ЗАКОН
РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ
от 30 декабря 2008 года N 66-РЗ
О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ОСЕТИНСКИЙ ЯЗЫК" НА 2008 2012 ГОДЫ
{Действие Закона приостановлено на период с 1 января по 31 декабря 2011:
Закон РСО-Алания от 30.12.10 N 63-рз; НГР: ru 15000201000389}
Утвердить прилагаемую Республиканскую целевую программу "Осетинский язык" на 2008 - 2012 годы.
Настоящий Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его официального опубликования.
Глава
Республики Северная Осетия-Алания Т. Мамсуров
"О Республиканской целевой программе "Осетинский язык" на 2008-2012 годы"
от 30 декабря 2008 г. N 66-РЗ
Полное наименование | Республиканская целевая программа "Осетинский язык" на 2008-2012 годы (далее - Программа) |
Основание для разработки | Конституция Российской Федерации; |
Государственный заказчик Программы | Правительство Республики Северная Осетия - Алания. |
Основной разработчик | Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания. |
Координатор Программы | Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания. |
Основные исполнители | Министерство образования и науки Республики Северная Осетия-Алания; |
Цели Программы | Обеспечение функционирования осетинского языка как одного из государственных языков Республики Северная Осетия-Алания; |
Основные задачи | Совершенствование действующего в Республике Северная Осетия-Алания законодательства в языковой сфере; |
Объемы и источники | Средства респуб ликанского бюджета Республики Северная Осетия Алания: |
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы | Обеспечение законодательной основы для реализации сбалансированной языковой политики; |
Система контроля за исполнением Программы | Контроль за реализацией Программы осуществляется государственным заказчиком - Правительством Республики Северная Осетия-Алания. |
Введение
Осетинский язык, относящийся к восточной подгруппе иранских языков, включает два диалекта - иронский и дигорский. На их основе сложились два варианта современного осетинского литературного языка. Их государственный статус закреплен Конституцией Республики Северная Осетия-Алания. В настоящей Программе, как и во всех нормативных правовых актах Республики Северная Осетия-Алания, понятие "осетинский язык" обозначает оба диалекта и оба литературных варианта национального языка.
Осетинский язык - важное средство укрепления государственности, обеспечения культурного и духовного развития осетинского народа. Являясь, наряду с русским, государственным языком Республики Северная Осетия-Алания, он призван выполнять многообразные функции, обладает особым политико-правовым статусом на территории Республики Северная Осетия-Алания, пользуется поддержкой со стороны общества и государства; совместно с русским языком обеспечивает реализацию принципа федерализма в языковой сфере; является одним из языков государственного управления, используется в официальном устном и письменном общении, в деятельности законодательных, исполнительных и судебных органов, в образовании, науке и культуре, средствах массовой информации.
1. Обоснование необходимости принятия Программы
Социальные процессы, происходившие на протяжении ХХ века, неоднозначно отразились на состоянии и перспективах развития осетинского языка. Для современной языковой ситуации в Северной Осетии характерно развитие процессов, которые продолжают негативно сказываться на состоянии осетинского языка: сокращаются сферы его функционирования; существуют трудности в преподавании осетинского языка и литературы в школах и вузах, учебно-методическая литература не отвечает современным требованиям; отсутствует возможность получить образование на осетинском языке (и в результате значительная часть молодого поколения осетин не владеет активно родным языком); не отвечает потребностям современного общества разработка норм осетинского литературного языка; не разработана терминология для ведения деловой корреспонденции и делопроизводства на осетинском языке; не решены проблемы издания книг на осетинском языке; отсутствуют компьютерные технологии, позволяющие интегрировать осетинский язык в современные информационные системы. В итоге в общественном сознании складывается мнение о невозможности полномасштабного полифункционального использования осетинского языка в качестве государственного без ущерба для экономической, образовательной и культурной интеграции Республики Северная Осетия-Алания в общероссийское и мировое сообщество.
Эти и другие проблемы приобретают острый характер. Требуется принятие первоочередных мер для их разрешения на государственном уровне в рамках целевой Программы.
Программа "Осетинский язык" разработана во исполнение Указа Президента Республики Северная Осетия-Алания от 23 сентября 1999 года N 87 "О Комиссии по сохранению и развитию осетинского языка при Президенте Республики Северная Осетия-Алания", постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 24 декабря 1999 года N 381 "О стратегии развития национального образования в Республике Северная Осетия-Алания", постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 14 апреля 2004 года N 104 "О Концепции осетинского национального образования".
2. Основные цели и задачи Программы
2.1. Основные цели Программы:
развитие и поддержка осетинского языка как национального языка осетинского народа и одного из государственных языков Республики Северная Осетия-Алания;
обеспечение функционирования осетинского языка как одного из государственных языков Республики Северная Осетия-Алания;
совершенствование государственной политики в области осетинского языка;
повышение статуса осетинского языка в современном образовательном пространстве;
укрепление позиций осетинского языка в общественной жизни, расширение его социальных и культурных функций.
2.2. Основные задачи Программы:
совершенствование действующего в Республике Северная Осетия-Алания законодательства в языковой сфере;
анализ языковых аспектов этнополитической ситуации в Республике Северная Осетия-Алания;
подготовка и осуществление программы приоритетных научных исследований в области осетинской филологии;
реализация Концепции осетинского национального образования;
переход от экспериментальной апробации моделей полилингвального и поликультурного образования к строительству системы современного национального образования;
разработка и реализация комплекса мер, направленных на пропаганду осетинского языка и культуры в средствах массовой информации.
Достижение этих целей и решение поставленных задач предполагает реализацию комплекса изложенных в приложении мероприятий.
3. Основные направления реализации Программы
3.1. Осетинский язык как государственный язык Республики Северная Осетия-Алания. Государственная политика в области осетинского языка.
3.1.1 Основными целями этого направления являются:
анализ языковых аспектов этнополитической ситуации в Республике Северная Осетия-Алания;
изучение влияния процессов миграции на языковое поведение;
определение роли осетинского языка в национальной идентификации;
выявление возможностей государственной и негосударственной финансовой и материальной поддержки развития осетинского языка.
3.1.2. Для реализации этих целей должны быть решены следующие первоочередные задачи:
определение основных принципов государственной политики в области осетинского языка, обеспечивающих создание условий для его функционирования и развития как национального языка осетинского народа и одного из государственных языков Республики Северная Осетия - Алания, для оптимального взаимодействия русского и осетинского как государственных языков, включая изучение и творческое использование опыта других регионов Российской Федерации и зарубежных стран в сфере языковой политики;
совершенствование действующего в Республике Северная Осетия - Алания законодательства в языковой сфере;
разработка правовой системы, обеспечивающей эффективное функционирование и развитие осетинского языка, законодательных актов, регулирующих использование осетинского языка в информатике, в издательской деятельности, в средствах массовой информации, в деловой корреспонденции, положений о соблюдении норм осетинского языка, а также об ответственности за нарушение этих норм в печатной продукции, информатике, средствах массовой информации, в кино и на телевидении, в рекламе, в образовании, в деятельности по связям с общественностью;
разработка мер помощи при комплектовании фондов библиотек литературой на осетинском языке и специализированной литературой по осетинскому языку (словари, справочники и т.п.);
создание при Правительстве Республики Северная Осетия - Алания Научно-экспертного совета по осетинскому языку;
формирование системы подготовки и переподготовки работников административного управления и общественного самоуправления для внедрения делопроизводства на осетинском языке;
создание терминологической комиссии для разработки системы делопроизводства на осетинском языке и современной учебно-научной терминологии;
создание ономастической комиссии для унификации осетинской ономастики в соответствии с принятыми международными стандартами.
3.2. Осетинский язык как национальный язык осетинского народа, основа развития его духовной и художественной культуры.
3.2.1. Основными целями этого направления являются:
максимальное приобщение населения к ценностям осетинской художественной культуры, литературы, языка;
защита ценностей литературы и фольклора;
воспитание художественного вкуса и чувства слова;
повышение уровня духовной культуры общества.
3.2.2. Для достижения этих целей предполагается решить следующие задачи:
подготовка и издание академических собраний сочинений классиков осетинской литературы и сборников осетинского устного народного творчества;
массовое издание лучших произведений осетинской литературы и фольклора;
внедрение новейших информационных технологий в сферу гуманитарной науки, формирование банков и баз данных по осетинскому языку и культуре;
поддержка творческой и научной молодежи, работающей в области осетинского языка и литературы;
проведение творческих, научных, памятных и иных мероприятий, направленных на более широкое приобщение к богатствам осетинской словесности;
улучшение языковой подготовки специалистов профессионального и любительского художественного творчества.
3.3. Научные исследования в области осетинской филологии.
3.3.1. Целями данного направления Программы являются:
изучение истории, современного состояния и тенденций развития осетинского языка во всех его функциональных разновидностях;
расширение и углубление научной базы исследований осетинского языка, литературы и фольклора.
3.3.2. Для достижения этих целей требуется решить следующие задачи:
проведение постоянного социолингвистического мониторинга функционирования осетинского языка в его диалектных разновидностях;
расширение и углубление исследований по осетинскому языку, художественной литературе, фольклору и духовной культуре;
создание полной грамматики современного осетинского языка;
усиление нормотворческой работы в области литературного осетинского языка, разработка теоретических основ культуры осетинской речи;
подготовка и издание справочных и учебных пособий по основам речевой культуры;
проведение социологических и социолингвистических исследований речевых особенностей различных групп населения;
углубленная разработка вопросов осетинской диалектологии;