ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 23 апреля 2004 года N 104

О КОНЦЕПЦИИ ОСЕТИНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ПЛАНАХ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ

Система образования Республики Северная Осетия-Алания является составной частью российской системы образования.

Концепция осетинского национального образования исходит из национально-культурных интересов личности, осетинского этноса, российского гражданского общества и федеративного государства.

Являясь государственным документом, устанавливающим цели, направления и стратегию развития осетинского национального образования в начале XXI века, Концепция осетинского национального образования определяет осетинское национальное образование как систему, которая вырастает из культурно-исторических традиций народа, обращена к его насущным потребностям, устремлена в будущее и которая должна развиваться в трехмерном пространстве национальной, общероссийской и мировой культуры.

В целях обеспечения условий для развития системы национального образования республики и создания осетинской национальной школы Правительство Республики Северная Осетия-Алания

постановляет:

1. Утвердить прилагаемые Концепцию осетинского национального образования Республики Северная Осетия-Алания и планы реализации Концепции осетинского национального образования.

2. Министерству финансов Республики Северная Осетия-Алания (Уртаев) обеспечить в 2004 году и в последующие годы финансирование планов реализации Концепции осетинского национального образования за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных на образование.

3. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на Совет Правительства Республики Северная Осетия-Алания по координации социально-экономического развития республики.

Председатель Правительства

Республики Северная Осетия-Алания М. Шаталов

УТВЕРЖДЕНА

постановлением Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 23 апреля 2004 г. N 104

КОНЦЕПЦИЯ ОСЕТИНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Общие положения


В современном мире образование и наука становятся все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности хозяйства, укрепления благосостояния народа. Система образования - важнейший институт общественного воспроизводства и государственной безопасности, ведущий фактор сохранения и развития национальных культур и языков, действенный инструмент культурной и политической интеграции российского общества.

Образовательная политика России отражает общегосударственные и национально-культурные интересы в сфере образования и вместе с тем учитывает общие тенденции мирового развития, которые требуют модернизации российского образования.

Осетинское национальное образование является составной частью российской системы образования. Концепция осетинского национального образования исходит из национально-культурных интересов личности, осетинского этноса, российского гражданского общества и федеративного государства.

Концепция осетинского национального образования - государственный документ, устанавливающий цели, основные направления и стратегию развития осетинского национального образования в начале XXI века.

Концепция опирается на анализ мировых и отечественных тенденций развития национального образования.

Опыт социальных экспериментов XX в. привел мировое сообщество к окончательному отказу от идей этнокультурной унификации. Одним из результатов победы международно-правовых принципов гуманизма и демократии стало утверждение идеала культурного многообразия человечества.

Необходимой культурной основой полноценного национального развития и нормальной жизнедеятельности общества является такая система образования, которая способна транслировать национальную культуру, обеспечивая открытость в другие культуры и современное цивилизационное развитие нации.

Процессы накопления, функционирования и трансляции этнокультурной информации в системе образования подчинены общей логике развития национальной культуры, понимаемой как механизм адаптации этнического и гражданского сообщества к меняющимся условиям жизни. Естественной функцией национальной культуры (а значит и национального образования) является постоянное обновление, предполагающее интенсивную модификацию этнокультурного комплекса, выработку и освоение инноваций в ходе активного межкультурного сотрудничества и цивилизационного развития.

Обеспечить социокультурную стабильность и информационную защиту общества, создать благоприятный режим социализации новых поколений особенно важно на этапе общероссийской модернизации, которая происходит в условиях нарастающей изменчивости современного мира.

Создание системы осетинского национального образования является неотъемлемой частью общей стратегии культурного развития Республики Северная Осетия-Алания, которая исходит из необходимости сохранить социокультурную ситуацию плюрализма и многообразия, защитить культурную самобытность каждого этнического сообщества, создавая тем самым гуманитарный фундамент для гражданских, надэтнических принципов общественного устройства.

Концепция разработана на основании:

Конституции Российской Федерации;

Закона Российской Федерации "О языках народов Российской Федерации";

Закона Российской Федерации "Об образовании";

Закона Российской Федерации "О высшем и послевузовском профессиональном образовании";

Концепции государственной национальной политики Российской Федерации;

Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года;

Базисного учебного плана образовательных учреждений РФ;

Конституции Республики Северная Осетия-Алания;

Закона Республики Северная Осетия-Алания "Об образовании";

Программы модернизации педагогического образования в условиях Республики Северная Осетия-Алания.

Система осетинского национального образования


Система осетинского национального образования является неотъемлемой, органической частью единой системы образования Республики Северная Осетия-Алания и строится на основе общих принципов государственной политики в области образования, которые закреплены в законодательстве Российской Федераци

Осетинское национальное образование - это образовательная система,которая:

формирует содержание образования и воспитания в рамках единого государственного стандарта Российской Федерации;

использует осетинский и русский языки в качестве языков обучения и воспитания;

транслирует национальную культуру, обеспечивает открытость в другие культуры и гарантирует современное политическое, экономическое и социальное развитие нации.

В системе осетинского национального образования с необходимостью должны быть представлены все существующие уровни российского образования.

Учреждения национального дошкольного образования предназначены для гармоничного развития ребенка в соответствии с единым государственным стандартом Российской Федерации на основе овладения осетинской и русской речью.

Базовым учреждением национального образования является одиннадцатилетняя общеобразовательная школа. Осетинская национальная школа построена на принципе реализации государственного стандарта среднего образования Российской Федерации с использованием осетинского и русского языков в качестве языков обучения и изучения. Последовательность, продолжительность и объем использования языков обучения определяются республиканским учебным планом национального образования.

Учреждения начального профессионального образования обеспечивают подготовку специалистов рабочих профессий с полным средним образованием для промышленности, сельского хозяйства и сферы услуг.

Учреждения среднего, высшего и дополнительного профессионального (педагогического) образования берут на себя подготовку и переподготовку кадров для системы осетинского национального образования.

Для научно-методической поддержки учреждений национального образования создаются специальные научные подразделения и временные научно-исследовательские коллективы.

Цели и приоритеты осетинского национального образования


Целями осетинского национального образования являются:

Постоянное воспроизводство и развитие национальной культуры и родного языка как необходимых инструментов социализации подрастающих поколений и важнейшей основы жизнедеятельности осетинской нации.

Развитие образовательного и профессионального потенциала Осетии, воспитание молодежи, подготовленной к ответственной и продуктивной интеллектуальной, организаторской, производственной деятельности в социокультурных условиях Осетии-Алании, Кавказа, России.

Формирование всесторонне и гармонически развитой личности, осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе осетинской национально-культурной традиции, ценностей российской и мировой культуры; личности, способной к творческому саморазвитию в поликультурном открытом мире.

Достижение указанных целей обеспечивается следующими приоритетами образовательной политики Республики Северная Осетия-Алания:

сохранение целостности цивилизационного и образовательного пространства России;

гуманистический, светский и поликультурный характер образования;

ответственность государства за получение детьми полноценного образования;

научная основа содержания образования и принципов воспитания;

приобщение учащихся к духовному наследию своего народа; сохранение этнокультурной самобытности, традиционной и профессиональной национальной культуры;

вариативность выбора родителями образовательного пути ребенка;

ориентация на высокий уровень подготовленности выпускников школы к жизни в условиях федеративного государства и современной цивилизации;

предоставление личности широких возможностей для последующей самореализации, социального роста, повышения качества жизни;

формирование морально-этических стереотипов и воспитание трудовых навыков, необходимых для активной; профессиональной деятельности;

создание условий для сохранения и развития сотрудничества всех этнокультурных групп населения, образующих единое социальное, экономическое и политическое сообщество Осетии-Алании;

формирование национально-культурной и гражданской идентичности человека в контексте современного мирового самосознания.

Содержание осетинского национального образования


Содержание осетинского национального образования сохраняет общие принципы системности российского образования, в том числе определение обязательного минимума содержания и требований к подготовке учащихся как на всех уровнях и ступенях образования, так и по всем предметам и предметным областям.

В системе осетинского национального образования федеральный и национально-региональный компоненты совмещаются на основе принципов идейно-тематического единства и толерантности, содержательного соответствия и системности, значимости и научной объективности, воспитательного воздействия и учета личного опыта учащихся.

Вместе с тем интересы социального и культурного развития, потребности модернизации Осетии предполагают создание содержательно целостной системы национального образования, дающей ребенку возможность усвоения как родной культуры, так и культуры общероссийской и мировой. Открытость осетинского национального образования должна обеспечиваться на каждом учебном уровне принципами поликультурности и полилингвальности на диалоговой межкультурной основе.

В этом смысле содержание осетинского национального образования включает в себя три взаимосвязанных компонента:

национальный, то есть обеспечивающий человеку возможность самоидентифицироваться как представителю осетинской национально-культурной традиции;

межкультурный, то есть создающий условия для вступления личности в равноправный диалог с имеющимся инокультурным окружением;

общечеловеческий, то есть обеспечивающий включенность личности в мировые общецивилизационные процессы.

Учебные предметы в той или иной степени должны совмещать национально-культурную ориентацию, региональные особенности и общероссийские, общечеловеческие идеалы.

Межкультурный компонент осетинского национального образования необходимо строить прежде всего на изучении культуры и истории народов Кавказа и России.

Важнейшими критериями качества и конкурентоспособности осетинского национального образования являются системность, фундаментальность и практическая ориентация. Задача особой важности -качественная подготовка учащихся в области естественных и математических наук. Только функциональная грамотность (владение современной техникой, языками и т.п.) позволяет современному человеку осваивать социальную и природную среду, активно работать в условиях интенсивной экономики и постиндустриальной, информационной цивилизации, стать гражданином мира в широком смысле.

Языки обучения в системе осетинского национального образования


Фундаментальным принципом функционирования системы осетинского национального образования является использование осетинского языка в качестве языка обучения и изучения. Ведущая роль русского языка в российском образовательном пространстве, в общественно-политической, хозяйственной и духовной жизни федеративного государства предопределяет его первостепенную важность в качестве одного из языков обучения и изучения в осетинской школе.

Система осетинского национального образования строится на принципе паритетного двуязычия в школьном обучении и углубленного изучения иностранных языков. Такой подход совмещает сохранение фундаментальных образовательно-воспитательных функций осетинского языка со специфическим усилением роли русского языка, который становится активным посредником в функционировании родного языка и действенным катализатором диалога культур.

Функциональное двуязычие, то есть преподавание части предметов на родном, части - на русском языках, дополняется различным соотношением языков обучения на разных образовательных ступенях. Родному языку уделяется больше внимания на начальной стадии обучения. На старшей, профильной ступени школы в качестве языка обучения наряду с русским и осетинским языками может быть использован также английский язык, поскольку практическое владение им (в частности, для работы в глобальных компьютерных сетях) становится насущной потребностью современного человека.

Такое соотношение языков обучения создает условия для гармоничного самоопределения личности в национально-культурном, гражданском и общецивилизационном измерениях, задаваемых социокультурными и общественно-политическими ориентирами российского образования.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»