в соответствие с настоящим постановлением в трехмесячный срок представить на рассмотрение Правительства Санкт-Петербурга проект постановления Правительства Санкт-Петербурга о внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 21.10.2008 N 1270 "О Программе комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Санкт-Петербурга до 2015 года" и проект постановления Правительства Санкт-Петербурга о внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 20.01.2009 N 21 "О бюджетных инвестициях в проектирование и строительство мусороперерабатывающего комплекса в Выборгском районе Санкт-Петербурга".

4. Комитету по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности в целях приведения правовых актов Правительства Санкт-Петербурга в соответствие с настоящим постановлением в трехмесячный срок представить на рассмотрение Правительства Санкт-Петербурга проект постановления Правительства Санкт-Петербурга о внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 27.03.2012 N 271 "О Программе мероприятий по охране окружающей среды в Санкт-Петербурге на 2012-2014 годы".

5. Признать утратившими силу:

постановление Правительства Санкт-Петербурга от 02.08.2005 N 1151 "О Концепции обращения с отходами в Санкт-Петербурге на 2006-2014 годы";

постановление Правительства Санкт-Петербурга от 01.10.2007 N 1261 "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 02.08.2005 N 1151";

постановление Правительства Санкт-Петербурга от 27.10.2008 N 1338 "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 02.08.2005 N 1151";

постановление Правительства Санкт-Петербурга от 25.08.2009 N 966 "О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга от 02.08.2005 N 1151".

6. Контроль за выполнением постановления возложить на вице-губернатора Санкт-Петербурга Козырева С.А.

Губернатор Санкт-Петербурга
Г.С.Полтавченко

     

Приложение
к постановлению Правительства
Санкт-Петербурга
от 29.05.2012 N 524

     ПРОГРАММА
     "Региональная целевая программа по обращению с твердыми бытовыми и промышленными отходами в Санкт-Петербурге на период 2012-2020 годов"

     1. Паспорт Программы

Наименование Программы

- Программа "Региональная целевая программа по обращению с твердыми бытовыми и промышленными отходами в Санкт-Петербурге на период 2012-2020 годов" (далее - Программа)

Цель Программы

- повышение экологической безопасности населения Санкт-Петербурга и снижение ущерба, причиняемого окружающей среде в процессе обращения с отходами производства и потребления, путем модернизации существующей в Санкт-Петербурге системы сбора, вывоза и переработки отходов производства и потребления.

Задачи Программы

- повышение эффективности целевого использования платежей населения и создание механизмов государственного регулирования (администрирования) обращения с отходами производства и потребления в условиях рыночной экономики путем внедрения в схему управления Организации-регулятора;
автоматизация мониторинга сферы обращения с отходами производства и потребления;
организация системы сбора, транспортировки и переработки опасных фракций, содержащихся в отходах производства и потребления;
создание условий для привлечения средств частных инвесторов в сферу обращения с отходами производства и потребления;
организация эффективной работы по повышению информированности и вовлеченности населения в сферу обращения с отходами производства и потребления;
усовершенствование нормативной правовой базы в сфере обращения с отходами производства и потребления;
осуществление строительства заводов по переработке ТБО и других объектов обращения с отходами производства и потребления с применением технологий максимального использования вторичных ресурсов и минимального воздействия на окружающую среду;
реализация комплекса мероприятий по рекультивации полигона ТБО, выработавшего ресурс, и осуществление строительства двух новых полигонов для размещения ТБО, не подлежащих переработке и отходов производства и потребления в результате переработки на МПЗ (зола, шлак и др.);
обеспечение переработки с применением наилучших доступных технологий промышленных токсичных отходов.

Основания для разработки Программы

- Федеральный закон "Об отходах производства и потребления";
поручение Президента Российской Федерации от 29.03.2011 N Пр-781 "О подготовке долгосрочных целевых инвестиционных программ обращения с твердыми бытовыми и промышленными отходами в субъектах Российской Федерации";
Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные Президентом Российской Федерации 30.04.2012;
постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28.03.2012 N 275 "О Концепции социально-экономического развития Санкт-Петербурга до 2020 года".

Сроки реализации Программы

- 2012-2020 годы.

Сведения об источниках и объемах финансирования Программы

- реализация мероприятий Программы осуществляется в рамках реализации Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры Санкт-Петербурга до 2015 года, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21.10.2008 N 1270, и Программы мероприятий по охране окружающей среды в Санкт-Петербурге на 2012-2014 годы, утвержденной постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 27.03.2012 N 271, за счет средств бюджета Санкт-Петербурга, средств бюджета Российской Федерации и за счет внебюджетных источников финансирования.

Планируемый объем финансирования Программы составляет 59109,1 млн. руб., в том числе:
за счет средств бюджета Санкт-Петербурга - 16097,0 млн.руб.;
за счет внебюджетных средств - 43012,1 млн.руб.

Разработчик Программы

- КБ.

Координатор Программы

- КБ.

Исполнители мероприятий Программы

- КБ, КПООС, КЗРиЗ, КИСП, КИС, КТ и КУГИ.



2. Характеристика отрасли обращения с отходами в Санкт-Петербурге

В настоящее время в результате деятельности населения, организаций и предприятий Санкт-Петербурга образуется 9,7 млн.куб.м ТБО в год или 1700 тыс. тонн.

Распоряжением Комитета по тарифам Санкт-Петербурга от 09.07.2008 N 30-р "Об утверждении нормативов образования твердых бытовых отходов населением, проживающим в жилищном фонде Санкт-Петербурга" с 01.08.2008 утверждены нормативы образования ТБО населением, проживающим в жилищном фонде Санкт-Петербурга, из расчета на одного человека в год. В соответствии с данными нормативами:

объем образования ТБО, исключая крупногабаритные, - 1,54 куб.м в год или 289 кг в год, плотность 187,5 кг/куб.м;

объем образования крупногабаритных ТБО - 0,34 куб.м в год или 73 кг в год, плотность 214 кг/куб.м.

Таким образом, норма накопления ТБО составляет 1,88 куб.м в год, средняя плотность ТБО (включая крупногабаритные) составляет 192,5 кг/куб.м.

При прогнозировании объемов образования была принята во внимание проведенная в 2010 году по заказу Управления по обращению с отходами производства и потребления Санкт-Петербурга работа по исследованию морфологического состава и плотности ТБО "О результатах определения свойств твердых бытовых отходов, образующихся в жилищном фонде г.Санкт-Петербурга" и информация, поступающая от организаций, задействованных в сфере транспортировки и переработки ТБО. Согласно имеющимся данным, норма накопления ТБО составляет в настоящее время 1,64 куб.м в год без учета образования крупногабаритных ТБО и 1,98 куб.м в год с учетом крупногабаритных ТБО. Плотность ТБО составляет 159 кг/куб.м и 168 кг/куб.м соответственно. По сведениям весового учета полигона "Новый Свет-Эко", средняя плотность ТБО в 2010 году составила 153,6 кг/куб.м.

Для целей дальнейших расчетов в Программе средняя плотность ТБО была принята равной 159 кг/куб.м.

Таким образом, анализ существующих объемов образования ТБО, результаты прогнозирования роста образования ТБО к 2015 и 2020 годам, учет возможного изменения их плотности позволяет утверждать, что в Санкт-Петербурге ожидается образование:

11,9 млн.куб.м ТБО к 2015 году;

13,8 млн.куб.м ТБО к 2020 году.

или

1809 тыс. тонн ТБО к 2015 году;

2084 тыс. тонн ТБО к 2020 году.

В настоящее время лишь некоторая часть ТБО, образуемых в Санкт-Петербурге, перерабатывается на двух производственных площадках специализированного МПЗ, основная же часть ТБО размещается на полигонах по захоронению ТБО без переработки.

Санкт-Петербург располагает двумя МПЗ, входящими в состав предприятия ГУП "Завод МПБО-2", которые были спроектированы и построены один - в 1970 году, а другой - в 1996 году. Согласно первоначальным проектам эти заводы были ориентированы на переработку биоразлагаемой части ТБО методом биотермического компостирования во вращающихся барабанах в компост, пригодный для употребления в сельском хозяйстве. Однако вследствие отсутствия раздельного сбора пищевых отходов, образующаяся органическая фракция поступает на заводы по переработке в общем составе ТБО, содержащих компоненты повышенного класса опасности, в том числе содержащие ртуть, приборы и химические источники тока. Поэтому получающийся в результате переработки компост загрязнен тяжелыми металлами и не допускается санитарными службами к использованию в сельском хозяйстве. В результате компост, производимый МПЗ, имеет ограниченный сбыт (не более 35 процентов от произведенного) и захоранивается на полигонах. Таким образом, МПЗ выполняют только задачу частичного обезвреживания ТБО, но практически не сокращают массу ТБО, идущих на захоронение.

Производительность заводов ГУП "Завод МПБО-2" не удовлетворяет растущих потребностей Санкт-Петербурга. В 2011 году предприятие переработало 1455 тыс.куб.м ТБО, что составило 14,6 процента от их общего количества. Отношение доли промышленной переработки ТБО к его образованию является одним из основных критериев оценки эффективности функционирования системы обращения с отходами.

В ведении Санкт-Петербурга находится одна производственная площадка для захоронения ТБО в северной технологической зоне - полигон ПТО "Новоселки", расположенный рядом с пос.Новоселки (Горское шоссе). Эксплуатация полигона ведется с 1973 года, проектная мощность объекта 31650 тыс. тонн, площадь карт для захоронения составляет 62 Га.

Размещение данного полигона противоречит пункту 5 статьи 12 Федерального закона "Об отходах производства и потребления". Полигон будет рекультивирован после ввода в эксплуатацию альтернативной площадки по переработке ТБО - МПЗ на основе государственного частного партнерства в пос.Левашово и после ввода мощностей по захоронению остатков его переработки на территории Ленинградской области, прилегающей к северной технологической зоне Санкт-Петербурга, полигона "Северный".

Также часть городских ТБО принимает частный полигон ЗАО "Завод КПО". Площадь указанного полигона составляет 58,37 Га, мощность - 579 тыс. тонн ТБО в год. Полигон ЗАО "Завод КПО" расположен в Ломоносовском районе Ленинградской области к северо-западу от пересечения Волхонского шоссе и Киевского шоссе. Эксплуатация полигона ведется с 1970-х годов, проектная мощность полигона ЗАО "Завод КПО" полностью исчерпана.

В связи с необходимостью обеспечения полетов аэропорта Пулково и поэтапного уменьшения захораниваемых на полигоне ЗАО "Завод КПО" ТБО произведено перераспределение потоков ТБО с полигона ЗАО "Завод КПО" на резервные мощности полигона ООО "Новый Свет-Эко".

Прекращение поступающих ТБО на полигон ЗАО "Завод КПО" в полном объеме будет произведено после ввода в эксплуатацию комплекса по переработке и размещению ТБО мощностью 420 тыс.т в год, в 63, 64, 65, 68, 69 и 70 кварталах Любанского лесничества Тосненского муниципального района Ленинградской области (полигон "Южный").

Полигоны ПТО "Новоселки" и ЗАО "Завод КПО" принимают бoльшую часть ТБО и являются самыми крупными в Санкт-Петербурге. Полигоны ПТО "Новоселки" и ЗАО "Завод КПО" практически исчерпали свой ресурс и должны быть закрыты для рекультивации.

Вторым частным полигоном по площади (общая площадь - 43,15 Га, зоны складирования полигона составляют 35,7 Га) и объемам захоронения является полигон ООО "Новый Свет-Эко". Полигон ООО "Новый Свет-Эко" расположен в Гатчинском районе Ленинградской области в пяти км к северу от пос. Новый Свет. Вместимость полигона ООО "Новый Свет-Эко" в соответствии с проектом - 18 млн. тонн. Годовая мощность - 900 тыс. тонн. Полигон ООО "Новый Свет-Эко" эксплуатируется с 2001 года. В соответствии с производственной программой по размещению (захоронению) ТБО ООО "Новый Свет-Эко" в 2012 году примет 380,11 тыс. тонн ТБО, образованных гражданами, проживающими в жилых помещениях. Данная площадка представляет собой альтернативное место для захоронения ТБО на период времени, когда ЗАО "Завод КПО" будет закрыт, а новый государственный полигон в южной технологической зоне будет строиться и вводиться в эксплуатацию. При эксплуатации на полную мощность год окончания работы полигона ООО "Новый Свет-Эко" - 2021.

Дополнительные мощности по захоронению представлены частным организациями: ЗАО "Вуолы-Эко", ООО "Полигон ТБО", ЗАО "Промотходы", ООО "Спецавтотранс", ООО "Экомониторинг", ООО "Профспецтранс".

В результате анализа существующих потоков ТБО, образующихся в Санкт-Петербурге, был принят морфологический состав, приведенный в таблице:

Тип отходов:

Относительная доля в общем составе, %

Органические отходы

27,4

Бумага и картон

21,5

Цветные металлы

3,8

Черные металлы

0,8

Стекло

8,9

ПЭТ

3,4

Пластик высокого давления

1,0

ПП

0,8

ПЭ пленки

7,4

Другие пластики

2,5

Текстиль, кожа, резина

4,3

Дерево

2,5

ПВХ

0,1

Инертные материалы

12,8

Прочие материалы

2,8

ИТОГО

100,0


Применяемые способы и технологии сбора и вывоза ТБО приводят к формированию потоков ТБО с существенными различиями в сырьевом содержании. В ТБО из-под стволов мусоропроводов содержится существенно большее количество упаковки, чем в баках уличной установки, вместе с тем макулатура, полимеры и текстиль загрязнены пищевыми отходами и почти не пригодны для сортировки. В баках уличной установки много смета, крупногабаритных ТБО, крупных металлических деталей и картонных изделий.

Одним из факторов, влияющих на морфологический состав ТБО, поступающих к местам размещения и переработки, является также различная степень предварительного извлечения вторичного сырья из состава ТБО, производимого, в частности, предприятиями-перевозчиками ТБО на мусороперегрузочных станциях, где установлены конвейеры для частичной ручной сортировки ТБО. Сортировка ТБО, являясь этапом переработки, подлежит обязательному лицензированию, в связи с чем несанкционированную предварительную сортировку ТБО следует рассматривать как незаконную и требующую определенных административных действий со стороны контролирующих органов.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»