ЗАКОН
ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
от 08 сентября 2008 года N 810-ОЗ
ОБ ОБЛАСТНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009-2013 ГОДЫ"
Принят областным Советом народных депутатов 29 августа 2008 года
{Утратил силу: Закон Орловской области от 07.12.2012 г. N 1438-ОЗ; НГР: ru57000201201190}
{Изменения и дополнения:
Закон Орловской области от 17.03.2009 г. N 880-ОЗ; НГР: ru57000200900068
Закон Орловской области от 08.09.2009 г. N 960-ОЗ; НГР: ru57000200900347}
Утвердить областную целевую программу "Улучшение условий и охраны труда в Орловской области на 2009-2013 годы" согласно приложению.
Настоящий Закон вступает в силу с момента его официального опубликования.
Губернатор
Орловской области
Е.С. Строев
г. Орел
08 сентября 2008 года
N 810-ОЗ
ОБЛАСТНАЯ ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА УЛУЧШЕНИЕ УСЛОВИЙ И ОХРАНЫ ТРУДА В ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2009-2013 ГОДЫ"
http://dostup.scli.ru:8111/content/ngr/RU0000R200102414.html | |
http://192.168.1.50:8080/content/ngr/RU57DMJ200900347.doc | |
http://192.168.1.50:8080/content/ngr/RU57DMJ200900347.doc | |
http://192.168.1.50:8080/content/ngr/RU57DMJ200900347.doc | |
2010 г. - 21405 тыс. руб., в т.ч. областной бюджет - 975 тыс. руб., прогнозируемые объемы дополнительного финансирования - 20430 тыс. руб.; | |
Основу экономического благополучия любой организации составляет труд её работников, поэтому проблемы регулирования человеческих отношений в трудовой сфере являются важнейшими элементами эффективного управления производством. Смена общественно-экономических условий производства, развитие рыночных отношений в последние годы в нашей стране существенно изменили место и роль всех аспектов в организации труда, включая охрану труда.
Действующая в Орловской области система управления охраной труда позволила стабилизировать положение дел в сфере условий и охраны труда.
6 февраля 2006 г. принят Закон Орловской области N 572-ОЗ "Об охране труда в Орловской области", который позволил законодательно закрепить полномочия органов исполнительной власти по государственному управлению охраной труда на территории области.
В целях вовлечения органов местного самоуправления в систему государственного управления охраной труда 9 января 2008 г. принят Закон Орловской области N 738-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления Орловской области отдельными государственными полномочиями в сфере трудовых отношений".
Для более широкого привлечения органов исполнительной государственной власти области и местного самоуправления, работодателей и их объединений, органов государственного надзора и контроля, профсоюзов и их объединений к активной работе по созданию здоровых и безопасных условий труда на каждом рабочем месте указом Губернатора Орловской области начиная с 2005 года организовано проведение ежегодного областного смотра-конкурса на лучшее состояние условий и охраны труда среди организаций и муниципальных образований области.
Существенный вклад в дело улучшения условий и охраны труда на производстве вносит также проведение органами местного самоуправления ежегодных смотров-конкурсов состояния условий и охраны труда в организациях.
Целенаправленно работает областная межведомственная комиссия по охране труда, деятельность которой обеспечивает тесное взаимодействие органов исполнительной государственной власти области с органами государственного надзора и контроля, объединениями профсоюзов и работодателей, органами местного самоуправления по проведению государственной политики в сфере охраны труда на территории области.
Аналогичные комиссии созданы и активно работают во всех муниципальных образованиях области.
Начиная с 2001 года Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Орловский государственный аграрный университет" ведет подготовку кадров по специальности "Безопасность технологических процессов и производств". Состоялось три выпуска 69 специалистов, которые в основном работают инженерами по охране труда в организациях области. В текущем году начинается подготовка по специальности "Безопасность жизнедеятельности в техносфере" в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Орловский государственный технический университет".
Большое значение в совершенствовании работы по сохранению жизни и здоровья работников организаций в процессе трудовой деятельности занимает реализация целевых программ улучшения условий и охраны труда, которые разрабатываются в области с 1998 года и являются важнейшей составной частью многогранной работы всех заинтересованных органов по обеспечению здоровых и безопасных условий труда работающих.
В текущем году завершается реализация очередной Программы на 2006-2008 годы.
В рамках реализации Программы за 2006-2007 годы выполнено более 90% намеченных мероприятий, на эти цели направлено свыше 38 млн. рублей, что составляет 129% к запланированному объему финансирования. Из средств областного бюджета направлено более 500 тыс. рублей.
Значительная работа проделана по освоению средств Фонда социального страхования Российской Федерации. За счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за последние два года на проведение углубленных медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами, выделено 15,4 млн. рублей; углубленные медосмотры прошли более 27 тыс. человек.
За 2006-2007 годы 233 организации получили право на финансирование предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации на общую сумму 18.4 млн. рублей. Эти средства были использованы на проведение аттестации рабочих мест по условиям труда, приобретение сертифицированных средств индивидуальной защиты и санаторно-курортное оздоровление работников, занятых на работах с вредными и опасными производственными факторами.
Работа, проводимая органами исполнительной государственной власти области, органами местного самоуправления, органами государственного надзора и контроля, профсоюзами и работодателями, в том числе в рамках реализации Программы, позволила в последние годы добиться устойчивой тенденции снижения уровня производственного травматизма.
Общее число пострадавших от несчастных случаев на производстве в 2007 году сократилось по сравнению с 2005 годом на 11%, а количество работников, получивших на производстве смертельные и тяжелые травмы, снизилось соответственно на 24% и 29%.
Работодатели стали больше выделять средств на мероприятия по охране труда. В 2007 году, по данным органов госстатистики, на эти цели в организациях области в расчете на одного работника израсходован 3331 рубль, что в 1,9 раза выше уровня 2005 года.
Вместе с тем положение дел с условиями труда работников организаций области остается сложным.
По данным органов госстатистики, на конец 2007 года в обследованных организациях, осуществляющих деятельность по добыче полезных ископаемых, в обрабатывающих производствах, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, в строительстве, на транспорте и в связи, со среднесписочной численностью работников 73,8 тыс. человек в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, работали 15,9 тыс. человек (21,6% к списочной численности). Наибольшее число работников, занятых в таких условиях, работали в следующих производствах: производство кожи, изделий из кожи и производство обуви (62,5% от списочной численности), производство прочих неметаллических минеральных продуктов (58,6%), металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (43,4%), химическое производство (42,5%).
Численность работников, которые пользовались хотя бы одним видом компенсаций за работу в неблагоприятных условиях труда, составила 21,4 тыс. человек, или 29%. Наибольший их удельный вес отмечался в производстве резиновых и пластмассовых изделий (58,7% от списочной численности), производстве прочих неметаллических минеральных продуктов (58,6%), металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий (56,8%), химическом производстве (42,5%) и производстве транспортных средств и оборудования (42,3%).
Право на досрочное пенсионное обеспечение в связи с неблагоприятными условиями труда имели 11,7% работников от их общего количества по учитываемым отраслям, а в таких видах экономической деятельности, как металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, химическое производство, производство резиновых и пластмассовых изделий, этот показатель составляет от 28% до 41%.
Расходы организаций на компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда и средства индивидуальной защиты составили в 2007 году более 170,5 млн. рублей. В среднем на одного работника, пользующегося правом соответствующего вида компенсации, приходилось 1904 рубля.
Высоким ещё остается уровень производственного травматизма.
Такое положение объясняется наличием целого комплекса экономических, социальных и правовых проблем. Анализ состояния условий и охраны труда в организациях Орловской области, проводимый по данным органов госстатистики, государственной инспекции труда в Орловской области, Орловского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации, показывает, что основными причинами высокого уровня производственного травматизма и большого числа работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, являются:
1) несовершенство правовых, организационно-экономических и социальных механизмов регулирования;
2) недостаточное финансирование работодателями мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
3) низкие темпы проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в организациях области;
4) недостатки в организации обучения и проверки знаний требований охраны труда работников, включая руководителей и специалистов;
5) отсутствие действенного экономического механизма, побуждающего работодателей заниматься вопросами обеспечения здоровых и безопасных условий труда;
6) отсутствие ведомственного и ослабление общественного и государственного контроля за соблюдением законодательства в области охраны труда;
7) недостаточная информированность работодателей и работников по вопросам условий и охраны труда.
Между тем мировой и отечественный опыт показывает, что здоровый и безопасный труд работников - это основной путь к повышению производительности труда, росту экономики и благосостояния членов любого коллектива. Неудовлетворительное состояние охраны труда ведет к снижению производительности труда как из-за потерь, связанных с травматизмом и заболеваемостью, множеством серьезных прямых и косвенных последствий для жизни работников, их семей и работодателей, так и из-за снижения мастерства исполнителей. Неудовлетворительные условия труда вызывают рост текучести персонала, снижают престиж и конкурентоспособность организаций.
Правовое регулирование в данной сфере осуществляется на основе Трудового кодекса Российской Федерации, законов Орловской области от 17 марта 2009 г. N 879-ОЗ "О Правительстве и системе органов исполнительной государственной власти Орловской области" и от 6 февраля 2006 г. N 572-ОЗ "Об охране труда в Орловской области".(В редакции Закона Орловской области от 08.09.2009 г. N 960-ОЗ)
Указом Президента Российской Федерации от 9 октября 2007 г. утверждена Концепция демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года, в рамках реализации которой на федеральном уровне разрабатывается и будет реализована Программа действий по улучшению условий и охраны труда. Одним из блоков указанной Программы будет разработка и реализация региональных и отраслевых программ улучшения условий и охраны труда.
Целесообразность решения указанных проблем программно-целевым методом посредством выработки и проведения системы программных мер, ориентированных на достижение установленной цели, подтверждается актуальностью вопросов улучшения условий и охраны труда работников организаций области.
Включение в программную разработку вопросов улучшения условий и охраны труда работников организаций одновременно дает возможность решить следующие задачи социально-экономического развития Орловской области. (В редакции Закона Орловской области от 08.09.2009 г. N 960-ОЗ)
1) повышение социально-экономического и научно-технического потенциала области;
2) формирование оптимальной территориальной и отраслевой структуры экономики области и её развитие в соответствии с единой государственной и (или) областной политикой;
3) другие задачи, способствующие повышению уровня жизни населения области.
Применение программно-целевого метода позволит обеспечить комплексное регулирование наиболее острых и проблемных вопросов в сфере охраны труда, а также совершенствование региональной системы управления охраной труда на основе:
1) определения целей, задач, состава и структуры мероприятий и ожидаемых конечных результатов;
2) концентрации материальных, финансовых, трудовых и научных ресурсов на выполнении мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам по реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда;
3) повышения эффективности государственного управления в сфере охраны труда и результативности использования бюджетных ресурсов.
Вопросы улучшения условий и охраны труда актуальны для всех организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, всех муниципальных образований области.
При отсутствии Программы прогнозируется рост числа пострадавших в результате несчастных случаев на производстве и работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, что приведет к ухудшению социально-экономических показателей, дополнительным моральным и материальным потерям работников и работодателей. Деятельность всех заинтересованных органов, ведомств и организаций региона в сфере охраны труда не будет в должной мере эффективной без их комплексного программного развития и стимулирования, выполнения определенной системной совокупности скоординированных по срокам, целям и ресурсам мероприятий.
Осуществление единичных и разрозненных мер по улучшению условий и охраны труда работников организаций, включая государственную поддержку, может обеспечить только кратковременный и нестабильный положительный эффект, который не устранит имеющиеся негативные факторы и будет нивелирован в долгосрочной перспективе. При этом произойдет нецелесообразное и неэффективное расходование бюджетных средств.
Без использования программно-целевого метода высока вероятность несоответствия заявленной цели и задач по улучшению условий и охраны труда работников результатам, достигаемым в процессе их реализации. Таким образом, при отсутствии Программы, которая является важнейшим инструментом реализации основных направлений государственной политики в области охраны труда и позволяет планомерно проводить работу в сфере обеспечения здоровых и безопасных условий труда работающих, невозможно достижение запланированных показателей, а следовательно, существующие проблемы в области охраны труда не будут устранены, и стоящие задачи по улучшению условий и охраны труда работников организаций области не найдут своего решения. При этом возможны следующие непрограммные варианты решения проблем охраны труда, сопряженные с определенными рисками: