ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 22 октября 2008 года № 502-ПП
_______________________________________________________________________________
Утратило силу с 17.02.2010 на основании
постановления Правительства Мурманской области от 03.02.2010 № 36-ПП
______________________________________________________________________________
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, федеральными законами от 24.04.2008 № 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве" и от 24.04.2008 № 49-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об опеке и попечительстве" Правительство Мурманской области постановляет:
1. Внести в Положение об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних недееспособных или не полностью дееспособных граждан, а также совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, утвержденное постановлением Правительства Мурманской области от 18.01.2008 № 4-ПП, изменения и изложить его в новой редакции (прилагается).
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 сентября 2008 года.
Первый заместитель Губернатора Мурманской области
А.Макаров
ПОЛОЖЕНИЕ
об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних недееспособных или ограниченно дееспособных граждан, а также совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности
Настоящее Положение определяет порядок организации и осуществления на территории Мурманской области деятельности по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, а также совершеннолетних дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности.
Основные понятия, применяемые в настоящем Положении, по своему содержанию соответствуют понятиям, используемым в федеральном законодательстве и законодательстве Мурманской области, регулирующем отношения в сфере опеки и попечительства.
Положения, относящиеся к правам, обязанностям и ответственности опекунов и попечителей, применяются к учреждениям и организациям, в которые помещены на постоянной или временной основе совершеннолетние недееспособные или ограниченно дееспособные граждане, а также совершеннолетние дееспособные граждане, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности (лечебные учреждения системы здравоохранения, учреждения системы социальной защиты населения, другие учреждения и организации).
1.1. Осуществление функций по опеке и попечительству в отношении совершеннолетних недееспособных или ограниченно дееспособных граждан, а также совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, в Мурманской области возлагается на исполнительный орган государственной власти в сфере социальной защиты населения (далее - уполномоченный орган) и его территориальные органы социальной защиты населения (далее - органы опеки и попечительства).
1.2. Уполномоченный орган в своей деятельности взаимодействует с:
- федеральными органами государственной власти;
- исполнительными органами государственной власти Мурманской области;
- органами местного самоуправления муниципальных образований Мурманской области;
- учреждениями системы здравоохранения, другими организациями, в которые помещены на постоянной либо временной основе недееспособные или ограниченно дееспособные граждане, иными учреждениями и организациями.
2.1. Основными задачами деятельности органов опеки и попечительства являются:
- обеспечение своевременного выявления и учета лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;
- принятие своевременных мер по установлению и снятию опеки и попечительства, помещению граждан в соответствии с действующим законодательством в учреждения системы здравоохранения и социальной защиты населения;
- защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и граждан, находящихся под опекой или попечительством;
- обеспечение достойного уровня жизни граждан, находящихся под опекой или попечительством;
- обеспечение исполнения опекунами или попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий;
- контроль за деятельностью опекунов или попечителей, а также учреждений, в которые помещены совершеннолетние недееспособные или ограниченно дееспособные граждане;
- контроль за сохранностью и управлением имуществом лиц, находящихся под опекой, попечительством или помещенных в соответствии с законодательством в учреждения системы здравоохранения или социальной защиты населения, а также граждан, признанных в установленном законом порядке безвестно отсутствующими.
2.2. Основные принципы деятельности органов опеки и попечительства:
- свободное принятие гражданином обязанностей по опеке или попечительству и свободный отказ от исполнения опекуном или попечителем своих обязанностей;
- подконтрольность деятельности опекунов или попечителей и органов опеки и попечительства;
- обеспечение максимальной защиты прав и законных интересов подопечных.
2.3. Органы опеки и попечительства как законные представители граждан в процессе осуществления функций по опеке и попечительству имеют право запрашивать и безвозмездно получать необходимую информацию у всех органов и организаций, владеющих данной информацией, независимо от их форм собственности.
В целях организации взаимодействия органов опеки и попечительства, учреждений здравоохранения, социальной защиты населения и иных органов и организаций, участвующих в осуществлении деятельности по опеке и попечительству и выработке согласованных решений, при органах опеки и попечительства приказами их руководителей создаются комиссии (советы) по опеке и попечительству, утверждаются положения о комиссиях и их состав (примерное положение о комиссии представлено в приложении № 1).
Координация и управление деятельностью в сфере опеки и попечительства осуществляется исполнительным органом государственной власти Мурманской области, осуществляющим управление в сфере социальной защиты населения, который в соответствии со своими полномочиями:
- координирует деятельность уполномоченных органов опеки и попечительства;
- осуществляет подготовку проектов законов и иных нормативных правовых актов Мурманской области по вопросам осуществления опеки и попечительства;
- запрашивает необходимую информацию, обобщает и анализирует результаты деятельности органов опеки и попечительства,
- информирует органы государственной власти Мурманской области о состоянии дел в сфере защиты прав и интересов совершеннолетних недееспособных или ограниченно дееспособных граждан, а также совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности;
- осуществляет управление, консультативное и методическое обеспечение деятельности по опеке и попечительству на территории Мурманской области в отношении совершеннолетних недееспособных или ограниченно дееспособных граждан, а также совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности;
- организует работу по повышению квалификации кадров органов опеки и попечительства, работников учреждений системы социальной защиты населения, проводит учебные мероприятия, конференции и семинары по вопросам опеки и попечительства в отношении недееспособных или ограниченно дееспособных граждан, а также совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности;
- осуществляет контроль за соблюдением действующего законодательства, выполнением органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий по опеке и попечительству в отношении недееспособных или ограниченно дееспособных граждан, а также совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности;
- получает от органов опеки и попечительства необходимую информацию по вопросам опеки и попечительства в отношении недееспособных или ограниченно дееспособных граждан, а также совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности;
- осуществляет подготовку проектов нормативных правовых актов Мурманской области, регулирующих порядок осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении недееспособных или ограниченно дееспособных граждан, а также совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности;
- осуществляет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством.
Органы опеки и попечительства в отношении совершеннолетних недееспособных или ограниченно дееспособных граждан:
- осуществляют выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;
- проводят обследование материально-бытового положения лиц, нуждающихся в опеке или попечительстве, с составлением акта, который заверяется подписями лиц, проводящих обследование;
- организуют совместно с органами здравоохранения медицинское освидетельствование (переосвидетельствование) совершеннолетних недееспособных или ограниченно дееспособных граждан и обеспечивают необходимые лечебно-профилактические, медико-социальные мероприятия;
- принимают решение и осуществляют помещение лиц, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, в психиатрические или психоневрологические учреждения системы здравоохранения и социальной защиты населения на полное государственное обеспечение;
- при необходимости совместно с органами местного самоуправления решают вопросы помещения граждан в учреждения здравоохранения и социальной защиты населения;
- подбирают граждан, способных к выполнению обязанностей опекуна или попечителя;
- направляют граждан, желающих стать опекунами или попечителями, в медицинские учреждения для прохождения медицинского обследования и получения справок о состоянии здоровья;
- готовят материалы, необходимые для установления опеки или попечительства, назначения опекуна или попечителя, а также для освобождения или отстранения опекуна или попечителя от выполнения возложенных на него обязанностей;
- назначают опекунов и попечителей в течение одного месяца со дня, когда органам опеки и попечительства стало известно о необходимости установления опеки и попечительства над гражданином. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна или попечителя. Если лицу, нуждающемуся в опеке или попечительстве, в течение месяца не назначен опекун или попечитель, исполнение обязанностей опекуна или попечителя возлагается на орган опеки и попечительства;
- освобождают, отстраняют опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей в соответствии со статьей 39 Гражданского кодекса Российской Федерации;
- прекращают опеку или попечительство в соответствии со статьей 40 Гражданского кодекса Российской Федерации;
- ведут учет лиц, в отношении которых установлена опека или попечительство;
- должностные лица органа опеки и попечительства осуществляют представительство в суде от имени органа опеки и попечительства на основании доверенности, заверенной подписью руководителя и печатью территориального органа социальной защиты населения;
- представляют интересы недееспособных или ограниченно дееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами, а также в судебных органах, если действия опекунов или попечителей по представительству интересов подопечных противоречат действующему законодательству или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту подопечных;
- при необходимости постоянного управления недвижимым и ценным движимым имуществом подопечного, заключают договор доверительного управления таким имуществом;
- в установленном законом порядке осуществляют защиту имущественных и личных неимущественных прав и интересов подопечных;
- дают разрешение на расходование опекуном или попечителем в интересах подопечного доходов подопечного, в том числе сумм алиментов, пенсий, пособий и иных предоставляемых на его содержание социальных выплат, а также доходов, причитающихся подопечному от управления его имуществом, за исключением доходов, которыми подопечный вправе распоряжаться самостоятельно;
- дают разрешение на совершение сделок по отчуждению, в том числе по обмену или дарению имущества подопечного, сдаче его внаем (в аренду), в безвозмездное пользование или в залог, сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав, раздел его имущества или выдел из него долей, а также любых других сделок, влекущих уменьшение имущества подопечного;
- осуществляют не реже двух раз в год проверку условий жизни подопечных, соблюдения опекунами или попечителями прав и законных интересов подопечных, а также сохранности имущества подопечных, по результатам контрольного обследования условий жизни подопечного составляют акт, который заверяется подписями лиц, проводящих обследование, опекуном или попечителем, по возможности подопечным и подшивается в личное дело подопечного;
- направляют в налоговые органы по месту жительства подопечного в срок не позднее пяти дней со дня принятия соответствующего решения сведения об установлении опеки над физическими лицами, признанными судом недееспособными, об опеке, попечительстве и управлении имуществом физических лиц, ограниченных судом в дееспособности, дееспособных физических лиц, над которыми установлено попечительство в форме патронажа, а также о последующих изменениях, связанных с опекой, попечительством или управлением имуществом;
- рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам опеки и попечительства;
- в случаях, предусмотренных действующим законодательством, принимают иные решения в отношении совершеннолетних недееспособных и ограниченно дееспособных граждан, дают заключения и рекомендации, а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные действующим федеральным и региональным законодательством.
6.1. Заявление об установлении опеки или попечительства подается лицами, желающими осуществлять опеку или попечительство, в орган опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке или попечительстве (приложение № 2).