Действующий

О СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ ДО 2025 ГОДА (с изменениями на: 19.06.2017)

3.2.2.1 Реформирование системы профессионального образования


В кратко- и среднесрочной перспективе наиболее дефицитными на рынке труда будут рабочие с начальным профессиональным образованием, но через 5 - 7 лет данная тенденция существенно изменится в силу завершения модернизации базовых производств и переход их на новую технологическую платформу: потребность в специалистах с начальным профессиональным образованием будет сокращаться, но требования к практической ориентации среднего и высшего профессионального образования будут расти. С целью преодоления десинхронизации рынка труда и рынка образовательных услуг должны быть реализованы следующие группы мероприятий:

a. Поддержка системы подготовки кадров по приоритетным для рынка труда специальностям (приобретение оборудования, литературы, выплата повышенных стипендий и прочее);

b. Привлечение работодателей к управлению учебными заведениями профобразования (наблюдательные советы, участие в разработке программ и прочее);

c. Модернизация системы учебных заведений (переход к клиенто-ориентированным структурам, внедрение бюджета, ориентированного на результат), содействие обновлению материально-технической базы учреждений профессионального образования, предоставление региональных преференций и льгот предприятиям, активно поддерживающим учреждения профессионального образования (прежде всего, участвующих в обновлении материально-технической базы). При этом должна происходить оптимизация сети начального и среднего профессионального образования в регионе. Основными факторами, учитывающимися при оптимизации сети, должны стать:

дублирование специальностей в учреждениях профессионального образования;

динамика численности выпускников школ и прогноз динамики численности выпускников школ на среднесрочную перспективу (5 - 7 лет);

транспортная доступность учреждения начального образования для учащихся из других районов (или наличие общежития для учащихся из других районов);

материально-техническая база учреждения начального образования и кадровый потенциал;

экономическое состояние муниципального образования;

поднятие престижа учреждений начального и среднего профессионального образования посредством перевода части их в статус учреждений среднего профессионального образования с организацией двухуровневой подготовки кадров (начальное профессиональное образование, среднее профессиональное образование).

d. Модернизация системы высшего образования (что крайне необходимо для развития инновационной специализации региона):

увеличение объема исследовательских и инновационных проектов, реализуемых в базовом учреждении высшего образования (МГУ им. Огарева), в том числе по внешним заказам: создание исследовательского парка в университете, проведение студенческого конкурса инновационных проектов (с участием региональной власти и ведущих предприятий), участие в технологическом прогнозировании (форсайте) представителей университета, интеграция образовательной и научно-исследовательской деятельности;

расширение "географии" абитуриентов и увеличение доли абитуриентов из других регионов Российской Федерации: реализация активной маркетинговой стратегии, формирование представительской и партнерской сети (с учреждениями среднего профессионального образования, с общеобразовательными учреждениями) за пределами региона (прежде всего, по основным направлениям подготовки специалистов), улучшение условий проживания студентов;

усиление кооперации вузов и предприятий реального сектора: создание нового попечительского совета (включающего руководителей предприятий, активно сотрудничающих с вузом), формирование совместных исследовательских лабораторий и базовых кафедр, реализация программы "Целевая практика", направленной на повышение эффективности ее прохождения и т.д.;

реализация кадровых программ в учреждениях высшего профессионального образования, направленных на привлечение молодых специалистов к исследовательской деятельности, молодых ученых из других регионов.