В целях стимулирования инвестиционного процесса и оптимизации системы государственных расходов следует рассмотреть вопрос о внедрении новых принципов выделения финансовой поддержки предприятиям различных форм собственности <79>. Финансовая поддержка может выделяться в целях софинансирования затрат на реализацию инвестиционных проектов, а также на осуществление иных стратегических задач (помощь госпредприятиям, находящимся в сложных финансовых условиях, налоговое стимулирование отдельных секторов экономики).
Ключевые требования к мероприятиям по выделению финансовой помощи предприятиям:
финансирование должно осуществляться в рамках соответствующей региональной отраслевой программы или проекта, утвержденных правительством региона;
осуществление оценки соответствия стратегий предприятий Стратегии и Программе социально-экономического развития республики;
требование предоставления качественных показателей реализации проектов, которым предоставляется финансовая помощь (экономический, социальный эффект <80>, срок окупаемости, бюджетные поступления от реализации проекта). Качественные показатели должны содержать информацию о результатах финансовой помощи в абсолютных единицах объема продаж, стоимости, количества вновь созданных рабочих мест и т.д.
Обязательное условие к внедрению системы финансовой помощи предприятий - наличие прозрачной информационной системы о выделении финансовых средств из регионального бюджета. Такая информационная система может включать следующие элементы:
ежегодно утверждаемая в составе бюджета региона программа субсидирования предприятий на следующий год;
ежегодно утверждаемый Правительством республики отчет об исполнении программы за предыдущий год с разбивкой по каждому получателю средств и отчет о результативности и эффективности программы субсидирования предприятий за предыдущий год;
ежегодная подготовка и предоставление в законодательное собрание республики пояснительной записки об эффективности субсидирования на основе отчета о результативности и эффективности программы субсидирования предприятий за предыдущий год;
публикация проекта программы субсидирования, утвержденной программы, а также отчетов об исполнении и эффективности программы в СМИ и на официальном сайте правительства в Интернете;
публикация в СМИ и на официальном сайте правительства субъекта РФ в Интернете информации о проводимых конкурсах на получение субсидий.
________________
<79> Актуальность вопроса об изменении принципов финансового стимулирования предприятий региона подтверждается данными об отрицательной эффективности налоговых льгот, предоставляемых различным предприятиям республики: в 2006 г. объем недополученных доходов превысил увеличение доходов бюджета в связи с предоставлением налоговых льгот на 151,4 млн. рублей.
<80> Бюджетная эффективность - оценка суммы обусловленных субсидированием увеличения доходов и снижения расходов бюджета субъекта РФ.
Социальная эффективность - оценка разницы между расчетным (фактическим) значением показателя социальной результативности по заданному критерию, достигнутого вследствие бюджетного субсидирования, и расчетным значением показателя социальной результативности по заданному критерию в случае бюджетного субсидирования.
Экономическая эффективность включает в себя оценку объема реализации продукции, конкурентоспособности, стоимости продукции, финансового результата, показателей долговой нагрузки, показателей качества активов.